Урок музыки «Музыкальные образы в творчестве Л.Бетховена»
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
Развернутый план-конспект урока музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_7_kl.docx | 20.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развернутый план-конспект
урока музыки
« МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.БЕТХОВЕНА»
7 класс
Подготовила: Цыганова О.С.
учитель музыки
МОУ «Ялгинская СОШ»
Тип: получение новых знаний
Форма: урок-размышление.
Художественно-педагогическая идея: «Искусство Л. Бетховена не ведает границ: ни во времени, ни в пространстве, ни в гигантской силе воздействия на людей». (Д. Шостакович)
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с симфоническими произведениями Бетховена; создать условия для свободных высказываний (рассуждений, предположений) учащихся, развитие творческого мышления учащихся в процессе восприятия музыкальных произведений.
Планируемы результаты:
Предметные : научиться слушать и анализировать музыкальные произведения Бетховена; отмечать и определять в произведениях музыкальные образы; развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования.
Метапредметные:
Познавательные: внимательно слушают и формируют ответы на вопросы, самостоятельно решают творческие задания, развивают логическое мышление.
Коммуникативные: развитие диалоговой формы общения.
Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивают результаты деятельности.
Методы:
- метод рассуждающего изложения;
- метод диалогического изложения;
- репродуктивный;
- практический;
- объяснительно-побуждающий;
-частично-поисковой.
Музыкальный материал:
1) Бетховен «Симфония №3» ( 1-ая часть)
2) Бетховен «Соната №14»
3) Бетховен «Симфония №9»
4) Фрагмент видеоролика о Бетховене
5 «Атланты» А. Городницкий
6) «Быть человеком» Ю. Мигуля
Оборудование:
1. Компьютер;
2. Экран;
3. Доска;
4. Карточки.
На доске:
Портрет композитора и эпиграф:
«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты». Л. Бетховен
Сценарий урока:
I. Постановка учебной задачи.
Проблемные вопросы:
- Возможно ли человеку, не связанному с искусством, правильно понять то или иное произведение искусства?
- Какими качествами необходимо обладать человеку, чтобы ощутить от прослушанного или увиденного произведения эмоциональное воздействие?
У.: Сегодня я приглашаю вас окунуться в мир прекрасного. Этот мир, созданный из звуков, передает нам мысли и чувства очень интересных и талантливых людей-композиторов. (Работа по карточке №1, можно прочитать стихотворение Е. Евтушенко).
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры…
- Как вы поняли это стихотворение?
- Согласны ли вы с такой позицией автора?
Ответы учащихся.
У.: Да, ребята, каждый человек – это целый мир событий, чувств, переживаний. Просто о ком-то мы ничего не знаем, кто-то пытается рассказать нам о себе, ну а творческие люди оставляют нам шедевры. Мы же с вами внимательно вслушиваемся, вчитываемся, всматриваемся в их мир и пытаемся его понять.
- Что такое музыкальный образ?
Задание: составить синквейн со словом образ.
У.: Вот сегодня мы и попробуем поразмышлять над музыкальными образами Л. Бетховена.
II. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-творческого характера.
Просмотр видеоролика о жизни Бетховена.
- Что вы узнали о жизни композитора?
- О каких произведениях шла речь?
- Как отразилась жизнь композитора на его творчестве?
Ответы учащихся.
У.: Да, ребята, жизнь накладывает отпечаток на внешность, характер, поступки человека. Каким же нам представляется Бетховен в раннем периоде его жизни и творчества? Что его волновало и вдохновляло? Какие образы мы можем услышать в его музыке?
- Вспомните самое яркое событие XVIII века? (Революция во Франции).
- Какими качествами обладал Наполеон?
Ответы учащихся.
У.: Бетховен боготворил Наполеона. Ему импонировал бунтарский дух Наполеона, стремление к победе, военный талант. Грандиозная личность Наполеона вдохновила композитора на создание «Симфонии №3».
- Как вы думаете, каким должен быть характер музыки, темп, тембр, лад, динамические оттенки, чтобы передать образ Наполеона? Запишите их себе в тетрадь, сравнив фрагмент музыки со своим предположением.)
1) образ – героический, мужественный, целеустремленный.
- А сейчас мы узнаем Бетховена другой гранью его души.
- Вспомните историю создания «Лунной сонаты».
Ответы учащихся.
У.: Тысячу раз был прав Д. Б. Кабалевский, говоря: « Сколько бы раз ни слушал я эту волшебную музыку, она покоряет своей красотой, глубоко волнует могучей силой воплощенных в ней чувств».
- Во время прослушивания «Сонаты №14» вы поработаете над карточкой №2. В ней даны три образа восприятия этой сонаты.
- Какой из этих образов вам наиболее приемлем? Или вы отдадите предпочтение собственному мнению?
Слушание «Сонаты №14», работа по карточке №2
Ответы учащихся.
2) образ романтический, влюбленный, одинокий.
У.: Да, ребята, судьба уготовила ему тяжелую участь. Трудное детство, героическая, мужественная молодость, неразделенная любовь, глухота. Но \тот больной, одинокий человек дарит людям музыку, радость!..
Стихотворение читает учитель
У.: Бетховен создал 9 симфоний. В последней ( 9 симфонии) звучит финал: «Ода к радости». Какая победа может сравниться с этим?
- Представьте, какой может быть музыка финала.
Ответы учащихся.
Слушание «Ода к радости»
У.: Больной, страдающий, одинокий человек, которому судьба отказала в радости, сам творит радость и дарит ее людям!
3) великий, жизнерадостный образ.
У.: Сегодня мы прикоснулись к жизни и творчеству великого Бетховена.
- Как вы думаете, что нас, людей XXI века, восхищает в творчестве Бетховена? Чем он так близок нам, современен?
Задание: выстроить логическую цепочку.
Бетховен __________________________ современность
Ответы учащихся.
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
« Я называю героями не тех, кто побеждает мыслью и силой, я называю героями тех, кто велик сердцем!» Р. Ролан
«Страждущие души, благородные души, возьмите себе в спутники этого человека» Э. Эррио
В заключении урока исполнение песен «Атланты» (как гимн сильным и благородным людям); «Быть человеком» Ю. Мигуля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по музыке "Музыкальный турнир по творчеству В. Моцарта".
Представлен материал по творчеству В. Моцарта. Урок обобщения и закрепления учебного материала по творчеству В. Моцарта в форме игры-конкурса....
Разнообразие и современность музыкальных образов в творчестве И.С.Баха
Урок посвящён многогранности творчества немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха....
Комплект для открытого урока по музыке "Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"
Сценарий и презентация открытого урока на тему " Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"....
Технологическая карта урок музыки "Музыкальные образы природы Якутии в музыке"
Урок во 2м классе...
Урок музыки «Музыкальные образы в песенном творчестве Ф.Шуберта»
Разработка урока музыки. Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с песенным творчеством Ф.Шуберта; создать условия для свободных высказываний по теме «Музыкальный образ»; спос...
Презентация к уроку музыки "Музыкальный образ и мастерство исполнителя"(Ф.И.Шаляпин)
Краткая биография выдающегося русского певца и главные образы, созданные на сцене....
Презентация к уроку музыки Музыкальный образ и мастерство исполнителя
в презентации представлено творчество Фёдора Шаляпина...