Информационный проект «Апрельская капель» (месяц апрель в поэзии, музыке, живописи.) 5 класс
проект по русскому языку (5 класс) на тему

           Цель проекта – привить учащимся интерес к искусству: поэзии, музыке, живописи; предоставить свою точку зрения в одном из видов искусства; способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.

     Задача проекта: изучить литературу по теме ( познакомиться с биографией  поэтов, музыкантов, художников); познакомиться с историей создания картин и музыкальных произведений о месяце апреле; представить проект.

    Важным принципом для данного проекта является развитие творческого воображения, эмоциональность восприятия, когда материалом обучения и его результатом становится выступления учащихся.

    Планируемый результат – это творческие замыслы учащихся  (сочинение или поэтическое произведение, сценическое исполнение песни о весне, рисунки учащихся).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnyy_proekt.docx23.38 КБ
PDF icon aprelskaya_kapel.pdf2.33 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Апрельская капель» (месяц апрель в поэзии, музыке, живописи.)

           Цель проекта – привить учащимся интерес к искусству: поэзии, музыке, живописи; предоставить свою точку зрения в одном из видов искусства; способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.

     Задача проекта: изучить литературу по теме ( познакомиться с биографией  поэтов, музыкантов, художников); познакомиться с историей создания картин и музыкальных произведений о месяце апреле; представить проект.

    Важным принципом для данного проекта является развитие творческого воображения, эмоциональность восприятия, когда материалом обучения и его результатом становится выступления учащихся.

    Планируемый результат – это творческие замыслы учащихся  (сочинение или поэтическое произведение, сценическое исполнение песни о весне, рисунки учащихся).

                   Осуществление учебного проекта.

Проект « Апрельская капель» построен на ознакомлении изображения месяца апреля в разных жанрах искусства. Учащиеся должны подобрать соответствующую литературу по одному из жанров, изучить её, выбрать подходящие материалы и представить перед классом.

 Исследование ведется по ознакомительно-ориентировочному (информационному) проекту, где каждый участник всегда может получить консультацию у учителя. Основная работа по сбору информации и подготовке ведется во внеклассное время, в школе и дома. На уроке координируется деятельность учащихся.

На первом уроке определяются цели и задачи исследования, состав проектных групп, распределяются задания – сбор информации, определяются результаты работы.

 На втором уроке принимаются отчеты групп по собранной информации, определяются результаты работы.

На третьем уроке анализируется проделанная работа, а  четвертый  урок посвящается презентации проекта, обсуждению и оценке.

Учитель

Ученик

1этап - погружение в проект.

Проанализировать месяц апрель в поэзии ( выбрать стихотворения  русских и коми поэтов) и познакомиться с биографией поэтов;

подобрать самостоятельно музыкальные произведения известных композиторов; просмотреть и подобрать картины русских художников; обратиться к истории названия месяца « апрель».

Учащиеся внимательно знакомятся задачами и проблемами предстоящего урока и выбирают  проблему по своему  интересу.

2 этап - организация деятельности

Формируются  группы по интересам и распределяются роли между ребятами.

1 группа – историки ( сбор материала народной мудрости – это  происхождение месяца , название у разных народов, пословицы и поговорки).

2 группа – литераторы ( знакомятся с биографией поэтов, подбирают стихотворения об апреле русских и коми поэтов).

3. группа – это музыковеды  (знакомятся с классической музыкой, в которой изображен апрель).

4.группа – это художники (подбирают произведения живописи русских художников, изображающие весну, месяц апрель).

3 этап - осуществление деятельности

Консультация и контроль подобранного материала внеурочное время

Просматривают подобранный  материал, консультируются по выбранным текстам, музыкальным произведениям, картинам и выбирают для обобщения своей работы.

4 этап - презентация проекта

Обобщение и резюмирование результатов работы учащихся.

Учащиеся аргументировано излагают свой материал, свои мысли, идеи, анализируют свою работу.

5 этап – оценка работы

Подведение итогов за выполненную работу, оценка умений исследователей.

Взаимооценка учащимися выполненной работы.

Презентация урока « Апрельская капель». Прилагается раздаточный материал.

Эпиграф урока и беседа по нему.

       Стучит в окошко к нам апрель,

       Зовет ватагой шумной

       Полюбоваться бесконечным небом.

       И с восхищением глядеть

       На красоту прибрежных ив,

       Лесов весенних оживленье,

       Ручьев шумящих пенье. ( Кузнецова Даша)

Вопросы: 1. Каким изображен апрель в этом стихотворении?

                 В этом стихотворении апрель светлый, яркий, шумный, проснувшийся после холодной зимы.

                2.Всегда ли постоянна погода в апреле?

Нет, бывают дожди, снег, холодно, иногда даже не верится, что на дворе уже апрель. Но все же природа все равно оживает, радует нас теплом, ярким солнцем, звонкими ручьями.

1.На протяжении всего урока проводится словарная работа, объясняются слова и их лексическое значение  (смотри ниже).

Лазурное (небо) – светло-синий, цвет синевы;

Расцветать – раскрасить в разные цвета, украсить;

Цветень – яркий, разноцветный;

Лощина – долина с пологими склонами;

Половодье – весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда;

Наводнение – затопление суши водой, выступившей из берегов.  

2.Обращаемся к истории слова « апрель».

 Вопрос: Что обозначает название месяца?

У древних римлян – « расцветать»;    у древних славян – «цветень»; у коми народа – « кос му».

Сообщаются приметы апреля, которые в раздаточном материале.

Вывод: Народ был внимательным и примечал все изменения в природе, поэтому можем сказать, что апрель – многоликий, многозвучный, незабываемый, цветущий.

3. Русские и коми поэты также любят апрель, не забывают о нем в своем творчестве.  (Ученики читают подобранные стихотворения И.Бунина, А.Твардовского, С. Попова, С.Куликова, которые напечатаны в раздаточном материале).

Вопрос: Каким увидели поэты месяц апрель?

Апрель в стихотворениях  у коми и русских поэтов живой, цветной, звонкий, яркий, говорливый, непостоянный, им восхищаются, ему радуются.

4.Итог творческой деятельности – это стихотворения, созданные учащимися.

             

               Опять весна! Опять капель!

               Звенят ручьи!  Бегут ручьи!

               Запахла улица весной

               И теплотой  апрельской!  ( Ольга  Сердитова)

  Цветочки распустились,

  Солнышку улыбнулись.

  Бабочки слетелись,

  Птицы разлетелись.

  Муравьишки пробежали

  И дорожку протоптали.  ( Юлия Мокиева)

                                   Птицы с юга прилетели,

                                   Весть прекрасную прислали.

                                   К нам пришел Апрель,

                                   Звонкий принес капель!  (Ольга Дегтярева)

5.Открываем музыкальную шкатулку. Прослушаем отрывки из музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.

 

Учащиеся подобрали  отрывки у Чайковского «Панорама», Вивальди  «Времена года». Весна, Мендельсона « Весенняя песня»  и Штрауса « Звуки весеннего вальса». Прослушав отрывки из произведений, задается вопрос:

Каким вы  услышали  апрель в музыкальных произведениях?

В музыкальных произведениях апрель живой, звонкий, могучий в своей силе. Светит яркое солнце. Прошелестел легкий ветерок, тихонько потревожил ветви деревьев. Зажурчали  голосистые ручейки, защебетали птицы и начали распевать свои хвалебные песни. Над первыми весенними  цветами кружатся бабочки.

 Вдруг все изменилось. Налетел холодный ветер, посыпал колючий снег. Холодно.

А в природе начинает опять все меняться. Вновь засветило солнце,  запели птицы. На реке идет великая работа. Весеннее солнце крушит огромные льды, освобождая  водную гладь ото льда. Весь мир радуется весне.

Закрывая музыкальную шкатулку, исполнила песню «Весна» Маша Бойко.

6.Месяц апрель восхищает  русских художников. Ученики выбрали картины:  И.Левитана « Весна – большая вода», А.Комарова «Наводнение»,  Л.Каменева « Весна»,  Е.Волкова « В лесу».

        Учащиеся подобрали небольшой текст  об апреле (текст в раздаточном материале).

        Вопрос по тексту: О чем говорится в этом отрывке текста?

                                        Каким изображен месяц апрель?

В этом тексте сообщается об апреле, о могучей силе воды, которая может сокрушить все на своем пути. Безудержная мощь воды.

         Рассмотрели картины, отметили красоту весенней природы, колорит, фон, расположение важных деталей.

Вопрос: Что объединяет эти картины?

      Картины известных художников изображают апрель. Они светлые, ясные, много воды.  Большая  вода,  которая не пугает, но она может принести много горя. Учащиеся отмечают, что картина А. Комарова «Наводнение» печальная, так как зайчик попал в беду, но светлый фон картины говорит, что спасение придет и зайчик спасется.

      Учащиеся отмечают, что на дворе весна, апрель. В каждом уголке русской земли все расцветает и оживает. И мы с вами можем в этом убедиться, посмотрев картины наших юных художников ( рисунки детей прилагаются).

        7.Высказывания ребят по выполненной работе.

Мне очень понравилось, получился  урок – праздник. Много трудились и увидели свой результат работы. Оказывается, мы очень талантливые. Надо будет еще раз поработать и приготовить новый урок.

        Эмоциональный заряд, данный ребятами и полученный  от их творчества, дает силы на дальнейшую работу и поиски новых интересных форм проведения уроков.

                     

                         Приложение к уроку  «Апрельская капель».

          Стихотворения коми и русских поэтов( раздаточный материал).

  1.              Апрель.

    Все жарче солнышка лучи.

   Весенние денёчки!

         Бегут, торопятся ручьи,

         И лопаются почки.

         Весну остановить нельзя

         В апрельский день весенний.    (Сергей Куликов)

2.                                       Весна.

   Весенний ветер веет                           И луг зазеленеет.

   И небо голубей                                   И Эжва зашумит.

   Как песни петь умеет                         Вот белая березка

   Весною воробей!                                Очнулась ото сна,

   Снег тает, снег темнеет,                    Сухой земли полоска,

   Сугроб ручьем размыт                      И это все  -- апрель!       (Сергей Куликов)

3.       В апреле.

              Вот пришел зиме конец

              Солнце пригревает.

              На скворечниках скворец

              Песню затевает.

              Неспроста ручей звенел,

              Пел, переливался,

              Лед на речке посинел,

              В дальний путь собрался. ( Серафим Попов)

     

       4.   Догорал апрельский светлый вечер,         Но свежее пахнет зеленями

             По лугам холодный сумрак лег.                Молодой озябший чернозем,

             Спят грачи; далекий шум потока              И струится чище над полями

             В темноте  таинственно заглох.                Звездный свет в молчании ночном…

                                              А весна в зазеленевшей роще

                                             Ждет зари, дыханье затая,---

                                             Чутко внемлет шороху деревьев,

                                             Зорко смотрит в темные поля.        (Иван Бунин)

     5. Прощли дожди, апрель теплеет.                 И тихо дремлет бор зеленый,

         Всю ночь – туман, а по утру                       И в серебре лесных озер ---

         Весенний воздух точно млеет                    Еще стройней его колонны.

         И мягкой дымкою синеет                           Еще свежее сосен кроны

         В далеких просеках в бору.                        И нежных лиственных узор!( И.Бунин)

    6.  Как после мартовских метелей,              Подсушен и взбодрен лесок.

         Свежи, прозрачны и легки,                     Еще одни, другие сутки,

         В апреле --- вдруг порозовели                И под корой проснется сок.

         По – вербному  березняки.                      И зимний пень березовый

         Весенним заморозком чутким                Зальется пеной розовой.   (А.Твардовский)

7. ( текст читается и анализируется перед картиной «Наводнение» А.Комарова)

       Апрель – месяц последнего снега и первой зелени. Про апрель говорят, что он водою славен: проворные ручьи клокочут, поблескивают на солнце, сбегая в лощины и овраги. А там уже вот –вот зашевелится, заревет мутный поток. Половодье! Сколько безудержной мощи, ярости и грохота в этой картине!

      Весна наступает. Но еще нет –нет и посыплет снежок. И все же как зима не злится, а все весне покорится.

8. Народная мудрость об апреле.

      * Апрель с водою --  май с травою.

      * Мокрый апрель – хорошая пашня.

      * Вода на лугу – сено в стогу.

      * Из березы течет много сока – к дождливому лету.

      * Весной береза раньше ольхи лист распускает – лето будет сухое, ольха опередит березу – мокрое.

      * Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ матери в поэзии, музыке и живописи

Литературно-художественный вечер в 10 классе....

Сценарий Апрельская капель

проведение праздника...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Русская природа в поэзии, музыке и живописи».

Конспект предназначен для уроков литературы в 5 классе. Урок дает богатый материал для воспитания у учащихся любви к родной природе, которая не оставляла равнодушными поэтов, музыкантов, художников в ...

Литературная гостиная: Природа Кубани в поэзии, музыке, живописи.

Кубань! Для  каждого человека, живущего на этой прекрасной земле, это слово значит очень много. Мы, кубанские жители, гордимся своей родиной. Кубань – это край необозримых степей, высоких гор, по...

Апрельская капель

Тематическое мероприятие, направленное на развитие творческих способностей воспитанников,закрепление знаний об окружающем мире....

Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи

Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...

Литературно-музыкальная композиция "Весна в поэзии, музыке, живописи"

Занятие предназначено для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ....