"Образы защитников Отечества в музыке, живописи, поэзии" (в рамках преемственности)
план-конспект урока по музыке по теме

Политанская Марина Владимировна

Интегрированное занятие для старших дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему: «Образы защитников отечества в творчестве художников, поэтов, композиторов»

Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ ЦО №1637

Политанская МВ.

                                                               Провели:

 муз. рук – ль Политанская М. В.,

                                                   воспитатели: Тарасова М. В.,

                    Тулейкина М. А.

(занятие дано на методическом объединении 17.02.2011г. район «Перово» ВОУО)

Программное содержание:

Общие педагогические задачи:

По музыкальному воспитанию:

  1. Закреплять знания о русской песне, фольклоре и обычаях русского народа.
  2. Вовлекать в действие всех детей, развивая отзывчивость на музыку разного характера, творческую активность, выдумку, смекалку.
  3. Учить выразительно петь, разыгрывать сценки.
  4. Расширять общую культуру и музыкальный кругозор.
  5. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, создающие образ.

По изобразительной деятельности:

  1. Учить детей передавать в работе образ петушка, используя только основные цвета.    Правильно передать в рисунке строение петушка, его окраску.
  2. Использовать в работе краски только основных цветов (красную, жёлтую и синюю)
  3. Расширять кругозор детей.
  4. Воспитывать у детей эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства.

Предварительная работа:

Ход занятия

Воспитатель:

    -   Прекрасна наша родная земля. Она дарит нам хлеб и воду из родников. Мы любуемся её красотой. Но защитить она себя не может.

Поэтому защита родной земли – обязанность всех, кто на ней живёт: ест её хлеб, пьёт её воду и любуется её красотой. Это очень почётное и высокое звание ЗАЩИТНИК РОДИНЫ.

     - Ребята, а как в старину на Руси называли защитников Отечества?

Дети:

     - Их называли БОГАТЫРИ.

Воспитатель:

     - Ребята, подумайте и скажите – в каких сказках встречаются богатыри?

Дети:

     - Сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»

Воспитатель:

     - А кто написал эти сказки?

Дети: А.С. Пушкин.

На экране – слайд с портретом поэта.

 Далее ожившая картина:

Дети с помощью материала и шумового инструмента демонстрируют колыхание волн и шум прибоя.

Звучит музыка Римского – Корсакова «Богатыри»

На этом фоне ребёнок читает стихи А.С.Пушкина:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой

Разольётся в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

На экране демонстрируется слайд «море».

Потом появляется слайд с картиной Васнецова «Богатыри»

Воспитатель:

   - Ребята, посмотрите внимательно. Это что перед вами?

Дети:

   - Картина.

Воспитатель:

   - А как эта картина называется?

Дети:

   - «Богатыри»

Воспитатель:

   - «Три богатыря». А кто написал эту картину?

Дети:

   - Художник Васнецов.

Воспитатель:

   - А кто такие богатыри?

Дети:

   - Сильные люди.

Воспитатель:

   - Только сильные? Вокруг нас много сильных людей. Значит ли, что они все богатыри?  Давайте не будем торопиться с ответом. Посмотрите внимательно не репродукцию картины русского художника В.М. Васнецова «Богатыри». Кто на ней изображен, как зовут этих богатырей?

Дети:

   - Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Воспитатель:

   - Вам они хорошо знакомы. Скажите все ли они сильные? Попытайтесь на них посмотреть повнимательнее. Приглядитесь к их лицам. Что про них можно сказать. Про их силу, про их лица? Кто из них самый сильный? А что можно сказать про остальных богатырей? Сильны ли они только своей силой?

Дети:

   - Илья – самый сильный. Алёша – хитрый. А Добрыня – добрый.

Воспитатель:

   - Вслушайтесь в слово «богатырь». Оно произошло от слова «богатый», «богом данный дар». Какой же дар дан каждому из них?

Дети:

Илье – сила. Алёше – ум. Добрыне – доброта.

Воспитатель:

Что по вашему важнее этих трёх начал? Нужна ли человеку сила, если нет ума – разума? А ум без доброты что принесёт человеку?

Дети:

   - Зло, несчастье.

Воспитатель:

   - Что же делает человека действительно богатым?

Дети:

   - Всё вместе: и сила, и ум, и доброта.

Воспитатель:

   - Вот это, настоящий богатырь. Какой глубокий смысл вложил художник в свою картину.

     А какие городские ворота нужны чтобы через них могло пройти войско богатырей? Как вы думаете.

Появляется слайд: «Богатырские ворота» эскиз Гартмана.

Дети:

   - Большие, высокие, с толстыми стенами.

Воспитатель:

   - Давайте рассмотрим, какие ворота изобразил художник Гартман.

Художник жил давно в 19 веке и был другом русского композитора М.П.Мусоргского.

  Так получилось, что с картинами художника Модест Петрович ознакомился на выставке. И они ему так понравились, что скоро появилась сюита (цикл пьес) для фортепиано «Картинки с выставки», куда и вошла пьеса «Богатырские ворота».

Давайте послушаем, как с помощью музыкальных звуков русский композитор М.П.Мусоргский нарисовал «Богатырские ворота».

Посидим тихо, представим, что мы находимся в концертном зале и послушаем эту музыку.

Дети  слушают музыку – звучит запись пьесы М,П,Мусоргского «Богатырские ворота».

Воспитатель:

   - Вам понравилась музыка?

Дети:

 - Да.

Воспитатель:

  - Услышали выв этой музыке звон колоколов? Можем ли мы сравнить мощность звучания пьесы с картиной «Богатырские ворота»?

Дети:

   - Да, можем.

Воспитатель:

   - Наша Родина всегда нуждалась и нуждается в защите. Сейчас мы взмахнём волшебной палочкой и окажемся в деревне.

Звучит музыка.

Дети в русских костюмах показывают сценку из деревенской жизни. Звучат песни: «Посмотрите, как у нас в мастерской», «Прялица» в исполнении детей, дети играют на ложках, трещётках, рубиле и других инструментах. Далее исполняется общий танец «Кадриль».

Внезапно звучит отрывок из контаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» - «Вставайте люди русские»; с песней «Солдатушки – браво ребятушки…» мальчики строятся и проходят маршем по залу. Девочки машут платочками и прощаются с мальчиками.

Дети занимают свои места.

Воспитатель:

   - Вот мы и вернулись в зал, на занятие.

Долгие годы Русь отражала бесконечные нападения врагов со всех сторон света и всегда, во все времена на пути вражьего войска вставали мужественные, стойкие, сильные и преданные люди – ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА.

 

И в наше время Россия нуждается в защите. Когда воины уходили из родного дома защищать свою Родину, семью. Родные и близкие делали для них подарки, чтобы они напоминали им о родном доме, и мы сегодня распишим платочек и подарим своим воинам.

Блок по изодеятельности:

На столах у детей лежат квадраты белой бумаги. Палитры с краской жёлтой, синей и красной, кисти № 6, белка, подставки для кисточек, банки с водой.

Воспитатель:

   - Мы с вами сегодня будем расписывать платочки для своих воинов. Мы будем на них рисовать петушка. Каждое утро в деревне петушок будит всех рано утром. Он всегда рядом с девочками и мальчиками, поэтому всегда будут напоминать воинам о доме, родной деревне и близких.

Появляется слайд с изображением петушка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»

Из какой сказки этот петушок?

Дети:

   - Из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»

Воспитатель:

   - Мы с вами рассматривали много разных петушков. Они бывают разных цветов, хвосты у них яркие и нарядные как радуга.

А у нас с вами на столе только три краски. Как же нам ими передать такое разноцветие петушков.

Дети:

   -  Нужно смешать краски.

Воспитатель:

   - Как получить зелёную краску?

Дети:

   - Нужно смешать желтую и синюю краски.

Воспитатель:

   - Как получить оранжевую краску?

Дети:

   - Нужно смешать желтую и красную краски.

Воспитатель:

   Посмотрите, как нужно рисовать петушка.

Посередине листа рисуем большой жёлтый овал. Вверху в левом углу рисуем маленький жёлтый овал, потом соединяем верхний овал с большим нижним. Теперь рисуем хвост: сначала рисуем желтые перья, между ними оставляем расстояние для перьев другого цвета. Потом рисуем «штанишки» жёлтого цвета.

Моем кисточки, промакиваем их салфетками. Берём красную краску на кисть и рисуем перья красного цвета хвоста. Потом добавляем красных перьев на шею петуха и туловища. Рисуем крыло.

Так же Рисуем и синей краской – перья и хвост.

Воспитатель снимает образцы работ и предлагает приступить к работе.

Индивидуальная работа. Дети рисуют петушка.

Выполненные работы прикрепляет воспитатель к доске магнитами.

Дети рассматривают работы. Выбирают лучшие. Объясняют почему они выбрали именно эту.

Используемая литература:

  1. О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей». Москва, «Гуманитарный издательский центр Владос», 1997.
  2. С.И. Мерзлякова, Е.Ю. Комалькова «Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Москва, «Гуманитарный издательский центр владос», 2001.
  3. С.И. Мерзлякова, Т.П. Мерзлякова, «Наш весёлый хоровод», выпуск 1. музыкально – игровой материал для дошкольников и младших школьников. Москва, «гуманитарный издательский центр Владос». 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Единство звуков и красок в живописи, поэзии и музыке Серебряного века

Интегрированный урок литературы и МХК. Использованы произведения А.Лентулова, А. Скрябина, Б. Пастернака....

Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи

Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...

"Природа в музыке,живописи, поэзии"

Урок знакомит детей с лучшими образцами музыкального и поэтического жанра, учит понимать музыку и размышлять о ней....

Тема урока: « Журавли Победы» - образ защитника Отечества в искусстве 20 века, посвящённый 75 –летию Победы в Великой Отечественной войне

75 лет отделяют нас от победного  9 мая 1945 года. Вновь и вновь оживают образы военного  времени  в песнях и кинофильмах, в стихах и прозе,   в памятниках  и обелисках, ...

Образы защитников отечества в музыке

Буклет выполнила Гайнуллина Элина ученица 5 "Б" класса ГОУ СОШ № 328 с углублённым изучением английского языкаhttps://yadi.sk/i/iOom9pYaN389bA...

Презентация "Образы защитников Отечества в скульптуре"

Презентация содержит информацию о скульптурных памятниках России, которые посвящены защитникам Родины....

Часы проектной деятельности по музыке для учащихся 6-х классов «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе».

Цель проекта – приобщение учащихся к патриотизму, формирование у них интереса и положительной мотивации к художественно-эстетическому направлению внутри гуманитарного профиля....