"Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»
методическая разработка по музыке на тему

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ "Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодёжи»

Муниципального образования г. Братска

логотип_без фона7х7

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ

Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе

«Обучение игре на музыкальных инструментах»

Автор:  Талыпова Т.В.  –  педагог дополнительного образования  ДТДиМ

г. Братск – 2016 г.

талыпова 1.jpg

  1. Актуальность

Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Кто и как должен производить оценку качества обученности учащихся?

Оценка качества образования осуществляется через аттестацию учащихся.

Аттестация – это установление факта и степени усвоения учащимися программного материала путем сравнения уровня их знаний и способов действий с требованиями программы и образовательными стандартами.

 Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета сопровождается текущим контролем успеваемости,  промежуточной и итоговой аттестацией учащихся.

Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.

Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения  результатов освоения программы.

  • Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, предусмотренных  образовательной программой. Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты  мониторинга индивидуальных образовательных достижений учащихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и учащихся. Промежуточная аттестация – форма контроля предметных знаний, умений и навыков и метапредметных результатов,  определяющая успешность обучения в течение четверти, полугодия или всего учебного года при переходе на следующий этап обучения.   Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Контроль и оценка метапредметных  результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений учащихся.
  • Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и методики обучения. Результаты итоговой аттестации характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации могут быть различными.

Например:

  • ЗАЧЕТ. Форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений, навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме. Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводиться фронтальная беседа со всем коллективом.
  • ТЕСТ – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной этап образовательного процесса. При подготове теста необходимо:
  • определить  набор знаний и умений, которые необходимо проверить с помощью теста;
  • подобрать  задания, которые позволяют определить наличие изучаемых знаний, умений и навыков:
  • определиться в форме представления задания и вариантов ответа.
  • КОНТРОЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Промежуточная и итоговая аттестация  может проводиться в форме письменного, устного, практического, комплексного  контроля.

При устном контроле возможен фронтальный и индивидуальный опрос учащихся. Возможна  здесь и групповая работа, при которой учащиеся  взаимно опрашивают друг друга.

Письменный контроль строится в индивидуальных формах.

Таким образом, посредством различных форм проведения аттестации учащихся  можно выявить творческие способности детей.

Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля знаний, умений и навыков учащихся. Необходимо включать эмоционально-нравственный и действенно-практический опыт участников образовательного процесса.

Частично решить проблему педагогического контроля в сфере дополнительного образования может методика  творческой деятельности, помогающая формировать у детей потребность в познании, развивать целеустремленность, наблюдательность, любознательность, творческое воображение.

Успех педагогического контроля будет зависеть от правильного сочетания организаторских и педагогических приемов и средств, грамотного выбора форм проведения аттестации.

Основными принципами системы оценивания, форм  промежуточной  и итоговой аттестации учащихся  являются:

  • критериальность, основанная на требованиях к оценке планируемых  результатов  всех изучаемых программ.  
  • уровневый характер  оценки, заключающийся в разработке средств контроля  с учётом   уровней достижения образовательных результатов.
  • комплексность оценки – возможность суммирования результатов.
  • гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов.

Контроль планируемых результатов

Критериями контроля являются требования к планируемым результатам по всему курсу обучения, разделу, теме, занятия.

Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия, отслеживаемые педагогом.

Предметом итоговой оценки является способность учащихся  решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале пройденной программы и на основе метапредметных действий.

Среди приоритетных проблем оценки качества в системе дополнительного образования можно назвать следующие:

  • изучение и оценку целей, содержания и самих учебных программ;
  • разработку эффективного применения образовательных стандартов;
  • оценку качества учебных пособий, дидактических и технических средств;
  • оценку эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания;
  • оценку современных педагогических технологий обучения и воспитания.

В 2012-2013  учебном году во Дворце творчества детей и молодежи началась работа по разработке новых форм комплексного оценивания качества образования учащихся. К этому привела практическая необходимость отслеживания результативности обучения детей и оценка качества. Видны были только ребята, которые достигли определенных высот в овладении инструментом, принимавшие участие в конкурсах и  концертах, Но это лишь небольшая часть наших учащихся. А как обучены другие? Как они усваивают материал, как овладевают знаниями, умениями, навыками? Как оценить качество их обучения?

Программа «Обучение игре на музыкальных инструментах» является комплексной программой, которая включает в себя несколько дисциплин:

  • обучение игре на музыкальных инструментах (баян, аккордеон, фортепиано, флейта, скрипка);
  • сольфеджио;
  • слушание  музыки, музыкальная литература.

По каждому предмету проводятся промежуточная  и итоговая аттестация в форме контрольных занятий, технических зачётов,  академических концертов и экзаменов.

Однако в  рамках   комплексной программы модель выпускника оценивается ни по каждому отдельному  предмету, а в целом. Основной задачей педагога является оценка Музыкально-исполнительской компетенции учащихся (МИК),

Музыкально-исполнительская компетенция (МИК) – это опосредованное взаимодействие исполнителя и автора музыкального произведения, направленное на воспроизведение, раскрытие и донесение до слушателя художественного образа и авторского замысла музыкального произведения.

С этой целью разработана новая система диагностики, направленная на определение личностных, метапредметных и предметных результатов с опорой на компетентностный подход. Именно поэтому возникла новая инновационная форма комплексной аттестации – КОЛЛОКВИУМ.

По-латыни слово «colloquium» означает  разговор либо беседу. Коллоквиумом нередко называют одну из традиционных форм учебных занятий, как в западной, так и в отечественной системе образования, целью которой является выявление знаний учащихся и повышение их опыта в результате непринужденной беседы с педагогом. Как правило, на  коллоквиумах обычно обсуждаются отдельные части какой-либо конкретной темы, раздел одного из занятий, чтобы понять правильность его понимания учащимися и избежать недопонимания важнейших вопросов.

Данная форма занятий нередко охватывает всевозможные вопросы и темы из изучаемого курса. Нередко коллоквиумы в современной системе обучения  становятся разновидностью учебных занятий, где обсуждаются различные работы учащихся, их учебные проекты и написанные рефераты.

Коллоквиум – это полноценные научные собрания, где сначала заслушиваются заранее подготовленные доклады, а затем происходит сложный процесс их обсуждения. При этом не исключена и полемика, основанная на  знаниях участников обсуждения, так как беседа проводится для уточнения некоторых деталей доклада и спорных для окружающих моментов.

Аттестация в форме коллоквиума позволяет оценить результаты обучения через комплекс различных форм и определение предметных, метапредметных и личностных результатов на основе трех форм диагностики (Приложение 1)

Предметные результаты – форма  академического концерта, на котором учащийся исполняет музыкальные произведения, выученные в классе совместно с педагогом. На академическом концерте выставляемые оценки «5», «4», «3» переводятся в балльную систему: «5» - 10 баллов; «4» - 8 баллов; «3» - 6 баллов. Знак «минус» в оценке равен 0,5 балла. Максимальное количество -10 баллов.

Метапредметные результаты – теоретический блок  –  на знание теоретического материала по трем   дисциплинам: сольфеджио, музыкальной литературе и слушанию музыки.  Теоретическая часть включает в себя анализ одного произведения по выбору учащегося,  исполняемого на академическом концерте по итогам первого и второго полугодия. Максимальное количество – 10 баллов.

Личностные результаты – чтение с листа – сыграть произведение, которое увидел впервые. Этот вид деятельности позволяет оценить практические навыки учащихся, их грамотное исполнение нотного текста по следующим критериям:

- правильный ритм и координация движений

- передача характера исполняемого произведения.

- умение самостоятельно исполнить незнакомое произведение.  

Максимальное количество – 3 балла.

Таким образом,  максимальное количество баллов, которое может получить учащийся, составляет – 23.

В рамках проведения коллоквиума учащимся предлагается вопросы , которые составлены   с учетом содержания  предметов   комплексной программы – сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки. Вопросы и  примерные ответы для  коллоквиума разработаны на  каждый год обучения. Максимальное количество баллов – 10. (Приложение 2-вопросы к коллоквиуму). Вопросы для подготовки к коллоквиуму выдаются учащимся в начале учебного года. Они начинают работу по подготовке к коллоквиуму- разучивают музыкальные произведения, собирают материал о композиторе, анализируют средства музыкальной выразительности исполняемого произведения.

За месяц до проведения коллоквиума для учащихся каждого класса проводятся учебные занятия-практикумы. На этих занятиях педагог разъясняет вопросы-задания, отвечает на вопросы учащихся по возникшим у них проблемам при подготовке. А  так же учащиеся старших классов показывают свой вариант ответа на вопросы как иллюстрация к занятию-практикуму.

По итогам комплексной  диагностики  определены три уровня:

  • низкий уровень – 13 баллов и меньше – неритмичное исполнение; фальшивые ноты; неумение держать темп; незнание текста; нарушение координации движений в отдельных местах; несоответствие манеры исполнения общепринятым нормам. В ходе коллоквиума не может дать характеристику произведениям: рассказать о жанре, эпохе, определить  музыкальный характер, проанализировать мелодическое и динамическое развитие.
  • средний уровень – 14-18 баллов – не совсем точное исполнение штрихов; недостаточная беглость пальцев; неточная аппликатура; маловыразительное исполнение. В ходе коллоквиума даёт характеристику произведениям в минимальном объёме: рассказывает о жанре, эпохе, определяет  музыкальный характер, анализирует  мелодическое и динамическое развитие.
  • высокий уровень – 19-23 балла – грамотное, цельное, выразительное исполнение нотного текста. В ходе коллоквиума даёт  полную характеристику произведениям: рассказывает о жанре, эпохе, определяет  музыкальный характер, анализирует  мелодическое и динамическое развитие.

Проведение коллоквиума как новой формы промежуточной аттестации на основе компетентностного подхода по комплексной образовательной общеразвивающей программе «Обучение игре на музыкальных инструментах» полностью оправдала себя.

Коллоквиум позволил решить задачу объективности оценивания, так как в процессе оценивания принимают участие педагоги, учащиеся, администрация и родители.

Основными принципами оценивания являются:

  • Системность – проведение коллоквиума 2 раза в год по окончании первого и второго полугодия.
  • Вариативность – использование разнообразных видов, форм, методик оценивания, исходя их возраста учащихся, содержания деятельности и педагогических задач.
  • Осознанность – строится на понимании учащимися критериев оценивания и подхода педагога.
  • Доступность оценивания заключается в определенной легкости его проведения и обработки результатов. (Приложение 3)

За последние три года проведения промежуточной аттестации в форме коллоквиума повысился уровень образовательных результатов.

Мониторинг диагностики за 2014-2017 учебные годы  показал повышение уровня  сформированности МИК:

Высокий уровень увеличился с 39%(2014 г.)  до 64% (2016 г.) рост – 25%.

Средний уровень снизился с 61% (2014 г.) до 33% (2016 г.) снижение -  28%.

Коллоквиум как форма аттестации дает стабильно высокие положительные результаты.

Коллоквиум позволяет учащимся проявить свои творческие способности в создании презентаций как одной из возможных форм для ответа на теоретические вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Анализ промежуточной и итоговой аттестации учащихся....

Рабочая программа учебной дисциплины Практикум обучения игре на музыкальных инструментах

Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум обучения игре на музыкальных инструментах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профе...

Организация и проведение компетентностной олимпиады «Мир моей музыки» для учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ "Организация и проведение компетентностной олимпиады «Мир моей музыки» для учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах...

Протоколы промежуточной и итоговой аттестации учащихся по ДПОП "Музыкальный фольклор"

Протоколы промежуточной и итоговой аттестации учащихся по ДПОП "Музыкальный фольклор"...

Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»

Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Кто и как ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению игре на музыкальных инструментах «Бим-Бам-Бом»

Эта программа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах для детей старшего дошкольного возраста...