Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»
методическая разработка
Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Кто и как должен производить оценку качества обученности учащихся?
Оценка качества образования осуществляется через аттестацию учащихся.
Аттестация – это установление факта и степени усвоения учащимися программного материала путем сравнения уровня их знаний и способов действий с требованиями программы и образовательными стандартами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое пособие по проведению коллоквиума | 307.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодёжи»
Муниципального образования г. Братска
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе
«Обучение игре на музыкальных инструментах»
Автор: Талыпова Т.В. – педагог дополнительного образования ДТДиМ
г. Братск – 2016 г.
- Актуальность
Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Кто и как должен производить оценку качества обученности учащихся?
Оценка качества образования осуществляется через аттестацию учащихся.
Аттестация – это установление факта и степени усвоения учащимися программного материала путем сравнения уровня их знаний и способов действий с требованиями программы и образовательными стандартами.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета сопровождается текущим контролем успеваемости, промежуточной и итоговой аттестацией учащихся.
Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.
Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения программы.
- Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, предусмотренных образовательной программой. Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты мониторинга индивидуальных образовательных достижений учащихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и учащихся. Промежуточная аттестация – форма контроля предметных знаний, умений и навыков и метапредметных результатов, определяющая успешность обучения в течение четверти, полугодия или всего учебного года при переходе на следующий этап обучения. Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Контроль и оценка метапредметных результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений учащихся.
- Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и методики обучения. Результаты итоговой аттестации характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.
Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации могут быть различными.
Например:
- ЗАЧЕТ. Форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений, навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме. Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводиться фронтальная беседа со всем коллективом.
- ТЕСТ – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной этап образовательного процесса. При подготове теста необходимо:
- определить набор знаний и умений, которые необходимо проверить с помощью теста;
- подобрать задания, которые позволяют определить наличие изучаемых знаний, умений и навыков:
- определиться в форме представления задания и вариантов ответа.
- КОНТРОЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Промежуточная и итоговая аттестация может проводиться в форме письменного, устного, практического, комплексного контроля.
При устном контроле возможен фронтальный и индивидуальный опрос учащихся. Возможна здесь и групповая работа, при которой учащиеся взаимно опрашивают друг друга.
Письменный контроль строится в индивидуальных формах.
Таким образом, посредством различных форм проведения аттестации учащихся можно выявить творческие способности детей.
Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля знаний, умений и навыков учащихся. Необходимо включать эмоционально-нравственный и действенно-практический опыт участников образовательного процесса.
Частично решить проблему педагогического контроля в сфере дополнительного образования может методика творческой деятельности, помогающая формировать у детей потребность в познании, развивать целеустремленность, наблюдательность, любознательность, творческое воображение.
Успех педагогического контроля будет зависеть от правильного сочетания организаторских и педагогических приемов и средств, грамотного выбора форм проведения аттестации.
Основными принципами системы оценивания, форм промежуточной и итоговой аттестации учащихся являются:
- критериальность, основанная на требованиях к оценке планируемых результатов всех изучаемых программ.
- уровневый характер оценки, заключающийся в разработке средств контроля с учётом уровней достижения образовательных результатов.
- комплексность оценки – возможность суммирования результатов.
- гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов.
Контроль планируемых результатов
Критериями контроля являются требования к планируемым результатам по всему курсу обучения, разделу, теме, занятия.
Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия, отслеживаемые педагогом.
Предметом итоговой оценки является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале пройденной программы и на основе метапредметных действий.
Среди приоритетных проблем оценки качества в системе дополнительного образования можно назвать следующие:
- изучение и оценку целей, содержания и самих учебных программ;
- разработку эффективного применения образовательных стандартов;
- оценку качества учебных пособий, дидактических и технических средств;
- оценку эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания;
- оценку современных педагогических технологий обучения и воспитания.
В 2012-2013 учебном году во Дворце творчества детей и молодежи началась работа по разработке новых форм комплексного оценивания качества образования учащихся. К этому привела практическая необходимость отслеживания результативности обучения детей и оценка качества. Видны были только ребята, которые достигли определенных высот в овладении инструментом, принимавшие участие в конкурсах и концертах, Но это лишь небольшая часть наших учащихся. А как обучены другие? Как они усваивают материал, как овладевают знаниями, умениями, навыками? Как оценить качество их обучения?
Программа «Обучение игре на музыкальных инструментах» является комплексной программой, которая включает в себя несколько дисциплин:
- обучение игре на музыкальных инструментах (баян, аккордеон, фортепиано, флейта, скрипка);
- сольфеджио;
- слушание музыки, музыкальная литература.
По каждому предмету проводятся промежуточная и итоговая аттестация в форме контрольных занятий, технических зачётов, академических концертов и экзаменов.
Однако в рамках комплексной программы модель выпускника оценивается ни по каждому отдельному предмету, а в целом. Основной задачей педагога является оценка Музыкально-исполнительской компетенции учащихся (МИК),
Музыкально-исполнительская компетенция (МИК) – это опосредованное взаимодействие исполнителя и автора музыкального произведения, направленное на воспроизведение, раскрытие и донесение до слушателя художественного образа и авторского замысла музыкального произведения.
С этой целью разработана новая система диагностики, направленная на определение личностных, метапредметных и предметных результатов с опорой на компетентностный подход. Именно поэтому возникла новая инновационная форма комплексной аттестации – КОЛЛОКВИУМ.
По-латыни слово «colloquium» означает разговор либо беседу. Коллоквиумом нередко называют одну из традиционных форм учебных занятий, как в западной, так и в отечественной системе образования, целью которой является выявление знаний учащихся и повышение их опыта в результате непринужденной беседы с педагогом. Как правило, на коллоквиумах обычно обсуждаются отдельные части какой-либо конкретной темы, раздел одного из занятий, чтобы понять правильность его понимания учащимися и избежать недопонимания важнейших вопросов.
Данная форма занятий нередко охватывает всевозможные вопросы и темы из изучаемого курса. Нередко коллоквиумы в современной системе обучения становятся разновидностью учебных занятий, где обсуждаются различные работы учащихся, их учебные проекты и написанные рефераты.
Коллоквиум – это полноценные научные собрания, где сначала заслушиваются заранее подготовленные доклады, а затем происходит сложный процесс их обсуждения. При этом не исключена и полемика, основанная на знаниях участников обсуждения, так как беседа проводится для уточнения некоторых деталей доклада и спорных для окружающих моментов.
Аттестация в форме коллоквиума позволяет оценить результаты обучения через комплекс различных форм и определение предметных, метапредметных и личностных результатов на основе трех форм диагностики (Приложение 1)
Предметные результаты – форма академического концерта, на котором учащийся исполняет музыкальные произведения, выученные в классе совместно с педагогом. На академическом концерте выставляемые оценки «5», «4», «3» переводятся в балльную систему: «5» - 10 баллов; «4» - 8 баллов; «3» - 6 баллов. Знак «минус» в оценке равен 0,5 балла. Максимальное количество -10 баллов.
Метапредметные результаты – теоретический блок – на знание теоретического материала по трем дисциплинам: сольфеджио, музыкальной литературе и слушанию музыки. Теоретическая часть включает в себя анализ одного произведения по выбору учащегося, исполняемого на академическом концерте по итогам первого и второго полугодия. Максимальное количество – 10 баллов.
Личностные результаты – чтение с листа – сыграть произведение, которое увидел впервые. Этот вид деятельности позволяет оценить практические навыки учащихся, их грамотное исполнение нотного текста по следующим критериям:
- правильный ритм и координация движений
- передача характера исполняемого произведения.
- умение самостоятельно исполнить незнакомое произведение.
Максимальное количество – 3 балла.
Таким образом, максимальное количество баллов, которое может получить учащийся, составляет – 23.
В рамках проведения коллоквиума учащимся предлагается вопросы , которые составлены с учетом содержания предметов комплексной программы – сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки. Вопросы и примерные ответы для коллоквиума разработаны на каждый год обучения. Максимальное количество баллов – 10. (Приложение 2-вопросы к коллоквиуму). Вопросы для подготовки к коллоквиуму выдаются учащимся в начале учебного года. Они начинают работу по подготовке к коллоквиуму- разучивают музыкальные произведения, собирают материал о композиторе, анализируют средства музыкальной выразительности исполняемого произведения.
За месяц до проведения коллоквиума для учащихся каждого класса проводятся учебные занятия-практикумы. На этих занятиях педагог разъясняет вопросы-задания, отвечает на вопросы учащихся по возникшим у них проблемам при подготовке. А так же учащиеся старших классов показывают свой вариант ответа на вопросы как иллюстрация к занятию-практикуму.
По итогам комплексной диагностики определены три уровня:
- низкий уровень – 13 баллов и меньше – неритмичное исполнение; фальшивые ноты; неумение держать темп; незнание текста; нарушение координации движений в отдельных местах; несоответствие манеры исполнения общепринятым нормам. В ходе коллоквиума не может дать характеристику произведениям: рассказать о жанре, эпохе, определить музыкальный характер, проанализировать мелодическое и динамическое развитие.
- средний уровень – 14-18 баллов – не совсем точное исполнение штрихов; недостаточная беглость пальцев; неточная аппликатура; маловыразительное исполнение. В ходе коллоквиума даёт характеристику произведениям в минимальном объёме: рассказывает о жанре, эпохе, определяет музыкальный характер, анализирует мелодическое и динамическое развитие.
- высокий уровень – 19-23 балла – грамотное, цельное, выразительное исполнение нотного текста. В ходе коллоквиума даёт полную характеристику произведениям: рассказывает о жанре, эпохе, определяет музыкальный характер, анализирует мелодическое и динамическое развитие.
Проведение коллоквиума как новой формы промежуточной аттестации на основе компетентностного подхода по комплексной образовательной общеразвивающей программе «Обучение игре на музыкальных инструментах» полностью оправдала себя.
Коллоквиум позволил решить задачу объективности оценивания, так как в процессе оценивания принимают участие педагоги, учащиеся, администрация и родители.
Основными принципами оценивания являются:
- Системность – проведение коллоквиума 2 раза в год по окончании первого и второго полугодия.
- Вариативность – использование разнообразных видов, форм, методик оценивания, исходя их возраста учащихся, содержания деятельности и педагогических задач.
- Осознанность – строится на понимании учащимися критериев оценивания и подхода педагога.
- Доступность оценивания заключается в определенной легкости его проведения и обработки результатов. (Приложение 3)
За последние три года проведения промежуточной аттестации в форме коллоквиума повысился уровень образовательных результатов.
Мониторинг диагностики за 2014-2017 учебные годы показал повышение уровня сформированности МИК:
Высокий уровень увеличился с 39%(2014 г.) до 64% (2016 г.) рост – 25%.
Средний уровень снизился с 61% (2014 г.) до 33% (2016 г.) снижение - 28%.
Коллоквиум как форма аттестации дает стабильно высокие положительные результаты.
Коллоквиум позволяет учащимся проявить свои творческие способности в создании презентаций как одной из возможных форм для ответа на теоретические вопросы.
Приложение 1
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
г. Братска
Оценочный лист
Коллоквиум
Год обучения_____________________________
Дата проведения__________________________
Количество присутствующих обучающихся___________Отсутствует_________
Ассистенты__________________________________________________________
№ п/п | Фамилия Имя | ОЦЕНКА/БАЛЛ | Общее кол-во баллов | Уровень | ||
Коллоквиум | Чтение с листа | Академ | ||||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 |
Приложение 2
Вопросы к коллоквиуму
Первый-второй класс
Проанализировать музыкальное произведение плану:
- Назвать композитора, годы жизни.
- Определить музыкальный характер произведения исходя из его названия и собственного мнения. (Веселый живой грустный певучий мечтательный задумчивый игривый шуточный печальный радостный танцевальный праздничный бодрый решительный озорной энергичный стремительный и т.д.).
Программная музыка-это музыка, имеющая название, которое дает нам возможность точнее понять замысел композитора.
- Назвать жанр произведения, объяснить (этюд, соната, вариация, обработка и т.д.
Этюд-произведение для развития техники и усовершенствования мастерства исполнителя.
Соната-произведение из трех частей. 1 часть написана в форме сонатного аллегро (экспозиция, разработка, реприза).
Вариация-музыкальная форма, в которой дается музыкальная тема и ряд ее видоизмененных повторений. Рассказать о характере каждой вариации. какие изменения произошли по сравнению с основной темой.
4. Определить лад, тональность, размер, регистр (тембр), темп
Лад-это созвучие согласие. Лад мажорный – светлый радостный веселый. Лад минорный-темный печальный грустный.
Темп- это скорость исполнения произведения. Темпы бывают медленные (ларго, адажио), умеренные ( модерато, анданте) и быстрые( аллегро, виво).
Регистр – это высота звучания. Регистры бывают высокий средний низкий.
Тембр -это окраска звука. акой инструмент исполняет данное произведение. Или для какого инструмента оно написано.
5. Какими штрихами исполняется произведение.
Штрихи-легато (плавно связно) нон легато( не связывать подчеркнуто) стаккато (отрывисто легко)
6. Проанализировать движение мелодии (восходящее, нисходящее, движение на месте)
7. Проанализировать ритм.
Ритм- это чередование разных длительностей. Ровный ритм ( движение четвертными, восьмыми, шестнадцатыми). Пунктирный ритм (ноты с точкой). Синкопа-перенос акцента с сильной доли на слабую. Придает мелодии решительность.
8. Проанализировать динамическое развитие.
Динамика-это изменение громкости. Знать понятия форте, пиано, крещендо, диминуэндо.
Кульминация-самое яркое место в произведении. Может быть в начале, середине или конце произведения. Подчеркивается громким звуком яркостью. К кульминации может подводить восходящая секвенция. Секвенция-это повторение одного и того же музыкального оборота на разной высоте. В кульминации может быть сфорцандо( яркий одиночный звук) , фермата( удлиннение звука). Возможна «Тихая кульминация» ( все развитие приходит к пиано или пианиссимо)
9. Назвать и показать знаки альтерации. Диез-повышает звук на полтона. Бемоль-понижает звук на полтона. Бекар-отменяет диез или бемоль. Знаки альтерации-это знаки, изменяющие высоту звука.
10. Назвать и показать паузы (четвертные, восьмые). Пауза-это знак молчания, каждая пауза как и нота имеет свою длительность.
11. Чтение с листа (общие требования).
Вопросы к коллоквиуму
Третий-четвертый класс
Проанализировать музыкальное произведение по плану:
- Назвать композитора, годы жизни.
- Определить музыкальный характер произведения исходя из его названия и собственного мнения (веселый живой грустный певучий мечтательный задумчивый игривый шуточный печальный радостный танцевальный праздничный бодрый решительный озорной энергичный стремительный и т.д.)
Программная музыка-это музыка, имеющая название, которое дает нам возможность точнее понять замысел композитора.
- Назвать жанр произведения, объяснить (этюд, соната, вариация, обработка и т.д.
Этюд - произведение для развития техники и усовершенствования мастерства исполнителя.
Соната - произведение из трех частей. 1 часть написана в форме сонатного аллегро (экспозиция, разработка, реприза).
Вариация-музыкальная форма, в которой дается музыкальная тема и ряд ее видоизмененных повторений. Рассказать о характере каждой вариации. Какие изменения произошли по сравнению с основной темой.
Инвенция - пьеса, написанная в имитационном стиле.
Сюита - музыкальная форма, состоящая из контрастирующих между собой частей (аллеманда, куранта, сарабанда, жига, гавот, менуэт).
Ария - пьеса певучего характера.
- Определить лад, тональность, размер, регистр (тембр), назвать темп.
Лад - это созвучие согласие. Лад мажорный – светлый радостный веселый. Лад минорный-темный печальный грустный. Три вида минора (натуральный гармонический мелодический).
Темп - это скорость исполнения произведения. Темпы бывают медленные (ларго, адажио), умеренные (модерато, анданте) и быстрые (аллегро, виво).
Регистр – это высота звучания. Регистры бывают высокий средний низкий.
Тембр - это окраска звука, какой инструмент исполняет данное произведение. Или для какого инструмента оно написано.
- Какими штрихами исполняется произведение.
Штрихи-легато (плавно связно) нон легато (не связывать подчеркнуто) стаккато (отрывисто легко)
- Проанализировать движение мелодии (восходящее, нисходящее, движение на месте)
- Проанализировать ритм.
Ритм - это чередование разных длительностей. Ровный ритм (движение четвертными, восьмыми, шестнадцатыми). Пунктирный ритм (ноты с точкой). Синкопа-перенос акцента с сильной доли на слабую, придает мелодии решительность. Органный пункт – выдержанный или повторяемый в басу звук, чаще всего Тоника или Доминанта.
- Проанализировать динамическое развитие.
Динамика-это изменение громкости. Знать понятия форте, пиано, крещендо, диминуэндо, обращать внимание на термины в тексте произведения:
Сonbrio (кон брио) – с огнем
Molto (мольто) – очень
Maestoso (маэстозо) – величественно
Espressivo (эспрессиво) – выразительно
Grasiozo(грациозо) – грациозно
Аджитато - возбужденно взволнованно
Транкуилло - спокойно
Резолюто – решительно
Гравэ – важно
Состенуто – сдержанно
Стретто – сжато
Рубато – свободно
Ритардандо – запаздывая
Кульминация – самое яркое место в произведении. Может быть в начале, середине или конце произведения. Подчеркивается громким звуком яркостью. К кульминации может подводить восходящая секвенция. Секвенция-это повторение одного и того же музыкального оборота на разной высоте. В кульминации может быть сфорцандо (яркий одиночный звук), фермата (удлинение звука). Возможна «Тихая кульминация» (все развитие приходит к пиано или пианиссимо).
- Назвать и показать знаки альтерации. Диез – повышает звук на полтона. Бемоль – понижает звук на полтона. Бекар – отменяет диез или бемоль. Знаки альтерации – это знаки, изменяющие высоту звука.
- Назвать и показать паузы (четвертные, восьмые). Пауза-это знак молчания. Каждая пауза, как и нота, имеет свою длительность.
- Показать украшения, если есть (мордент форшлаг группетто трель)
- Чтение с листа (общие требования)
Пятый-шестой-седьмой класс
Проанализировать музыкальное произведение по плану:
1.Назвать композитора, годы жизни.
2.Назвать эпоху и стиль, в котором работал композитор.
Барокко(16-17 в). Характерно развитие полифонической музыки (многоголосие). Инвенция – небольшая 2-3-х-голосная пьеса, написанная в имитационном стиле. Имитация – повторение голоса в каком-либо голосе, при этом предыдущий голос продолжает свое движение.
Сюита – классическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастирующих между собой частей.
Аллеманда – старинный танец в медленном темпе и плавном движении.
Куранта – старинный французский танец в быстром и умеренном темпе.
Сарабанда – старинный итальянский танец в характере погребального шествия в медленном темпе.
Жига – старинный английский танец в быстром темпе и стремительном движении.
Менуэт – старинный французский подвижный танец.
Гавот – старинный французский танец в размеренном движении. Начинается с затакта.
Все части сюиты написаны в одной тональности.
Классицизм(17-18 в). Появление сонатного цикла. Соната ( от соноре – звучать) Состоит из 3 или 4 частей. Первая часть всегда практически написана в форме сонатного цикла: экспозиция, разработка, реприза.
В экспозиции определить количество музыкальных тем, их характер и тональность.
Главная партия – в основной тональности. Побочная партия – в тональности доминанты.
Разработка – разрабатываются темы экспозиции или появляется новый музыкальный материал. Вершина произведения-кульминация.
Реприза – повторяет экспозицию, где все темы повторяются в основной тональности.
Кода – дополнительный заключительный раздел музыкального произведения.
Романтизм(19 в). Характерные черты – свободная форма, усложненная гармония, воплощение многообразных оттенков эмоциональных состояний. Темы произведений – революционная страстность, патетика, лирика и темы природы. Важная роль – изобразительность. Интерес к национальной культуре. Основные жанры – баллада, баркарола, скерцо, экспромт, элегия, музыкальный момент, этюд-картина.
3.Определить музыкальный характер произведения исходя из его названия и собственного мнения (веселый живой грустный певучий мечтательный задумчивый игривый шуточный печальный радостный танцевальный праздничный бодрый решительный озорной энергичный стремительный и т.д.)
Программная музыка-это музыка, имеющая название, которое дает нам возможность точнее понять замысел композитора.
4. Назвать жанр произведения, объяснить (этюд, соната, вариация, обработка и т.д.
Этюд - произведение для развития техники и усовершенствования мастерства исполнителя.
Соната - произведение из трех частей. 1 часть написана в форме сонатного аллегро (экспозиция, разработка, реприза).
Вариация-музыкальная форма, в которой дается музыкальная тема и ряд ее видоизмененных повторений. Рассказать о характере каждой вариации, какие изменения произошли по сравнению с основной темой.
Ария - пьеса певучего характера.
5.Определить лад, тональность, размер, регистр (тембр), назвать темп.
Лад - это созвучие согласие. Лад мажорный – светлый радостный веселый. Лад минорный-темный печальный грустный. Три вида минора (натуральный гармонический мелодический).
Темп - это скорость исполнения произведения. Темпы бывают медленные (ларго, адажио), умеренные ( модерато, анданте) и быстрые( аллегро, виво).
Регистр – это высота звучания. Регистры бывают высокий средний низкий.
Тембр - это окраска звука, какой инструмент исполняет данное произведение. Или для какого инструмента оно написано.
6.Какими штрихами исполняется произведение.
Штрихи-легато (плавно связно) нон легато (не связывать подчеркнуто) стаккато (отрывисто легко)
7.Проанализировать движение мелодии (восходящее, нисходящее, движение на месте)
- Проанализировать ритм.
Ритм - это чередование разных длительностей. Ровный ритм ( движение четвертными, восьмыми, шестнадцатыми). Пунктирный ритм (ноты с точкой). Синкопа-перенос акцента с сильной доли на слабую. придает мелодии решительность. Органный пункт – выдержанный или повторяемый в басу звук, чаще всего Тоника или Доминанта.
9.Проанализировать динамическое развитие.
Динамика-это изменение громкости. Знать понятия форте, пиано, крещендо, диминуэндо. Обращать внимание на термины в тексте произведения:
Сonbrio (кон брио) - с огнем
Molto (мольто) – очень
Maestoso (маэстозо)-величественно
Espressivo (эспрессиво)-выразительно
Grasiozo (грациозо) - грациозно
adgitato-возбужденно взволнованно
trankuillo-спокойно
resoluto – решительно
grave-важно
sostenuto – сдержанно
stretto-сжато
rubato – свободно
ritardando-запаздывая.
Кульминация – самое яркое место в произведении. Может быть в начале, середине или конце произведения. Подчеркивается громким звуком яркостью. К кульминации может подводить восходящая секвенция. Секвенция-это повторение одного и того же музыкального оборота на разной высоте. В кульминации может быть сфорцандо (яркий одиночный звук), фермата (удлиннение звука). Возможна «Тихая кульминация» (все развитие приходит к пиано или пианиссимо)
- Назвать и показать знаки альтерации. Диез-повышает звук на полтона. Бемоль-понижает звук на полтона. Бекар-отменяет диез или бемоль. Знаки альтерации-это знаки, изменяющие высоту звука.
- Назвать и показать паузы (четвертные, восьмые). Пауза-это знак молчания. Каждая пауза, как и нота имеет свою длительность.
- Показать украшения, если есть (мордент форшлаг группетто трель).
- Что такой аппликатура и педализация.
- Чтение с листа (общие требования)
Приложение 3. Итоговый лист проведения коллоквиума.
Итоги аттестации по программе «Школа игры на музыкальных инструментах».
№ | Фамилия Имя учащегося | Баллы 1 пол-е | Академ концерт | Теория | Чтение с листа | Общее кол –во баллов | уровень | |||
оценка | балл | оценка | балл | оценка | балл | |||||
Педагог Косаченко Татьяна Николаевна | ||||||||||
1 | 5 | 10 | 5 | 10 | 5- | 2.5 | 22.5 | Высокий | ||
2 | 5- | 9 | 5- | 9 | 4- | 1.5 | 19.5 | Высокий | ||
3 | 21 | 5- | 9 | 5 | 10 | 4 | 2 | 21 | Высокий | |
4 | 18 | 4- | 7 | 4- | 7 | 3 | 1 | 15 | Средний | |
5 | 20,5 | 5- | 9 | 5- | 9 | 3 | 1 | 19 | Высокий | |
6 | 18 | 4 | 8 | 5 | 10 | 4- | 1.5 | 19,5 | Высокий | |
7 | 16 | 3 | 5,5 | 5- | 9 | 3 | 1 | 16 | Средний | |
8 | 20,5 | 4 | 8 | 4 | 8 | 4- | 1.5 | 17,5 | Средний | |
9 | 20,5 | 4 | 8 | 5- | 9 | 5- | 2.5 | 19,5 | Высокий | |
10 | 17,5 | 4- | 7.5 | 5- | 9 | 3 | 1 | 18 | Средний | |
11 | 19 | 4 | 8 | 4 | 8 | 4 | 2 | 18 | Средний | |
12 | 18,5 | 4- | 7.5 | 5- | 9 | 4 | 2 | 18,5 | Средний | |
13 | 21 | 5- | 9 | 5- | 9 | 4 | 2 | 20 | Высокий | |
14 | 20,5 | 4 | 8 | 5 | 10 | 4 | 2 | 20 | Высокий | |
15 | 15 | 3 | 6 | 4 | 8 | 4 | 2 | 16 | Средний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Анализ промежуточной и итоговой аттестации учащихся....
Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.
Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...
План-программа обучения музицированию на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста "Музыкальный калейдоскоп".
Порой кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складываются у ...
Положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся 1 – 11 классов
Положениео промежуточной и итоговой аттестации учащихся 1 – 11 классов...
Организация и проведение компетентностной олимпиады «Мир моей музыки» для учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "Организация и проведение компетентностной олимпиады «Мир моей музыки» для учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах...
"Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»...
Протоколы промежуточной и итоговой аттестации учащихся по ДПОП "Музыкальный фольклор"
Протоколы промежуточной и итоговой аттестации учащихся по ДПОП "Музыкальный фольклор"...