Рабочая программа учебной дисциплины Практикум обучения игре на музыкальных инструментах
рабочая программа по музыке (11 класс) на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум обучения игре на музыкальных инструментах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 175 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Брянской области
ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ПРАКТИКУМ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
2013 год
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум обучения игре на музыкальных инструментах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в начальных классах
Составитель: преподаватель музыки Андреева Л.Г._____________
Рассмотрена, утверждена и рекомендована к применению предметно-цикловой комиссией преподавателей музыки
Протокол № ______ от «____» ______201 г.
Рассмотрена, утверждена и рекомендована к применению на заседании методического совета ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им.А.С.Пушкина»
Протокол № от 201 г.
Зам.директора
по учебной части ______________________ Романцова О.В
Одобрено экспертным советом
ГАУ ДПО(ПК) БИПКРО
Заключение экспертного совета
Протокол №________ от « »__________20 г
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………….3
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………….5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………….10
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Практикум обучения игре на музыкальных инструментах
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: обще профессиональные дисциплины (вариативная часть)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- самостоятельно разбирать несложные пьесы и песни школьного репертуара, осознанно исполнять их на основе содержательного анализа и оценки музыкального произведения;
- владеть приемами звукоизвлечения и динамическими оттенками;
- применять интервально-аккордовую технику;
- петь под собственное сопровождение;
- читать с листа мелодии простых песен;
- исполнять песни школьного репертуара с аккомпанементом, записанным буквенными обозначениями.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- особенности работы над звуком, ритмом, динамикой в произведениях различных жанров и форм;
- правила посадки за инструментом;
- правила постановки рук;
- клавиатуру;
- основные приемы звукоизвлечения;
- динамические оттенки;
- аппликатурные правила;
- элементарны основы теории музыки.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 24 часа.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Практикум обучения игре на музыкальных инструментах
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
практические занятия | 48 |
контрольные диктанты | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Практикум обучения игре на музыкальных инструментах»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел I | Обучение приемам игры на музыкальном инструменте | ||
Тема 1.1. | Содержание учебного материала | 11111 111 | |
1. Правила посадки за инструментом | 1 | ||
Лабораторная работа | |||
Практические занятия | 2 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Тема 1.2. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
2. Организация игрового аппарата. Постановка рук. Аппликатура | |||
Лабораторная работа | |||
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Тема 1.3 | Содержание учебного материала | 1 | 3 |
3. Освоение основных динамических оттенков (f,mf, p, mp, crescendo, dimiruendo) | |||
Лабораторная работа | |||
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Раздел II | Пение под собственный аккомпанемент | ||
Тема 2.1. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. Мелодия и ее строение. Фразировка | |||
Лабораторная работа | |||
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Тема 2.2. | Содержание учебного материала | 1 | 3 |
2.Исполнение мелодии песни с показом вступления и снятия звука кивком головы | |||
Лабораторная работа | |||
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Тема 2.3. | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
3. Разбор аккомпанемента, записанного буквенными обозначениями ( Т 53) | |||
Лабораторная работа | |||
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Раздел III | Чтение с листа | ||
Тема 3.1. | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1. Основные правила и приемы чтения нот с листа | |||
Лабораторная работа | |||
Практические занятия | 1 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Тема 3.2. | Содержание учебного материала | 1 | 3 |
2. Чтение с листа мелодии песни школьного репертуара | |||
Лабораторная работа | |||
Практические занятия | 1 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Раздел IV | Моделирование фрагмента урока музыки в начальной школе | ||
Тема 4.1. | Содержание учебного материала | 1 | 3 |
1. Принципы составления вступительной беседы | |||
Лабораторная работа | |||
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Тема 4.2. | Содержание учебного материала | 1 | 3 |
2. Составление вступительной беседы и показ песни школьного репертуара | |||
Лабораторная работа | |||
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Тема 4.3. | Содержание учебного материала | 1 | 3 |
3. Составление вступительной беседы и показ произведения для слушания | |||
Лабораторная работа | |||
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрено) | 24 72 | ||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | |||
Всего: |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАКТИКУМ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия: учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебно-планирующая документация, рекомендуемые учебники, дидактический материал, раздаточный материал, плакаты по курсу.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, экран, ксерокс, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Цыпин Г.Н Обучение игре на фортепиано. – М., 1984.
2. Первые шаги маленького пианиста. Сост. Баранов Г, Четверухина А, М. 1992.
3. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – М., 1996.
4. Малыш за роялем. Сост. Лещинская, Пороцкий «КИФАРА» 1994.
5. Хрестоматия для фортепиано. Сост. Милич. Б. 1, 2,3 классы. 1994.
6. Баян. 1-2 класс ДМШ. Под ред. Алексеева И. 2001.
7. Самоучитель игры на баяне. Издательство Катарского 2000.
Дополнительные источники:
1. Николаева А. Фортепианная игра. –М., 1986.
2. Любомудрова Н. Хрестоматия для фортепиано. – М., 1985.
3. Дмитриева Л., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1989.
4. Критская Е. Музыка для 1-4 классов начальной школы. –М., 2004.
5. Критская Е. Музыка. Методическое пособие. – М., 2004.
6. Сергеева Г. Учебно-методический комплект по предмету «Музыка» - М., 2010.
7. Васильева В. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 2005.
8. Гербова В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» - М., 2005.
9. Гурова Г. К вопросу учета студентами психологических особенностей музыкального обучения младших школьников. – М., 2009.
10. Никифорова Н., Науменко Е. Развитие музыкальной восприимчивости студентов в системе музыкальной подготовки. С., 2009.
11. Рашковская Е. Инновации в музыкальном воспитании дошкольников. С., 2009.
12. Кирилчева Л. Музыкально-педагогическая подготовка специалистов в области дошкольного образования на основе компетентного подхода. С., 2009.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки к урокам | Экспертная оценка на практическом занятии |
определять выразительность известных музыкальных средств; | Экспертная оценка на практическом занятии |
определять жанр музыкального произведения | Экспертная оценка на практическом занятии. Практический зачет. |
проводить анализ формы построения музыкального произведения; | Экспертная оценка на практическом занятии |
проводить целостный анализ музыкального произведения из школьного репертуара; | Практический зачет. |
играть на фортепиано мелодии песен и попевок школьного репертуара; | Практический зачет. |
играть на детских музыкальных инструментах; | Практический зачет. |
составлять развернутый план работы по развитию восприятия музыкального произведения младших школьников; | |
составлять поэтапный план разучивания песен школьного репертуара; | Устная презентация |
составлять план фрагмента урока с использованием музыкально-ритмических движений; | Экспертная оценка на практическом занятии |
Подготовить и провести фрагмент урока с детскими музыкальными инструментами; | Практический зачет. |
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении всех видов музыкальной деятельности | Практический зачет. |
Знания: | |
возрастные особенности познавательных процессов детей школьного возраста; | Круглый стол |
воспитательные возможности музыкального искусства в начальных классах; | |
особенности работы с музыкально-одаренными детьми и детьми с нарушением координации между слухом и голосом; | Тестирование |
элементы музыкальной грамоты и музыкальной репертуар по программе начальных классов; | Экспертная оценка на практическом занятии. |
требования к проведению уроков музыки в начальных классах; | Круглый стол. |
методы и методики проведения различных видов музыкальной деятельности в начальной школе; | Тестирование. |
основы вокального и хорового пения; | Практический зачет. |
основы организации оркестра детских музыкальных инструментов | Практический зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение игре на музыкальном инструменте, как один из факторов эстетического воспитания детей и подростков.
Индивидуальное обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миро...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Практикум обучения игре на музыкальных инструментах»
Результатом освоения учебной дисциплины являются освоенные умения и усвоенные знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Формой аттестации ...
Организация и проведение компетентностной олимпиады «Мир моей музыки» для учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "Организация и проведение компетентностной олимпиады «Мир моей музыки» для учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах...
"Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»...
Дополнительная общеразвивающая программ в области музыкального искусства ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ АККОРДЕОН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Программа учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон у детей старшего дошкольного возраста, в у...
Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»
Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Кто и как ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению игре на музыкальных инструментах «Бим-Бам-Бом»
Эта программа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах для детей старшего дошкольного возраста...