Содержание и структура музыкальных занятий.
методическая разработка по музыке на тему

Яковлева Марина Юрьевна

Содержание и структура музыкальных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderjan.doc88.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание и структура музыкальных занятий.

♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪ ♫ ♪

Основная форма образовательной деятельности с детьми – музыкальные занятия, в ходе осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. На музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь в решении музыкально-эстетических и воспитательно-образовательных задач. В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Всё это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств личности.

Дети от природы наделены яркими способностями, но взрослым необходимо как можно раньше создать максимально-благоприятные условия для их развития. Музыкальные занятия  направлены на развитие у детей дошкольного возраста музыкально-творческих, интеллектуальных и умственных способностей. Программа по музыкальному воспитанию решает  следующие задачи:

    формирование навыков восприятия произведений музыкального искусства,

    стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности,

    развитие воображения и музыкальной памяти.

Вышеперечисленные задачи решаются с учётом возрастных особенностей детей, уровня их психического, интеллектуального и физического развития.

Опора в практической реализации поставленных целей и задач на ребёнка, его непосредственную реакцию, на произведения музыкального искусства.

Основной подход личностно-ориентированный, т. е с учётом специфических особенностей развития  детей данной возрастной группы и психофизиологических особенностей каждого ребенка, при реализации поставленных задач учитывается принцип развивающего обучения, который и определяет, ведущие методические принципы:

    Принцип деятельности.

На занятиях ребёнок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действия в игре – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога.

    Принцип вариативности.

Материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.

    Принцип креативности (организации творческой деятельности).

Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых  ребёнок становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

    Принцип непрерывности.

Процесс развития не заканчивается на занятиях, а продолжается в домашних условиях.

    Принцип гуманности.

Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.

Занятия должны быть построены с учётом постоянного усложнения материала по принципу от простого к сложному. От знаний об эстетическом своеобразии окружающего мира к знаниям об особенностях произведений различных видов искусства. Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является коллективный диалог, при котором педагог включается в беседу – общение с каждым ребёнком. Любой учебный пример осваивается не через репродуктивную деятельность, а через продуктивную, ибо ребёнок сам осуществляет выбор, исходя из своих эстетических представлений и жизненного опыта.

Каждое занятие должно быть тщательно продумано и подготовлено, а также сохраняет для детей элемент непредсказуемости, сюрпризности, новизны. Импровизация присутствует на каждом занятии и необходима как педагогу, так и ребёнку, ибо только она даёт возможность неоднократного проигрывания ситуации в поисках истины и этот поиск осуществляется совместно. Занятия включают чередование различных видов деятельности (пение, ритмика, слушание музыки, игры на детских инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты, музыкально-дидактические игры). В дошкольном возрасте у ребенка уже проявляются эстетические чувства при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к собственным действиям.

Усвоение материала на музыкальных занятиях может идти ускоренными или замедленными темпами в зависимости от уровня подготовленности детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю, и их продолжительность составляет:

10 минут в 1 младшей группе

15 минут во 2 младшей группе

20 минут в средней группе

25 минут в старшей группе

30 минут в подготовительной к школе группе.

  На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

Структура музыкального занятия включает чередование различных видов детской деятельности, определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.

1.     Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.

Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах и хороводах.

2.     Основная часть.

a)            Слушание музыки.

Цель — научить ребенка на занятии вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать.

b)            Подпевание и пение.

 Цель – развивать вокальные задатки ребенка и учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и оканчивать пение вместе с воспитателем.

c)             Музыкально-дидактические игры.

Цель — познакомить с детскими музыкальными инструментами, развивать память и воображение, музыкально-сенсорных способности.

3.     Заключительная часть. Игра или пляска.

Цель — доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание приходить на музыкальные занятия.

Структура музыкальных занятий, имеющая в практике некоторую стабильность, может и должна варьироваться в зависимости от учебных, воспитательно-образовательных задач, степени усвоения детьми музыкального материала, а также общего психофизиологического состояния детей. Однако при любом варианте структуры музыкального занятия следует соблюдать гигиену нервной системы, учитывая её возрастные особенности и быструю утомляемость.

Музыкальному руководителю и воспитателю следует помнить: любое музыкальное занятие должно обучать и развивать, а главное формировать его базовую структуру.

Любое музыкальное занятие будет успешным, если оно продумывается заранее музыкальным руководителем, а воспитатель знаком с материалом, который будет даваться детям и отвечает требованиям программы. Знания, умения и навыки, формирующиеся таким образом, содействуют развитию музыкальных способностей детей. Соблюдается последовательность в разучивании материала, обеспечивается взаимодействие всех видов музыкальной деятельности. Используются разные методические приемы, выбор которых зависит от этапа разучивания музыкального произведения. У  старших детей появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, танец, проявить творчество, желание высказать свое мнение об услышанном произведении. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. Формирование личности ребенка с опорой на музыкальное искусство по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания.

При организации занятий необходимо учитывать следующие положения:

восприятие музыки происходит как диалог с композитором, как переживание определенного эмоционального состояния и эстетических чувств, осознание своих эстетических эмоций, связанных с музыкой, что означает, в конечном счете, развитие музыкального вкуса и сознания. Это зависит от педагога, который должен построить работу так, чтобы ребенок приобрел знания, навыки и умение чувствовать образ и передавать его с помощью разных видов искусств и интеграции художественной деятельности. В эстетическом воспитании детей основываются на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическим для каждого из них средствами.

Для успешного музыкального развития детей необходимо наличие музыкально-педагогического оборудования: детских музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, ложки, ксилофон, треугольник, трещотка, погремушка, колотушка); музыкальных игрушек (органчик, музыкальные волчки, игрушечное пианино, детская гитара); настольных музыкально-дидактических игр; экранных, звуковых и экранно-звуковых (аудио визуальных) пособий и специального оборудования к ним с записями классической музыки и детским музыкальным  репертуаром; оборудование для художественно-театральной деятельности  в детском саду; атрибутов и костюмов для игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и структура профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера

Доклад посвящен рассмотрению категории «профессиональная мобильность» как важнейшего компонента профессионального мастерства музыканта-концертмейстера. Содержание и структура профессиональной мо...

Методические рекомендации по содержанию и структуре современного урока/занятия.

В документе обозначены основные моменты, требующие внимания, при подготовке урока или занятия. Даны  общепринятые типы уроков и их структура. Также предложена схема написания конспектов....

Как писать эссе. Содержание и структура.

Этот документ содержит полезные подсказки по написанию эссе для сдачи ЕГЭ по английскому языку. Здесь подробнно расказывается на сколько абзацев должно быть разделено эссе, какие вводные слова  и...

Семинар – практикум для музыкальных руководителей «Содержание и структура музыкального занятия в детском саду».

Основная форма образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкал...

Понятие, содержание и структура, разновидности политических систем

План-конспект учебного занятия по ОГСЭВ.05 Социология и политология...