Содержание и структура процесса воспитания социальной активности детей в гимназии (Москвина Н.В. Самсонова О.В. 2020г.)
материал

Москвина Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Содержание и структура процесса воспитания социальной активности

детей  в  гимназии.

   

                                                                        Собраться вместе — это начало,                       Оставаться вместе — это прогресс,

Работать вместе — это успех.

Генри Форд     

         Важным направлением, обеспечивающим успешную социализацию личности в новых условиях, готовность умело преодолевать трудности, является формирование ее социальной активности.

     Психологи подчеркивают необходимость не ограничивать возможности школьников в плане проявления ими социальной активности в различных сферах деятельности. Среди этих сфер особое место занимает искусство, общение с которым позволяет школьникам выбирать формы деятельности в соответствии со своими интересами, свободно общаться, проявлять инициативу, творить, осуществлять действия, ведущие к изменениям в поведении и ценностной динамике собственного сознания.

Педагоги – искусствоведы Л. Гродзенская, В. Н. Шацкая, Л. В. Школяр и др. убеждены в том, что средствами  искусства в системе дополнительного образования необходимо формировать не только духовную культуру школьников, но ценностно-значимые черты и свойства личности, приоритетное место среди которых занимает их социальная активность.

     К настоящему времени в науке накоплен обширный материал, позволяющий характеризовать социальную активность как:

  • свойство и состояние деятельности,
  • как меру участия личности в социальном творчестве;
  • как готовность к действию;
  • включение в социальное общение;
  • проявление свойств личности в общественной жизни и т. д.

В современной психологии выявлены такие формы проявления социальной активности:

  • инициатива (выражается в определенных начинаниях, предложениях социально-ориентированного, личностнотворческого характера),
  • рефлексия (способность школьников к осмыслению своих действий и поступков)
  • ответственность (проявляющуюся в принятии и выполнении обязательств, предъявляемых обществом).

В процессе формирования социальной активности на занятиях по искусству в рамках дополнительного образования, школьники получают возможность:

  • самореализации   в различных сферах социальных отношений коллективной направленности;
  • научиться принимать решения и достигать результаты в соответствии с поставленной целью;
  • приобретать четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
  • развивать ученическое самоуправление;
  • научиться чувствовать и понимать других людей;
  • приобщаться к общечеловеческим ценностям;
  • приобретать уверенность в себе;
  • возможность становления личностной индивидуальности.

    Дополнительное образование в области искусства нами рассматривается через принцип связи искусства с жизнью, с целостным духовным социальным опытом учащихся. Главный путь решения этой задачи -  постоянная опора  на занятиях на имеющийся у школьников художественный  и жизненный опыт, что отражено  в содержании наших  учебных  программ дополнительного образования в области искусства, в отборе принципов и методов освоения школьниками художественного материала.    

    При выборе репертуара мы учитываем, что музыкальные,художественные  произведения должны отличаться разнообразием стилей и жанров, быть доступными для учащихся данного возраста, заключать в себе яркое эмоционально-образное содержание, выраженное в адекватной художественной форме.

Особое значение мы уделяем работе по приобретению учащимися умения вести диалог. Т.е. школьники учатся:

  • выслушивать любые (даже противоположные своей собственной) точки зрения;
  • преодолевать страх ошибиться;
  • представлять публично результаты своей деятельности.

    При проведении занятий   стараемся вести демократический стиль общения учителя и ученика, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, основанную на уважении и доверии, необходимую для актуализации и обогащения социального опыта гимназистов, доброжелательное общение, совместное обсуждение музыкальных и художественных произведений.

      В целях активизации социальной инициативы учащихся на занятиях предлагаются различные творческие вопросы и задания, связанные с оценкой содержания сочинения конкретного автора в контексте современной жизни. Разучивая то или иное музыкальное произведение, школьники должны раскрыть его для себя как явление  не только музыкальной, но и социальной жизни.

      В ходе занятий нами активно применяется метод моделирования жизненных ситуаций, на основе которого у школьников   постепенно вырабатывается способность прогнозировать, создавать путем опережения необходимый образ действий и поступков социально-значимой направленности. В результате у школьников активизируются эмоциональные переживания, обогащается их воображение, совершенствуется умение самостоятельно выявлять жизненное содержание музыки.

          Одним из важных моментов при создании дидактической среды таких занятиях, является побуждение школьников к самовыражению, стимулированию их интересов и потребностей, что способствует обогащению социального опыта.

       Становление индивидуальной - художественной культуры входит в число факторов, которые мы стараемся учитывать в планировании занятий искусством.

     Многообразие направлений занятий в области искусства в гимназии, обеспечивает развитие мотивации и опыта социально значимой деятельности гимназистов.

      Обучающиеся имеют возможность выбрать для себя направление художественное, театральное, музыкальное. А также более комфортную форму работы групповую (ансамбль малых форм, хор, сводный хор или  индивидуальную (соло).

      Благодаря гимназическим проектам, мероприятиям, акциям, появились больше возможностей у школьников  для развития индивидуальных способностей, раскрытия  интересных  замыслов и воплощения креативных идей. Это:

  •  «Звон мира»
  • «Сталинградская битва», «Солдатский привал»
  • «Минута славы», «Осенний бал» - творчество, семейные традиции.
  • «1 сентября», «Золотой росток», где можем наблюдать самый большой хор.
  • Выставки рисунков, посвященные памятным датам.
  • Юбилеи гимназии, «Золотой росток», Вечер встречи выпускников.

      Учащиеся стали обращать больше внимания на то, что происходит за рамками учебы, видеть проблемы окружающих людей и помогать в их решении.

       Для наших учеников - это хорошая возможность проявить свои лучшие качества. Особенно тем, кто не всегда успешен в учебе, кто может быть подвержен влиянию улицы. А также ученики имеют возможность принимать участие   в районных, всероссийских, международных конкурсах и мероприятиях в области искусства, направляя свою энергию в нужное русло. 

Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, особенно коллективную, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях.

       В рамках дополнительного образования в области искусства в гимназии  ведут активную работу 17 больших коллективов. Из них 13 вокальных:

Хор 1 В класса «Золотой ключик»

Хор 2 А «Непоседы»

Хор 2 Б «Мелодия»

Хор 3Б «Музыкальная палитра»

Хор 3 В «Музыкальная капель»

Хор 4 Б «Музыкальная карусель»

Ансамбль 6 кл. «Лира»

Ансамбль 7 кл. «Тинейджерс»

Ансамбль  8 кл. «Романтика»

«Шотландский хор» - 9 кл.

Ансамбль родителей «Браво»

Хор «Фреш»

  Когда учащиеся погружаются в поток коллективной деятельности, тогда открываются такие стороны человеческой индивидуальности, которые при других условиях не могут быть обнаружены. В коллективе личность находит условия для выявления своих лучших сторон.

Через коллективную работу формируется особая система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям, умение подчинят личное общественному.

      Школьники учатся проявлять взаимопомощь, взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, принимать здоровую критику, учатся соревновательности.

Успешное развитие наших коллективов непрерывно связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учащимися, между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и стихийными нормами; между отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями.

На всех стадиях развития коллектив сплачивают традиции, которые помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Хорошим примером является традиция ансамбля « Романтика». Выпускники готовят прощальный концерт, а те, кто готов принять эстафету- готовят поздравительные номера. В этом году желающих попасть в ансамбль «Романтика» было больше, чем мы могли принять. Поэтому у нас сейчас больше хоровой ансамбль.   Ещё одна из молодых традиций - «Посвящение в хористы». 

Выступление родителей с детьми.

Сводный хор.

Еще одна из традиций наша творческая Неделя искусств, где проходят такие мероприятия: творческие  мастерские, отчетные концерты хоровых коллективов гимназии, музыкальные викторины, олимпиады по музыке, выставки рисунков, уроки - экскурсии, концерты обучающихся ДМШ № 1, Хора мальчиков «Камертон» Волгоградской консерватории им. П.Серебрякова, ,   участие в благотворительных концертах. 

    Творческое участие детей в этих мероприятиях  способствует развитию чувства любознательности, позитивного мироощущения в творческой созидательной деятельности.        

Итак, на каждом возрастном этапе социальная активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает учащийся. Социальная активность школьника выступает качеством его личности, проявляющимся в деятельности и соединяющим в себе: знания, умения, способности, социальные нормы, осознанное, целенаправленное участие в преобразовании действительности и самого себя, применение социальных умений в общении с искусством, с явлениями духовно-творческой практики человека. Именно через активность реализуется творческое начало в человеке, которое ведет его к познанию мира, себя и других, к совершению открытий, к предвидению будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

Программа воспитательной работы в группе "Воспитание социально активной личности учащихся"

 Назначение программы в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности учащихся, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учетом возра...

Воспитание социально активной творческой личности на уроках ИЗО.

Воспитание социально активной творческой личности на уроках ИЗО....

Интеграция общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности (из опыта работы экологического клуба «ЭКОС» и МОУ «Гимназия №6»).

В данной статье автор рассматривает вопросы интеграции общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности...

Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019.

Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019....