Семинар – практикум для музыкальных руководителей «Содержание и структура музыкального занятия в детском саду».
проект по музыке

Денисова Ирина Александровна

Основная форма образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Структура музыкального занятия28.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»

с. Александровское.

Семинар – практикум для музыкальных руководителей

«Содержание и структура музыкального занятия в детском саду».

Музыкальный руководитель  

                          Денисова Ирина Александровна.

2019г.

Семинар – практикум для музыкальных руководителей

«Содержание и структура музыкального занятия в детском саду».

1 Слайд

Основная форма образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.
Цель - вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства.

Задачи:

  • развить музыкальные способности;
  • сформировать основы вкуса;
  • обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

2 Слайд

Музыкальные занятия ( временные рамки)

  • Младший дошкольный возраст  - 10-15 минут
  • Средний дошкольный возраст – 15-20 минут
  • Старший дошкольный возраст – 25-30 минут

По составу и количеству детей:

  • фронтальные - присутствует вся группа;
  • по подгруппам - 6-8 человек;
  • индивидуальные;

    редко объединённые - 2-3 группы

Прежде чем планировать музыкальное занятие педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.

3 Слайд

По видам и содержанию: 

  • типовые
  • доминантные
  • тематические
  • комплексные

4 Слайд

Структура типового занятия

Структура музыкального занятия включает в себя

чередование различных видов детской деятельности, определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.

1 Вводная часть.

- Основные танцевальные движения, ритмика.

- Ритуал приветствия (используя интонации, жесты, мимику, коммуникативные игры)

Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах и хороводах.

2 Основная часть.

a) Восприятие музыки (слушание музыки, пластическое интонирование, рисование музыки)

Цель — научить ребенка внимательно вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать.

b) Подпевание и пение (распевки, упражнения, пение, подпевание)

 Цель – развивать вокальные задатки ребенка и учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и оканчивать пение вместе с воспитателем.

c) Музыкальное творчество, импровизации ( вокальные, танцевальные, инструментальные )

д) Игра (дидактическая, муз. игра на ДМИ)

Цель — познакомить с детскими музыкальными инструментами, развивать память и воображение, музыкально - сенсорных способности.

3 Заключительная часть.

- Пляска (хоровод, танец, инсценированная песня)

Цель — доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание приходить на музыкальные занятия.

- Ритуал прощания (используя интонации, жесты, мимику, коммуникативные игры)

Виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей.

5 Слайд

Доминантное занятие

Включает в себя какой то один вид  деятельности. 

Например, доминантное занятие по пению имеет следующую структуру:

  • Вход в зал под маршевую песню.
  • Слушание вокальной музыки, песни.
  • Пение - расширенный раздел.
  • Игра, хоровод с пением.

6 Слайд

Тематические  занятия

Тематические занятия могут быть:

  • собственно тематические ("Зима в лесу"),
  • музыкально - тематические ("Шутка в музыке", "Творчество композитора"),
  • сюжетные (всё занятие связано единым сюжетом).

Комплексные или интегрированное занятия

- Тема раскрывается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством.

Цель: дать детям представление о специфике различных видов искусства: о музыке, живописи, поэзии, театре, хореографии и т.д.

7 Слайд        

Эффективность музыкального занятия зависит от:

- учебного материала, его качества и содержания;

- поставленных целей и задач;

- особенностей ребёнка (возрастных и индивидуальных);

- методов, приёмов обучения;

- профессионализма педагога и его умения контактировать с ребёнком.

Любое музыкальное занятие будет более успешным, если оно продумывается заранее музыкальным руководителем, а воспитатель знаком с материалом, который будет даваться детям. 

С каждым новым занятием материал должен  как повторяться, так и усложняться и обогащаться новой информацией. Желательно присутствие элемента неожиданности, сюрприза.

Присутствие импровизации позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребёнка.

Не менее важна регулярность проведения музыкальной образовательной деятельности.

План - конспект музыкального занятия в 1 разновозрастной группе.

Тема: « Мы - музыканты».

Тип занятия: типовое

Цель. Развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке. Знакомить с музыкой русского композитора П.И. Чайковского. Поддерживать интерес к различным видам музыкальной деятельности.                                                            

Программные задачи:                                                                                                                               1. Продолжать учить детей слушать музыку, уметь выразить её пластикой движений, эмоционально откликаться на её характер. Учить детей высказываться о музыке, употребляя прилагательные: быстрая, радостная, живая, весёлая, грустная, спокойная .                                                                          2.Закреплять  ритмичные движения по кругу ( шаг, бег, прыжок, подскок).                                                       3. Формировать исполнительские навыки в области пения с движением, музицирования. 4.Расширять музыкальный кругозор. Вызывать радость от встречи с музыкой. Предоставлять выбор видов деятельности.                                                    

 

Виды музыкальной деятельности

Музыкальный репертуар

Варианты представления выбора, импровизации и учёта интереса детей.

Вводная часть

Коммуникативное приветствие

« Здравствуй, говори»

Пение в движении.

Основная часть

Слушание музыки

Пение с движением

Упражнения на дыхание: « Полёт снежинки», « Ладошки», «Пещера», «Горка», « Большая и маленькая машины».

Артикуляционная гимнастика:

 « Язычок»

Распевка « Музыка, здравствуй».

 П. И. Чайковский « Болезнь куклы»,

 « Новая кукла».

Песня – игра « Снег – снежок»

Предлагаю детям выбрать упражнения для распевки.

Предлагаю сказать о характере музыки и показать её в движении.

Песня по выбору ребят.

Игра на музыкальных инструментах

« Оркестр»

Музицирование с пением и движением. Музыкальные инструменты: бубенцы, трещотки, колокольчик, дудочки .                                              

Ход занятия:                                                                                                                                              

  1. Коммуникативное приветствие « Здравствуй, говори».

Ты мой друг и я твой друг. Получился ровный круг.

Дети стоят в кругу. Звучит музыка волшебства.

Музыкальный руководитель перевоплощается в Фею музыки.

- Фея: Здравствуйте ребята, сегодня я Фея музыки. Сейчас я взмахну музыкальной палочкой. Ой, что случилось? Палочка не светится? Неужели музыка нас никогда не услышит. Кто же может помочь нам найти музыкальные звуки?

Правильно – музыканты. Вы готовы сегодня быть музыкантами? Спасибо.

Давайте так и назовём наше занятие « Мы музыканты ».

Для начала нужно подготовиться и разогреть наше дыхание.

  1. -Упражнения на дыхание.

« Полет снежинки» - (короткий вдох и легкий выдох).

      «Ладошки» - (шумный и тихий выдох).

      - Фея: А какие бывают музыкальные звуки?

Правильно, высокие и низкие. Где же нам их найти?

-  Упражнение « Пещера» (звуки доречевой коммуникации)

- Фея: - А высокие?

3. Упражнение на регистровый порог

 - Упражнение « Горка»

- Фея: Если звуки мы нашли, в гости к музыке пришли.

Дети садятся на стульчики напротив фортепиано.

4. Артикуляционная гимнастика ( Зарядка для язычка)

Повернулся язычок: вправо, влево, на бочёк.

Ротик открываем, язычком болтаем.

Сделаем конфетку, сделаем конфетку.

Щёчку протыкаем.

Улыбнёмся всем друзьям. Без улыбки петь нельзя.

5.  - Пропеваем мелодию распевки, как кузнечики, как трубачи.

6. Распевка « Музыка, здравствуй».

- Фея: Ребята смотрите. Моя музыкальная палочка засветилась. Это значит, что музыка нас услышала. Ждём её в гости.

7.  Слушание музыки :П.И. Чайковского « Новая кукла», « Болезнь куклы».

- В зал под музыку, выполняя танцевальные движения,  входит девочка с куклой.

- Фея: Здравствуй девочка, как тебя зовут?

Девочка: Здравствуйте, меня зовут Мирабелла.

- Фея: Дети, вы узнали музыку?- Как называется музыка? Как звучала музыка? Какое настроение? Кто написал?

Мирабелла: Ребята, давайте вместе потанцуем.

8. Музыкально ритмическая импровизация: пластическое интонирование пьес « Новая кукла», « Болезнь куклы».

Музыка меняется.

Фея: Ребята, почему вы не танцуете? Как изменилась музыка? Почему? Как она называется? Кто написал музыку?

Чтобы Мирабэлла не грустила, давайте споём ей зимнюю песенку.

9. Пение с движением: Песня – игра « Снег – снежок».

Фея: Спасибо тебе Мирабелла, что пришла к нам в гости.

Фея: Мы сегодня пели, слушали, танцевали. А что ещё могут делать настоящие музыканты?

Дети: Играть на музыкальных инструментах.

10. Музицирование с пением и движением « Оркестр».

Фея: Ребята, кем мы сегодня были на занятии? Что вам понравилось больше всего?

Вы мне все тоже очень понравились. Вы были замечательные музыканты!

Моя волшебная палочки хочет сделать вам музыкальный подарочек. Это музыкальные инструменты вам в группу. Теперь вы сможете в группе играть в оркестр.

До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коррекционные игры на музыкальных занятиях в детском саду компенсирующего вида".

Основные звенья коррекционного воспитания:•развитие и коррекция основных видов движений, серий движений, музыкально-ритмических движений;•развитие и коррекция психических функций и компонентов деятель...

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...

Значение музыкальных занятий в детском саду

Музыка обладает особенным даром – она понятна и близка людям любой национальности. С рождения и на протяжении всей жизни она воздействует на человека и отражает переживания людей в разные м...

Значение музыкальных занятий в детском саду

Музыка обладает особенным даром – она понятна и близка людям любой национальности. С рождения и на протяжении всей жизни она воздействует на человека и отражает переживания людей в разные м...

Музыкальные занятия в детском саду

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28594533","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28594534","attributes":{"alt":"","class"...