Конспект интегрированного урока в 6 классе "Противоположности в музыке и математике"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Ларькина Елена Евгеньевна

Интегрированный урок по музыке и математике. Тема: "Противоположности в музыке и математике напримере концертов А.Вивальди"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_muzyka_i_matematika.docx15.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Противоположности в музыке и математике».

Ребята, сегодня у нас необычный урок, объединяющий музыку и математику. Тема урока: «противоположности в музыке и математике на примере произведения Антонио Вивальди «Времена года». Сейчас вы это предполагаете, а потом мы это услышим на музыкальных примерах. Мы будем изучать жанр концерта. В самом названии произведения «Времена года» уже видны пары противоположностей? Назовите их.

Ответы детей: зима-лето, осень-весна.

Совершенно верно.

Учитель математики: Ребята, как называются противоположные числа в математике?

Ответ учеников: это положительные и отрицательные числа.

Учитель математики: Ребята, вы видите числа на слайде, найдите, пожалуйста, противоположные числа. Молодцы, действительно это правильные ответы.

Учитель музыки: А теперь снова обратимся к музыке! Послушаем сообщение, которое приготовили нам ученики о жизни и творчестве А.Вивальди.

Рассказ учеников.

Ребята, давайте вспомним с что же такие концерт, что обозначает этот термин в искусстве. Для начала скажите, как переводится это слово с итальянского и латинского языка?

Ученики: концерт в переводе с итальянского означает «согласие», а с латинского – «состязуюсь».

Учитель музыки: Какие два значения слова концерт вы знаете?

Ученики: первое значение – исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе; второе - музыкальное произведение, основанное на контрасте попеременного звучания солистов и оркестра.

Учитель музыки: все верно! Свои концерты Вивальди написал для скрипичного квинтета, солиста, чембало и клавесина. Как вы думаете, кто с кем состязуется в концерте?

Ученики: Солист и оркестр. То один, то другой занимает главенствующую позицию.

Учитель музыки: да, действительно, солист и оркестр словно два полюса, они звучат, то вместе, то попеременно.

Давайте послушаем, различаете ли вы это звучание?

Звучит музыка Вивальди Лето.Гроза.

Учитель математики: Ребята, а теперь творческое задание – любую жизненную ситуацию можно представить с помощью математической модели. Попробуем представить звучание оркестра и солиста в качестве математической модели.

Ученики: Математическая модель – если звучание солиста это «1», то звучание оркестра «-1».

Учитель музыки: ребята, послушайте отрывок концерта, который будет противоположностью концерта Лето, какое название у него?

Ученики: зима!

Учитель музыки: верно!

Слушание отрывка из концерта лето.

Учитель музыки: ребята, мы можем с вами уверенно сказать, что сейчас мы слушаем солиста, а потом оркестр?

Ученики: Да!

Учитель математики: Прежде чем мы займемся подсчетом, мы выдвинем гипотезу: как вы считаете, кто победит в этом состязании и как мы поймем, что этот участник выиграл состязание?

соло

оркестр

Ученики: Гипотеза - если один участник звучит чаще и громче, то он и победил.

Учитель музыки: Еще раз слушаем отрывок «Зима» и помечаем в соответствующей колонке, что мы сейчас слышали оркестр или солиста.

Звучит «Зима» А.Вивальди.

Обсуждение результатов: Ребята, у кого какой результат?

Ученики: Оркестр звучал чаще, чем солировала скрипка.

Учитель музыки: какой же мы делаем вывод?

Ученики: наша гипотеза подтвердилась, оркестр звучал чаще скрипки или наоборот, не подтвердилась. Звучание оркестра и солирующего инструмента слышно отчетливо, и в музыке это не имеет такого значения, мы явно услышали состязание, но не услышали победителя.

Учитель музыки: Да, ребята, внутри одного произведения все гармонично, там нет проигравшего и нет победителя, если говорит музыкальным языком, то противоположность называется контрастом. Чередование быстрых, медленных и снова быстрых частей, а так же противопоставление оркестра и солирующего инструмента способствует созданию более выразительного художественного образа. Это и было новым в эпоху барокко, что дало развитие новым жанрам в музыке.

Ребята, на партах лежат таблички с вопросами, ответьте, пожалуйста, на них.

1.Что нового ты узнал на уроке?

2. Что интересного тебе запомнилось?

3. Помог ли язык математики лучше разобраться в музыке?

Учителя: Ребята, спасибо за урок, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

конспект интегрированного урока в 5 классе по теме "Музыка и математика"

Тема: Музыка и математикаТип урока: интегрированныйУровень интеграции: узловая Цель: Установление связи между музыкой и математикойЗадачи:Образовательная: Выявить общие элементы музыки и математи...

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 5 классе по теме: «Декоративное рисование открытки «8 марта». Музыкальный подарок маме».

Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе специальной (коррекционной школы) VIII вида. Использована скоростная методика правополушарного рисования  бетти Эдвардс. Методика правополушарн...

Конспект интегрированного урока музыки в 1 классе «Весна в музыке и живописи».

Интегрированный урок «Весна в музыке и живописи» познакомит учеников 1 класса с музыкальными  и художественными  произведениями о весне....

План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"

   Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...

Конспект интегрированного урока "Дроби в математике и музыке"

Цель:    выявление общих закономерностей в музыке и математикеЗадачи:   1.Развитие логического мышления.2. Формирование способности сопоставлять, анализировать и делать выводы...

Конспект интегрированного урока истории, русского языка, музыки "Звучащий образ Родины" правописание орфограмм корня, 5 класс

Разработка посвящена проблеме интегрированного урока, позволяющего наиболее эффективно показать междисциплинарную связь...