Духовно-нравственное воспитание через знакомство детей с музыкально-литературными произведениями
статья по теме
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». И в связи с этим цель музыкального воспитания не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 70 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Нравственность – основа всех
человеческих ценностей»
Альберт Эйнштейн
В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в современном обществе. В документе отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.
Настоящее время - непростой исторический период. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Подтверждение этому в мудрых словах В. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека».
Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различать добро от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». И в связи с этим цель музыкального воспитания не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач для нас является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью, ставим следующие задачи:
1. Всестороннее развивать личность, творческий потенциал, духовно-нравственное воспитание музыкой.
2. Активизировать познавательную деятельность детей.
3. Воспитывать силой музыки внутренний мир ребенка, отношение к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.
4. Овладевать языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.
Для решения этих задач задействуются все виды музыкальной деятельности и используются такие формы организации музыкальной деятельности, как музыкальные занятия, беседы, концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные. Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Задача музыкального руководителя, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру. На занятиях и проводимых мероприятиях необходимо создавать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции, которые должны дать ребенку те знания, отражающие связь отдельных частей мира, как системы, в которой все элементы связаны. Стараясь разнообразить построение музыкальных занятий, помимо интегрированных и типовых, проводятся тематические, доминантные и сюжетные. Но каким бы по виду занятие не являлось, необходимо создать атмосферу праздника, торжества, что бы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства и стараюсь, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать.
Таким образом: все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом является слушание музыки. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Замечено, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Опираясь на программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», можно решить эту проблему. Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной, на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке - «Весело - грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствуют такие виды художественной деятельности, как:
- художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов);
- художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений);
- художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного смысла);
- художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).
Процесс слушания музыки обладает катарсической функцией, т.е. очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора. Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.
С раннего возраста, начиная с ясельной группы (2-3года), на музыкальных занятиях обращаемся к «поэзии пестования», или «материнской поэзии»: колыбельным, пестушкам, потешкам и прибауткам. В это время оторванность от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе:
Танечка, баю, бай, бай!
Не ложись на самый край
Придет серенький волчок;
Схватит Таню за бочок.
А…. Баю-бай-бай! Усни…
Малыши, напевая и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим.
По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов-классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен Римского-Корсакова, М. И. Глинки, А. Лядова: «Окликание дождя», «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде», «Дубинушка» и др.;
М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане».
Перед слушанием музыки ведется рассказ о реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Этим настраивают детей на восприятие произведения. На музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная. Связывая ее с выразительным художественным словом, необходимо помочь детям осознать нравственную идею произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности.
В вокальном произведении воспитательный акцент делается на раскрытие нравственного смысла текста, а в инструментальном - на проясняющем слове.
Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, сколько через процесс активного наблюдения – переживания окружающего мира в доступной детям форме (наблюдение за сменой времен года, повадками животных, сочувствие людям и т.д.) Ребенку легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче воспринять радость, если она оттенена грустью, почувствовать умиротворение после пережитого волнения и тревоги. Применяемый метод контрастного сопоставления облегчает восприятие произведений музыкального искусства. Внимание детей направлено на поиск идентичного или противоположного эмоционального состояния, помогает разобраться в положительных и отрицательных эмоциях, что формирует музыкальное и интеллектуальное мышление. Беседуя о музыке, дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Детский словесный запас обогащается новыми словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Играя в игру «Кто больше?», дети подбирают к веселой музыке слова: радостная, солнечная, задорная, смешная; к грустной - печальная, задумчивая, нежная, плавная. Пополняется словарь музыкальных терминов: темп, длительность, вступление, запев, припев, динамика, пауза, и т.д.
Для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания детей в процессе слушания музыки используются информационные компьютерные технологии, обеспечивающие наглядность материала. Дети с большим интересом рассматривают произведения изобразительного искусства соответствующего содержания, видео фрагменты балетов, опер, сказок.
Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности. Уделяя внимание развитию певческих навыков и певческой установке, ставятся следующие задачи:
- воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте, умение видеть прекрасное в окружающей жизни;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера;
- воспитывать музыкальный вкус, обогащать музыкальные впечатления детей;
- воспитывать умение слышать себя и товарищей;
- воспитывать умение петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая, бодрая, героическая и т.д.).
Правильно подобранный репертуар является одним из основных механизмов, влияющий на формирование общечеловеческих ценностей детей. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Необходимо ответственно относиться к выбору песенного репертуара. Изучая творчество В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, Г. Струве, можно открыть для себя много интересного и поучительного. Популярные песни этих композиторов благодаря яркой образности стихотворных текстов и мелодической выразительности с задорным ритмом полюбила наша детвора и с удовольствием распевает не только на музыкальных занятиях, но и самостоятельно. У детей вырабатывается потребность собираться вместе, что бы попеть. Песня вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду. Такие песни как: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н.Носова; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова и др., несут большое воспитательное воздействие на душу ребенка. Есть такое человеческое качество - тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека. Совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывают музыка и песня. Мир поэтических образов, тексты разучиваемых нами песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.
Музыкально-ритмические движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку. Помимо основных программных задач по музыкально-ритмической деятельности детей, ставятся следующие задачи:
- воспитывать нравственно-волевые качества (настойчивость, выдержку, умение действовать в коллективе);
- воспитывать дружеские взаимоотношения в играх, умение подчинять свои интересы интересам всего коллектива;
- воспитывать любовь и гордость за свою Родину, Армию, уважение к ее воинам; любовь к матери, бабушке.
Тщательно отобранный репертуар способствует решению этих задач: «Ходьба различного характера» муз. И. Дунаевского «Песня о Родине», «Упражнение на перестроение», муз. О. Газманова «Москва», «Идет солдат по городу», муз. В. Шаинского; игры: «Будь ловким!» муз. Н. Ладухина, «Наша Армия» муз. М. Красева, «Ловкие джигиты» муз. Р. Шумана, «Плетень», «Гори ясно» р.н.м., обр. С. Бодренкова, «Ищи!» муз. Т. Ломовой и др.; хороводы: «К нам гости пришли», муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен, «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой, «Дружат дети всей земли», муз. Д. Львова–Компанейца, сл. В. Виктороваи др.; парные и народные пляски: «Детский краковяк» муз. Т. Ломовой, «Кадриль» р.н.м., обр.Е. Туманян, «Сударушка» р.н.м., обр. Ю. Слонова, «Бульба» б.н.м., обр. Т.Ломовой и др.
Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников –это игра. Именно она приносит малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка. Например, такие музыкальные народные игры, как: «Горелки», «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка-чернозем», «Золотые ворота», «У дедушки Якова», «Маланья» и другие.
Дети с удовольствием играют в эти игры на праздниках, развлечениях и на прогулках. Хороводы стали постоянным элементом развлечений, связанных с народными традициями.
Сюжетно-ролевые игры («Кого встретил колобок», «Репка» и др.), театрализация сказок («Теремок», «Заячья избушка», «Колобок» и др.), инсцениронание песен («Как и наших у ворот», «Как на тоненький ледок» и др.), помогают ребенку проявить свои творческие способности или просто выразить свое внутреннее состояние и эмоции.
Следуя основным педагогическим принципам: комплексному решению основных задач музыкального воспитания, систематичности, постепенности, последовательности, повторности, используются следующие методы и приемы:
- выразительное исполнение музыки;
- художественное слово; - показ движения;
- образное сравнение;
- игры, поговорки;
- творческие задания, импровизации.
Но если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы развиваем и учим.
Список используемой литературы:
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М. 1956.
- Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе).- Воронеж,1998.
- Зацепина М.Б.Музыкальное воспитание в детском саду. М,2008.
- Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры». М,2000.
- Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. М, 1984. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. М.1988.
- Журнал «Музыкальный руководитель». №2,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие личности через деятельность туристического клуба "омега"
Духовно-нравственное развитие личности через деятельность туристического клуба «Омега» Современная школа, нагружая учащихся массой предметных заданий, не в состоянии дать общую подготовку к жиз...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное развитие обучающихся через поисково-исследовательскую деятельность в кружке «Музей истории школы».
Данная статья содержит обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся, концептуальные основы работы, цели изадачи а также описание опыта работы....
Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".
Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....
Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям
Выступление на районных педагогических чтениях "Современные ценности и традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков"...
Музейный урок по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры» «Сказочный музей» ( знакомство с историческими источниками микрорайона Кучур-Да. Региональный компонент )
Музейный урок по курсу внеурочной деятельности«Основы духовно-нравственной культуры»«Сказочный музей»( знакомство с историческими источниками микрорайона Кучур-Дарегиональный к...
Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов
Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памя...