Проектирование современного урока биологии в условиях реализации системно- деятельностного подхода
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
В работе рассказывается о проектировании урока на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС ООО. Приведен конспект урока биологии в 8 классе по теме "Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения", также дан тест по теме "Строение сердца".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektsutugina.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Воскресенского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
«Воскресенский научно-методический центр»
Дополнительная профессиональная образовательная программа
повышения квалификации педагогических работников
«Системно- деятельностный подход – основа реализации
федеральных государственных стандартов
основного и среднего общего образования»
Итоговый проект
«Проектирование современного урока биологии в условиях реализации системно- деятельностного подхода»
(кафедральный вариативный модуль)
72 часа
Выполнил: Слушатель
Сутугина Ирина Владимировна
Учитель химии и биологии
МОУ «Цыбинская СОШ»
Воскресенск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение … с. 3
Основная часть с. 5
Теоретические аспекты проектирования
на основе системно-деятельностного подхода …………………………………с. 5
Современный урок по ФГОС с.7
Заключение … с. 9
Список литературы … с. 10
Приложение 1. Конспект урока с. 12
Приложение 2. … с. 25
Введение
Актуальность темы проекта.
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в основной школе повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Практическая значимость проекта.
Данная работа может стать полезна для использования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в рамках биологического образования.
Цель проекта:
Проанализировать научно-педагогическую и психологическую литературу по проблеме системно-деятельностного подхода
Сконструировать урок биологии в соответствии с технологиями системно-деятельностного подхода.
Ожидаемые результаты внедрения проекта
Системно-деятельностный подход нацелен на формирование у учащихся системы знаний по предмету (новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя) и позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся и успешно применять полученные навыки в дальнейшей жизни. Следует отметить, что биологические познания всегда востребованы в решении практических задач в течение всей жизни. Изучение темы урока позволит ученикам применить эти знания в сохранении своего здоровья и здоровья своих близких.
Теоретические аспекты проектирования урока на основе системно-деятельностного подхода
“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Что значит «деятельность»? Сказать «деятельность» — это указать на следующие моменты. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Задачи системно- деятельностного подхода.
научить получать знания (учить учиться)
научить работать и зарабатывать (учение для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Таким образом, реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности
2) Принцип непрерывности
3) Принцип целостности
4) Принцип минимакса
5) Принцип психологической комфортности
6) Принцип вариативности
7) Принцип творчества
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Системно-деятельностный подход максимально ориентирован на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Современный урок по ФГОС
Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
В уроке открытия нового знания выделяют следующие цели:
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы понятий.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Разработанный мною конспект принадлежит к типу урока «открытия» новых знаний
См. Приложение 1.
Заключение
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
В данной работе был рассмотрен аспект проблемы реализации системно-деятельностного подхода, позволяет обеспечить достижения поставленной перед учителем цели. Особенно актуально это в период внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе. Уже сегодня учителя должны осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий.
Результатом нашего исследования стал разработанный современный урок биологии с учётом требования ФГОС.
При конструировании урока были учтены рекомендации по построению технологической карты, обозначены УУД на каждом этапе, урок строился в соответствии с требованиями к современному уроку.
Список литературы.
Основная.
- Конституция Российской Федерации (в редакции Указов Президента РФ от 09.01.1996 г. № 20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.201 №679, от 25.07.2003 №841 и Федеральных конституционных законов от 25.03 2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФЗК, от 12.07. 2006 № 2ФЗК, от 30.12.2006 № 6- ФЗК, от 21.07.2007 № 5- ФЗК).
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
- Приоритетный национальный проект «Образование».
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 17 мая 2012 г. № 413.
7. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6.
8. Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно- методическое пособие. М.:УЦ Перспектива, 2008.
9. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2009
10. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2010 г.
11. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...» М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008.
Дополнительная.
- Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Новым стандартам – нестандартный подход. Методические рекомендации./Сост. Лазарева Л.А.- М.: УЦ «Перспектива», 2012.
4. Технология «Портфолио» в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2012.
5. Формирование ИКТ- компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Е.И. Булин – Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова).- М.: Просвещение, 2012
7. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
8. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
Интернет ресурсы.
(Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе).
(Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС).
- www.school2100.ru/pedagogam/lessons/file.php?file=12462
Приложение 1.
Конспект урока на тему:
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели:
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, тонометром, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Сформировать умения измерять артериальное давление, пульс и скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Содержательная: формирование системы понятий: работа сердца, артериальное давление, скорость кровотока, пульс.
Образовательная: изучить движение крови по сосудам, познакомиться с регуляцией кровоснабжения, формирование представлений о биологии как науки тесно связанной с медициной, роли биологической науки в жизни общества и сохранении здоровья.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование знаний по кровеносной системе, изучить движение крови по сосудам, познакомиться с регуляцией кровоснабжения, раскрыть причины движения крови, сформировать знания об артериальном давлении, научиться измерять скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа, подсчитывать пульс, учить учащихся выполнять лабораторную работу по алгоритму текста параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.
Развивающие: развивать общеучебные компетенции: развивать мировоззренческие позиции при обращении к теме «Регуляция кровоснабжения», развивать умения правильно измерять артериальное давление и пульс, развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе изучения кровеносной системы.
Воспитательные: воспитывать правильное отношение к окружающей действительности, продолжить формирование здорового образа жизни.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся имеют представление о движении крови по сосудам, о регуляции кровоснабжения, знать причины движения крови, способы правильного измерения артериального давления и пульса, уметь формулировать свои мысли в процессе изучения кровеносной системы.
Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения и измерения, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.
Личностные: формируется бережное отношение к собственному здоровью.
Основные понятия урока: работа сердца, артериальное давление, скорость кровотока, пульс.
Методы:
Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами, приборами: тонометр, фонендоскоп, линейки), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (измерение давление, пульса, скорости кровотока, работа с рисунками)
Дополнительные: частично – поисковый.
Основные вопросы: изучение движение крови, регуляции кровоснабжения.
Средства обучения:
1.Учебник Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н., М.: Дрофа, 2010.
2. Рабочая тетрадь к учебнику;
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, наглядные таблицы, тонометр, линейки.
Ход урока: (см. технологическую карту).
Технологическая карта.
Структура, этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Формы организации урока | |
Предметные | УУД (К-коммуникативные, Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные) | ||||
I. Организационный момент 1 мин. | Учитель высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи. | Слушают учителя | Л: оценивают ситуацию К: слушают учителя | Фронтальная | |
II. Актуализация знаний 4 мин. | Раздает учащимся на парту по 2 варианта с дифференцированным заданием по теме «Строение и работа сердца». (см. приложение 2) Раздает на парты ответы к тестам и заданию, просит самих проверить правильность выполнения заданий карандашом (говорит критерий оценивания). 1 вариант Г, В, А, Б 2 вариант В, Б, Б, Б После проверки комментирует ответы. | 1. Оформляют свои мысли в ответах. 2. Обсуждают ответ в паре. Обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга правильность выполнения тестов и задания, затем возвращают тетради. Знакомятся со своими результатами. | Закрепляют вопросы, связанные со строением и работой сердца | Л: оценивают ситуации П: выбирают основания для выбора правильного ответа К: обсуждают вариант ответа с товарищем | В парах |
III. Изучение нового материала 1.Целепологание 3 мин. | Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание: «Она не томится сосудистым пленом, Бежит по упругим артериям, венам, Большим или малым - не сыщешь числа...» Н.Рудой Посмотрите на учительский стол и обратите внимание на приборы (фонендоскоп и тонометр) После этого ответьте на вопросы: 1.О чем идет речь в данном стихотворении? 2. Как вы думаете, какова тема нашего урока. 3. Сформулируйте цель урока. | Объясняют смысл, данного высказывания; мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке, определяют тему и цели урока. | Р: формулируют тему и цели урока. Л.: формирование ответственного и осознанного отношения к учению К: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог | Фронтальная | |
2. Беседа учителя с учащимися о причины движения крови 3 мин. | Рассказ учителя: Работа сердца является причиной движения крови, благодаря которой создается разность давления между началом и концом сосудистого русла Кровь движется из области высокого давления в область, где оно ниже. Самое высокое давление в аорте и легочных артериях, самое низкое – в нижней и верхней полых венах, и в легочных венах. Поэтому кровь движется в направлении от артериальной системы сосудов к венозной. Использует материалы с применением мультимедийного оборудования («Соотношение скорости кровотока» , «Разность скорости движения крови по артериям и венам».) | Слушают рассказ учителя, вступают в диалог с учителем. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание. Просматривают материал. | формирование знаний по кровеносной системе, изучение движение крови по сосудам | К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы П: работа с информацией выбор необходимого материала. | Фронтальная |
3. Выполнение лабораторной работы №8. 4 мин. | Просит открыть стр. 117 учебника для выполнения лабораторной работы №8 (а также обратить внимание на изображение на экране) по теме: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», прочитать ее и выполнить. | Открывают учебник, находят нужную страницу. Выполняют работу в рабочих тетрадях «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки» | научиться измерять скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа, умеют выполнять лабораторную работу по алгоритму текста параграфа | П: работа с информацией выбор необходимого материала. Р: работают по инструкции, контроль (в форме сличения способа действия и его результата с ходом опыта и полученными результатами) | Индивидуальная с использованием рисунка 56 на стр.117 |
4. Обсуждение полученных результатов 3 мин | Задает вопрос классу: 1.Какой результат у вас получился? | Отвечают на вопрос: Результат 1-0,5 см/с, это в 50-100 раз меньше, чем в аорте, и в 25-50 раз меньше, чем в полых венах. | Знают скорость движения кровотока | П: оформляют свои мысли в устной форме; | Фронтальная |
5. Беседа учителя с учащимися об артериальном давлении, способах его измерения 7 мин. | Рассказ учителя: Артериальное давление. Особенность его в том, что оно не одинаково: чем дальше от сердца находится артериальный сосуд, тем давление в нем меньше, а также оно зависит от цикла сердечных сокращений. Просит изучить материал на стр.115-116 и ответить на вопрос: Как и почему изменяется артериальное давление крови? Учитель показывает «Измерение артериального давления с помощью прибора», демонстрирует прибор для измерения давления – тонометр и фонендоскоп. Просит двух учащихся продемонстрировать как правильно необходимо измерять давление. Учитель обращает внимание на экран, где изображена формула: Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше этого возраста приходится применять другую формулу.) АД верхнее = 1,7 x возраст + 83. АД нижнее = 1,6 x возраст + 42. (АД – артериальное давление, возраст берется в целых годах.) Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает верхнее давление, знаменатель нижнее, т.е. в данном случае АД = 110/65 | Изучают текст учебника стр.115-116 и отвечают на вопрос. После сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое давление называют верхним, или систолическим, давлением. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление называют нижним, или диастолическим. Внимательно наблюдают за демонстрацией. Затем ученики демонстрируют измерение давления. Записывают измеренное артериальное давление в тетрадь, (сравнивая с данной формулой) и объясняют полученные результаты. | Сформированы знания об артериальном давлении, Умеют измерять артериальное давление Умеют вычислять давление по формуле | П: работа с информацией выбор необходимого материала. К: оформляют свои мысли в устной форме; Л: формирование ответственного и осознанного отношения к демонстрации К: сотрудничество в группах, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться находить общее решение. Р: контроль (в форме сравнения с формулой) | Фронтальная Работа в группах, взаимодействуя с одноклассниками, используя рисунок 55 на стр.116 |
6. Первичное закрепление 2 мин. | Задает вопрос классу: Как называется артериальное давление верхнее, и нижнее? | Отвечают на вопрос: Верхнее- систолическое, а нижнее – диастолическое. | Знают понятие верхнее и нижнее давление, их отличия | П: умение, находить необходимую информацию, лаконично выражать свои мысли | Фронтальная |
7. Беседа учителя с учащимися о природе пульса 5 мин. | Рассказ учителя: Пульс – толчкообразные колебания стенок артериальных сосудов, вызванные растяжением стенок аорты и поступлением в них крови из желудочка. Учитель демонстрирует «Места, где можно прощупать пульс», «Измерение пульса». Просит изучить материал на стр. 118-119 и выполнить опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови; а затем сделать соответствующие выводы. | Слушают рассказ учителя, задают встречные вопросы на уточнение и понимание. Внимательно наблюдают за демонстрацией. Открывают стр. 118-119 в учебнике, где описан опыт, выполняют его. Делают вывод: Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от наличия или отсутствия кровотока. | Понимают природу пульса Умеют определять пульс | К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы Л: формирование ответственного и осознанного отношения к демонстрации Р: работают по инструкции П: умение делать вывод | Фронтальная В парах |
8. Поддержание постоянства давления и распределение крови в организме. 4 мин. | Дает задание для самостоятельной работы с учебником (стр. 119-120 учебника), текст «Поддержание постоянства артериального давления, его нарушения», прочитать и ответить на вопросы: 1.Чем опасно повышение артериальное давление? 2. Что такое гипотония? Показывает опыт А. Моссо (на экране), просит объяснить его. Французский исследователь Моссо поместил человека на весы так, чтобы одна половина тела уравновешивала другую (рис. 48). После этого испытуемому предложили перемножить несколько двухзначных чисел, испытуемый задумался, и ... его голова стала опускаться вниз. Когда задача была решена и весы уравновесились, Моссо предложил лежащему на весах человеку пошевелить пальцами ног. Весы опустились в противоположную сторону, туда, где были ноги. | Находят заданный текст учебника, читают его. Отвечают на вопросы: 1.Это приводит к заболеванию – гипертонии 2. Низкое давление. Смотрят на экран, а также на рис.57 стр.120 учебника Объясняют: В организме человека постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам ее поступает больше, к другим меньше. Если орган работает, то кровь к нему притекает усиленно, принося дополнительный кислород и питательные вещества. В то же время приток крови к неработающим органам уменьшается. Снабжение органов кровью зависит от их деятельности. | Понимают способность поддержание артериального давления Знают распределение крови в организме | П: умение, находить необходимую информацию К: оформляют свои мысли в устной форме; | Индивидуальная Фронтальная с использованием рисунка 57 на стр.120 |
IV. Закрепление 4 мин. | Учитель просит записать в словарь термины этого урока с доски. Артериальное кровяное давление: верхнее (систолическое), нижнее (диастолическое). Гипертония. Гипотония. Инсульт. Инфаркт. Пульс. Частота пульса (сердечных сокращений). Просит ответить на 1, 2, 5 стр.120 Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока. Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников | Записывают в словарь термины. Отвечают на вопросы | Знают и понимают термины Понимают причину движения крови по сосудам, знают как изменяется давление и кровоснабжение органов | П: мысленное воспроизведение понятий К: оформляют свои мысли в устной форме; Р: подводят итоги своей деятельности | Фронталь- ная |
V. Рефлексия 3 мин. | Учитель просит высказать свои ощущения Я узнал… Я научился…. Мне понравилось… Я затруднялся ….. Мое настроение… Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет) | Ученики подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты своей деятельности с целью урока Адекватно воспринимают оценки и отметки | Р: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось? Что еще следует повторить? | Индивидуальная | |
VI. Задание на дом 2 мин. | В учебнике изучить § 23 «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения». Ответить на вопросы 4,6,7 стр.120 (устно) и по желанию и возможности дома выполнить в рабочей тетради задание 86 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа курящего человека до курение и после» | Записывают домашнее задание, задают вопросы | К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы | Индивидуальная |
Заключение
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
В данной работе был рассмотрен аспект проблемы реализации системно-деятельностного подхода, позволяет обеспечить достижения поставленной перед учителем цели. Особенно актуально это в период внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе. Уже сегодня учителя должны осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий.
Результатом нашего исследования стал разработанный современный урок биологии с учётом требования ФГОС.
При конструировании урока были учтены рекомендации по построению технологической карты, обозначены УУД на каждом этапе, урок строился в соответствии с требованиями к современному уроку.
Приложение 2.
Задания по вариантам для актуализации знаний
Вариант 1. | Вариант 2. |
1. Сердце человека: А- трехкамерное, с венозной кровью в желудочке; Б- четырехкамерное, с неполной перегородкой между желудочками; В- трехкамерное, со смешанной кровью в желудочке; Г- четырехкамерное, с полной межжелудочковой перегородкой. | 1. О способности сердца к саморегуляции свидетельствует: А- частота пульса, измеренная сразу после большой физической нагрузки; Б- пульс, измеренный до нагрузки; В- скорость возврата пульса к норме после нагрузки; Г- сравнение физических данных двух людей. |
2. Кровь в аорту поступает: А- из правого желудочка сердца; Б- из левого предсердия; В- из левого желудочка сердца; Г – из правого предсердия. | 2. Открытие створчатых клапанов сердца происходит в момент: А- сокращения желудочков; Б- сокращения предсердий; В- расслабления сердца; Г – перехода крови из левого желудочка в аорту. |
3. Размеры сердца человека равны: А – размерам его кулака; Б- максимальным ударам сердца; В- размерам всех животных. | 3.В левое предсердие впадают: А – 3 легочные вены; Б- 2 легочные вены; В- 4 легочные вены. |
4. Какую часть от сердечного цикла составляет пауза: А- треть; Б- половину; В- четверть. | 4. Усиливает частоту сердечных сокращений: А –парасимпатические нервы; Б- симпатические нервы; В- симпатические и парасимпатические. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование базовых понятий по биологии в условиях реализации системно-деятельностного подхода. Мастер-класс
Демонстрация приемов и методов деятельности при формировании базового понятия "система"...
Методический семинар "Формирование базовых понятий по биологии в условиях реализации системно-деятельностного подхода"
Четкое и прочное владение общебиологическими, базовыми понятиями можно сформировать используя системно-деятельностный подход. Реализация системнор деятельностного подхода в отдельно взятом...
Совершенствование УМК как педагогическое условие реализации системно - деятельностного подхода на уроках географии
представлен авторский УМК "География 6 класс" ФГОС...
Формирование УУД учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании
Статья по результатом работы инновационной площадки 2013...
"Новый формат диалога учитель-ученик в условиях реализации системно-деятельностного подхода"
Данный методический материал представляет собой теоретичесую часть и вопросы для обсуждения в группе учителей английского языка в рамках семинара районного методического объединения....
Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников
Сообщение на заседании творческой группы учителей гуманитарного цикла «Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников»...
Применение интерактивных методов обучения химии в условиях реализации системно-деятельностного подхода
Применение интерактивных методов обучения химии в условиях реализации системно-деятельностного подхода...