Формирующее оценивание как педагогический инструмент реализации системно-деятельностного подхода
презентация к уроку
Сообщение и презентация, которую можно использовать в рамках методического семинара, выступление на педагогическом совете школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение по теме "Формирующее оценивание" | 25.12 КБ |
Презентация к сообщению | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
«Формирующее оценивание как педагогический инструмент реализации
системно - деятельностного подхода»
«Глубочайшим свойством
человеческой природы
является страстное стремление
людей быть оценёнными по достоинству».
Уильям Джеймс
Закон Российской Федерации «Об Образовании» возлагает ответственность за организацию и проведение оценивания в классе на школу. Образовательное учреждение осуществляет контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с его уставом.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.
В настоящее время функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.
Теперь оно должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию.
Базовыми принципами оценивания являются следующие принципы:
- оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
- оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;
- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание
Сегодня перед учителями ставят задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.
Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно. Оценивание говорит учителю, достиг ли он пункта назначения или нет, и надо ли продвигаться к нему по-другому.
Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.
Инструменты формирующего оценивания позволяют акцент в обучении перенести на процесс преподавания и учения. Активная роль в этом процессе отводится ученику. Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы понять, как идёт процесс обучения не только конечной стадии, но и начальной, и промежуточной. Если результаты окажутся неудовлетворительными, то в него нужно внести необходимые изменения.
Важное условие для успешного внедрения формирующего оценивания — это системность. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся — постоянный процесс, интегрированный в образовательную практику естественным образом.
Технология формирующего оценивания может быть представлена в виде четкой последовательности шагов.
Шаг 1. Запланировать достижения образовательных результатов по темам.
Для этого необходимо определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса и проанализировать, как дети достигают краткосрочных образовательных целей и результатов обучения в соответствии с программой.
Шаг 2. Сформулировать цель урока как условие достижения образовательных результатов.
Важно донести эту цель до учеников, чтобы они знали и понимали, каких результатов от них ждут. Цель должна быть конкретной, измеримой, значимой, достижимой и ограниченной по времени.
Шаг 3. Сформулировать задачи урока как последовательность шагов.
При этом учителю необходимо:
- сохраняя оптимальный уровень трудности, обеспечить ученику достижение успеха и регулярную мотивацию;
- сделать так, чтобы задачи, которые вы ставите, пробуждали любознательность и интересы ребенка;
- принять участие и при необходимости помочь ребенку в решении предложенной задачи.
Шаг 4. Определить критерии оценивания.
К этой задаче важно подключать учеников. Тогда они будут понимать, чего от них ждет учитель, и смогут внести свой вклад, варьируя критерии так, чтобы сделать их еще более понятными и эффективными.
Шаг 5. Оценить деятельность обучающихся в соответствии с критериями.
Исходя из образовательных потребностей учеников выбирают инструменты и методы оценивания. Это могут быть критериальные таблицы, то есть система критериев оценки, листы самооценки, листы взаимооценки, недельные отчеты и др.
Шаг 6. Дать обратную связь: учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — учитель.
Формирующее оценивание предполагает самооценку ребенка и взаимооценку детей. Школьники учатся отмечать слабые и сильные стороны других работ и анализируют собственный прогресс.
Рефлексируя над работами одноклассников, выступая в роли экспертов и советников, дети глубже понимают необходимость и роль оценивания. Кроме того, это дополнительная возможность сравнить собственное понимание с мнением сверстников, а еще — проявить самостоятельность.
Не забывайте отслеживать, улучшает ли взаимооценивание результаты учеников и взаимодействие между ними.
Шаг 7. Сравнить результаты учеников с предыдущим уровнем их достижений.
Благодаря тому, что учитель и ученик вместе оценивают результаты обучения с целью выработать общие подходы, между ними повышается уровень доверия. Кроме того, подобная совместная деятельность позволяет распределить ответственность за результаты обучения.
Шаг 8. Определить место обучающегося на пути достижения поставленной цели.
Это, во-первых, поможет определить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и восполнить пробелы. Во-вторых, важно поделиться результатами проведенного анализа с учениками — это еще один способ вовлечь детей в осмысление учебного процесса.
Важно, применяя критериальное и формирующее оценивание, постепенно сокращать объем поддержки со стороны учителя. В итоге ученик примет полную ответственность за собственное обучение.
Шаг 9. Скорректировать образовательный маршрут.
С учетом результатов учитель совместно с учеником выстраивают и корректируют план дальнейшего обучения.
Таким образом, использование формирующего оценивания оказывает положительное влияние на формирование мотивации к обучению, развитие учебной самостоятельности подростков.
Введение новых оценочных инструментов позволяет обеспечить:
- преемственность в системе оценивания начальной школы (безотметочная система обучения) и основной школы;
- повышение квалификации учителей через организацию взаимопосещения и экспертизу уроков самоконтроля и самооценки учителями 5-9 классов и начальной школы, встреч учителей разных уровней обучения с целью обмена опытом.
Таким образом, внедрение и применение новых оценочных инструментов выполняет
3 функции:
- диагностическую (каждая крупная тема должна начинаться с диагностических работ, чтобы можно было оценить стартовые возможности детей);
- стимулирующую (стимулирования познавательной деятельности учащихся);
- контролирующую (прозрачность оценивания через критериальное оценивание).
Важно помнить, что формирующее оценивание — это всегда комбинация приемов и методов. Существует целый банк техник: недельные отчеты, опросники самодиагностики, матрица запоминания, индекс-карточки и множество других.
Можно выделить:
- критериальное самооценивание
позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь
- критериальное взаимооценивание
чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового
выступления, инсценировки, презентации проекта. Учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.
- карта понятий;
состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно - следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе.
- составление тестов.
Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.
Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.
Таким образом, формирующее оценивание ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Сегодня на нашем семинаре мы предложим вам варианты использования приемов формирующего оценивания. Один из приемов – незаконченные предложения мы попробуем с вами выполнить в конце нашего семинара. У вас в программе есть 4 незаконченных предложения, в конце семинара мы просим вас дописать эти предложения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
• Закон Российской Федерации «Об Образовании» возлагает ответственность за организацию и проведение оценивания в классе на школу. Образовательное учреждение осуществляет контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с его уставом. • В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений у чащихся. Система оценки
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.
Базовые принципы оценивания 1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику; 2. О ценивание может быть только критериальным , основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям; 3. К ритерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно; 4. С истема оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке
Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно. Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.
Последовательности шагов технологии формирующего оценивания . Шаг 1 Запланировать достижения образовательных результатов по темам . Для этого необходимо определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса и проанализировать, как дети достигают краткосрочных образовательных целей и результатов обучения в соответствии с программой.
Шаг 2 Сформулировать цель урока как условие достижения образовательных результатов . Важно донести эту цель до учеников, чтобы они знали и понимали, каких результатов от них ждут. Цель должна быть конкретной , измеримой, значимой, достижимой и ограниченной по времени.
Шаг 3 Сформулировать задачи урока как последовательность шагов . При этом учителю необходимо: сохраняя оптимальный уровень трудности, обеспечить ученику достижение успеха и регулярную мотивацию; сделать так, чтобы задачи, которые вы ставите , пробуждали любознательность и интересы ребенка; принять участие и при необходимости помочь ребенку в решении предложенной задачи.
Шаг 4 Определить критерии оценивания . К этой задаче важно подключать учеников. Тогда они будут понимать, чего от них ждет учитель, и смогут внести свой вклад, варьируя критерии так, чтобы сделать их еще более понятными и эффективными.
Шаг 5 Оценить деятельность обучающихся в соответствии с критериями . Исходя из образовательных потребностей учеников выбирают инструменты и методы оценивания. Это могут быть критериальные таблицы, то есть система критериев оценки, листы самооценки, листы взаимооценки , недельные отчеты и др.
Шаг 6 Дать обратную связь: учитель — ученик, ученик — ученик , ученик — учитель. Формирующее оценивание предполагает самооценку ребенка и взаимооценку детей. Школьники учатся отмечать слабые и сильные стороны других работ и анализируют собственный прогресс. Рефлексируя над работами одноклассников, выступая в роли экспертов и советников, дети глубже понимают необходимость и роль оценивания. Кроме того, это дополнительная возможность сравнить собственное понимание с мнением сверстников, а еще — проявить самостоятельность. Не забывайте отслеживать, улучшает ли взаимооценивание результаты учеников и взаимодействие между ними.
Шаг 7 Сравнить результаты учеников с предыдущим уровнем их достижений . Благодаря тому, что учитель и ученик вместе оценивают результаты обучения с целью выработать общие подходы, между ними повышается уровень доверия. Кроме того, подобная совместная деятельность позволяет распределить ответственность за результаты обучения.
Шаг 8 Определить место обучающегося на пути достижения поставленной цели. Это, во-первых, поможет определить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и восполнить пробелы. Во-вторых, важно поделиться результатами проведенного анализа с учениками — это еще один способ вовлечь детей в осмысление учебного процесса. Важно, применяя критериальное и формирующее оценивание, постепенно сокращать объем поддержки со стороны учителя. В итоге ученик примет полную ответственность за собственное обучение.
Шаг 9 Скорректировать образовательный маршрут . С учетом результатов учитель совместно с учеником выстраивают и корректируют план дальнейшего обучения.
Введение новых оценочных инструментов позволяет обеспечить: преемственность в системе оценивания начальной школы ( безотметочная система обучения) и основной школы; повышение квалификации учителей через организацию взаимопосещения и экспертизу уроков самоконтроля и самооценки учителями 5-9 классов и начальной школы, встреч учителей разных уровней обучения с целью обмена опытом.
Внедрение и применение новых оценочных инструментов диагностическую (каждая крупная тема должна начинаться с диагностических работ, чтобы можно было оценить стартовые возможности детей); стимулирующую (стимулирования познавательной деятельности учащихся); контролирующую (прозрачность оценивания через критериальное оценивание).
Формирующее оценивание Методики: критериальное самооценивание : позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками , а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии , по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь критериальное взаимооценивание : чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового выступления , инсценировки, презентации проекта. Учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения , планировать свою деятельность по улучшению своей работы.
Состоит из названий понятий, помещённых в рамки ; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий . Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно – следственные отношения . Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе. Методики: к арта понятий
Методики: с оставление тестов Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.
Таким образом, формирующее оценивание ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
описание педагогического опыта "учебная мотивация как средство достижения образовательных результатов в рамках реализации системно -деятельностного подхода
В данном материале изложен материал опыта работы в этом направлении ..мониторинг ..результаты .методика...
Совершенствование УМК как педагогическое условие реализации системно - деятельностного подхода на уроках географии
представлен авторский УМК "География 6 класс" ФГОС...
Применение нового педагогического инструментария при реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики
В статье приводятся ряд приемов работы на каждом этапе урока....
Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.
Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...
Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...
«Проектная деятельность на уроках музыки как инструмент реализации системно-деятельностного подхода»
Одной из форм системно-деятельностного подхода является проектная деятельность учащихся. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы и ориентирован на самостоятельную деятельность у...
Инновационный педагогический проект "Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность в коррекционных учреждениях "
quot;Помоги мне это сделать самому!" Из опыта моей работы с глухими детьми в сфере проектной деятельности. Различные примеры реализованных проектов....