"Формирующее оценивание как педагогический инструмент реализации системно-деятельностного подхода"
презентация к уроку

Светлана Владимировна Игнацевич

Презентацию можно использовать  для выступления на методическом семинаре, на методическом совете по теме "Формирующее оценивание"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирующее оценивание как педагогический инструмент реализации системно - деятельностного подхода»

Слайд 2

• Закон Российской Федерации «Об Образовании» возлагает ответственность за организацию и проведение оценивания в классе на школу. Образовательное учреждение осуществляет контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с его уставом. • В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений у чащихся. Система оценки

Слайд 3

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.

Слайд 4

Базовые принципы оценивания 1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику; 2. О ценивание может быть только критериальным , основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям; 3. К ритерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно; 4. С истема оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке

Слайд 5

Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно. Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Слайд 6

Последовательности шагов технологии формирующего оценивания . Шаг 1 Запланировать достижения образовательных результатов по темам . Для этого необходимо определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса и проанализировать, как дети достигают краткосрочных образовательных целей и результатов обучения в соответствии с программой.

Слайд 7

Шаг 2 Сформулировать цель урока как условие достижения образовательных результатов . Важно донести эту цель до учеников, чтобы они знали и понимали, каких результатов от них ждут. Цель должна быть конкретной , измеримой, значимой, достижимой и ограниченной по времени.

Слайд 8

Шаг 3 Сформулировать задачи урока как последовательность шагов . При этом учителю необходимо: сохраняя оптимальный уровень трудности, обеспечить ученику достижение успеха и регулярную мотивацию; сделать так, чтобы задачи, которые вы ставите , пробуждали любознательность и интересы ребенка; принять участие и при необходимости помочь ребенку в решении предложенной задачи.

Слайд 9

Шаг 4 Определить критерии оценивания . К этой задаче важно подключать учеников. Тогда они будут понимать, чего от них ждет учитель, и смогут внести свой вклад, варьируя критерии так, чтобы сделать их еще более понятными и эффективными.

Слайд 10

Шаг 5 Оценить деятельность обучающихся в соответствии с критериями . Исходя из образовательных потребностей учеников выбирают инструменты и методы оценивания. Это могут быть критериальные таблицы, то есть система критериев оценки, листы самооценки, листы взаимооценки , недельные отчеты и др.

Слайд 11

Шаг 6 Дать обратную связь: учитель — ученик, ученик — ученик , ученик — учитель. Формирующее оценивание предполагает самооценку ребенка и взаимооценку детей. Школьники учатся отмечать слабые и сильные стороны других работ и анализируют собственный прогресс. Рефлексируя над работами одноклассников, выступая в роли экспертов и советников, дети глубже понимают необходимость и роль оценивания. Кроме того, это дополнительная возможность сравнить собственное понимание с мнением сверстников, а еще — проявить самостоятельность. Не забывайте отслеживать, улучшает ли взаимооценивание результаты учеников и взаимодействие между ними.

Слайд 12

Шаг 7 Сравнить результаты учеников с предыдущим уровнем их достижений . Благодаря тому, что учитель и ученик вместе оценивают результаты обучения с целью выработать общие подходы, между ними повышается уровень доверия. Кроме того, подобная совместная деятельность позволяет распределить ответственность за результаты обучения.

Слайд 13

Шаг 8 Определить место обучающегося на пути достижения поставленной цели. Это, во-первых, поможет определить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и восполнить пробелы. Во-вторых, важно поделиться результатами проведенного анализа с учениками — это еще один способ вовлечь детей в осмысление учебного процесса. Важно, применяя критериальное и формирующее оценивание, постепенно сокращать объем поддержки со стороны учителя. В итоге ученик примет полную ответственность за собственное обучение.

Слайд 14

Шаг 9 Скорректировать образовательный маршрут . С учетом результатов учитель совместно с учеником выстраивают и корректируют план дальнейшего обучения.

Слайд 15

Введение новых оценочных инструментов позволяет обеспечить: преемственность в системе оценивания начальной школы ( безотметочная система обучения) и основной школы; повышение квалификации учителей через организацию взаимопосещения и экспертизу уроков самоконтроля и самооценки учителями 5-9 классов и начальной школы, встреч учителей разных уровней обучения с целью обмена опытом.

Слайд 16

Внедрение и применение новых оценочных инструментов диагностическую (каждая крупная тема должна начинаться с диагностических работ, чтобы можно было оценить стартовые возможности детей); стимулирующую (стимулирования познавательной деятельности учащихся); контролирующую (прозрачность оценивания через критериальное оценивание).

Слайд 17

Формирующее оценивание Методики: критериальное самооценивание : позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками , а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии , по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь критериальное взаимооценивание : чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового выступления , инсценировки, презентации проекта. Учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения , планировать свою деятельность по улучшению своей работы.

Слайд 18

Состоит из названий понятий, помещённых в рамки ; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий . Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно – следственные отношения . Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе. Методики: к арта понятий

Слайд 19

Методики: с оставление тестов Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.

Слайд 20

Таким образом, формирующее оценивание ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирующее оценивание как педагогический инструмент реализации системно - деятельностного подхода»

Слайд 2

• Закон Российской Федерации «Об Образовании» возлагает ответственность за организацию и проведение оценивания в классе на школу. Образовательное учреждение осуществляет контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с его уставом. • В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений у чащихся. Система оценки

Слайд 3

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.

Слайд 4

Базовые принципы оценивания 1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику; 2. О ценивание может быть только критериальным , основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям; 3. К ритерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно; 4. С истема оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке

Слайд 5

Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно. Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Слайд 6

Последовательности шагов технологии формирующего оценивания . Шаг 1 Запланировать достижения образовательных результатов по темам . Для этого необходимо определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса и проанализировать, как дети достигают краткосрочных образовательных целей и результатов обучения в соответствии с программой.

Слайд 7

Шаг 2 Сформулировать цель урока как условие достижения образовательных результатов . Важно донести эту цель до учеников, чтобы они знали и понимали, каких результатов от них ждут. Цель должна быть конкретной , измеримой, значимой, достижимой и ограниченной по времени.

Слайд 8

Шаг 3 Сформулировать задачи урока как последовательность шагов . При этом учителю необходимо: сохраняя оптимальный уровень трудности, обеспечить ученику достижение успеха и регулярную мотивацию; сделать так, чтобы задачи, которые вы ставите , пробуждали любознательность и интересы ребенка; принять участие и при необходимости помочь ребенку в решении предложенной задачи.

Слайд 9

Шаг 4 Определить критерии оценивания . К этой задаче важно подключать учеников. Тогда они будут понимать, чего от них ждет учитель, и смогут внести свой вклад, варьируя критерии так, чтобы сделать их еще более понятными и эффективными.

Слайд 10

Шаг 5 Оценить деятельность обучающихся в соответствии с критериями . Исходя из образовательных потребностей учеников выбирают инструменты и методы оценивания. Это могут быть критериальные таблицы, то есть система критериев оценки, листы самооценки, листы взаимооценки , недельные отчеты и др.

Слайд 11

Шаг 6 Дать обратную связь: учитель — ученик, ученик — ученик , ученик — учитель. Формирующее оценивание предполагает самооценку ребенка и взаимооценку детей. Школьники учатся отмечать слабые и сильные стороны других работ и анализируют собственный прогресс. Рефлексируя над работами одноклассников, выступая в роли экспертов и советников, дети глубже понимают необходимость и роль оценивания. Кроме того, это дополнительная возможность сравнить собственное понимание с мнением сверстников, а еще — проявить самостоятельность. Не забывайте отслеживать, улучшает ли взаимооценивание результаты учеников и взаимодействие между ними.

Слайд 12

Шаг 7 Сравнить результаты учеников с предыдущим уровнем их достижений . Благодаря тому, что учитель и ученик вместе оценивают результаты обучения с целью выработать общие подходы, между ними повышается уровень доверия. Кроме того, подобная совместная деятельность позволяет распределить ответственность за результаты обучения.

Слайд 13

Шаг 8 Определить место обучающегося на пути достижения поставленной цели. Это, во-первых, поможет определить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и восполнить пробелы. Во-вторых, важно поделиться результатами проведенного анализа с учениками — это еще один способ вовлечь детей в осмысление учебного процесса. Важно, применяя критериальное и формирующее оценивание, постепенно сокращать объем поддержки со стороны учителя. В итоге ученик примет полную ответственность за собственное обучение.

Слайд 14

Шаг 9 Скорректировать образовательный маршрут . С учетом результатов учитель совместно с учеником выстраивают и корректируют план дальнейшего обучения.

Слайд 15

Введение новых оценочных инструментов позволяет обеспечить: преемственность в системе оценивания начальной школы ( безотметочная система обучения) и основной школы; повышение квалификации учителей через организацию взаимопосещения и экспертизу уроков самоконтроля и самооценки учителями 5-9 классов и начальной школы, встреч учителей разных уровней обучения с целью обмена опытом.

Слайд 16

Внедрение и применение новых оценочных инструментов диагностическую (каждая крупная тема должна начинаться с диагностических работ, чтобы можно было оценить стартовые возможности детей); стимулирующую (стимулирования познавательной деятельности учащихся); контролирующую (прозрачность оценивания через критериальное оценивание).

Слайд 17

Формирующее оценивание Методики: критериальное самооценивание : позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками , а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии , по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь критериальное взаимооценивание : чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового выступления , инсценировки, презентации проекта. Учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения , планировать свою деятельность по улучшению своей работы.

Слайд 18

Состоит из названий понятий, помещённых в рамки ; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий . Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно – следственные отношения . Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе. Методики: к арта понятий

Слайд 19

Методики: с оставление тестов Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.

Слайд 20

Таким образом, формирующее оценивание ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.

Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...

«Проектная деятельность на уроках музыки как инструмент реализации системно-деятельностного подхода»

Одной из форм системно-деятельностного подхода является проектная деятельность учащихся. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы и ориентирован на самостоятельную деятельность у...

Инновационный педагогический проект "Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность в коррекционных учреждениях "

quot;Помоги мне это сделать самому!" Из опыта моей работы с глухими детьми в сфере проектной деятельности. Различные примеры реализованных проектов....

Формирующее оценивание как педагогический инструмент реализации системно-деятельностного подхода

Сообщение и презентация, которую можно использовать в рамках методического семинара, выступление на педагогическом совете школы....