"Формирующее оценивание как педагогический инструмент реализации системно-деятельностного подхода"
презентация к уроку
Презентацию можно использовать для выступления на методическом семинаре, на методическом совете по теме "Формирующее оценивание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.54 МБ |
formiruyushchee_otsenivanie_kak_pedagogicheskiy_instrument_realizatsii_sistemno-deyatelnostnogo.pptx | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
• Закон Российской Федерации «Об Образовании» возлагает ответственность за организацию и проведение оценивания в классе на школу. Образовательное учреждение осуществляет контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с его уставом. • В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений у чащихся. Система оценки
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.
Базовые принципы оценивания 1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику; 2. О ценивание может быть только критериальным , основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям; 3. К ритерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно; 4. С истема оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке
Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно. Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.
Последовательности шагов технологии формирующего оценивания . Шаг 1 Запланировать достижения образовательных результатов по темам . Для этого необходимо определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса и проанализировать, как дети достигают краткосрочных образовательных целей и результатов обучения в соответствии с программой.
Шаг 2 Сформулировать цель урока как условие достижения образовательных результатов . Важно донести эту цель до учеников, чтобы они знали и понимали, каких результатов от них ждут. Цель должна быть конкретной , измеримой, значимой, достижимой и ограниченной по времени.
Шаг 3 Сформулировать задачи урока как последовательность шагов . При этом учителю необходимо: сохраняя оптимальный уровень трудности, обеспечить ученику достижение успеха и регулярную мотивацию; сделать так, чтобы задачи, которые вы ставите , пробуждали любознательность и интересы ребенка; принять участие и при необходимости помочь ребенку в решении предложенной задачи.
Шаг 4 Определить критерии оценивания . К этой задаче важно подключать учеников. Тогда они будут понимать, чего от них ждет учитель, и смогут внести свой вклад, варьируя критерии так, чтобы сделать их еще более понятными и эффективными.
Шаг 5 Оценить деятельность обучающихся в соответствии с критериями . Исходя из образовательных потребностей учеников выбирают инструменты и методы оценивания. Это могут быть критериальные таблицы, то есть система критериев оценки, листы самооценки, листы взаимооценки , недельные отчеты и др.
Шаг 6 Дать обратную связь: учитель — ученик, ученик — ученик , ученик — учитель. Формирующее оценивание предполагает самооценку ребенка и взаимооценку детей. Школьники учатся отмечать слабые и сильные стороны других работ и анализируют собственный прогресс. Рефлексируя над работами одноклассников, выступая в роли экспертов и советников, дети глубже понимают необходимость и роль оценивания. Кроме того, это дополнительная возможность сравнить собственное понимание с мнением сверстников, а еще — проявить самостоятельность. Не забывайте отслеживать, улучшает ли взаимооценивание результаты учеников и взаимодействие между ними.
Шаг 7 Сравнить результаты учеников с предыдущим уровнем их достижений . Благодаря тому, что учитель и ученик вместе оценивают результаты обучения с целью выработать общие подходы, между ними повышается уровень доверия. Кроме того, подобная совместная деятельность позволяет распределить ответственность за результаты обучения.
Шаг 8 Определить место обучающегося на пути достижения поставленной цели. Это, во-первых, поможет определить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и восполнить пробелы. Во-вторых, важно поделиться результатами проведенного анализа с учениками — это еще один способ вовлечь детей в осмысление учебного процесса. Важно, применяя критериальное и формирующее оценивание, постепенно сокращать объем поддержки со стороны учителя. В итоге ученик примет полную ответственность за собственное обучение.
Шаг 9 Скорректировать образовательный маршрут . С учетом результатов учитель совместно с учеником выстраивают и корректируют план дальнейшего обучения.
Введение новых оценочных инструментов позволяет обеспечить: преемственность в системе оценивания начальной школы ( безотметочная система обучения) и основной школы; повышение квалификации учителей через организацию взаимопосещения и экспертизу уроков самоконтроля и самооценки учителями 5-9 классов и начальной школы, встреч учителей разных уровней обучения с целью обмена опытом.
Внедрение и применение новых оценочных инструментов диагностическую (каждая крупная тема должна начинаться с диагностических работ, чтобы можно было оценить стартовые возможности детей); стимулирующую (стимулирования познавательной деятельности учащихся); контролирующую (прозрачность оценивания через критериальное оценивание).
Формирующее оценивание Методики: критериальное самооценивание : позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками , а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии , по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь критериальное взаимооценивание : чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового выступления , инсценировки, презентации проекта. Учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения , планировать свою деятельность по улучшению своей работы.
Состоит из названий понятий, помещённых в рамки ; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий . Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно – следственные отношения . Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе. Методики: к арта понятий
Методики: с оставление тестов Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.
Таким образом, формирующее оценивание ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
• Закон Российской Федерации «Об Образовании» возлагает ответственность за организацию и проведение оценивания в классе на школу. Образовательное учреждение осуществляет контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с его уставом. • В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений у чащихся. Система оценки
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.
Базовые принципы оценивания 1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику; 2. О ценивание может быть только критериальным , основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям; 3. К ритерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно; 4. С истема оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке
Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно. Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.
Последовательности шагов технологии формирующего оценивания . Шаг 1 Запланировать достижения образовательных результатов по темам . Для этого необходимо определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса и проанализировать, как дети достигают краткосрочных образовательных целей и результатов обучения в соответствии с программой.
Шаг 2 Сформулировать цель урока как условие достижения образовательных результатов . Важно донести эту цель до учеников, чтобы они знали и понимали, каких результатов от них ждут. Цель должна быть конкретной , измеримой, значимой, достижимой и ограниченной по времени.
Шаг 3 Сформулировать задачи урока как последовательность шагов . При этом учителю необходимо: сохраняя оптимальный уровень трудности, обеспечить ученику достижение успеха и регулярную мотивацию; сделать так, чтобы задачи, которые вы ставите , пробуждали любознательность и интересы ребенка; принять участие и при необходимости помочь ребенку в решении предложенной задачи.
Шаг 4 Определить критерии оценивания . К этой задаче важно подключать учеников. Тогда они будут понимать, чего от них ждет учитель, и смогут внести свой вклад, варьируя критерии так, чтобы сделать их еще более понятными и эффективными.
Шаг 5 Оценить деятельность обучающихся в соответствии с критериями . Исходя из образовательных потребностей учеников выбирают инструменты и методы оценивания. Это могут быть критериальные таблицы, то есть система критериев оценки, листы самооценки, листы взаимооценки , недельные отчеты и др.
Шаг 6 Дать обратную связь: учитель — ученик, ученик — ученик , ученик — учитель. Формирующее оценивание предполагает самооценку ребенка и взаимооценку детей. Школьники учатся отмечать слабые и сильные стороны других работ и анализируют собственный прогресс. Рефлексируя над работами одноклассников, выступая в роли экспертов и советников, дети глубже понимают необходимость и роль оценивания. Кроме того, это дополнительная возможность сравнить собственное понимание с мнением сверстников, а еще — проявить самостоятельность. Не забывайте отслеживать, улучшает ли взаимооценивание результаты учеников и взаимодействие между ними.
Шаг 7 Сравнить результаты учеников с предыдущим уровнем их достижений . Благодаря тому, что учитель и ученик вместе оценивают результаты обучения с целью выработать общие подходы, между ними повышается уровень доверия. Кроме того, подобная совместная деятельность позволяет распределить ответственность за результаты обучения.
Шаг 8 Определить место обучающегося на пути достижения поставленной цели. Это, во-первых, поможет определить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и восполнить пробелы. Во-вторых, важно поделиться результатами проведенного анализа с учениками — это еще один способ вовлечь детей в осмысление учебного процесса. Важно, применяя критериальное и формирующее оценивание, постепенно сокращать объем поддержки со стороны учителя. В итоге ученик примет полную ответственность за собственное обучение.
Шаг 9 Скорректировать образовательный маршрут . С учетом результатов учитель совместно с учеником выстраивают и корректируют план дальнейшего обучения.
Введение новых оценочных инструментов позволяет обеспечить: преемственность в системе оценивания начальной школы ( безотметочная система обучения) и основной школы; повышение квалификации учителей через организацию взаимопосещения и экспертизу уроков самоконтроля и самооценки учителями 5-9 классов и начальной школы, встреч учителей разных уровней обучения с целью обмена опытом.
Внедрение и применение новых оценочных инструментов диагностическую (каждая крупная тема должна начинаться с диагностических работ, чтобы можно было оценить стартовые возможности детей); стимулирующую (стимулирования познавательной деятельности учащихся); контролирующую (прозрачность оценивания через критериальное оценивание).
Формирующее оценивание Методики: критериальное самооценивание : позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками , а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии , по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь критериальное взаимооценивание : чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового выступления , инсценировки, презентации проекта. Учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения , планировать свою деятельность по улучшению своей работы.
Состоит из названий понятий, помещённых в рамки ; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий . Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно – следственные отношения . Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе. Методики: к арта понятий
Методики: с оставление тестов Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.
Таким образом, формирующее оценивание ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
описание педагогического опыта "учебная мотивация как средство достижения образовательных результатов в рамках реализации системно -деятельностного подхода
В данном материале изложен материал опыта работы в этом направлении ..мониторинг ..результаты .методика...
Совершенствование УМК как педагогическое условие реализации системно - деятельностного подхода на уроках географии
представлен авторский УМК "География 6 класс" ФГОС...
Применение нового педагогического инструментария при реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики
В статье приводятся ряд приемов работы на каждом этапе урока....
Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.
Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...
«Проектная деятельность на уроках музыки как инструмент реализации системно-деятельностного подхода»
Одной из форм системно-деятельностного подхода является проектная деятельность учащихся. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы и ориентирован на самостоятельную деятельность у...
Инновационный педагогический проект "Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность в коррекционных учреждениях "
quot;Помоги мне это сделать самому!" Из опыта моей работы с глухими детьми в сфере проектной деятельности. Различные примеры реализованных проектов....
Формирующее оценивание как педагогический инструмент реализации системно-деятельностного подхода
Сообщение и презентация, которую можно использовать в рамках методического семинара, выступление на педагогическом совете школы....