Становление личностных качеств учащихся через предмет ОРКСЭ. (выступление на педсовете)
статья по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
(слайд 1) Тема: Становление личностных качеств учащихся через предмет ОРКСЭ.
(слайд 2 )Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.
Введением предмета ОРКСЭ государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через изучение традиций этносов. Ход реформирования российского общества объективно вызывает противоречивые изменения в духовно-нравственной сфере. С одной стороны, происходит расширение чувства свободы и творчества, с другой – нарастает влияние «духа» коммерциализации, эгоистичного принципа «успех любой ценой», ведущего к деформации ценностных ориентиров в понимании добра, справедливости, достоинства, совести, патриотизма.
В современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития.
(слайд 3) Цель комплексного учебного курса "ОРКСЭ" - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим, целевой установкой программы которого является воспитание, духовное развитие ребёнка на основе социокультурного опыта. Он призван дать целостную картину мира, в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не только логических законов.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс играет важную роль в воспитательном процессе формирования порядочного. честного, достойного гражданина.
(слайд 4) Обучение детей по программе курса "ОРКСЭ" должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
(слайд 5 ) Учебный курс "ОРКСЭ" представляет собой комплекс из шести учебных модулей:
- основы православной культуры
- основы исламской культуры
- основы буддийской культуры
- основы иудейской культуры
- основы мировых религиозных культур
- основы светской этики
В нашем учебном заведении был выбран модуль "Основы светской этики".
(слайд 6 ) В рамках модуля «Основы светской этики» учащимся предлагается ознакомиться с этическими идеалами в развитии; общечеловеческими ценностями и понятиями: «мораль» и «моральный выбор», введением философских категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор человека».
Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает практическая деятельность, является решение учащимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций (например, вопрос проблемы «меньшего зла»). Благодаря чему ученики не только теоретически усваивают полученные знания, а активно применяют их на практике.
(слайд 7) Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе. Это уроки: "Род и семья - исток нравственных отношений" и "Семейные праздники".
(слайд 8 ) На таких уроках, как: "Россия -наша Родина", «Образцы нравственности в культуре Отечества", "Любовь и уважение к Отечеству" происходит формирование: (слайд 9)
– основ российской гражданской идентичности;
– чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю своей страны;
– осознание своей этнической и национальной принадлежности;
– формирование ценностей многонационального общества;
– гуманистические и демократические ценностные ориентации.
(слайд 10) В рамках уроков: "Добродетель и порок", "Свобода и моральный выбор человека", "Свобода и ответственность", "Моральный долг", "Справедливость", "Альтруизм и эгоизм", "Дружба", "Что значит быть моральным", "Нравственный поступок", "Золотое правило нравственности", "Стыд, вина и извинения", "Честь", "Совесть", "Образцы нравственности", происходит : (слайд 11)
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- воспитание понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
(слайд 12) Основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.
(слайд 13) Так, например, познакомившись на третьем уроке (тема «Культура и мораль») с определением и особенностями морали, на 11 уроке (тема «Моральный долг») понятие «мораль» связывается с понятием «долг», а на 15 уроке (тема "Что значит быть моральным") уточняются моральные качества человека.
Часто на уроках использую видеоролики, созданные специально для урока или отрывки из мультфильмов, фильмов, притчи. Это позволяет наглядно представить, прочувствовать с героем, учит сопереживать. (слайд 14) (например урок "Добро и зло" м/ф "Просто так", урок "Свобода и ответственность" м/ф " Честное слово" по рассказу Алексея Ивановича Пантелеева)
Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации.(слайд 15) (урок " Особенности морали" инсценировка басни Иван Андреевича Крылова "Стрекоза и муравей", а так же учащиеся 3 класса показывали нам сценку "Из школьной жизни..")
Так же часто на уроках присутствует музыкальное сопровождение. (чаще это песни, помогающие прочувствовать тему урока.(слайд 16) например изучая тему "добро и зло" мы разучили с учащимися песню из к\ф "Приключения Маленького Мука" "Дорогою добра", которая очень гармонично дополнила вывод нашего урока)
Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы.
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном плане, можно отметить проявление у детей таких качеств, как (слайд 17) доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
Таким образом личностные качества человека будущего общества закладываются сегодня именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
Хочется верить, что эти уроки сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания.
(слайд 18) Закончить своё выступление я хочу песней -притчей Светланы Копыловой, которая напомнит нам еще раз, что наивысшей ценностью является человеческая жизнь! Эту тему мы еще не проходили с учениками, поэтому после просмотра хочется услышать ваши советы:"Как закончить такой урок?"
(слайд 19) (Притча "Брошенный камень")
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка инструментария достижения результатов развития личностных качеств учащихся на уроках химии»
Выступление на городском методическом круглом столе «Проектирование образовательной деятельности учащихся по химии в условиях реализации ФГОС основной школы»...
«Методические подходы к формированию и развитию личностных качеств учащихся на уроках химии»
Выступление на IV Всероссийской конференции с международным участием «Актуальные проблемы химического образования»...
Методический материал из опыта работы «Выявление и развитие творческих и личностных качеств детей, через изучение и сохранение народных ремесел, семейных традиций на занятиях художественно-декоративного творчества».
Тема: «Почувствуй себя мастером». Цель создания материала: обобщение и распространение накопленного результативного опыта педагогической деятельности. Задачи: -Совершенство...
Развитие личностных качеств учащихся через организацию внеурочной деятельности
Конструктор рабочих программ по внеурочной деятельности....
Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях
Доклад на тему «Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях», может быть использован классным руководителем, учителем или при выступлении на М...
Методы, средства и формы организации обучения, наиболее эффективно стимулирующих развитие личностных качеств учащихся в свете реализации ФГОС (на примере предмета биологии).
Для преодоления ряда противоречий, в настоящее время имеющих место в школьном образовательном процессе в целом и в частности в обучении биологии, необходим переход на новые методики, техноло­...
Формирование личностных качеств обучающихся через репертуар хорового коллектива
В современном обществе происходят глубокие преобразования. Делая опрос среди обучающихся, мы часто слышим, что классическая музыка устарела. Школьники часто отдают предпочтение современной эстрадной м...