Методы, средства и формы организации обучения, наиболее эффективно стимулирующих развитие личностных качеств учащихся в свете реализации ФГОС (на примере предмета биологии).
методическая разработка
Для преодоления ряда противоречий, в настоящее время имеющих место в школьном образовательном процессе в целом и в частности в обучении биологии, необходим переход на новые методики, технологии и подходы в обучении, приоритетом которых будет являться ориентация на личностный компонент обучения. Одной из таких методик является методика личностно-ориентированного обучения учащихся биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_metod_obedinenii.docx | 38.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
на методическом объединении. 2017г.
Методы, средства и формы организации обучения, наиболее эффективно стимулирующих развитие личностных качеств учащихся в свете реализации ФГОС (на примере предмета биологии).
Рассмотрим методы, использование которых в большей степени способствует активному развитию учащихся в процессе обучения биологии и формированию у них индивидуальных черт личности. Например, рассмотрим индивидуальные образовательные маршруты учащихся.
Для успешного выбора индивидуального маршрута учащемуся предоставляется возможность самоопределения:
- индивидуального смысла изучения предмета (курса, раздела, учебной темы, конкретно материала урока);
- индивидуальных целей и задач в изучении учебного материала урока или темы в целом;
- оптимальных способов и средств овладения учебным материалом;
- логики изучения и возможность рефлексивно осознавать результаты своей деятельности.
Возможность индивидуального маршрута в обучении предполагает, что ученик при изучении темы может выбрать один из подходов: образное или логическое познание, углублённое, энциклопедическое или ознакомительное изучение и т.д. Сохранение логики изучаемого материала, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объёма фундаментальных образовательных объектов, которые наряду с индивидуальным маршрутом обучения обеспечат достижение нормативного образовательного уровня .
Алгоритм построения индивидуального маршрута учащегося при изучении раздела «Растения»:
1. Определить объём учебного материала по изучаемой теме урока (или в целом для учебной темы).
2. Выделить ключевые понятия в пределах изучаемой темы.
3. Разделить учебный материал на смысловые части.
4. Определить способы изучения учебного материала.
5. Определить способы оценки степени усвоения материала по каждой выделенной части.
Индивидуальные маршруты можно классифицировать:
- по временному признаку: годичные, четвертные, месячные, недельные;
- и по объёму и логическому распределению учебного материала: курсовые, тематические, поурочные.
При реализации методики личностно-ориентированного обучения на уроках ботаники не менее важным является метод контроля знаний и умений учащихся.
Так при письменном опросе для контроля знаний учащемуся предлагается выбрать те формы и способы ответа по изученному ранее материалу, которые он считает для себя наиболее приемлемыми: а) тест; б) графический диктант; в) терминологический диктант; г) задания на дидактической карточке; д) решение биологической задачи; е) кроссворд; ж) рецензия работы другого ученика и т. д.
При устном опросе:
1. Возможен выбор способа ответа: а) ответ у доски; б) ответ с места; в) ответ при взаимном опросе учащихся (при работе в парах или в мини группах).
2. Возможен выбор формы ответа: а) ответ по вопросам учителя; б) ответа по вопросам текста параграфа; в) ответ по вопросам одноклассников; г) по изученным терминам; д) объяснение опыта или практической работы; е) ответ по составленной дома схеме, плану, опорному конспекту, рисунку и т. п. (с их демонстрацией во время ответа); ж) ответ по таблице, модели, муляжу и т. п.; з) рецензия ответа другого учащегося и т.д.
Выбор методов контроля может быть широко использован при личностно-ориентированном обучении учащихся, так как позволяет учащемуся выбрать тот оптимальный для себя способ ответа, при котором он чувствует себя увереннее и, следовательно, сможет продемонстрировать полнее свои знания, умения, отношения и т.д. Кроме того, право выбора позволяет учащемуся овладеть разными способами ответа, что также способствует разностороннему развитию личности учащегося.
Так осуществляя контроль по теме «Строение цветка» учащимся можно предложить выполнить:
- Графический диктант.
- Решить биологическую задачу.
- Выполнить тест.
- Устный ответ на предложенные вопросы.
- Взаимный опрос на знание определений.
Графический диктант.
Поставьте знак «+» рядом с правильными утверждениями и знак «-» рядом с неправильными.
- Цветок - орган семенного размножения растений (+).
- Совокупность лепестков образует венчик (+).
- Цветоложе - верхняя расширенная часть цветоножки (+).
- Цветки, не имеющие околоцветника, называют голыми (+).
- Двойной околоцветник состоит из чашечки и венчика (+).
- Пестик состоит из столбика и завязи (-).
- В завязи располагаются семязачатки (+).
- Пыльник расположен на тычиночной нити (+).
- Пестик и тычинки - главные части цветка (+).
- Цветок яблони правильный, обоеполый (-).
Биологическая задача
В древних государствах Двуречья (Месопотамия) ассирийцы и вавилоняне, у которых финиковая пальма была одним из важнейших культурных растений, установили, что есть плодоносящие деревья и деревья, никогда не дающие плодов. Но когда не дающие плодов и бесполезные на вид пальмы они стали вырубать, то на горьком опыте убедились, что прежде плодоносящие деревья перестали приносить финики. Какая ошибка была допущена?
Тест.
Выпишите рядом с номером вопроса букву, обозначающую правильный вариант ответа.
- Вокруг тычинок и пестика расположен: а) венчик; б) околоцветник; в) чашелистик.
- Верхняя расширенная часть цветоножки называется: а) завязь; б) чашечка; в) цветоложе.
- Околоцветник состоит: а) из чашечки и венчика; б) из тычинок и пестика; в) из цветоложа и цветоножки.
- Верхняя часть пестика называется: а) рыльце; б) столбик; в) завязь.
- Пыльца созревает внутри: а) тычинки; б) пыльника; в) завязи.
- Голыми называют цветки без: а) околоцветника; б) венчика; в) чашечки.
- У тюльпана и лилии околоцветник: а) отсутствует; б) двойной; в) простой.
- Венчик состоит: а) из наружных лепестков; б) из внутренних лепестков; в) из наружных и внутренних лепестков.
- Нижняя расширенная часть пестика называется: а) рыльце; б) столбик; в) завязь.
- Обоеполые цветки содержат: а) только тычинки; б) только пестик; в) тычинки и пестик.
Ответы: 1 б, 2 в, 3 а, 4 а, 5 б, 6 а, 7 в, 8 б, 9 в, 10 в.
Задания для устного опроса.
- Ответ у доски.
Задание: рассказать о строении цветка, пользуясь разборной моделью (цветок капусты), таблицей (цветок вишни) или цветущими комнатными растениями.
- Фронтальный опрос (возможно проведение в форме викторины).
Вопросы:
- Что такое цветок?
- Почему цветок относится к видоизмененным побегам?
- Какими органами представлена стеблевая часть цветка?
- Какие части цветка развиваются из видоизмененных листьев?
- Назовите главные части цветка. Каково их строение?
- Что такое околоцветник? Каково его строение?
- Назовите виды венчика. В чём отличие свободнолепестного венчика от сростнолепестного?
- Приведите примеры растений, цветки которых имеют свободнолепестной венчик, сростнолепестный венчик.
- Что такое цветоножка?
- Что такое цветоложе?
- Какие виды околоцветника вам известны? В чём отличие простого околоцветника от двойного?
- Приведите примеры растений, цветки которых имеют двойной околоцветник, простой околоцветник.
- Какие цветки называют голыми и почему?
- В чём отличие правильных и неправильных цветков?
- Приведите примеры растений с правильными и неправильными цветками.
- Какие цветки называют обоеполыми? Какие - раздельнополыми?
- Приведите примеры растений с обоеполыми цветками, с раздельнополыми цветками.
- Что такое формула цветка? Как её составляют?
- Составьте формулу цветка капусты (яблони, вишни, тюльпана и др.)
- Какие растения называют однодомными? Какие — двудомными? Приведите примеры.
Взаимный опрос на знание определений (по биологическим терминам, изученным на предыдущем уроке).
Задание - сформулировать определения к следующим терминам: цветок, околоцветник, венчик, чашечка, цветоножка, цветоложе, двойной околоцветник, простой околоцветник, голые цветки, правильный цветок, неправильный цветок, обоеполый цветок, раздельнополый цветок, тычиночный цветок, пестичный цветок, однодомное растение, двудомное растение.
Средства, используемые в личностно-ориентированном обучении биологии, можно классифицировать на три группы:
- традиционные средства предъявления нового учебного материала;
- средства сопровождения;
- средства контроля и самоконтроля.
В психолого-педагогической науке существуют разные понимания термина «сопровождение». Впервые термин появился в 1993 г. у Бардиер Г. и Ромазан И. в книге «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» . Авторы книги определяли сопровождение как особый метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Козырева Е.А. трактует сопровождение как систему профессиональной деятельности педагога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребёнка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
Средства сопровождения – это средства, сопровождающие образовательный процесс, позволяющие отслеживать и корректировать процесс личностно-ориентированного обучения учащихся на основе имеющихся диагностических данных, с целью достижения положительных результатов обучения.
Так в качестве средств сопровождения можно использовать:
- диагностические листы, включающие оценку исходного уровня развития некоторых качеств личности учащегося (например, уровень целеполагания, сформированности самооценки, познавательного интереса и т.д.) и оценку уровня развития перечисленных качеств за определенный период времени (например, учебную четверть, учебный год или за время изучения темы, раздела и т.д.);
- характеристики учащегося;
- рецензии на индивидуальные практические и творческие работы учащегося;
- рекомендации к дальнейшей работе, составленные учителем на основе анализа учебной деятельности учащегося за определенный период времени;
- справочный раздаточный материал для учащихся, оказывающий им помощь при работе на уроках биологии и др.
Справочный раздаточный материал представляет собой самостоятельно изготовленную учителем подборку материала в виде папки с карманами - вкладышами, которая выдается перед уроком одна на парту (на двоих учащихся). Каждая папка содержит:
- правила техники безопасности при работе в кабинете биологии;
- словарь биологических терминов, составленный по каждой теме;
- список лабораторных и практических работ, инструкции к каждой работе;
- список тем для индивидуальных работ;
- алгоритм самостоятельной работы на уроке;
- список рекомендуемой литературы для дополнительного чтения.
В качестве примера рассмотрим использование терминологического словаря при изучении раздела «Растения».
Содержание курса биологии 6 класса отличается большим количеством терминов, значительная часть которых приходится на раздел «Растения». Для повышения эффективности усвоения биологических терминов целесообразно использование в качестве раздаточного материала терминологического словаря, составленного по темам раздела «Растения».
Терминологический словарь «Растения» учащиеся могут применять:
- при фронтальной работе на уроке с новым термином (когда термин вводится впервые);
при самостоятельной работе с учебником (если возникает затруднение с формулировкой определения или с переводом слова при помощи текста параграфа);
- при закреплении изученного на уроке материала;
- при повторении ранее изученного материала перед уроком, контрольной работой и т.п.;
- на обобщающем уроке словарь биологических терминов всегда находится в раскрытом виде, чтобы учащиеся при необходимости могли им воспользоваться;
- в начале изучения новой темы учащимся предъявляется полный словарь терминов, с которыми им предстоит работать на уроках;
- для самопроверки или взаимной проверки знания терминов (при групповой работе) и др.
К средствам контроля и самоконтроля мы посчитали возможным отнести:
- индивидуальный образовательный маршрут учащегося;
- тетрадь личных достижений учащегося;
- самоанализ учебной деятельности учащегося, включающий самооценку как обязательный компонент анализа;
- все виды письменных работ (проверочные, контрольные, срезовые, лабораторные, фенологические наблюдения, отчеты, тестирования, анкетирование и т.п.).
Применение познавательных биологических задач на разных этапах урока является одним из эффективных средств, обеспечивающих творческий уровень знаний, развивающих мыслительную деятельность и стимулирующих развитие интереса к изучаемому на уроке учебному материалу. Так как на уроках используются учебные задачи, то, по мнению И. Я. Лернера, они должны удовлетворять следующим показателям:
- включать основные типы аспектных проблем, характерных для данной области знаний и сферы практической деятельности по применению её выводов и предусматриваемых школьной программой;
- содержать важные для общего среднего образования типы методов науки и обобщённые способы решения типовых проблем;
- предусматривать необходимость проявления и тем самым формирования основных черт творческой деятельности;
- строиться по принципу возрастающей сложности и соответствовать устанавливаемым критериям сложности[1].
Возможные варианты использования познавательных задач при изучении ботаники приведены в таблице 1.
Таблица 1
ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО БОТАНИКЕ | ||||||||
На уроке | Во внеурочной и внеклассной деятельности по биологии:
| |||||||
По типу взаимоотношения | ||||||||
Учитель-ученик | Ученик-ученик | |||||||
По этапам урока | ||||||||
При проверке домашнего задания | Для актуализации знаний перед изучением новой учебной темы или нового материала на уроке | При закреплении изученного материала | В качестве домашнего задания | |||||
По способам организации работы на уроке | ||||||||
При индивидуальной работе | При работе в парах | При групповой работе | При фронтальной работе |
Формы организации обучения подразделяют на индивидуальную, групповую и коллективную.
Индивидуальная работа учащихся при личностно-ориентированном обучении биологии заключает в себе наибольшие возможности для развития и саморазвития качеств личности школьников. Это объясняется максимальной степенью вовлеченности учащегося в процесс обучения. Именно при самостоятельной индивидуальной работе задействуются такие качества личности учащегося, как активность, самостоятельность, упорство в достижении цели и получении результата. Индивидуальные работы могут быть разными по продолжительности: в пределах одного урока, ряда уроков, в пределах изучаемой тем, ряда тем; по характеру содержания: теоретические и практические.
Пример алгоритм самостоятельной работы ученика 6 класса.
Урок: Испарение воды растениями.
Цель: узнать, как и почему растения испаряют воду.
Способы работы: прочитать параграф в учебнике и сделать опыт. Оборудование: 3 пробирки, штатив, веточка растения, вода и масло.
План работы:
1. Прочитать параграф.
2. Составить определение для слова “испарение ” и записать его в словарик.
3. Выбрать опыт и приготовить его самостоятельно или с соседом по парте.
4. Выписать условия, от которых зависит испарение.
5. Записать значение процесса испарения.
6. Дома сделать задание на указанной странице (провести наблюдение) и повторить параграф.
Возможный ответ ученика
Испарение - это выделение парообразной воды через устьица.
Условия, от которых зависит испарение:
- состояние устьиц;
- погодные условия (температура, ветер, влажность, освещённость листьев солнцем);
- площадь поверхности листовой пластинки.
Значение испарения:
- испарение способствует передвижению воды и минеральных веществ в растении;
- при испарении листья охлаждаются, и растение не перегревается;
- благодаря испарению вода поступает через корни по стеблю в листья.
Опыт, показывающий испарение воды растением.
Пробирка № 1. Вода.
Пробирка № 2. Вода + масло.
Пробирка № 3. Вода + растение + масло (рисунок)
Предполагаемый результат:
Больше воды будет испаряться в 3-ей пробирке, потому что поверхность всех листьев растения больше, чем поверхность воды в пробирке.
Не менее важно и проведение групповой работы, так как биология предоставляет широкий спектр возможностей для организации и проведения личностно-ориентированной групповой работы учащихся. Например, групповая работа по инструкционным карточкам или заданиям учителя во время экскурсии в природу, при выполнении лабораторных и практических работ («Вегетативное размножение комнатных растений», «Определение всхожести семян» и др.).
Организация и проведение групповой работы возможны на всех этапах урока:
- при актуализации и проверке знаний - взаимный опрос (в паре, в парах сменного состава, в группе) по вопросам параграфа, по определениям, по самостоятельно подготовленным дома вопросам и заданиям и др.;
- на этапе изучения нового материала важно соблюдать следующие условия распределения работы в группе: не дублировать задания в пределах одной группы, составлять задания как логические звенья одной смысловой цепи. Признаками такого вида работы будут являться:
- распределение частей учебного задания в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся при наличии общности цели,
- выбор партнеров, осознание своей роли в группе и др.
- этап повторения и закрепления материала включает такие задания, как совместное составление (или решение) кроссворда, работа с ботаническим домино, динамической схемой, составление вопросника (например, написать пять вопросов со словом «почему») и др.
Гильбух Ю.З. отмечает, что “идеалом личностно-ориентированной групповой работы является сотрудничество всех участников учебного процесса. В этом случае ученик имеет право на искренность, на собственное мнение, на сомнение в правильности действий учителя и т. п.»[2]. Важно, что при совместной деятельности рефлексирующее внимание учащихся обращается именно на действие, а не столько на предполагаемый результат. Таким образом, совместная групповая работа является предпосылкой возникновения личностно-ориентированной ситуации в учебной деятельности.
При групповой работе личностно-ориентированный подход проявляется:
- в предоставлении учащимся права выбора (выбор партнеров, видов деятельности, в которых учащийся может самореализоваться: чтение вслух, выступление от группы, составление схемы, формулирование определений и т. д., выбор методов оценивания: самооценка, оценка одноклассников, оценка учителя);
- в самоанализе своей деятельности на уроке, ее результативности и т.д.
Рассмотрим пример групповой работы учащихся по теме «Внешнее строение листа».
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями внешнего строения листьев.
Роль учителя: организация деятельности учащихся, наблюдение за ходом работы и консультирование учащихся, помощь при обобщении материала и оценивании.
План урока:
1) Организационный момент.
2) Проверка домашнего задания.
3) Работа в группах по изучению нового материала.
4) Коллективная работа по обобщению и подведению итогов.
5) Закрепление.
6) Домашнее задание.
Учащимся предлагается поделиться на группы. Каждой группе выдается конверт с заданием.
Группа 1. Морфология листа.
Содержимое конверта:
1. Инструкционная карта.
2. Рабочий лист.
3. Примерный план ответа.
Инструкция (образец):
Ознакомьтесь с заданиями и распределите работу в группе:
1) чтение текста вслух;
2) ответы на вопросы;
3) формулировка определений;
4) составление схемы «Виды листьев (по наличию черешка)»;
5) рисунок с обозначениями (на доске);
6) выступление от группы на общем обсуждении;
7) демонстрации во время выступления;
8) заполнение рабочего листа;
9) работа с гербарием.
Задания (образец):
1. Используя текст учебника выполните задание 2-8.
2. Ответьте на вопрос: какое строение имеют листья большинства растений?
3. Нарисуйте лист и подпишите его части.
4. Ответьте на вопрос: на какие группы можно разделить листья по наличию черешка? Составьте схему «Виды листьев (по наличию черешка)».
5. Ответьте на вопросы:
а) какие листья называют черешковыми?
б) для каких растений характерны черешковые листья?
в) какие листья называют сидячими? Почему?
г) для каких растений характерны сидячие листья?
д) что такое прилистники?
е) для каких растений характерны листья с прилистниками?
ж) какие бывают листья по форме края листовой пластинки? Приведите примеры.
6. Рассмотрите гербарий и запишите примеры растений с черешковыми листьями, с сидячими листьями, с прилистниками.
7. Составьте план ответа на вопрос "Морфология листа ".
8. Оцените свою работу индивидуально и в группе.
План ответа (образец):
1. Листья растений разнообразны, но большинство листьев состоят из ... (назвать по рисунку на доске).
2. По наличию или отсутствию черешка листья бывают ... (назвать и показать на комнатных растениях).
3. Черешковые листья характерны для таких растений, как ... (назвать 4-5 примеров). Сидячие листья характерны для таких растений, как ... (назвать 3-4 примера).
4. Листья называются черешковыми, если ...
5. Листья называются сидячими, если ...
6. У некоторых растений при основании черешка развиваются ... Прилистники - это ... Листья с прилистниками характерны для таких растений, как ... (назвать 3- 4 примера).
7. Форма края листовой пластинки у растений неодинакова. Она бывает ... (перечислить с примерами).
Группа 2. Жилкование.
Содержимое конверта:
1. Инструкционная карта.
2. Рабочий лист.
3. Открытки из серии "Комнатные растения”: “Зефирантес крупноцветковый’' и "Фиттония серебристожильчатая ".
Инструкционная карта (образец):
Ознакомьтесь с заданиями и распределите работу в группе:
1) чтение текста вслух;
2) ответы на вопросы;
3) формулировка определений, их проверка по словарю биологических терминов;
4) составление схемы «Виды жилкования листьев»;
5) работа с гербарием;
6) работа с открытками;
7) выступление от группы на общем обсуждении;
8) демонстрации во время выступления;
9) заполнение рабочего листа.
Задания (образец):
1. Прочитайте пункт «Жилкование» в учебнике.
2. Ответьте на вопросы:
а) что такое жилкование листа?
б) какие функции выполняют жилки в листе?
в) как располагаются жилки у разных растений?
г) какое жилкование называется параллельным?
д) для каких растений характерно параллельное жилкование листьев?
е) какое жилкование называется дуговым?
ж) для каких растений характерно дуговое жилкование листьев?
з) какое жилкование называется сетчатым?
и) для каких растений характерно сетчатое жилкование листьев?
к) как связаны форма листовой пластинки и вид жилкования?
3. Запишите сформулированные определения, проверьте правильность записи по словарю биологических терминов.
4. Рассмотрите комнатные растения, гербарии и открытки. Запишите примеры растений с параллельным, дуговым и сетчатым жилкованием листьев.
5. Составьте схему «Виды жилкования листьев».
6. Составьте план и подготовьте ответ на вопрос «Жилкование».
7. Оцените свою работу индивидуально и в группе.
План ответа (образец):
1. Жилкование - это ... .
2. Жилки представляют собой ... Они выполняют функции ... .
3. Жилкование бывает ... (перечислить виды и показать на таблице).
4. Параллельным называется жилкование ... . Оно характерно для таких растений, как ... (назвать 3-4 примера).
5. Дуговым называется жилкование ... . Оно характерно для ... (назвать 3-4 примера).
6. Сетчатым называется жилкование ... . Оно характерно для таких растений, как ... (назвать 3-4 примера).
7. Для двудольных растений характерно ... жилкование листьев, а для однодольных - .... Но бывают исключения: листья однодольного растения вороний глаз имеют ... жилкование, а двудольное растение подорожник имеет ... жилкование.
Группа 3. Листья простые и сложные.
Содержимое конверта:
1. Инструкционная карта.
2. Рабочий лист.
3. Открытки из серии “Юному ботанику”: "Простые листья ” и "Сложные листья ”. Инструкционная карта (образец):
Ознакомьтесь с заданиями и распределите работу в группе:
1) чтение текста вслух;
2) ответы на вопросы;
3) формулировка определений, их проверка по словарю биологических терминов;
4) составление схемы «Виды листьев (по числу листовых пластинок)»;
5) работа с гербарием;
6) работа с открытками;
7) выступление от группы на общем обсуждении;
8) демонстрации во время выступления;
9) заполнение рабочего листа.
Задания (образец):
1. Прочитайте пункт «Листья простые и сложные» в учебнике.
2. Ответьте на вопросы:
а) какое строение имеют простые листья?
б) какое определение можно сформулировать для простых листьев?
в) для каких растений характерны простые листья?
г) какое строение имеют сложные листья? Чем они отличаются от простых?
д) какое определение можно сформулировать для сложных листьев?
е) для каких растений характерны сложные листья?
3. Запишите сформулированные определения, проверьте их правильность по словарю биологических терминов.
4. Рассмотрите гербарий и открытки. Выпишите примеры растений с простыми и сложными листьями.
5. Составьте схему «Виды листьев (по числу листовых пластинок)».
6. Составьте план ответа на вопрос «Листья простые и сложные».
7. Оцените свою работу индивидуально и в группе.
План ответа (образец):
1. По числу листовых пластинок листья бывают ... (показать на таблице и на гербарных листах).
2. Простыми называют листья, у которых ... .
3. Простые листья характерны для таких растений, как ... (назвать 4-5 примеров и показать на живых растениях ши на гербарных листах).
4. Сложными называют листья, у которых ....
5. Сложные листья характерны для таких растений, как ... (назвать 4-5 примеров и показать на таблице или на гербарных листах).
Рабочий лист (образец) ( для всех групп):
Урок «Лист-часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа».
Дата_____________. Группа №______.Изучаемый вопрос______________________.
Состав группы | Оценка за работу | ||
самооценка | групповая | итоговая | |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
Нужно отметить важность такой формы организации обучения, как домашние работы обучающихся, при реализации личностно-ориентированного обучения.
В таблице 2 приведены разнообразных видов домашней работы и качеств личности, которые они помогают формировать у обучающихся.
Таблица 2
ВЛИЯНИЕ ВИДОВ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ НА ПРОЯВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Виды домашней работы | Качества личности |
Подготовить к уроку краткое сообщение по одной из рубрик: “Ботаника в цифрах”, “Это интересно” и др. | Активность, любознательность; |
а) а) написать сказку, стихотворение; б) б) нарисовать иллюстрацию к уроку; в) найти в художественной литературе отрывок из произведения с описанием изученных растений или процессов их жизнедеятельности; г) придумать познавательную задачу и предложить вариант её решения и др. | творческое образное мышление, внимание, память, познавательный интерес; |
Составить схему-план ответа, опорный конспект по изученному на уроке материалу и подготовить по нему ответ, составить сравнительную характеристику и др. | самостоятельность, целеустремлённость, логическое мышление, самовыражение, наблюдательность, аккуратность, |
Провести наблюдение. | |
Оформить отчёт о проделанной работе. | |
Выполнить практическую исследовательскую работу. | |
Написать самоанализ учебной деятельности (за определённый период времени) и др. | самокритичность, честность и др. |
В таблице 3 в качестве примера приведены некоторые темы сообщений (на примере изучаемой темы: «Основные отделы царства растений»).
Таблица 3
ОБРАЗЕЦ ТЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ»)
Тема урока | Темы сообщений |
| Пигмеи в мире растений Самые высокие деревья Растения без хлорофилла и др. Водоросли живут на суше Водоросли — космонавты Гигантские водоросли Откуда берётся цветной снег? Чем полезна морская капуста? Как образуется торф? Сфагнум спасает жизнь людям Как возник каменный уголь Древние папоротникообразные Почему не цветёт папоротник? Растения Красной Книги нашей страны и др. Что такое фитонциды? Можжевельник - долгожитель среди голосеменных и др. Гигантские травы Карликовые деревья и др. |
Значительную роль в духовном, интеллектуальном и творческом развитии личности играют экскурсии на природу, в Ботанический сад, на пришкольный участок. Школьный курс биологии 6 класса содержит учебный материал, в наибольшей степени предполагающий проведение экскурсий в природу. Обучающий и воспитывающий компоненты экскурсии неразрывно связаны с её развивающим компонентом, лежащим в основе личностно-ориентированного обучения учащихся. Организация экскурсионной работы является одним из путей формирования всесторонне развитой личности. Во время экскурсии учащиеся развивают умения ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, анализировать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с окружающей их природной средой и др.
[1] Пономарёва И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Под ред. И.Н. Пономарёвой. -М.: Изд. центр "Академия", 2003. 272 с. с. 7- 8.
[2] Гильбух Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителей и учащихся // Советская педагогика.-1990. -№ 5, с. 81-87.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мир без барьеров и границ» (Развитие личностных качеств учащихся в условиях классно-урочной системы обучения химии в средней школе)»
Выступление на Городской Педагогической гостиной «Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского»...
Развитие личностных качеств учащихся через организацию внеурочной деятельности
Конструктор рабочих программ по внеурочной деятельности....
«Применение технологии РКМЧП на уроках литературы как средство развития личностных качеств учащихся»
Актуальность предлагаемого методического проекта состоит в том, что на основе обобщения опыта использования технологии РКМЧП представлены типовые решения проблемы и вытекающих из нее задач, вызывающих...
"Исследовательская и проектная деятельность учеников и учителей как источник развития образовательного учреждения и повышения качества образования в свете реализации ФГОС НОО и ООО".
Текст выступления на Августовской конферении....
Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"
Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, ...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПО ТЕМЕ "Метапредметные результаты обучения – важнейшее средство достижения качества образования в свете реализации ФГОС."
Данное выступление показывает какие метапредметные результаты освоения образовательной программы по математике в 5 классе формируются и какими методами они реализуются....
Статья «Исторический аспект проблемы развития личностных качеств учащегося в преподавании биологии»
Рассматривая исторический аспект проблемы развития личностных качеств учащегося в преподавании биологии, необходимо сделать акцент на предмете естествознание и предмете ботаники, так как е...