Формирование личностных качеств обучающихся через репертуар хорового коллектива
консультация по музыке
В современном обществе происходят глубокие преобразования. Делая опрос среди обучающихся, мы часто слышим, что классическая музыка устарела. Школьники часто отдают предпочтение современной эстрадной музыке, которая звучит с экранов телевизора или радио. Как пробудить у них интерес к классической музыке и воспитать личность, способную сопереживать, любить ближнего, чувствовать и восхищаться красотой мира?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_horovogo_peniya_na_duhovno.docx | 20.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование личностных качеств обучающихся через репертуар хорового коллектива.
«Музыка – это духовна культура
всего лучшего, что передумало
и пережило человечество».
Д.Кабалевский
В современном обществе происходят глубокие преобразования. Делая опрос среди обучающихся, мы часто слышим, что классическая музыка устарела. Школьники часто отдают предпочтение современной эстрадной музыке, которая звучит с экранов телевизора или радио. Как пробудить у них интерес к классической музыке и воспитать личность, способную сопереживать, любить ближнего, чувствовать и восхищаться красотой мира? Такие задачи ставит современное образование и воспитание. Именно учитель приходит на помощь. Учитель музыки на своих уроках и во внеурочной деятельности помогает школьникам на примерах классических произведений ценить и восхищаться всем тем, что создали композиторы на протяжении многих веков.
Хоровое пение самый доступный вид музыкального искусства, позволяющий воспитывать у обучающихся общечеловеческие ценности. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство — хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу.» Нет ни одного человека, а ребенка совершенно точно, который бы сказал: «Я не люблю петь.»
Хорошая детская песня обладает большим воздействием на школьников, так как именно в ней сочетается слово и музыка. Хоровое пение сближает детей, заставляет задуматься о смысле исполняемого ими произведения. Воспитывает эстетические чувства, художественно- музыкальный вкус. Способствует умственному развитию ребенка, ведь каждое музыкальное произведение требует огромной мыслительной деятельности.
Работая над произведением «Маленький герой» мы можем ответить на такие вопросы:
Вопросы:
1.О ком рассказывается в этой песне, кто этот герой?
2.Почему мать не знает, что ее сын связной?
3. Кто такие связные и в чем заключается их задача на войне?
4. Смогли бы вы на войне стать связными?
Ответы самые разные и разные размышления детей на такую серьезную тему, как война.
Особое место в воспитании обучающихся является подбор музыкального репертуара для хорового коллектива. Песенный репертуар должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. В начале это могут быть не сложные, даже одноголосные песни, затем произведения можно усложнить многоголосием, но главным условием остается то, что репертуар должен соответствовать возрасту и уровню подготовки обучающихся. С большим удовольствием ребята исполняют произведения советских композиторов: Р.Бойко, В.Витлина, З. Левиной, Е.Теличеева, Т.Попатенко, Е,Крылатова, Г.Струве, В.Шаинского и других. Эти песни рассказывают о любви к родному краю, природе, о дружбе, о духовных ценностях человека. Исполняя эти произведения, дети знакомятся с такими словами, как гардемарин, пионер, комсомолец, тимуровец, гражданская война, узнают имена героев этой войны. И очень часто задают вопрос: «Кто это такие, чем они занимались в это время, почему их прославили композиторы в своих песнях?» Тогда на помощь им приходят дополнительные источники литературы. Чтобы получить ответы на эти вопросы они самостоятельно знакомятся с исследуемым материалом, рассказывают эту информацию одноклассникам и через песню выражают свое отношение к этим героям.
Не только исполнение песен влияет на воспитание обучающихся, но и слушание многих произведений, которые впоследствии смогут исполнять хором. Анализируя музыкальный материал, предлагаемый учителем, дети получают все больше новой информации. Например: песня А. Островского «Пусть всегда будет солнце», «Гимн демократической молодежи» А. Новикова, помогали сплочению юных поколений всего мира. «Песня о тревожной молодости» А. Пахмутовой рассказывала о трудностях жизни в эпоху гражданской войны, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели – об узниках концлагеря, призывает не допустить новой войны. А лирическая песня «Летите голуби, летите» И. Дунаевского призывает жить в мире на земле. «Ты же выжил солдат» Мигули рассказывает о подвиге солдат во время войны и памяти неизвестным героям. Видео «Ты же выжил солдат»
И такой материал может быть очень разнообразным и интересным современным школьникам.
Для сегодняшнего поколения школьников эффективным, познавательным, воспитательным и профилактическим мероприятием становится посещение не только в качестве участников, но и в качестве зрителей фестивалей, конкурсов, концертов, творческих мастерских. Ежегодно небольшие группы детей посещают гала концерты конкурсов патриотической песни «Солнечный круг», «Песня душа моряка», «Война. Победа. Память», «Памяти героя России Андрея Хмелевского».
Чем раньше мы будем вводить детей в мир хоровой музыки, тем успешнее будут решаться воспитательные задачи. Однажды Дмитрий Шостакович в беседе с современной молодежью сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые. Неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Литература
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
- Алиев Ю.Б. методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к начальной школе). – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
- Василевский А.К. Искусство и школа. – М.: Просвещение 1981.
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000.
- Струве Г.А. Хор и управление им. – М., 1988.
- Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М.: Издательство «Прометей» МГПИ им. В.И.Ленина, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
выступление на городском семинаре...
Смысловое чтение как основа формирования личностных качеств обучающихся на уроках литературы в контексте требований ФГОС
Выступление на педагогическом совете...
Исторические аспекты математики, влияющие на формирование личностных качеств обучающихся.
Статья затрагивает некоторые аспекты воспитания на уроках математики. Исторические моменты открытия математических законов и их доказательства могут служить примером для обучающихся при формировании л...
Исторические аспекты математики, влияющие на формирование личностных качеств обучающихся.
Статья затрагивает некоторые аспекты воспитания на уроках математики. Исторические моменты открытия математических законов и их доказательства могут служить примером для обучающихся при формировании л...
Роль педагога в процессе формирования личностных качеств обучающихся
В статье рассматривается роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребенка в целом, рассказывается также о личном опыте, вкладе не только как учителя-предметника, но и как классного рук...
Театрализация как средство формирования личностных качеств обучающихся с ЗПР
Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в общеобразовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей. Она дает возможнос...
Статья "Роль репертуара хорового коллектива в патриотическом воспитании учащихся (из опыта работы с хором мальчиков "Парус""
Статья написана для научно-практической конференции "образование в сфере искусств и культуры в современном медиапространстве" (к 30 летию школы) г. Орёл 14.04.2022...