Проект вводного урока фортепиано в I классе по теме: «Фортепианная музыка как вид искусства» с применением технологии проблемно- развивающего обучения.
проект по музыке на тему

Жирнова Маргарита Юрьевна

В наше время образованность человека определяется не столько специальными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. У детей иногда отсутствует активность, инициативность, потребность в образовании. Поэтому процесс обучения музыке должен быть направлен не только на передачу определенных знаний  , умений и навыков , но и на разностороннее развитие ребенка: раскрытие его творческих возможностей ,способностей ,таких качеств личности, как инициативность ,самостоятельность , фантазия , способность к творчеству- всего того, что относится к индивидуальности человека. Необходимо применять на уроках проблемно-развивающую технологию обучения, когда применяются проблемно-развивающие задания и задачи , создаются условия для самовыражения детей, воспитывается способность обучающихся к самооценке, самоанализу; происходит формирование критического мышления обучающихся.       

Образовательной целью данного урока является: формирование музыкальной культуры личности, развитие музыкального вкуса первоклассников через осмысление роли и значения фортепианной музыки в жизни человека.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект вводного урока фортепиано в I классе по    теме: «Фортепианная музыка как вид искусства»           с применением технологии проблемно- развивающего обучения.  

Выполнила:

Жирнова Маргарита Юрьевна

ПДО фортепиано

 Паспорт урока _Фортепиано _ в ___1__ классе

Тема урока:

«Фортепианная музыка как вид искусства »

Учитель

Жирнова Маргарита Юрьевна

Образовательная цель

«Формирование музыкальной культуры личности, развитие первоклассников через осмысление роли и значения фортепианной музыки в жизни человека»

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1:Обосновывает необходимость и значимость фортепианной музыки для каждого человека и общества в целом.

ЛР-2:Проявляет познавательный интерес при выполнении каждого задания.

ЛР-3:Высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию.  

ПУД-1:Выделяет существенные признаки изучаемых понятий.

ПУД-2:Сравнивает, объясняет, анализирует изучаемые понятия.

КУД-1:Выполняет учебное задание в сотрудничестве с детьми.

КУД-2:Отстаивает собственную точку зрения в работе.

РУД-1:Планирует предстоящую деятельность на уроке.

РУД-2:Называет пути  и способы достижения цели урока.

ПР-1:  Проявляет интерес к музыке и музыкальному творчеству.

Программные требования к образовательным результатам раздела «Специальность и чтение с листа»

Ученик научится: Художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений фортепианного искусства.

Слушать собеседника и вести диалог.

Выражать собственное мнение.    

Использовать различные способы поиска информации.

Ученик получит возможность научиться: Самовыражать себя в творчестве и исследовательской деятельности.

Программное содержание

Знакомство с инструментом фортепиано и фортепианной музыкой как видом искусства

Мировоззренческая идея

Музыкальное обучение стимулирует всестороннее развитие ребенка.

Ценностно-смысловые ориентиры

Познание,  культура, красота, искусство.

План изучения учебного материала

1.Шумовые и музыкальные звуки, мелодия.  

2.Музыка-искусство

3.Слушание пьес: Л.Бетховен. «Менуэт», Дакен. «Кукушка», Ф.Шопен. «Прелюдия»,

4.Инструменты симфонического оркестра.

5.История рождения фортепиано.  

Основные понятия

Фортепианная музыка, история рождения фортепиано, клавишные инструменты, их различие.

Тип урока

Изучение нового материала.

Форма урока

Урок-исследование.

Образовательная технология

Технология проблемно-развивающего обучения.

Оснащение урока

Методические пособия, сборник Николаева «Школа Фортепианной игры» магнитофон, диск , нотные сборники.,слайды.  

Мизансцена урока

Традиционная: кабинет фортепиано.  

Предварительная подготовка к уроку учащихся

____________

Домашнее задание

Выучить новый материал, приготовить рисунок  на тему: «О чем рассказала музыка».

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.

II. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (10-12 мин.)

Задание: Прочитайте эпиграф к уроку

На 1 слайде:…Печальна и чиста,

                          Как жизнь, людьми любима,

                          Как жизнь , непостижима,

                          Музыка!.. (К .Кулиев)

Вводная беседа:

-О чем пишет К.Кулиев в своем стихотворении?

-Что хотел сказать нам автор этими строчками?

-Согласны ли вы с автором?

-О чем будем говорить на уроке?

  Представь себе, что музыки не существует

-Может быть, она не нужна человеку?

-Как вы думаете?

-Главный вопрос урока : Почему музыка нужна человеку?

-Что нужно знать о фортепианной музыке , чтобы понять, что фортепианная музыка- вид искусства.

Проверка с обсуждением  

Слайд 1

Индивидуально

Фронтально

Обосновывают собственное мнение (ЛР-3)

Планируют предстоящую познавательную деятельность (РУД-1)

III.  ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.)

  1. Понятие :Шумовые и музыкальные звуки, мелодия

Эвристический метод:

Задание: Какие звуки окружают нас в жизни ? Вспомнить вам поможет стихотворение:

                      «Всё на свете дети знают-

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клёкот,

Самолета грозный рокот.

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые ,

Только есть еще другие:

Не шуршание, не стуки-

А какие еще звуки?»

(Музыкальные )  

Задание:  Выберите на картинке шумовые и музыкальные звуки.

-Может один звук считаться музыкой? Почему ?

-Что нужно, чтобы появилась музыка? (Мелодия)

-Послушайте пьесу Л.Бетховена «Менуэт»

- О чем она рассказывает? Можно эту пьесу назвать музыкой ?

Вывод.

  1. Музыка-искусство

-Кто нужен для того, чтобы зазвучала музыка?

Задание: Вставьте пропущенные буквы в слова:

К

И

 

С

Задание:

-Что объединяет эти слова: Живопись

                                                Театр

                                                Кино

                                                Скульптура

                                                Архитектура

-Какого слова здесь не хватает?

(Музыка)

Вывод.

  3.Музыкальные инструменты

Послушайте пьесу Л. Бетховена «Менуэт» в оркестровом варианте.

-Какие инструменты симфонического оркестра вы знаете ?

Выберите инструмент, на котором вы будете учиться играть (клавикорд, клавесин, пианино, рояль)

-Каким словом можно объединить все эти инструменты? (клавишные)

-Чем они отличаются друг от друга?

-Как вы думаете , какой инструмент появился первым? (Клавикорд)

Вывод .

Слайд 2

Фронтально

Индивидуально

Фронтально

Слайд 3  

Слайд 4

фронтально

Проявляют познавательный интерес (ЛР-2)

Анализируют свойства музыкального звука (ПУД-2)

Выделяют существенные признаки изучаемых

понятий (ПУД-1)

Выполняют учебное задание в сотрудничестве с детьми.(КУД-1)  

Отстаивают собственную точку зрения.(КУД-2)

Высказывают собственное мнение.(ЛР-3)

Сравнивают инструменты, анализируют свойства(ПУД-2)

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)

Ситуация выбора

Задание Послушайте музыку: Дакен «Кукушка» и скажите,  на каком инструменте исполняется это музыкальное произведение.

А теперь послушайте другую музыку.

Исполняет на фортепиано : Ф.Шопен «Прелюдия».

-Какое настроение, чувства и мысли возникали у вас во время прослушивания пьес?

-Чем отличается звучание клавесинной и фортепианной музыки ?

Дискуссия

-Имеет ли фортепианная музыка свой язык, способна ли рассказать о самых тонких человеческих чувствах, мыслях , настроении , переживаниях ?

-Имеет ли фортепианная музыка сильное воздействие на человека?

-Какой можно сделать вывод по уроку?    

Коллективная работа

Проявляют интерес к музыке и музыкальному творчеству.(ПР-1)

Высказывают собственное мнение (ЛР-3)

Выполняют учебное задание в сотрудничестве с другими детьми (КУД-1)

Высказывают собственное мнение обосновывают свою позицию.

(ЛР-3)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Ситуация рефлексии

а) Установление соотношения целей и задач с результатами деятельности ;

б)анализ эффективности выбранных способов достижения целей .

Коллективная дискуссия

Индивидуальная групповая работа.

Приложение 1

Слайдовая презентация

Приложение 2

Раздаточные материалы

Задание исследовательского типа №1

-Кто нужен для того,  чтобы зазвучала музыка ?

К

И

 

С

         

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока математики в 5 классе на тему "Умножение и деление десятичных дробей" с применением технологии творческого развития

Разработка конспекта урока в 5 классе (по учебнику Виленкина),используется Технология Творческого развития. Подготовлен материал для работы в группах - все примеры задач, которые можно использовать на...

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие" с применением технологии проблемно-диалогического обучения

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, соответствует ФГОС ООО, урок открытия новых знаний....

Мастер - класс "Применение технологии творческого развивающего обучения на занятиях декоративно прикладного искусства"

Мастер - класс "Применение технологии творческого развивающего обучения на занятиях декоративно прикладного искусства". Изготовление подсвечника "Весенняя фантазия" из соленого теста....

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроке математики в 5 классе по теме "Сложение дробей. Свойства сложения", в рамках реализации ФГОС ОО.

В рамках реализации ФГОС ОО актуальным является умение учителя качественно подготовиться к уроку математики, особенно создавать конспект урока в форме технологической карты и приложение (презентацию)....

Мастер - класс "Применение технологии творческого развивающего обучения на занятиях декоративно прикладного искусства"

Мастер - класс "Применение технологии творческого развивающего обучения на занятиях декоративно прикладного искусства". Изготовление подсвечника "Весенняя фантазия" из соленого тес...

Применение технологии проблемного (развивающего) обучения на уроках изучения правил орфографии в 5 классе. Прием «Висит объявление».

Для создания проблемной ситуации эффективен прием «Висит объявление». Учащимся зачитывается или наглядно демонстрируется объявление, в котором есть орфографическая задачка, которую им пред...