Интерактивный урок по теме: "Картины природы в музыке"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Урок для обучающихся 6 класса (АООП для детей с у/о) с использованием следующих компьютерных программ: "Музыкальный класс", "Шедевры русской живописи" - "Кирилл и Мефодий", "Энциклопедия классической музыки" - компания «Новый диск», "Электронное периодическое издание Федерации Интернет Образования «Вопросы Интернет-образования, октябрь/01".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_info-teh.na_uroke_muzyki.doc | 92.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке музыки.
Тема урока: «Картины природы в музыке», 6-й класс.
Цели урока:
- познакомить с музыкой, вызывающей в нашем воображении разные картины природы;
- развивать творческое воображение.
Оборудование: компьютер, проектор для компьютера, экран, компьютерные программы: «Музыкальный класс» - компании New Media Generation , «Шедевры русской живописи» - "Кирилл и Мефодий", «Энциклопедия классической музыки» - компания «Новый диск», «Электронное периодическое издание Федерации Интернет Образования «Вопросы Интернет-образования, октябрь/01», «Караоке по-русски 2002 "Песни на любой вкус"».
Музыкальный материал: К. Дебюсси. «Лунный свет», И. Штраус. «Сказки Венского леса».
Изобразительный материал: П. Кончаловский. «Сирень», И. Шишкин. «Сосны», И. Левитан. «Березовая роща», А. Куинджи. «Ночь на Днепре», Снейдерс. «Птичий концерт», Мангазеев Б.В., Мангазеева Г.Г. Презентация «Птичий концерт».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Обучающиеся входят под песню «Чему учат в школе». (Диск «Караоке»).
- Здравствуйте, дети.
- Начнем мы с вами урок с повторения музыкальной грамоты.
(Работа в программе «Музыкальный класс» (рисунок 1).
рисунок 1
Примечание: «Музыкальный класс» - программа, где с помощью многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные федеральной программой по музыке.
Курс «Теория музыки» поможет обучающмся узнать и понять основные термины музыкальной грамоты - нота, тон, интервал, мелодия, гармония, ритм и многие другие.
Игра «Крестики-нолики» самым внимательным ученикам позволит обыграть компьютер, правильно угадав музыкальные инструменты, ноты, паузы.
«Музыкальные кубики» позволят собрать мелодию, а «Музыкальный диктант» поможет проверить свой музыкальный слух и память. «Караоке» позволяет, выбрав из списка любую песню, спеть её как отдельными солистами, так и всем классом.
Приложение «История музыкальных инструментов» поможет не только узнать, какие существуют музыкальные инструменты, но и услышать их звучание.
«Компьютерное фортепиано» даёт возможность исполнить любую мелодию на клавиатуре компьютера, используя самые различные инструменты (арфа, кларнет, труба, барабан, гитара, фортепиано, синтезатор, колокольчики и литавры).
С помощью «Киберсинтезатора» можно создать свою собственную композицию в стиле «Рок», «Техно», «Рок-н-ролл», «Кантри» и «Латинос», таким образом, дав возможность обучающимся освоить музыкальные стили и попробовать себя в роли композитора.
- Сначала мы поиграем в игру «Крестики-нолики» (эта игра позволяет вспомнить музыкальные термины, музыкальные понятия, названия инструментов, ноты).
| На экране компьютера (рисунок 1а) показаны различные музыкальные инструменты. Если ученик правильно называет инструмент, поле под этим инструментом становится зеленым, а если неправильно, то красным. Задача ребенка обыграть компьютер, открыв три зеленых поля по горизонтали, вертикали или диагонали. |
| На экране компьютера (рисунок 1б) появляются новые картинки. Только правильно определив и показав, что такое «квартет», «соло», «пауза с точкой» или «басовый ключ», можно обыграть компьютер. |
рисунок 1в | Задание компьютера (рисунок 1в) можно выполнить, если без ошибок показать расположение нот и правильно их назвать. |
II. Объяснение нового материала.
- Тема сегодняшнего урока: «Картины природы в музыке и изобразительном искусстве».
Вы уже знаете, что музыка может вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. На предыдущих уроках мы с вами слушали музыку, которая «рисовала» в нашем воображении портреты, образы богатырей.
- Музыку какого композитора мы слушали на прошлом уроке?
- Мы слушали «Богатырскую симфонию» Александра Порфирьевича Бородина.
- Какими вы представили себе героев этой симфонии?
- В музыке Бородина ощущаются люди сильные, могучие, люди-богатыри.
- И с какой известной картиной мы связали эту музыку?
- С картиной В. М. Васнецова «Богатыри».
- Правильно, вы видите, как разные виды искусства - музыка и живопись по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание. Звучание музыки нередко создаёт в нашем воображении и различные картины природы. Искусство и природа дополняют друг друга. Художник, композитор, поэт часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Природа же, в свою очередь вдохновляет на творчество. Сегодня мы послушаем с вами музыку французского композитора Клода Дебюсси.
Примечание: На доске фотография композитора. Учитель дает краткий рассказ основных, ярких моментов биографии композитора. Используется диск «Энциклопедия классической музыки» - где собраны 278 статей о композиторах всех стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных произведений и описание их содержания, показаны в анимации 44 музыкальных инструмента и даны образцы их звучания, 121 статья познакомит с самыми известными исполнителями всего мира. Также на диске есть информация о десяти основных жанрах музыки (опера, балет, оперетта, симфония, концерт, соната, фортепианная музыка, камерно-инструментальная музыка, кантаты и оратории, песни и романсы) с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. При желании можно воспользоваться словарём, где в 489 статьях можно найти все самые необходимые знания. Есть возможность совершить 12 виртуальных экскурсий по странам мира и познакомиться с их музыкальной культурой. При помощи 150 вопросов викторины можно самостоятельно оценить уровень своих музыкальных знаний.
- Название произведения я не буду говорить, попробуйте сами догадаться. Пока вы будете слушать фрагмент этого произведения (звучит «Лунный свет» К. Дебюсси), я покажу вам несколько картин (рисунок 2). (На экране эл. доски картины: П. Кончаловский. «Сирень», И. Шишкин. «Сосны», И. Левитан. «Березовая роща», А. Куинджи. «Ночь на Днепре»).
рисунок 2
- Определите, какой картине соответствует эта музыка? Как бы вы назвали эти картины? Какое название вы дали бы прослушанному произведению? Ответы детей.
- Молодцы, вы правильно определили. Клод Дебюсси назвал свое произведение «Лунный свет», Архип Куинджи дал название своей картине «Ночь на Днепре». Послушаем рассказ о картине
А. Куинджи. (Используется диск «Шедевры русской живописи». Эта программа представляет собой мультимедийный альбом, в котором представлены рассказы о 33 выдающихся художниках России и их произведениях).
- Но изобразительное искусство - это не только живопись. Это и скульптура и художественные композиции. Посмотрите на эти композиции - это тоже изобразительное искусство. (На доске фотографии творческих работ ).
- Каждая из представленных композиций характеризует определенную картину природы: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Например, глядя на композицию «Осень», вспоминается произведение П. И. Чайковского «Осенняя песнь». А, глядя на композицию «Чудо-дерево времён», в памяти всплывает цикл «Времена года» А. Вивальди.
- Послушайте стихи, которые родились у Е. С. Работкиной, глядя на композицию «Чудо-дерево времён» (рисунок 3).
| Чудо-дерево времен |
III. Творческое задание.
- Сейчас будет звучать музыка, название этого произведения я вам также не буду говорить. Представьте, что вы художники, какую картину нарисовали бы вы, проникнувшись настроением этой музыки, (Звучит музыка И. Штрауса «Сказки венского леса», на экране доски портрет И. Штрауса. Следующие слайды - несколько разнохарактерных картин. Для данного этапа урока подойдет использование программы «Шедевры музыки». Лекции по темам «Средневековье», «Возрождение», «Барокко», «Классицизм», «Романтизм», «Реализм», «Импрессионизм», «Экспрессионизм», «Модернизм» и «Авангардизм» насыщены фотографиями, иллюстрациями и музыкальными произведениями).
- Вы правильно определили. Может быть, художник Снейдерс написал свою картину «Птичий концерт» (рисунок 4) под воздействием музыки И. Штрауса «Сказки Венского леса».
рисунок 4
- И. Штраус очень точно проиллюстрировал с помощью музыкальных инструментов голоса птиц. Давайте послушаем голоса птиц, которые изобразил И. Штраус в своем произведении.
Примечание: на электронной доске презентация «Птичий концерт». Диск «Электронное периодическое издание «Вопросы Интернет-образования, октябрь/01 - Мангазеев Б.В., Мангазеева Г.Г. «Информационные технологии как средство интеграции школьных предметов». В презентации звучит пение соловья, синицы, зяблика, кукование кукушки, стук дятла и звуки других птиц. Демонстрируются на экране фотографии птиц.
IV. А теперь мы вернемся в наш «Музыкальный класс».
- Послушаем, что споют нам птички (во время звучания мелодии «птички-нотки» сидят на стилизованном нотном стане (рисунок 5). Дети слушают, повторяют и запоминают звучащую мелодию).
рисунок 5
По окончании мелодии птички перелетают на антенну дома (рисунок 5а).
рисунок 5а
Задача ученика расположить птичек по своим первоначальным местам, итог прослушивается. Ошибки исправляются классом. Прослушиваются следующие мелодии, и несколько учеников работают над музыкальным диктантом.
V. Исполнение уже знакомой песни В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам».
- В завершении нашего урока мы споем с вами песню композитора Владимира Шаинского «Вместе весело шагать по просторам». Обратите внимание на доску - какие красивые картины природы демонстрируются во время появления слов этой песни.
(Работа с диском «Караоке», на экране слова песни на фоне разнообразных пейзажей).
VI. Подведение итогов.
- А сейчас мы подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Музыка может изображать картины природы.
- С творчеством какого композитора вы сегодня познакомились?
- Мы познакомились с творчеством французского композитора Клода Дебюсси и услышали его произведение «Лунный свет».
- Картины каких художников мы упоминали и видели?
- А. Куинджи и его картину «Ночь на Днепре».
- Посмотрели работы известных художников И. Шишкина, И. Левитана.
- В произведении какого композитора вы услышали голоса птиц?
- Услышали голоса птиц и изображение их в музыкальном произведении Иоганна Штрауса «Сказки Венского леса».
- Правильно, вы сегодня убедились, что звучание музыки вызывает в нашем воображении различные картины природы. Музыка помогает ярко выразить и раскрыть содержание картины. Изобразительное искусство и музыка взаимодополняют друг друга. Искусство и природа неотделимы друг от друга.
- Вы хорошо сегодня поработали. (Выставление оценок).
- Урок закончен. Всем спасибо. До свидания!
Примечание: При составлении компьютерной версии открытого урока использовались программы: Adobe Photoshop - для обработки репродукций картин; WinOnCD 6 - для форматирования музыкальных отрывков из формата cda в формат mp3; PowerPoint - для создания презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Картины природы в русском искусстве"
В уроке ярко прослеживается синтез трёх искусств:литературы, музыки, изобразительного искусства...
Разработка урока музыки в 5 классе по теме: "Картины природы в музыке"
Интегрированный урок с мультимедийным приложением для 5 класса....
Конспект урока музыки 4 класс тема «Картины музыки и природы». Татьяна Борисовна btb12.ucoz.ru
Цель: познакомить с музыкальными и художественными шедеврами искусства....
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...
План-конспект урока по литературе на тему: "Картины родной природы в произведениях писателей, художников, композиторов XIX века"
(интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства) Цели урока:Развивающая и коррекционная цель урока:Развивать речь, интеллектуальную культуру, творчество, умение высказывать с...
Карточки с заданиями по теме "Картины родной природы"
Карточки с заданиями по теме "Картины родной природы" составлены по произведениям одноимённого раздела учебника "Чтение" для общеобразовательных организаций, реализующих адаптирова...
Методическая разработка урока на тему «Картины природы в стихотворении Ф.Тютчева “Летний вечер”
Методическая разработка урока по литературе...