Конспект урока музыки 4 класс тема «Картины музыки и природы». Татьяна Борисовна btb12.ucoz.ru
план-конспект урока по музыке по теме

Дундукова Наталья Сергеевна

Цель: познакомить с музыкальными и художественными шедеврами искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartiny_prirody_i_muzyki_rahmaninov_siren1.docx25.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока  музыки  тема  «Картины музыки и природы».

Составила:  учитель музыки  МБОУ СОШ №12 Белоглинского района  Балабанова Татьяна Борисовна btb12.ucoz.ru

Провела учитель музыки МБОУ СОШ №25 с. Небуг, Туапсинского района

 Наталья Сергеевна Дундукова.

Класс: 4 класс

Цель: познакомить с музыкальными и художественными шедеврами искусства.

Задачи:

образовательная: дать определение «музыкальный пейзаж», познакомить с лирико-созерцательными произведениями С.В. Рахманинова.

 Развивающая: развивать умение анализировать, способность вслушиваться, сравнивать художественные образы

 Воспитательная:  воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, восприятие красоты родного края.

Тип урока: урок углубления в тему

Методы: наглядно-слуховой,  словесный,  поисковый, аналитический

Вид: интегрированный

Универсальные учебные действия:

Личностные: формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, уважение истории и культуры разных стран, развитие толерантности. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные: целеполагание, планирование, учебные действия, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Оборудование:  компьютерная презентация, репродукции картин И.Левитана, романсы «Весенние воды», «Сирень»,  «Вокализ» С. В. Рахманинова,  компьютер,  мультимедийная доска,  клавишный синтезатор, экспресс-информация.

Ход урока

Слайд № 1

  1. Организационный момент.
  2. Индукция

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте!

Учитель:Что  необычного вы заметили у себя на столах?  Как вы думаете, почему я поставила на каждый стол маленький букетик? 

Слайд № 2

Давайте произнесем слово весна все вместе. Что вам слышится в этом слове? (Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна – это утро года.)

Какие приметы весны?

-Весна-победа солнца и света.

- Весна- это победа воды, это весенний разлив.

- Весна – это победа зелени.

А чем пахнет весна?

- Талым снегом, первой водой, цветами.

У нас у всех улучшилось настроение, мы почувствовали настоящую весну.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир природы, понаблюдаем за неповторимой красотой природы России, а помогут нам в этом «музыкальные пейзажи» Сергея Васильевича Рахманинова.

Слайд № 3

Ребята, попробуйте самостоятельно дать название  нашему  уроку. Как будто вы экскурсоводы музея.  Вам предстоит заинтересовать посетителей  и повести их за собой, предлагая послушать музыку, рассмотреть картины и вспомнить стихи о природе.  Ученики самостоятельно формулируют тему урока: "Картины музыки и природы"

  • Какие вы молодцы! Мы сегодня ответим на вопросы. Что такое «музыкальный пейзаж»?  И можно ли услышать живопись?

 Итак, приступим к работе. За каждый правильный ответ вы будете получать маленький цветочек, и тот, кто соберет к концу урока самый большой букет, станет королем или королевой Весны.

  1. Работа с опорными конспектами.

-Начнем мы наш урок с повторения музыкальной грамоты. У вас на столах лежат музыкальные словари, в них записаны правила, которые понадобятся нам сегодня на уроке. Повторите их, пожалуйста, и расскажите друг другу.

4. Фронтальный опрос

- Что такое мелодия?

- Что такое темп?

- Что такое лад?

Мы сегодня окунёмся в удивительный мир Сергея Васильевича Рахманинова.  Я приглашаю вас на прогулку по любимым уголкам природы  знаменитого русского композитора и пианиста.

Слайд № 4

Рассказ о композиторе

Великий композитор появился на свет в 1873 году в небогатой дворянской семье, проживавшей в Новгородской губернии. Родители Сергея обладали музыкальными способностями, любили музыку и посвящали ей значительную часть своего досуга. Мать Сергея начала заниматься с сыном музыкой, когда тому исполнилось четыре года. Он успешно закончил консерваторию, много выступал с концертами. В 1917 г. положение в стране обострилось, и композитор, воспользовавшись приглашением на гастроли в Стокгольм, выехал 15 декабря за границу. Он не предполагал, что покидает Россию навсегда. После гастролей по Скандинавии Рахманинов прибыл в Нью-Йорк.
5 февраля 1943 г. состоялся последний концерт великого музыканта.

«…он пел Россию от земли до неба, он пел Россию трепетом всех пальцев:

Её дожди, крыльцо под белым снегом,  и осень рыжую с кочующим багрянцем…» М.Румянцев.

                                                                               Слайд № 5

  1. Работа с романсом «Весенние воды»

Перед вами берег реки.

- Это картина русского художника Исаака Левитана. Скажите, что на ней изображено?

- Какие краски использует художник, изображая раннюю весну?

А сейчас послушайте, как композитор воспел пробуждение природы  в романсе “Весенние воды” на слова Ф. Тютчева. Возьмите в руки словарь эмоций и скажите после прослушивания, созвучен ли романс «Весенние воды» картине И. Левитана «Ранняя весна»?

Слайд № 6

Какую природу показал в этом произведении композитор?

( - природа весной, всё проснулось от зимнего сна;

  - всё тянется навстречу солнцу, новому дню, воды бурлят, бегут, хлопочут)

. – В чём вы это услышали?

( в фортепианном сопровождении)

Каким  настроением  наполнена эта  музыка?

( - радостное, приподнятое, торжествующее, ликующее)

– Что можно увидеть, слушая эту музыку?

( образ стремительных безудержных  юных сил весны) 

Слайд № 7

– Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Перед вами 2 стихотворения, выберите то, которое созвучно с картиной И. Левитана «Ранняя весна» и романсом С. Рахманинова «Весенние воды».

- Найдите в стихотворении слова, которыми можно описать мелодию романса  «Весенние воды» и картину «Ранняя весна».

Слайд № 8

Художник,  поэт и композитор в разных произведениях искусства – воспели красоту русской природы. Мы внимательно всматривались в картину, вслушивались в стихи, и вместе услышали звучавшую в них музыку.

Слайд № 9

 6.Работа  над романсом «Сирень»

Прогуливаясь весной, мы обязательно обращаем внимание на цветы.

-А у вас есть цветок, который ассоциируется с родными местами или чем-то особо выделяется среди других цветов?

Ответ учащихся. Одуванчик, растущий целой поляной перед домом, белая ромашка, сирень, которая каждой весной дарит свое цветное великолепие.

А почему они любимые?

Слайд № 10

А вот у Сергея Васильевича Рахманинова судьба -  сложилась так, что долгое время ему пришлось жить вдали от родины. Вспоминая Россию, он всегда представлял себе сирень.

И мы с вами заглянем в прекрасный музыкальный сиреневый сад Рахманинова. Лиловые гроздья, гибкие стебли и благоухание сирени всегда очаровывали композитора.

...В них столько мечтательной грусти
И столько покорности скромной,
Что каждый задумчивый кустик
Мне кажется тучей огромной.
А сколько надежды и солнца
Таится в букете лиловым,
Чуть-чуть лишь под ветром качнется
И льется дождем лепестковым.
(С. Красиков из книги “Легенды о цветах”)

Ее скромная и благоуханная цветущая ветвь была для музыканта символом родной земли, это знали его поклонники, после каждого концерта он получал от почитателей букет белоснежной сирени.

Сейчас мы познакомимся с одним из самых известных романсов Рахманинова «Сирень».

-  Давайте обратимся к музыкальному словарю и вспомним,  что такое романс?

Давайте вместе с композитором войдем в просыпающийся сиреневый сад. Представьте себе, что ранним майским утром мы выбежали в свежий, еще сонный сад. Солнечные лучи чуть-чуть притронулись ладошками к влажным от ночной росы сиреневым кустам.

Слайд № 11-19

- Прислушайтесь к музыке. Каковы звуки музыкального сиреневого сада?

Слушание романса «Сирень».

Ответы учащихся. Музыка нежная, проникновенная, мечтательная, одухотворенная, поэтическая. Фактура прозрачная и хрупкая, легкая и воздушная. Интонации мягкие. 

По словам Б. Асафьева это  – настоящий портрет майского сада, в котором автору удалось передать чувства, вызванные возрождением природы и человека. Музыка напоена утренним покоем, ожиданием чего-то светлого.

- Мы познакомились с романсом «Сирень», скажите,  а вы знакомы ли вы  с картинами о сирени?

Слайд № 20

П. Кончаловский “Сирень”. 

-Какие краски использует художник, изображая сирень на холсте?

-Почему оба: и композитор, и художник обратились к сирени?

Вот так каждый по-своему художник и композитор выразили свою любовь к искусству и любовь природе, которые являются очень близкими и родственными чувствами.

7.Работа над «Вокализом»

Ребята,  посмотрим, что находится за  сиреневым садом.

Слайд № 21

- Что необычного в этом пейзаже? На улице весна, яркие краски, а пейзаж?

 (он черно-белый)

Давайте вместе с вами наполним красками эту картину, а поможет нам музыка С. В. Рахманинова.

Слайд № 22

Закройте глаза и подумайте, если бы вы были художниками,  какими красками вы бы наполнили эту картину?

Слушание «Вокализа»

- Какими цветами вам бы хотелось наполнить эту картину?

Слайд № 23

Давайте посмотрим, что у нас получилось?

Слушая это произведение, вам хочется смеяться, радоваться?

(Нет, грусть, но светлая, как воспоминание о чем-то хорошем, чего в жизни уже не будет никогда).

- Это песня? (Нет).

- Но ведь была спета? (Вокализ). 

- Посмотрите в музыкальные словари, что такое вокализ?

Слайд № 24

Пейзажи Рахманинова подслушаны чуткой душой музыканта и впитаны из всего любимого им русского окружения. Его музыка обладает изобразительностью. С помощью внутреннего зрения мы можем представить то, о чём нам рассказывает композитор.

Здесь мало увидеть,

здесь надо всмотреться,

чтоб ясной любовью

наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

здесь вслушаться нужно,

чтоб в душу созвучья

нахлынули дружно.

Рефлексия.

Сегодня на уроке мы с вами окунулись в удивительный мир музыки и живописи, давайте подведем итоги урока.

- С произведениями, какого композитора мы с вами сегодня познакомились?

- Так что же такое «музыкальный пейзаж»?

- Можем ли мы услышать живопись?

- Что вы знали, когда пришли на урок?

- А что новое для себя открыли?

Подсчитаем наши цветы. Итак, королевой весны стала…

Слайд № 25

11.Домашнее задание:

Дома нарисуйте в тетради  свой любимый уголок природы .

Я пожелаю вам: пусть рядом с вами всегда будут хорошая музыка, хорошая поэзия или проза, хорошие картины, чтобы вы, вслушиваясь, вчитываясь, всматриваясь в произведения искусства, глубже познавали жизнь. В конце урока предлагаю спеть всем знакомую песню. Например: «»Апрель» композитора Александра Ермолова.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.

Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,  Шмагиной Т.С.   Тип урока: урок   применения и с...

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

Урок Музыки Тема: Звуки музыки в природе.

Интеграция образовательных областей: музыка, поэзия,  ИЗО, экология.Программное содержание:Обучающее: закреплять знания детей о разнообразии звуков природы, учить находить тембры музыкальных инст...

конспект урока музыки "Музыка природы"(5кл)

Урок музыки в 5 классе.По программе Д.Б.Кабалевского   Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?» Тема урока: «Музыка природы»...

Конспект урока музыки с презентацией "Музыка противостояния злу. Д.Д.Шостакович. Симфония №7 ("Ленинградская")". 7 класс

Методический проект урока в 7 классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Музыка»...

Конспект урока музыки. Тема «Краски музыки», 4 класс

Цель:  расширить представления учащихся о связи музыки c литературой и изобразительным искусством на примере творчества П.И.Чайковского, К.Бальмонта, Н.Гумилева, М.А.Врубеля....


 

Комментарии

Ивакина Наталья Викторовна

Интересный урок.