Методическая разработка урока на тему «Картины природы в стихотворении Ф.Тютчева “Летний вечер”
методическая разработка по литературе (6 класс)
Методическая разработка урока по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок внеклассного чтения.
Комплексный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Летний вечер»
Цели урока:
Предметные:
Умение анализировать лирическое произведение;
умение понимать тему, идею поэтического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Летний вечер»;
выразительно читать на примере различных стихотворных и прозаических текстов; находить языковые средства;
формирование эстетического вкуса;
Метапредметные:
пополнение словарного запаса школьников, умение работать индивидуально и в группе;
точно, правильно и выразительно излагать свою точку зрения по проблеме.
Личностные:
работать в группе, находить общее решение, соотносить действие с планируемым результатом; точно, правильно и выразительно излагать свою точку зрения по проблеме.
Оборудование: презентация по творчеству Ф.И. Тютчева, портрет поэта, текст стихотворения, словари.
Ход урока:
Звучит песня на слова Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» в исполнении Дмитрия Бозголева.
I. Приветствие.
Вступительное слово учителя.
- Доброе утро, дорогие ребята! Понравилась вам песня? Как вы думаете, кто написал слова этой песни? Правильно, Ф.И. Тютчев – великий русский поэт 19-го века.
Сегодня на уроке мы познакомимся с его стихотворением «Летний вечер». Про этого поэта мы узнали еще в младших классах. Думаю, всем нравятся его стихотворения о природе, о жизни. Но прежде всего Тютчев – певец природы. Его пейзажная лирика проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.
II. Выступления учащихся.
Давайте послушаем несколько стихотворений поэта о природе.
- Какие прекрасные стихи о природе. Что за человек был этот поэт, который создал такие шедевры, так тонко чувствовал и запечатлел неуловимые моменты преображения природы.
III. Знакомство с творчеством и биографией Ф.И. Тютчева.
Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук.
Федор Иванович Тютчев (1803-1873) родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.
Юные годы Федор Тютчев провел в Москве. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С.Е. Раича. В 1821 г блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 г уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене - столице тогдашнего Баварского королевства. Служил также в Турине (Сардиния).
Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник". Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х года когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Николай Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).
И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. Умер он 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.
IV.Знакомство со стихотворением «Летний вечер»
Летний вечер.
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
ФИЗМИНУТКА.
V. Самостоятельная работа
Работа в группах.
Группа 1 – работают со словарями, объясняют значение непонятных слов: главы, ея, поглотила, тяготеющий
(Словари С.И.Ожегова, В.И.Даля)
Группа 2 – работает с текстом стихотворения: ребята находят эпитеты, метафоры и олицетворения.
(Словарик терминов)
VI. Коррекция полученных знаний.
Контроль результатов.
Выступление групп в следующем порядке
1 группа (поясняют значение сложных слов),
2 группа (зачитывают найденные тропы),
VII. Анализ стихотворения по плану.
- Когда было написано стихотворение? Стихотворение было написано…
- О чем говорится в стихотворении? Тема стихотворения.
(Примерные ответы учащихся)
Темой стихотворения является природа. Поэт описывает летний вечер. Тема стихотворения отражена в заглавии.
- Определите настроение лирического героя. (настроение лирического героя романтическое, он созерцает, любуется красотой природы, наслаждается прохладой летнего вечера после дневного зноя).
- Композиция стихотворения
Произведение состоит из четырех четверостиший. Написано стихотворение любимым автором четырехстопным созвучным ямбом с перекрестной рифмовкой.
- Художественно- выразительные средства языка
5. В стихотворении «Летний вечер» Тютчев использует свой излюбленный прием — олицетворение. Поэт, с помощью простых метафор оживляет природу, превращая её в живое, прекрасное создание.
Автор надевает на голову земли «солнца раскаленный шар». Звезды «своими влажными главами» поднимают «небесный свод». «По жилам природы» пробегает «сладкий трепет». Все эти метафоры и эпитеты создают прекрасный образ — образ величавой и могучей Природы. Она везде и ей восхищается лирический герой произведения. Ему дышится легко и вольно в такой чудесный вечер.
Поэт проявляет свой талант ещё и в нетривиальных сравнениях. Например, обычный воздух, которым дышит лирический герой, превращается в могучую реку, которая «течет меж небом и землею». Именно благодаря этой речке, «грудь дышит легче и вольней, освобожденная от зною». Чувствуется необычная антитеза, ведь, по сути, герою свободно дышится под водой.
6.Ритм, рифма, размер стихотворения .
Написано стихотворение любимым автором четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.
Вывод: Ф.И. Тютчев — это прекрасный поэт-романтик. Своей лирикой он заставляет даже самое черствое сердце трепетать. Его умение вдыхать жизнь в неживое удивляет не только простых читателей, но даже профессиональных литературных критиков. Каждое из четверостиший стихотворения звучит как гимн родной земле, которой автор предан и горячо ее любит.
VIII. Подведение итогов урока.
Что было трудным? Что было легким? Что вы вынесли для себя? Что было бы, если бы мы не прочитали стихотворения? Закончу наш урок я словами известного поэта, критика и публициста В. Я. Брюсова “Стихи Тютчева о природе – почти всегда признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством - любоваться многообразными проявлениями жизни природы…”
IX. Рефлексия.
X. Домашнее задание: Выучить стихотворение
Анализ стихотворения «Осенний вечер».
- Стихотворение написано в _______________ в ______________
- Тема стихотворения ___________________________________
______________________________________________________
- Настроение лирического героя_____________________________
Он чувствует__________________________________________________
__________________________________________________________
- Композиция стихотворения
- Художественно- выразительные средства языка
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
- Ритм, рифма, размер стихотворения_____________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
- Мои впечатления от стихотворения________________________________
_________________________________________________________________
Что было трудным? Что было легким? Что вы вынесли для себя? Что было бы, если бы мы не прочитали стихотворения? Закончу наш урок я словами известного поэта, критика и публициста В. Я. Брюсова “Стихи Тютчева о природе – почти всегда признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством - любоваться многообразными проявлениями жизни природы…”
Домашнее задание: статья с. 210-211. Дома нарисовать стихотворение «Тихой ночью, поздним летом» (на дополнительную оценку). Тютчев «Летний вечер» наизусть
Разработка урока на тему
«Комплексный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Летний вечер»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Рифма и ритм стихотворения"
Методическая разработка урока по теме: «Рифма и ритм стихотворения». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....

Методическая разработка урока по теме Сочинение по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка"
Методическая разработка урока по теме: «Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....
Методическая разработка урока по теме "Красота родной природы в творчестве художников. Рисунок "Летний пейзаж"".
Данный материал предназначен для 4 класса, состоит из пояснительной записки к уроку, сценария урока и приложения. В сценарии урока показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, опис...

Методическая разработка урока по теме « Этажи природы» курса экологии в 5 классе.
Разработка урока экологии в 5 классе в структуре ФГОС ООО.Урок входит в состав раздела «Группы живых организмов»....

урок литературы в 5 классе Анализ стихотворения А. Блока «Летний вечер»
Технологиская карта урока Анализ стихотворения А. Блока «Летний вечер»Задачи урока1.Выявить первоначальные впечатления через выразительное чтение стихотворений.2.Обучить приёмам анализа информаци...

Методическая разработка урока. Презентация. Тема: Декоративные композиции по мотивам стихотворений русских поэтов. Зима.
Методическая разработка и презентация к уроку. Используя условный язык силуэта, приемы силуэтного, симметричного вырезания, учащиеся научатся передавать красоту образов природы в технике к...

Методическая разработка по литературе "Поэтизация родной природы в стихотворении А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»".
Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А.А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы. Задачи: 1. Формирование представления об особенностях лирики А.А. Ахматовой. 2. Сов...