Технологическая карта открытого урока сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла
методическая разработка по музыке (8 класс) на тему
Представленная технологическая карта явилась основой открытого урока по сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по теме "Модуляция как средство развития мелодии и гармонии".
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: ________Подъячева Вера Ивановна
Класс: __8__ Дата: ___20.02.2018___Предмет_Сольфеджио__________ № урока по расписанию: 7. __
Тема урока:_ «Модуляция как средство развития в мелодии и гармонии»
Место и роль урока в изучаемой теме: «Урок закрепления знаний».
. Цели урока:
- воспитание интереса к музицированию;
- развитие образного и логического мышления;
-содействие формированию эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству.
Задачи урока:
-активизация знаний учащихся по названной теме
-выработка навыков и умений практически применять полученные знания
- выявление и предупреждение недочетов, встречающихся при самостоятельной работе учащихся.
Прогнозируемые результаты
Личностные:
-уметь проверять себя и давать оценку своим действиям;
-уметь работать в группе.
Метапредметные:
-уметь анализировать и выделять общее;
-уметь находить оптимальный алгоритм действий.
Предметные:
-вспомнить понятие «Тональности первой степени родства»;
-дать уточнение определениям «модуляция» и «отклонение»;
-анализировать нотный текст и находить в нем различные средства музыкальной выразительности;
-использовать полученные знания и умения в собственной музыкальной практике.
Ключевые понятия: модуляция, отклонение, случайные знаки, ладовая альтерация, тональности первой степени родства.
Оборудование: пианино, доска, компьютер, проектор, раздаточный материал.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время, минуты | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Этап организации учебного занятия | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, организовывают рабочее место. | |||
Проверка домашнего задания | 3 | Проверка освоения музыкального текста | Слайд № 1 Пение наизусть нижнего голоса в №216 цепочкой. | Ф И Г | Ставит задачу пения «про себя» всей партии второго голоса во время исполнения группой №216 | Анализируют фразы с отклонениями и группой поют цепочкой наизусть. | |
Этап подготовки учащихся к основной учебно-познавательной деятельности Постановка темы урока. | 8 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Слайд № 2 Слуховая работа с записью аккордовой последовательности в тетради и на доске. 1.Как выглядит тональный план последовательности? 2.Как называются близкие по знакам тональности? | Ф И | Организует диалог с учащимися, конкретизирует понятие «модуляция», формулирует некоторые задачи урока и подводит к формулировке темы урока. | Дописывают в тетради и на доске гармоническую последовательность, производят взаимооценку. Пропевают последовательность по горизонтали и вертикали Объясняют, почему в ней появляются новые ключевые знаки . Формулируют тему и задачу урока. | |
Основной этап (изучение новых знаний и способов деятельности) | 5 | Подведение детей к самостоятельному сочинению модулирующей мелодии на данной аккордовой основе | Слайд № 2 Тот же нотный материал на доске | Ф П | Организует подводящий диалог, уточняет правила и условия для самостоятельной работы. | Обсуждают в парах сочинение модулирующей мелодии и характер сопровождения. | |
Первичная проверка понимания изученного материала | 6 | Подведение детей к самостоятельному выводу о условиях, необходимых для модуляции. | Слайд № 2 Тот же нотный материал на доске | Ф П | Дает слуховой образец короткого доказательства - мелодия без использования знаков новой тональности. | Исполняют парами на фортепиано в размере 2/4 и 3/4 | |
Закрепление пройденного материала | 9 | Освоение способа модуляции | Слайд № 3 Досочинение квадратного периода повторного строения с модуляцией в тональность 1 степени родства. | Самостоятельная работа. | Ф И | Проводит инструктаж учащихся, мозговым штурмом определяя все возможные родственные тональности и структуру второго предложения. | Исполнение учащимися второго предложения с модуляцией в самостоятельно выбранную ими , но не названную вслух тональность. Класс угадывает тональность модуляции на слух. |
Применение изученного материала | Слайд № 4 | Репродуктивный метод. Частично-поисковый метод | |||||
Обобщение и систематизация | |||||||
Домашнее задание | Закрепление навыков и умений по теме | 2-х голосный №216 петь и играть в D-dur | Репродуктивный метод. Частично-поисковый метод | Дает комментарий к дифференциро-ванному домашнему заданию по выбору учащегося (наизусть в F dur с дирижированием, или в D-dur по учебнику). | Записывают выбранный вариант домашнего задания | ||
Этап подведение итогов учебного занятия и рефлексия | 1 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом | Рефлексия | И | Ставит ученикам задачу оценить их личное понимание темы и владение приемами модуляции (полное понимание и владение приемами, есть затруднения; отсутствие понимания и владения приемами) | Оценивают свое понимания темы и владения приемами модуляции и отклонения по 10 бальной системе |
- ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): ________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
Оценка достижений целей урока:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкального слуха у учащихся в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля
В статье рассмотрены основные аспекты деятельности учителя музыки по развитию слуха учащихся....
Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе с уг...
Здоровьесберегающие технологии, как основа организации учебного процесса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
В статье предложены пути и методы сохранения физических, психологических и эмоциональных ресурсов учащихсяв общеобразовательной школе с углубленным изучение...
Троицкая Г.Ю. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В ШКОЛАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА
В статье рассматриваются особенности образовательного процесса в школах с углубленным изучением отдельных предметов, а также обсуждается роль межпредметной интеграции, как условия формирования мотивац...
Конспект урока по сольфеджио в 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Урок по сольфеджио во 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по предлагаемому конспекту проводился в рамках программы изучения предмета "Сольфеджио" . ...
Конспект урока по сольфеджио в 6 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Урок по сольфеджио для 6 класса ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по предлагаемому конспекту по теме "Тональность Fis-dur" проводился в рамках програ...
Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.
Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...