Технологическая карта открытого урока сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла
методическая разработка по музыке (8 класс) на тему

Подъячева Вера Ивановна

Представленная технологическая карта явилась основой открытого урока по сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по теме "Модуляция как средство развития мелодии и гармонии".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                            Технологическая карта урока

 Ф.И.О. учителя: ________Подъячева Вера Ивановна

 Класс: __8__ Дата: ___20.02.2018___Предмет_Сольфеджио__________ № урока по расписанию:    7. __

 Тема урока:_ «Модуляция как средство развития в мелодии и гармонии»

 Место и роль урока в изучаемой теме: «Урок закрепления знаний».

. Цели урока:

- воспитание интереса к музицированию;

- развитие  образного и логического мышления;

-содействие формированию эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству.

Задачи урока:

-активизация знаний учащихся по названной теме

-выработка  навыков и умений практически  применять полученные знания

- выявление и предупреждение недочетов, встречающихся при самостоятельной работе учащихся.

Прогнозируемые результаты

Личностные:

-уметь проверять себя и давать оценку своим действиям;

-уметь работать в группе.

Метапредметные:

-уметь анализировать и выделять общее;

-уметь находить оптимальный алгоритм действий.

Предметные:

-вспомнить понятие «Тональности первой степени родства»;

-дать уточнение определениям «модуляция» и «отклонение»;

-анализировать нотный текст и находить в нем различные средства музыкальной выразительности;

-использовать полученные знания и умения в собственной музыкальной практике.

Ключевые понятия:  модуляция, отклонение, случайные знаки, ладовая альтерация, тональности первой степени родства.

Оборудование: пианино, доска, компьютер, проектор, раздаточный материал.

Характеристика этапов урока 

 

Этап урока

Время,

минуты

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Этап организации учебного занятия

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, организовывают рабочее место.

Проверка домашнего задания

3

Проверка освоения музыкального текста

Слайд № 1

Пение наизусть нижнего голоса в №216  цепочкой.

Ф

И

Г

Ставит задачу пения «про себя» всей партии второго голоса во время исполнения группой  №216

Анализируют фразы с отклонениями  и группой поют цепочкой наизусть.

Этап подготовки учащихся к основной учебно-познавательной деятельности

Постановка темы урока.

8

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Составление плана работы

Слайд № 2

Слуховая работа  с записью аккордовой последовательности в тетради и на доске.

1.Как выглядит тональный план последовательности?

2.Как называются близкие по знакам тональности?

Ф

И

Организует диалог с учащимися, конкретизирует понятие «модуляция», формулирует некоторые задачи урока и подводит к формулировке темы  урока.

Дописывают в тетради и на доске гармоническую последовательность, производят взаимооценку.

Пропевают последовательность по горизонтали и вертикали

Объясняют, почему в ней появляются новые ключевые знаки .

Формулируют тему  и задачу урока.

Основной этап (изучение новых знаний и способов деятельности)

5

Подведение детей к самостоятельному  сочинению модулирующей мелодии на данной аккордовой основе  

Слайд № 2

Тот же нотный материал на доске

Ф

П

Организует подводящий диалог, уточняет правила и условия для самостоятельной работы.

Обсуждают в парах сочинение  модулирующей мелодии и характер сопровождения.

Первичная проверка понимания изученного материала

6

Подведение детей  к самостоятельному выводу о условиях, необходимых для модуляции.

Слайд № 2

Тот же нотный материал на доске

Ф

П

Дает слуховой  образец  короткого доказательства -  мелодия без использования знаков новой тональности.

Исполняют парами на фортепиано в размере 2/4 и 3/4

Закрепление пройденного материала

9

Освоение способа модуляции

Слайд № 3

Досочинение квадратного периода повторного строения с модуляцией в тональность 1 степени родства.

Самостоятельная работа.

Ф

И

Проводит  инструктаж учащихся, мозговым штурмом определяя все возможные родственные тональности и  структуру второго предложения.

Исполнение учащимися второго предложения с модуляцией  в самостоятельно выбранную ими , но не названную вслух тональность.

Класс угадывает тональность модуляции на слух.

Применение изученного материала

Слайд № 4

Репродуктивный метод.

Частично-поисковый метод

Обобщение и систематизация

Домашнее задание

Закрепление навыков и умений по теме

2-х голосный  №216  петь и играть в D-dur

Репродуктивный метод.

Частично-поисковый метод

Дает комментарий к дифференциро-ванному домашнему заданию по выбору учащегося  (наизусть в F dur с дирижированием, или  в D-dur по учебнику).

Записывают выбранный вариант домашнего задания

Этап подведение итогов учебного занятия и рефлексия

1

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

Рефлексия

И

Ставит ученикам задачу оценить их личное понимание темы и владение приемами модуляции (полное понимание и владение приемами, есть затруднения; отсутствие понимания и владения приемами)

Оценивают свое понимания темы и владения приемами модуляции и отклонения по 10 бальной системе

  • ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

Оценка достижений целей урока:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха у учащихся в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля

В статье рассмотрены основные аспекты деятельности учителя музыки по развитию слуха учащихся....

Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

     Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе  с уг...

Здоровьесберегающие технологии, как основа организации учебного процесса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

   В статье предложены  пути   и методы  сохранения физических, психологических и эмоциональных ресурсов учащихсяв общеобразовательной школе с углубленным изучение...

Троицкая Г.Ю. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В ШКОЛАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА

В статье рассматриваются особенности образовательного процесса в школах с углубленным изучением отдельных предметов, а также обсуждается роль межпредметной интеграции, как условия формирования мотивац...

Конспект урока по сольфеджио в 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

Урок по сольфеджио во 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по предлагаемому конспекту проводился в рамках  программы изучения предмета "Сольфеджио" . ...

Конспект урока по сольфеджио в 6 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

Урок по сольфеджио для 6 класса ГБОУ СОШ  с углубленным изучением предметов музыкального цикла по предлагаемому конспекту по теме   "Тональность Fis-dur" проводился в рамках програ...

Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.

Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...