Конспект урока по сольфеджио в 6 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме
Урок по сольфеджио для 6 класса ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по предлагаемому конспекту по теме "Тональность Fis-dur" проводился в рамках программы изучения предмета "Сольфеджио".
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по сольфеджио в 6 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального
цикла.
Роль предмета сольфеджио в системе школьного учебного музыкального процесса достаточно специфична. Занятия сольфеджио развивают музыкально-слуховые представления,
аналитическое мышление и творческие способности учащихся.
Вся программа «Сольфеджио» рассчитана на 11 лет обучения. В 6 классе на сольфеджио отведено 36 часов ( 1 раз в неделю) с разным уровнем данных учащихся и независимо от профессиональной ориентации.
Занятия проводятся группой по 10-12 человек.
1.Тема урока Тональность Fis - dur
Количество часов для изучения темы - 1 час
2.Цель урока:
формирование личности с широким эстетическим кругозором и высоким уровнем музыкальной грамотности
повышение у учащихся интереса к предмету сольфеджио путем применения различных форм музыкальной деятельности.
3.Задачи урока
образовательные
способствовать овладению учащимися навыками 2-голосного пения
способствовать овладению учащимися точности интонирования и правильного дыхания
способствовать развитию гармонического слуха у учащихся
развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки, слуховые представления об интервалах и аккордах, умение их анализировать
развивающие
развитие артистических качеств у детей
развитие творческих способностей у детей при выполнении
нестандартных домашних заданий
воспитательные
воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи по отношению к окружающим
воспитывать и развивать музыкальный художественный вкус и уважение на основе традиций лучших образцов русской и западноевропейской музыки.
.4.Формы обучения
словесные ( беседа, объяснение, сравнение)
наглядные ( проигрывание элементов музыкальной ткани, показ возможных вариантов их построения)
практические ( освоение элементов музыкального языка, получение и закрепление знаний по данной теме, установление взаимосвязи художественного восприятия при использовании различных элементов музыкального языка)
ассоциативные ( развитие воображения через образ)
5.Формирование универсальных учебных действий в рамках урока сольфеджио
личностные УУД
формирование профессионального самоопределения
познавательные УУД
самостоятельное формулирование познавательной проблемы
поиск и выделение необходимой информации
регулятивные УУД
контроль в форме сравнения своего результата с заданным эталоном
внесение коррекции в случае расхождения с эталоном
оценка учащимся результатов его работы
коммуникативные УУД
умение общаться и принимать участие в музыкальной жизни класса
6.Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
7.Планируемые результаты урока
Предметные результаты
Умение петь и транспонировать мелодии в Fis - dur
Умение петь элементы музыкальной ткани ( интервалы, аккорды) в мелодическом и гармоническом виде в Fis - dur
Личностные результаты
Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном заинтересованном отношении к музыке.
Совершенствование художественного вкуса.
Формирование навыков самостоятельной музыкально-учебной деятельности.
Сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты
Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов.
Умение использование разные источники информации.
Умение аргументировать точку зрения в отношении музыкального произведения.
Взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Материально-методическое обеспечение
1.Класс музыкально-теоретических дисциплин
2.Инструменты (фортепиано или синтезатор)
3.Музыкальные пособия (клавиатура, интервальные и аккордовые карточки)
4.Мульти - медийные записи
5.Проэктор, компьютер
6.Учебные пособия
Учебно-методическая литература для детей
1.Т.Калужская Сольфеджио для ДМШ 6 класс, Москва«Музыка» 2007
2.Б.Калмыков и Г. Фридкин Сольфеджио – одноголосие и двухголосие Москва«Музыка» 1964
Учебно-методическая литература для учителя
- Ж. Металлиди, А. Перцовская «Музыкальные диктанты для ДМШ» Ленинград «Музыка» 1982
- А. Калугина , П. Халабузарь «Воспитание творческих навыков на
уроке сольфеджио»
Ход урока:
- Вводный раздел – 5 минут
- Разминка – 5 минуты
- Основной раздел – 28 минут
- Заключительный раздел – 7 минуты
Описание урока:
1.Организационный момент – подготовка учащихся к работе
Педагог: «Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока: тональности c 5 знаками при ключе Fis - dur и мелодические и гармонические упражнения на освоение этой тональности.
Каждая тональность имеет свои характерные свойства, присущие только ей. Тональность Fis - dur многие композиторы рассматривали как одно из самых лирических, светлых и возвышенных. Свойства этой тональности: особый, мягкий, как бы приглушенный, матовый бархатистый тембр.
Я предлагаю послушать фрагмент из произведения, написанного в тональности Fis – dur композиторами – романтиками Ф. Шопеном и Ф. Листом.
Звучит фрагменты: 1. Ф. Шопен «Ноктюрн Fis - dur» в исполнении педагога.
2.Ф. Лист « Годы странствий» Запись.
2.Актуализация знаний учащихся – развитие внимания, памяти, логического мышления
Педагог: «А теперь, ребята, перейдем к практической части нашего урока. Определим по правилу последнего диеза в мажоре сколько знаков в тональности Fis - dur. На какой ступени в мажоре находится последний диез?
Учащиеся называют VII ступень и называют знаки Fis - dur: фа диез , до диез, соль диез , ре диез, ля диез, ми диез.
Педагог: « Теперь споем различные упражнения в Fis – dur:
Т3/5,
гамму Fis - dur натурального вида,
гамму от III ступени,
гамму двухголосно от I и III ступеней
. Теперь те же упражнения споем в гармоническом виде мажора.
Дети поют двухголосно гамму натурального и гармонического вида.
Педагог: «Ребята, обратите внимание – на доске ступеневая цепочка, она записана в ритме. Спойте ее с начала без ритма, а потом в ритме».
Дети поют. (презентация 1)
3.Изучение нового материала – освоение новой темы с помощью ранее известных приемов
Педагог: « А сейчас скажите, что написано на доске?»
Дети: «Секвенция двухголосная» ( презентация 2)
Педагог: «Какая она? Восходящая или нисходящая?»
Дети: «Восходящая».
Педагог: «Сколько тактов занимает одно звено?»
Дети: «1 такт».
Педагог: «Поем верхний голос».
Дети поют.
Педагог: «Поем нижний голос».
Дети поют.
Педагог: « Теперь поем двухголосно».
Дети поют секвенцию двухголосно.
Педагог: «Хорошо, ребята. Споем интервалы по цепочке. Я не буду называть качественную сторону. Вы строите интервал, поете, определяете и называете качественную сторону».
Дети поют интервалы по цепочке: от фа диеза ↑Ч5,↓м3,↑м2,↓Ч4,↑б6,↓Ч5,↑м7.
Педагог: « А сейчас построим интервалы в последовательности:
I III II IV IV III II II I
ч5 м3 ч5 б3 ув4 м6 м7 б6 ч8 ( презентация 3)
Дети строят интервалы письменно.
Поют оба голоса поочередно в мелодическом виде, потом поют верхний голос, педагог одновременно играет нижний, затем поют нижний голос, педагог играет верхний. Затем делятся на 2 группы, поют интервалы в гармоническом виде 2-х голосно.
После этого дети поют главные трезвучия с обращениями и разрешениями ( презентация 4)
Далее – слуховой гармонический анализ.
Последовательность: T53 – Т6 – S53 – S6 – D53 – D6 – T53 – S64гарм. –T53
После 2-х проигрываний ребята называют аккорды, потом все звуки аккордов, затем поют последовательность мелодически.
Педагог: «А сейчас, ребята, приготовьте тетради с домашним заданием. Вам нужно было построить аккордовую последовательность в тональности Fis - dur . Давайте мы ее проверим» ( презентация 5)
Далее дети поют гармоническую последовательность:
1 раз поют все аккорды в мелодическом виде
2 раз – 3 голосно в гармоническом виде, разделившись на 3 голоса
3 раз – 3 голосно в ритме, при этом педагог играет мелодию к ней из оперы Дж. Верди «Набукко» ( презентация 6)
Педагог: «Хорошо, ребята, а сейчас приготовьтесь к диктанту. Это будет устный диктант».
Дается настройка. Звучит диктант из сборника Ж. Металлиди, А. Перцовской « Музыкальные диктанты для ДМШ» № 152 Бетховен «Рондо», транспонированный в тональность Fis - dur .
Педагог: «Какой размер в диктанте?»
Дети: «2/4, начинается с сильной доли»
Педагог: «Период повторного или неповторного строения?»
Дети: «Повторного»
Прослушивают 2 раз.
Педагог: «Как двигается голос?»
Дети: «По устойчивым ступеням вверх. Начинается с третьей ступени ля диез .»
Педагог «Какая самая высокая ступень?»
Дети: «Пятая ступень нота до диез»
Дети прослушивают 3 раз.
Поют мелодию диктанта и одновременно играют ее на бумажной клавиатуре.
4.Закрепление учебного материала
Педагог: «Хорошо, ребята. Закончить сегодняшний урок по теме Тональность Fis - dur я хочу небольшой самостоятельной работой. Проанализируйте с гармонической точки зрения № 219, подберите и подпишите подходящие к мелодии аккорды »
( презентация 6)
Педагог: «Как часто меняются гармонические функции в мелодии?»
Дети: « Одна функция на один такт»
На этом, ребята, наш урок закончен. Сегодня вы осваивали тональность, Fis – dur ,прорабатывали различные упражнения в ней, а также узнали о характерных выразительных свойствах тональности.
Вы хорошо сегодня поработали, молодцы.»
Дается домашнее задание, выставляются оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкального слуха у учащихся в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля
В статье рассмотрены основные аспекты деятельности учителя музыки по развитию слуха учащихся....
Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе с уг...
Здоровьесберегающие технологии, как основа организации учебного процесса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
В статье предложены пути и методы сохранения физических, психологических и эмоциональных ресурсов учащихсяв общеобразовательной школе с углубленным изучение...
Троицкая Г.Ю. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В ШКОЛАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА
В статье рассматриваются особенности образовательного процесса в школах с углубленным изучением отдельных предметов, а также обсуждается роль межпредметной интеграции, как условия формирования мотивац...
Программа практика Особенности преподавания английского языка В 10-11 классе на базе углубленного изучения предмета. Пути и методы реализации
Программа практика Особенности преподавания английского языка В 10-11 классе на базе углубленного изучения предмета.Пути и методы реализации...
Конспект урока по сольфеджио в 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Урок по сольфеджио во 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по предлагаемому конспекту проводился в рамках программы изучения предмета "Сольфеджио" . ...
Технологическая карта открытого урока сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Представленная технологическая карта явилась основой открытого урока по сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по теме "Модуляция как средство развити...