Конспект урока по сольфеджио в 6 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме

Подъячева Вера Ивановна

Урок по сольфеджио для 6 класса ГБОУ СОШ  с углубленным изучением предметов музыкального цикла по предлагаемому конспекту по теме   "Тональность Fis-dur" проводился в рамках программы изучения предмета "Сольфеджио".

Вся программа курса сольфеджио расчитана на 11 лет обучения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по сольфеджио в 6 классе ГБОУ      СОШ  с углубленным изучением предметов музыкального

цикла.

Роль предмета сольфеджио в системе школьного учебного музыкального процесса достаточно специфична. Занятия сольфеджио развивают музыкально-слуховые представления,

аналитическое мышление и творческие способности учащихся.

Вся программа «Сольфеджио»  рассчитана на 11 лет обучения. В 6 классе на сольфеджио отведено 36 часов  ( 1 раз в неделю) с разным уровнем данных учащихся и независимо от профессиональной ориентации.

Занятия проводятся группой по 10-12 человек.

1.Тема урока   Тональность Fis - dur

Количество часов для изучения темы - 1 час

2.Цель урока: 

формирование личности с широким эстетическим кругозором и высоким уровнем музыкальной грамотности

повышение у учащихся интереса к предмету сольфеджио путем применения различных форм музыкальной деятельности.

3.Задачи урока

образовательные

способствовать овладению учащимися  навыками 2-голосного пения

способствовать овладению учащимися  точности интонирования и правильного дыхания

     способствовать развитию  гармонического слуха у учащихся

      развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки,            слуховые представления об интервалах и аккордах,   умение их анализировать

развивающие

      развитие артистических качеств у детей

      развитие творческих способностей  у детей при выполнении          

      нестандартных       домашних заданий

воспитательные

воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи по отношению к окружающим

воспитывать  и развивать музыкальный художественный  вкус  и уважение на основе традиций лучших образцов русской и западноевропейской музыки.

.4.Формы  обучения

      словесные ( беседа, объяснение, сравнение)

      наглядные  ( проигрывание элементов музыкальной ткани, показ возможных вариантов их построения)

      практические ( освоение элементов музыкального языка, получение и закрепление знаний по данной теме, установление взаимосвязи художественного восприятия при использовании различных элементов музыкального языка)

      ассоциативные ( развитие воображения через образ)

5.Формирование универсальных учебных действий  в рамках урока сольфеджио

личностные УУД

формирование профессионального самоопределения

познавательные УУД

самостоятельное формулирование познавательной проблемы

поиск и выделение необходимой информации

регулятивные УУД

контроль  в форме сравнения своего результата  с заданным эталоном

внесение коррекции в случае расхождения с эталоном

оценка учащимся результатов его работы

коммуникативные УУД

умение общаться и принимать участие в музыкальной жизни класса

6.Тип  урока: урок комплексного применения знаний и умений.

7.Планируемые результаты урока

Предметные результаты

Умение петь и транспонировать мелодии в  Fis - dur  

Умение петь элементы музыкальной ткани ( интервалы, аккорды) в мелодическом  и гармоническом виде в Fis - dur  

Личностные результаты

Развитие  музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном  заинтересованном отношении к музыке.

Совершенствование художественного вкуса.

Формирование навыков самостоятельной музыкально-учебной деятельности.

Сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов.

Умение использование разные источники информации.

Умение аргументировать точку зрения в отношении музыкального произведения.

Взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Материально-методическое обеспечение

1.Класс музыкально-теоретических дисциплин

2.Инструменты (фортепиано или синтезатор)

3.Музыкальные пособия (клавиатура, интервальные и аккордовые карточки)

4.Мульти - медийные записи

5.Проэктор, компьютер

6.Учебные пособия

Учебно-методическая литература для детей

1.Т.Калужская Сольфеджио для ДМШ 6 класс, Москва«Музыка» 2007

2.Б.Калмыков и Г. Фридкин Сольфеджио – одноголосие и двухголосие Москва«Музыка» 1964

Учебно-методическая литература для учителя

  1. Ж. Металлиди, А. Перцовская  «Музыкальные  диктанты для  ДМШ» Ленинград  «Музыка» 1982
  2. А. Калугина , П. Халабузарь «Воспитание творческих навыков на

 уроке сольфеджио»

 

Ход урока:

  1. Вводный раздел – 5 минут
  2. Разминка – 5 минуты
  3. Основной раздел – 28 минут
  4. Заключительный раздел – 7 минуты

Описание урока:

1.Организационный момент – подготовка учащихся к работе

Педагог: «Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока: тональности c 5 знаками при ключе Fis - dur   и  мелодические и гармонические упражнения на освоение этой тональности.

Каждая тональность имеет свои характерные свойства, присущие только ей. Тональность Fis - dur многие композиторы рассматривали как одно из самых лирических, светлых и возвышенных. Свойства этой тональности: особый, мягкий, как бы приглушенный, матовый бархатистый тембр.

 Я предлагаю послушать  фрагмент из произведения, написанного в тональности  Fis – dur композиторами – романтиками Ф. Шопеном и  Ф. Листом.

Звучит фрагменты: 1. Ф. Шопен «Ноктюрн Fis - dur» в исполнении педагога.

                                  2.Ф. Лист  « Годы странствий»    Запись.

2.Актуализация знаний учащихся – развитие внимания, памяти, логического  мышления

Педагог: «А теперь, ребята, перейдем к практической части нашего урока. Определим по правилу последнего  диеза в мажоре сколько знаков в тональности Fis - dur. На какой ступени в мажоре находится последний диез?

 Учащиеся  называют VII ступень и называют  знаки Fis - dur: фа диез , до диез, соль диез , ре диез, ля  диез,  ми диез.

Педагог: « Теперь споем различные упражнения в Fis – dur:

 Т3/5,

 гамму Fis - dur натурального вида,

  гамму от III ступени,

  гамму двухголосно от I и III ступеней

. Теперь  те же упражнения споем в гармоническом виде мажора.

 Дети поют двухголосно гамму натурального и гармонического вида.

Педагог: «Ребята, обратите внимание – на доске ступеневая цепочка, она записана в ритме. Спойте ее с начала без ритма, а потом в ритме».

 Дети поют.  (презентация 1)

3.Изучение нового материала – освоение новой  темы с помощью ранее известных приемов

Педагог: « А сейчас скажите, что написано на доске?»

Дети: «Секвенция двухголосная» ( презентация 2)

Педагог: «Какая она? Восходящая или нисходящая?»

Дети: «Восходящая».

Педагог: «Сколько тактов занимает одно звено?»

Дети: «1 такт».

Педагог: «Поем верхний голос».

 Дети поют.

Педагог: «Поем нижний голос».

 Дети поют.

Педагог: « Теперь поем двухголосно».

 Дети поют секвенцию двухголосно.

Педагог: «Хорошо, ребята. Споем интервалы по цепочке. Я не буду называть качественную сторону. Вы строите интервал, поете, определяете и называете качественную сторону».

 Дети поют интервалы по цепочке: от фа диеза  ↑Ч5,↓м3,↑м2,↓Ч4,↑б6,↓Ч5,↑м7.

Педагог: « А сейчас построим интервалы в последовательности:

I      III   II   IV   IV     III    II    II     I

ч5   м3   ч5  б3  ув4   м6   м7  б6   ч8    ( презентация 3)

Дети строят интервалы письменно.

 Поют оба голоса поочередно в мелодическом виде, потом поют верхний голос, педагог одновременно играет нижний, затем поют нижний голос, педагог играет верхний. Затем делятся на 2 группы, поют интервалы в гармоническом виде 2-х голосно.

После этого дети поют главные трезвучия с обращениями и разрешениями     ( презентация 4)

Далее – слуховой гармонический анализ.

Последовательность: T53 – Т6 –  S53 – S6 – D53 – D6 – T53 – S64гарм. –T53

 После 2-х проигрываний ребята называют аккорды, потом все звуки аккордов, затем поют последовательность мелодически.

Педагог: «А сейчас, ребята, приготовьте тетради с домашним заданием. Вам нужно было построить аккордовую последовательность в тональности Fis - dur . Давайте мы ее проверим»     ( презентация 5)

Далее дети поют гармоническую последовательность:

1 раз поют все аккорды в мелодическом виде

2 раз – 3 голосно в гармоническом виде, разделившись на 3 голоса

3 раз – 3 голосно в ритме, при этом педагог играет мелодию к ней из оперы Дж. Верди «Набукко»   ( презентация 6)         

Педагог: «Хорошо, ребята, а сейчас  приготовьтесь к диктанту. Это будет  устный  диктант».

Дается настройка. Звучит диктант  из сборника Ж. Металлиди, А. Перцовской « Музыкальные  диктанты для  ДМШ» № 152 Бетховен «Рондо», транспонированный в  тональность Fis - dur .

Педагог: «Какой размер в диктанте?»

Дети: «2/4, начинается с сильной доли»

Педагог: «Период повторного или неповторного строения?»

Дети: «Повторного»

Прослушивают 2 раз.

Педагог: «Как  двигается  голос?»

Дети: «По устойчивым ступеням вверх. Начинается с третьей ступени  ля диез

Педагог «Какая самая высокая ступень?»

Дети: «Пятая  ступень нота до диез»

Дети прослушивают 3 раз.

 Поют мелодию диктанта и одновременно играют ее на бумажной клавиатуре.

4.Закрепление учебного материала

Педагог: «Хорошо, ребята. Закончить сегодняшний урок по теме Тональность Fis - dur я хочу небольшой самостоятельной работой. Проанализируйте с гармонической точки зрения № 219, подберите и  подпишите подходящие к мелодии аккорды »

( презентация 6)

Педагог: «Как часто меняются   гармонические функции  в мелодии?»

Дети: « Одна функция на один такт»

На этом, ребята, наш урок закончен. Сегодня вы осваивали тональность,  Fis – dur  ,прорабатывали различные упражнения в ней, а также узнали о характерных выразительных свойствах тональности.

 Вы хорошо сегодня поработали, молодцы.»

Дается домашнее задание, выставляются оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха у учащихся в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля

В статье рассмотрены основные аспекты деятельности учителя музыки по развитию слуха учащихся....

Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

     Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе  с уг...

Здоровьесберегающие технологии, как основа организации учебного процесса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

   В статье предложены  пути   и методы  сохранения физических, психологических и эмоциональных ресурсов учащихсяв общеобразовательной школе с углубленным изучение...

Троицкая Г.Ю. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В ШКОЛАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА

В статье рассматриваются особенности образовательного процесса в школах с углубленным изучением отдельных предметов, а также обсуждается роль межпредметной интеграции, как условия формирования мотивац...

Программа практика Особенности преподавания английского языка В 10-11 классе на базе углубленного изучения предмета. Пути и методы реализации

Программа практика Особенности преподавания английского языка В 10-11 классе на базе углубленного изучения предмета.Пути и методы реализации...

Конспект урока по сольфеджио в 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

Урок по сольфеджио во 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по предлагаемому конспекту проводился в рамках  программы изучения предмета "Сольфеджио" . ...

Технологическая карта открытого урока сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Представленная технологическая карта явилась основой открытого урока по сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по теме "Модуляция как средство развити...