Конспект урока по сольфеджио в 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
план-конспект по музыке на тему
Урок по сольфеджио во 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по предлагаемому конспекту проводился в рамках программы изучения предмета "Сольфеджио" . Вся программа сольфеджио рассчитана на 11 лет обучения.
В 2 классе на сольфеджио отведено 72 часов (2 раза в неделю) с разным уровнем данных учащихся и независимо от профессиональной ориентации.
Занятия проводятся группой по 10-12 человек.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по сольфеджио в 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального
цикла.
Роль предмета сольфеджио в системе школьного учебного музыкального процесса достаточно специфична. Занятия сольфеджио развивают музыкально-слуховые представления,
аналитическое мышление и творческие способности учащихся.
Вся программа сольфеджио рассчитана на 11 лет обучения. В 2 классе на сольфеджио отведено 72 часов (2 раза в неделю) с разным уровнем данных учащихся и независимо от профессиональной ориентации.
Занятия проводятся группой по 10-12 человек.
Учитель Подъячева Вера Ивановна
Класс 2
Предмет сольфеджио
Тема урока Выразительные средства интервалов
Цель урока
Развить способность рефлексивного познания музыкальных образов, осознание логического выстраивания художественного материала посредством творческой импровизации, через групповое мыслительно–деятельное взаимодействие.
Задачи урока
Образовательные:
формировать определённые художественные знания, умения, навыки;
сформировать музыкально–образное представление в создаваемой музыкальной характеристике через импровизацию;
активизировать воображение, способности к сравнительному рассмотрению предложенного материала в различных образных интерпретациях;
побудить к самостоятельному и осознанному поиску выстраивания музыкального материала в передаче образа посредством инструментальной импровизации; Развивающие:
способствовать осмыслению детьми выразительности музыкальной речи, развивать выразительную сторону вокального исполнения, а также умение сравнивать, анализировать, делать вывод.
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умения анализировать полученные знания, использовать на практике, развивать умение применять новые знания;
формирование логических умений;
обучить умению коллективно размышлять в процессе импровизационной деятельности через групповые формы работы.
Воспитательные: в
воспитание познавательной деятельности в коллективе;
воспитание чувства личной ответственности за результат совместной
Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков;
Метод: исследовательский
Форма работы: фронтальная, групповая.
Планируемые результаты:
Личностные
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно – исследовательской и других видов деятельности
Предметные
расширение и систематизация знаний о сказочном жанре, осознание взаимосвязи музыкальной, литературной и изобразительной культуры;
формирование музыкально-образного представления и рефлексивного познания создаваемого музыкального произведения учащимися, посредством мыслительного экспериментирования с музыкально-выразительными средствами, осознания логического выстраивания различных звуковых структур.
- формирование практических навыков сочинения простейших мелодических, интонационно-ритмических оборотов, характеризующих настроение
Метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы соей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Формируемые УУД:
Личностные :
понимать значение музыки в жизни общества и человека, усваивать жизненные содержание музыкальных сочинений, способствовать положительному отношению к музыкальным занятиям, выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам.
Познавательные :
уметь сравнивать музыкальные характеристики, рассуждать о роли музыки в жизни человека, усвоить элементы музыкального языка как средства создания музыкальных образов, осмысление основных принципов развития музыки.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, уметь строить свои высказывания в устной форме, исполнять песни, игры в коллективном и групповом сотворчестве.
Регулятивные:
понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии сказочных музыкальных образов , адекватно воспринимать предложения учителя, контролировать и планировать собственные действия в процессе слушания и исполнения музыки.
Оборудование:
Наглядно - дидактический материал (репродукции картин на сказочные сюжеты, музыкальные и литературные произведения)
музыкальный центр с аудиозаписями,
фортепиано,
синтезатор,
ударные и шумовые инструменты
Учебно методическая литература для учителя
П.И Чайковский, Детский альбом М «Музыка», 1979.
А.Калугина, П.Халабузарь Воспитание творческих навыков на уроках Сольфеджио.
А.Барабошкина, С.Ляховицкая Практическое пособие для развития слуха
Учебно методическая литература для для детей.
А.Барабошкина Сольфеджио 2 класс М «Музыка», 1981
Ж.Металлиди , А. Перцовская « Мы играем сочиняем и поем»,2 класс, Л «Советский композитор,1990 г
Этапы урока:
1.Организационно – мотивационный этап 5 минут
2.Основной этап 30 минут
3.Домашнее задание 7 минут
4.Рефлексия 3 минуты
1.Организационно – мотивационный этап:
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Все вы любите читать и слушать сказки. Сегодня мы по говорим о сказках, но не простых, а музыкальных, в которых участвуют разные музыкальные герои. А начнём мы с музыкальной загадки
Звучат музыкальные фрагменты
Сладкая греза П. И. Чайковского и Баба Яга П. И. Чайковского
Ученики слушают и отвечают на вопрос: доброго или злого героя нарисовал автор и почему .
Учитель показывает репродукции нескольких картин; Баба Яга , Иван –царевич и серый волк, Аленушка Утро в лесу и предлагает определить к какому из 2 произведений они подходят
Учитель играет интервал тритон из пьесы Баба Яга и плавные интервалы секунды из пьесы Сладкая греза
Учитель объявляет тему: Сегодня на уроке мы узнаем много секретов об интервалах в музыкальных сказках. И не только узнаем, а попробуем сами сочинить сказку, т.е. все вы сможете побывать в роли композиторов.
2.Основной этап.
Учитель
Сейчас мы вспомним и споем народную песню Как у наших у ворот (Слайд 1)
Учитель акцентирует внимание детей на первом интервале большой терции, выясняет количество ступеней и количество тонов
Дети строят б3 от разных звуков на бумажной клавиатуре по цепочке один за другим,
играют на фортепиано в мелодическом и гармоническом виде
поют в мелодическом и гармоническом виде
Учитель
А теперь мы напишем мелодический диктант
Учитель исполняет мелодию песни Мой огород Попатенко
Учитель выясняет у детей с какого интервала начинается мелодия
Дети строят м3, разбирают музыкальную форму диктант, отдельно записывают ритм, записывают мелодию диктанта.
Учитель предлагает охарактеризовать б3 и м3 разным цветом , разным светом,
настроением и характером, выражением лица.
Учитель
Мы определили 2х главных героев нашей интервальной сказки.
Теперь вспомним распевку ‘’ Бабка – ежка, костяная ножка’’
Дети исполняют распевку группами; 1 группа поет фразу с б2 , 2 группа поет фразу с м2.
Учитель предлагает определить на слух б2 и м2 в разных регистрах в мелодическом и гармоническом виде на фортепиано.
Дети для ответа используют карточки , строят и записывают секунды в нотной тетради.
Учитель предлагает охарактеризовать б2 и м2 в виде животных, в виде сказочных персонажей.
Учитель предлагает прослушать пьесу Старинная французская песенка П. И. Чайковского.
Учитель акцентирует внимание на начало пьесы – квартовый восходящий ход, отдельно его проигрывает.
Вопрос учителя: у какого инструмента интервал чистой кварты лучше всех призывает к вниманию
Звучат инструменты скрипка, орган , труба.
Дети выбирают тембр трубы и поют кварту, подражая этому тембру.
Интервал чистой кварты дети записывают в тетрадь.
Учитель показывает 2 слайда - большая и маленькая радуга и просит описать это явление природы, выбрав определения из предложенных; веселая, ясная, темная, яркая, узкая, чистая, большая, низкая, высокая.
Вопрос учителя
Как называется интервал из 8 ступеней? Ответ детей- чистая октава
Как называется интервал из 5 ступеней. Ответ детей - чистая квинта
Игра ‘’ Великаны’’
Дети на слух определяют ч8 и ч5 и двигаются соответственно большими или маленькими шагами, пропевая интервал вслух.
Учитель объявляет о том, что каждый может сочинить музыкальную сказку.
Чтобы она получилась интересной, сначала нужно сочинить план происходящего.
На доске выписываются основные этапы развития сюжета
Определить место действия
Придумать положительных и отрицательных героев и дать им имена интервалов
Обозначить свойства и действия этих героев.
Придумать волшебство (какой-нибудь волшебный предмет интервал)
Придумать сюжет
Показать развязку событий и придумать как разрешить конфликт.
Придумать название получившейся сказки.
Дети распределяют роли:
6 человек –актёры интервалы. Они будут пением и игрой изображать происходящее.
4 человека- сочиняют по очереди сюжетную линию .
Остальные – музыканты придумают аккомпанемент, музыкальное сопровождение на различных музыкальных инструментах. Детям дается немного времени для обсуждения, поиска звуковых образов на выбранных музыкальных инструментах
После выступления обсуждают соответствие образов и их музыкальных характеристик.
Затем меняются ролями
3.Домашнее задание:
Домашнее задание продолжает тему инсценирования и сочинения. Это может стать конкурс на лучшего рассказчика музыкальной сказки . При подведении итогов будет учитываться выразительность рассказа: жестикуляция, мимика, поза и тд.
4.Рефлексия.
Учитель предлагает вернуться к поставленной вначале урока цели и оценить степень ее выполнея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкального слуха у учащихся в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля
В статье рассмотрены основные аспекты деятельности учителя музыки по развитию слуха учащихся....
Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе с уг...
Здоровьесберегающие технологии, как основа организации учебного процесса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
В статье предложены пути и методы сохранения физических, психологических и эмоциональных ресурсов учащихсяв общеобразовательной школе с углубленным изучение...
Троицкая Г.Ю. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В ШКОЛАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА
В статье рассматриваются особенности образовательного процесса в школах с углубленным изучением отдельных предметов, а также обсуждается роль межпредметной интеграции, как условия формирования мотивац...
Программа практика Особенности преподавания английского языка В 10-11 классе на базе углубленного изучения предмета. Пути и методы реализации
Программа практика Особенности преподавания английского языка В 10-11 классе на базе углубленного изучения предмета.Пути и методы реализации...
Технологическая карта открытого урока сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Представленная технологическая карта явилась основой открытого урока по сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по теме "Модуляция как средство развити...
Конспект урока по сольфеджио в 6 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Урок по сольфеджио для 6 класса ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по предлагаемому конспекту по теме "Тональность Fis-dur" проводился в рамках програ...