Конспекты уроков музыки в старшей школе
план-конспект урока по музыке на тему
Конспекты уроков музыки 5 и 6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_v_teatre_v_kina_i_na_telefidenii.doc | 49 КБ |
puteshestvie.docx | 21.7 КБ |
obryady_i_obychai_v_folklore_i_v_tvorchestve_kompozitorov.doc | 52 КБ |
6_klass_mir_zaytseva.doc | 51.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
5 класс
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Мюзикл»
Тип урока: Комбинированный
Образовательная цель: Сформировать представление учащихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства.
Планируемые результаты:
Метапредметные: развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач; развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля; развитие вокальных навыков;
Предметные: Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота.
Личностные: учатся делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях
Оборудование: Проигрыватель, флэш– накопитель, видеопроектор, экран, презентации, Видео запись фрагмента мюзикла «Кошки» Э.Л. Уэббера , фрагмент из мюзикла «Кошки» «Память» компьютер, аудиозаписи песни «Весенне танго».
Предварительный просмотр:
5 класс
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Образовательная цель: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко»
Планируемые результаты:
Метапредметные: Укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;
Предметные: Знать особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров внутри оперы: увертюра, ария, речитатив.
Личностные: Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки
Оборудование: Проигрыватель, флэш– накопитель, видеопроектор, экран, презентации, фортепиано, компьютер, аудиозаписи уветрюры «Океан, море сине», Песен «Ой, ты, темная дубравушка», аудиозапись и ноты песни «Заиграйте мои гучельки» Н.А. Римский- Корсаков.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||
1. Организационный момент (2 минуты)
| Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть! Давайте вспомним, что вы узнали на прошлом уроке, и проверим ваше домашнее задание. | Дети встают со своих мест. Дети садятся. | Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)П (структурирование знаний — общеучебные действия) | |||||
2. Организация исполнительской деятельности( 13 мин) | Сегодня мы с вами вспомним оперу –былину «Садко». Песня «Заиграйте, мои гусельки» - это развите образа Садко. Забыв печаль и обиду, каким становится герой оперы? С каким настроением будем петь песню? Исполнение песни «Заиграйте, мои гусельки» Вокально- хоровая работа
| Слушают, отвечают на вопросы, разучивают песню | «Заиграйте, мои гусельки» | К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем) | ||||
3.Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (3 минуты) | Ребята, кто из вас бывал в театре? - Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в музыкальный театр. Думаю, каждый из вас знает, что в театре разыгрывают представления. В музыкальном театре главная роль принадлежит музыке. Какие спектакли можно в нём увидеть? Это опера, балет, оперетта, мюзикл. Музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета. Давайте посмотрим лучшие театры мира. Сегодня мы отправимся в оперу. | Слушают, отвечают на вопросы, задают их сами песня, сопрано, мелодия, оркестр, тенор. | К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем) | |||||
4. Изучение нового материала. (6 минут) | Посмотрите на экран. Возникла опера в Италии Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто, что означает «прекрасное пение». Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей. Я приготовила вам билеты. Билеты необычные, в виде кроссворда. Главная роль в создании оперного спектакля принадлежит композитору. Либретто сказочной оперы-былины написал сам композитор Римский-Корсаков. В основу либретто оперы «Садко» положена былина о новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. В былине показ реальных героев сочетается со сказочными образами. Обычно опера делится на действия. В опере «Садко» нет такого деления. Она состоит из семи картин. Опера начинается с увертюры. передает главную идею оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля. | Дети слушают. Отвечают на вопросы. Голос - высокий мужской, тенор. Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях. | П ( выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню) | |||||
5.Организация слушательской деятельности (13 минут) | Опера «Садко» начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. Поразительно, как композитор создал столь захватывающую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Давайте откроем либретто и прочитаем содержание 1 картины. Пришёл Садко к Ильмень-озеру. Сел на камень и запел: «Ой, ты, тёмная дубравушка». Эта песня характеризует главного героя. После того, как она прозвучит, постарайтесь определить: исполнение и что чувствует в душе Садко? - Какой голос у главного героя? Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко? Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей? Что чувствовал в душе Садко? | Дети слушают. Отвечают на вопросы. | «Океан, море синее» | К(планирование учебного сотрудничества с учителем)П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме) | ||||
6. Итог урока (3 минуты) | Домашнее задание: записать известные оперы и их автора. (нарисовать афишу к любой из опер). Что такое либретто? Увертюра? Молодцы, подходите с дневниками. До свидания! | Отвечают на вопросы | Р оценка выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить) |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»
Тип урока: Урок систематизации знаний
Образовательная цель: Продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни, познакомить с русской народной песней «Матушка, матушка, что во поле пыльно», разучить песню «Мой добрый учитель».
Планируемые результаты:
Метапредметные: уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства; создавать обобщения, анализировать, строить логическое рассуждение.
Предметные: развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения. знать как проходили народные обряды; уметь давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями; знать историю свадебного обряда; уметь образно передать характер музыкальных произведений.
Личностные: Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России, уважительное отношение к истории и культуре своей страны, воспитание чувства.
Оборудование: Проигрыватель, флэш– накопитель, видеопроектор, экран, презентации, фортепиано, компьютер, аудиозапись песен «Матушка, матушка, что во поле пыльно», и «Мой добрый учитель». Ноты песни «Мой добрый учитель».
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||
1. Организационный момент (3 минуты)
| - Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Анатольевна и сегодня я у вас проведу урок музыки. - Присаживайтесь. Давайте вспомним, что вы узнали на прошлом уроке, и проверим ваше домашнее задание. | Дети встают со своих мест. Дети садятся. | Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) П (структурирование знаний — общеучебные действия) | |||||
2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)
| Как вы понимаете слово фольклор? Фолькло́р — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы),. ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и не обрядовый. Сегодня мы с вами поговорим об обрядовом фольклоре. К обрядовому фольклору относятся: 1)календарный фольклор, что к нему относится? 2)семейный фольклор ,что к нему относится? Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Сегодня мы будем говорить о быте и жизненном укладе русского народа ,на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы. Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока : «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов». | Слушают и отвечают на поставленные вопросы, задают их сами. (колядки, масленичные песни, веснянки), (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания) |
| К ( планирование учебного сотрудничества с учителем) П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме) | ||||
3. Изучение нового материала. (5 минут) | Поднимите пожалуйста руки те ребята, кто хоть раз ходил на свадьбу? Скажите ,а это торжество веселое или грустное? А на Руси? С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями. Невеста могла даже своего жениха и не знать вообще. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне. | Слушают и отвечают на поставленные вопросы, задают их сами. Веселое. | К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем) | |||||
4.Организация слушательской деятеьности(15 минут) | . «Ребята я попрошу вас взять карандаш и линейку и по середине ,начертить линию на пол листа. Сейчас мы с вами послушаем русскую народную песню «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в двух исполнениях и как самые настоящие музыкальные критику проведем сравнение . Включаю первый вариант, ребята слушайте внимательно, ведь перед нами два вопроса: о чем эта песня? И какой у нее характер.(слушают) . О чем эта песня? Эта песня поется от одного, лица или нескольких? - Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена? (Записываем в тетрадь кратко ,о чем эта песня, и о том, что в ней ведется диалог). Песня звучит в мажоре или в миноре? Посмотрите на слайд: перед вами представлены музыкальные эмоции, какие эмоции подходят к невесте? Какие к матушке? (Взволнованность, радость, переживание, тревога счастье, напряжно) . Молодцы. Сейчас послушаем с вами вариант номер два, песня композитора Матвеева в исполнении Жанны Бичевской , слушаем и думаем различаются ли песни между собой, если да то чем? (слушаем) Различаются ли эти две песни, чем? В какой песни эпический (характер эпический подразумевает под собой - спокойный, величавый, бесстрастный, величественный, грандиозный, могучий, необычайный) , а в какой драматический? ППосмотрите на слайд, давайте представим себе диалог в картинах которые у меня на слайде, с права картина художника Феклистова «Приготовление невесты к венцу» и Журавлева « Перед венцом», какая картина относится к 1варианту , что мы с вами прослушали, а что ко 2? Молодцы ребята. | Дети чертят таблицу. Затем после прослушивания ответы вместе с учителем записывают в свою тетрадь. Дети слушают. (В песне композитора – драматический, народная песня имеет эпический характер.) |
| К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем) | ||||
5. Организация исполнительской деятельности( 10 мин) | Каждая девушка, когда к ней приходили свататься, надеялась, мечтала , что бы жених ей понравился. И знаете, некоторым девушкам везло, ведь если сильно чего то хотеть, то обязательно чудеса сбываются. А вы верите в чудо?.Вокально- хоровая работа Ручки положили на коленки. Спинки выпрямили.
| Разучивают мелодию | П ( выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню) | |||||
6. Рефлексия деятельности. (Итог урока 2 минуты) | Итак, ребята, копилка вашим музыкальных знаний пополнилась. На сегодняшнем уроке мы познакомились? ( с народной песней «Матушка…»,узнали , о том, как выходили девушки замуж на Руси, Разучили песню «Ребята надо верить в чудеса») . Наш урок, подходит к концу! Вы сегодня большие молодцы! До свидания! | Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить) |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
5 класс
Тема урока: «Старинной песни мир»
Тип урока: Расширение и углубление знаний
Образовательная цель: Углубить знания о творчестве Ф. Шуберта; познакомить с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад – балладой «Лесной царь»; формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа.
Планируемые результаты:
Метапредметные: формировать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить, рассуждать о музыке, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы и изобразительного искусства.
Предметные: определяют средства музыкальной выразительности в произведении Ф. Шуберта «Лесной царь»;
Личностные: развивать интерес и уважение, к музыкальному наследию композиторов других стран, воспитывать эмоциональную отзывчивость , на восприятие классической музыки,
Оборудование: Проигрыватель, флэш– накопитель, видеопроектор, экран, презентации, фортепиано, компьютер, аудиозапись песен «Аве Мария», «Лесной царь», Ноты песни « Весеннее танго» В. Миляева.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||
1. Организационный момент (3 минуты)
| - Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Анатольевна и сегодня я у вас проведу урок музыки. - Присаживайтесь. Давайте вспомним, что вы узнали на прошлом уроке, и проверим ваше домашнее задание. Звучит «Аве, Мария» Ф.Шуберта. | Дети встают со своих мест. Дети садятся. | «Аве, Мария» Ф.Шуберта. | Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) П (структурирование знаний — общеучебные действия) | ||||
2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)
| Ребята, кто из вас слышал эту музыку? Может быть, кто-то знает ее автора? Это звучит одно из самых известных произведений австрийского композитора Франца Шуберта. Сегодня на уроке мы поговорим об этом замечательном композиторе и его произведениях, а конкретно о песнях. Давайте вспомним, что такое песня? (Это вокальный жанр с простой мелодией, с повторами). Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Как яркая комета пронёсся он на романтическом небосклоне, оставив после себя огромное количество произведений: только песен им было написано более 600. Это был один из первых композиторов-романтиков. Ребята, попробуем сформулировать тему урока: «Старинной песни мир». Запишите тему урока . По середине напишите Франц Шуберт (1797-1828). 600 песен. | Слушают и отвечают на поставленные вопросы, задают их сами. (Это вокальный жанр с простой мелодией, с повторами). Записывают в тетрадь. |
| К ( планирование учебного сотрудничества с учителем) П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме) | ||||
3. Изучение нового материала. (5 минут) | Шуберт создал новый тип песен. Они представляли с собой небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом. Большую часть произведений он написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей. Скажите, как вы понимаете понятие «Образы песен», а «Жанры песен». Понятие "Образ песни" - это то, какие представления, историю и картинки содержит в себе творение, какие возникают образы при прослушивании произведения. Образ зависит от исполнителя, содержания и жанра. "Жанры песен" зависят от количества исполнителей, общей истории, которую воспевают, от места и атмосферы, в котором она исполняется. У каждого человека есть свой любимый поэт, который близок ему по духу. Такой любимый поэт был и у Шуберта. Он пленил его, волновал ум и душу композитора. На его тексты было написано 70 песен. Это выдающийся немецкий поэт Гёте. С одним из таких произведений написанных Шубертом в 18-летнем возрасте на стихи Гёте мы сегодня с вами познакомимся. Это баллада «Лесной царь». | Слушают и отвечают на поставленные вопросы, задают их сами. | К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем) | |||||
4.Организация слушательской деятеьности(15 минут) | . «Запишите заголовок: Баллада «Лесной царь». Знаком ли вам такой жанр? Баллада – это один из жанров народного творчества. Баллада – это повествование. Но в нём обязательно должны присутствовать элементы фантастики. В музыке вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика. Самым известным переводчиком баллад на русский язык был великий русский поэт 18 – 19 вв. Василий Андреевич Жуковский. Нана слайде , прочитайте по ролям балладу "Лесной царь" в переводе Жуковского. О чем говорится в стихотворении? Поняв содержание, теперь прослушаем произведение, а вы вслушайтесь и охарактеризуйте темы, интонации героев. У кого они меняются, а у кого остаются неизменными? (Рассказчик – взволнованный; отец – встревоженный; сын – безумно испуганный, задыхающийся). Как вы думаете, мелодия какого героя должна быть самой красивой? Почему? (Лесной царь – мягкая интонация, сладостно-завлекательная, плавная, закруглённая). Сейчас мы послушаем еще раз и определим какой инструмент аккомпанировал, и что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли охарактеризовать аккомпанемент как стремительное, драматически напряженное движение? (несущегося галопом коня, а может быть даже стук сердца) Посмотрите на экран, какая картина по вашему больше подходит к балладе? | Дети чертят таблицу. Затем после прослушивания ответы вместе с учителем записывают в свою тетрадь. Дети слушают. | «Аве Мария», «Лесной царь», | К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем) | ||||
5. Организация исполнительской деятельности( 10 мин) | Ребята скажите, а лесной царь вымышленный персонаж? Надо верить в сказки, в чудеса, что бы сочинять такие произведения. Напомните мне пожалуйста, как называется песня , которую мы с вами разучили: «Ребята надо верить в чудеса». Поем по рядам, мальчики, девочки. .Вокально- хоровая работа Ручки положили на коленки. Спинки выпрямили.
| Отвечают, поют вместе с учителем. | Меляев «Весеннее танго» | П ( выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню) | ||||
6. Рефлексия деятельности. (Итог урока 2 минуты) | Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомились? ( с песенным творчеством Ф. Шуберта, прослушали балладу «Лесной царь», закрепили песню: «Ребята надо верить в чудеса») . Наш урок, подходит к концу!. Вы сегодня большие молодцы! До свидания! | Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы можете найти конспекты уроков музыки в начальной школе...
Конспекты уроков музыки в основной школе (5-7 классы)
В этом разделе собраны конспекты уроков с 5 по 7 классы...
Конспекты уроков музыки в начальной школе (1-4 классы)
Конспекты уроков с 1 по 4 классы...
Конспекты уроков музыки в средней школе
Этоти конспекты и презентации были использованы мной во время прохождения преддипломной практики...
Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5,6,7 классов...
Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5,6,7 классов...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...