урок « Современная музыка и стихи М. Цветаевой как нерасторжимое единство»
методическая разработка по музыке (8 класс) на тему
Цель урока: попытаться почувствовать сопричастность поэзии М. Цветаевой к современному искусству и проявлении её в музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_klass_mi_tsvetaeva.doc | 72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
8 класс IV четверть тема «Наши великие современники»
7-8 урок Тема: « Современная музыка и стихи М. Цветаевой как нерасторжимое единство»
Вид деятельности | Задачи | Методы | Ход урока |
7урок | |||
Вступительная беседа | Создание эмоционального состояния, эмоционального настроя на урок | Метод эмпатии | Дети входят в класс, приветствие. Я очень рада вновь встрече с вами и рада возможности продолжить разговор об удивительной женщине, поэтессе серебряного века – М.И. Цветаевой. (слайд) Начиная целый цикл уроков по теме русских поэтов, я преследовала одну цель научить вас вслушиваться вдумываться и рассуждать над произведениями, которые написаны на эти замечательные стихи. А на уроках по творчеству М. Цветаевой мне бы хотелось познакомить вас с поющими или музыкальными стихами этой поэтессы, тем более что люди по сей день возвращаются и даже изучают вновь ее произведения. К творчеству М. Цветаевой я обратилась не случайно. Ее поэзия как напряженный монолог, как исповедь женщины. Поэтесса писала: Эпиграф «Я не люблю жизни как таковой, для меня она начинает значить, т.е. обретать смысл и вес, - только преображенная, т.е. в искусстве» /М. Цветаева/ Без объявления звучит вступление песни «Романс Настеньки» /из к/ф Э.А. Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово»/ |
Хоровое пение | Формирование эмоционального отклика на песню | Исполнение в концерном варианте | Исполнение песни (работы не будет, т.к. произведение выучено)
На протяжении ряда уроков мы ведем разговор о жизни и творчестве этой поэтессы и связи ее творчества с другими видами искусства . Давайте вспомним темы этих уроков /дети перечисляют/ Сегодня я бы хотела завершить цикл этих уроков темой: (слайд) «Современная Музыка и стихи М. Цветаевой как нерасторжимое единство» |
Работа с тетрадью | Проблемно – поисковый метод | Цель нашего урока: попытаться почувствовать сопричастность поэзии М. Цветаевой к современному искусству и проявлении её в музыке. (Слайд) /дети записывают тему урока, эпиграф к уроку в тетрадях/
Читаю текст 1 куплета «Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса Чьи шпоры весело звенели и голоса И чьи глаза, как бриллианты На сердце оставляли след Очаровательные франты минувших лет»
( автор А. петров добавляет проигрыш или повторяет слова в каждой четвертой строчке) привести пример. /Возможен спор детей. Дискуссия. Стих сложен. музыку написать трудно. Красивые слова плюс талант композитора Андрея Петрова/
| |
Работа с текстом | Научить детей логическому мышлению и воспитание образного восприятия произведения | Музыкально – художественный анализ |
Я бы хотела предложить вашему вниманию два разных подхода к этим стихам. Проследите, как воспринимают, как чувствуют этот текст разные композиторы и разные исполнительницы. (Слайд ) |
Слушание песни «Я тебя отвоюю» 1 – музыка И. Крутого 2 – музыка Э. Фертельмейстера | Воспитание культуры слушания произведения. Воспитание активности слуховой деятельности | Проблемно - поисковый | На слайде средства музыкальной выразительности:
(Слайд исполнители) После прослушивания: (слайд – таблица)
Общее:
(слайд) Первое произведение прозвучало в исполнении И. Аллегровой на музыку И. Крутого Второе – М.Г. Соснер – Вышкиной на музыку нижегородского композитора Э. Фертельмейстера, написанное к спектаклю «Валентин и Валентина» режиссера Палееса. Стихи М. Цветаевой занимают большое место в творчестве самой исполнительницы М.Г. Соснер. Результатом этого явился ее цикл «Бессонница». Одно из ярких произведений этого цикла вам знакомо – это песня «Полюбил богатый бедную». Давайте остановимся на этом произведении. Форма песни – игровая, театрализованная, с яркими характеристиками что не свойственно поэзии М. Цветаевой. |
Пение | Пробуждать интерес к песенному творчеству | Театрализованного исполнения с измененными интонациями | Исполнение песни «Полюбил богатый бедную». Работа над исполнительским планом песни, над характером исполнения.
/Просмотр видеозаписи/ (слайд) Сегодня Мария Григорьевна у нас в остях (представление)
Наверное не случайно в творчестве М.Г. появились стихи М. Цветаевой. Видимо наступил такой этап в жизни, когда мысли и взгляды на жизнь этих женщин совпали. В результате этого у М.Г. появились замечательные романсы. Но сама М.Г. не считает себя композитором, а считает, что ею глубоко услышана музыка стиха. Многие композиторы создали свои произведения на стихи М. Цветаевой: И. Крутой, А. Петров, М. Таривердиев, М. Минков, Э. Фертельмейстер. В течение ряда уроков мы говорили о жизни, судьбе, о стихах поэтессы, которые стали основой кинематографа. Именно песней из к/ф я начала свой урок и закончить его я хочу так же песней из к/фильма.
|
Слушание, просмотр, видеозаписи | Научить ребят искусству «слышать» и эмоционально откликаться на музыку. | Метод эмпатии | Просмотр видеозаписи фрагмента к/ф «Ирония судьбы или с легким паром» (режиссер Э. Рязанов) песня «Хочу у зеркала…» (слайд) «Хочу у зеркала, где муть и сон туманящий Я выпытать, куда вам путь и где пристанище»
|
8 урок | |||
Звучит фрагмент песни «Хочу у зеркала…»
Видимо, это в жизни М. Цветаевой и привело ее к такому печальному исходу. У нас сегодня заключительный разговор о жизни поэтессы и мы завершаем его трагическими фактами ее биографии. | |||
Рассказ | Воспитание чувства сопереживания | Метод культуролизации аудитории. Метод эмпатии. | (слайды) Елабуга! 31 августа 1941 года. Было воскресенье. Случилось так, что Цветаева осталась дома одна на целый день.
|
Слушание музыки | Воспитание навыка «слышать сложную музыку» | Метод создания звуковой картины Художественно – музыкальный анализ работы | В память о Марине Цветаевой звучит фрагмент «Реквиема» Альфреда Шнитке. Слушание. (Слайд- свеча)
Мотив трагичности был подхвачен и развит в творчестве современного поэта Евения Евтушенко. (слайд) Стихотворение «Елабужский гвоздь» /читаю сама/ После прочтения затушить свечу у портрета Цветаевой. (слайд) Могила М. Цветаевой неизвестна. Под одной из сосен несколько лет назад сестра поэтессы Анастасия Ивановна установила небольшой крест (ныне памятник) с простой надписью «В этой стороне кладбища похоронена М. Цветаева». Ученик читает стихотворение М. Цветаевой «Идешь на меня похожий» (на фоне музыки VII Реквиема Моцарта «Лакримоза»)
Наш урок подошел к концу. Мне бы хотелось услышать ваши впечатления об уроке, ребята. Дети делают вывод: (слайд)
Слово М.Г. Соснер, обращение к восьмиклассникам. |
Слушание | Создание эмоционального завершения урока | Урок заканчивается песней А.Пугачевой «Уж сколько их упало в эту бездну» на стихи М. Цветаевой. (слайд) Учитель оценивает работу детей на уроке. Прощается. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Судьба и стихи М.Цветаевой"
Данная презентация-материал в помощь учителю....
«Судьба и стихи Марины Цветаевой».
Методическая разработка открытого урока по теме "Судьба и стихи Марины Цветаевой"...
Мастер-класс «Проектная деятельность учащихся на уроках современной музыки»
мастер-класс по современной музыке...
Судьба и стихи Марины Цветаевой
Материалы интегрированного урока по иностранному языку и литературе....
Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Мы слышим музыку в стихах».
На уроке используются современные образовательные технологии: «Педагогика искусства» (ПИ).· Технол...
Сценарий урока музыки в 5 классе "Мы слышим музыку в стихах".
Сценарий урока музыки в 5 классе. Тема полугодия: Музыка и литература. Тема урока: Мы слышим музыку в стихах. На примере хора «Поёт зима, аукает» из кантаты «Поэма памяти Серге...
Использование интегрированных уроков в практике работы. Бинарный урок (литература + музыка) по теме «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Межпредметная интеграция – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин.Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результа...