Использование интегрированных уроков в практике работы. Бинарный урок (литература + музыка) по теме «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
план-конспект урока по музыке (7 класс)
Межпредметная интеграция – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин.
Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
Самой распространенной формой межпредметной интеграции является интегрированный урок.
В интегрированном уроке предметом анализа выступают многоплановые объекты. Например, в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, метафоры, сравнения); в природе – объект (понятие, форма, причинно-следственные связи); в изобразительном искусстве – рисунок (форма, величина, цвет, композиция); в трудовом обучении – изделие (лепка, объем пропорции, аппликация и др.); в музыке – мелодия (ритм, гармония, динамика).
Уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные:
урок – обмен знаниями,
урок взаимопроверки,
урок творческого поиска,
урок- издание газеты,
урок- защита творческих работ (проектов),
урок- конкурс или аукцион.
Хочется отметить развивающие возможности интегрированного урока.
Во-первых, он позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип системности обучения.
Во-вторых, создает оптимальные условия для развития мышления.
В–третьих, способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Бинарный урок (литература + музыка) по теме «Стихи и песни, звавшие на подвиг». | 68.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Бинарный урок (литература + музыка)
по теме «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
- Кибирева Наталья Аркадьевна, учитель русского языка и литературы
- Меренкова Наталья Геннадьевна, учитель музыки
Разделы: Преподавание литературы. Преподавание музыки.
Ко
нПлан – конспект интегрированного урока
Литература и музыка 7класс
Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Цели:
обучающая – познакомить семиклассников с историей создания художественных и музыкальных произведений о Великой Отечественной войне;
развивающая – развивать у обучающихся интерес к творчеству поэтов ХХ века, композиторов и авторов песен военных лет;
воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, уважения к людям старшего поколения, интерес к чтению и музыке..
Задачи:
приобщение к литературно-музыкальному творчеству;
формирование нравственно-гражданской позиции;
расширение знаний об истории страны;
развитие кругозора, воспитанности.
Оборудование:
информационный стенд « Строки, опалённые войной…»;
ИКТ;
выставка художественной литературы «К штыку приравняли перо»;
Форма: устный журнал.
.
.
Ход урока:
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна. А что может быть благороднее человеческого подвига!
Д.Кабалевский.
Страница 1.Память…
I. На фоне музыки В.Баснера из песни «На безымянной высоте» звучат строки стихотворения «Мужество» А.Ахматовой
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается в мире.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет...
Учитель литературы:
Память… Она имеет своё начало, но не имеет конца. Более 70 лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. А люди всё ещё бережно хранят пожелтевшие фотографии, треугольники писем с фронта, перечитывают их детям и внукам.
Был Сорок первый? Был.
Но только был.
А есть и вечно будет только
Сорок пятый!
Путь к победе мая 1945-го года лежал через июнь 1941-го.
Память – это победа, которая вышла из огня и у которой солёный вкус. Сегодня мы чтим тех, кто пал в боях за родину.
Ученик :
Сердце словно опалило –
Седина в висках.
Прошлое рекой уплыло,
Но душа в слезах.
Шли за шагом шаг.
Верили в Победу свято –
Не сломил их враг.
Всем солдатам воевавшим
Низкий наш поклон...
По солдатам, в битве павшим, –
Колокольный звон...
Страница 2. Развитие песенного творчества.
Учитель музыки:
Сегодня мы вспоминаем время для страны тяжёлое. Но именно в этот период наблюдалось явление неожиданное, поразительное – массовое рождение новых песен, песен, воспевавших Родину, мужество, боевую дружбу, песен, помогающих людям преодолевать военные трудности, которым не было числа.
Учитель литературы:
Обратимся к эпиграфу. Как относятся слова Дмитрия Борисовича Кабалевского к теме нашего урока?
Учитель музыки:
Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы проводим урок в форме устного журнала, где стихи и песни военных лет сливаются в одно целое. О фронтовой массовой песне, о стихах военной поры, воодушевлявших наших солдат в сражениях и веселивших на привалах , наш сегодняшний разговор. Эти песни рождались сами с народом и выражали его собственные чувства.Они были оружием в борьбе с немецкими захватчиками.
Звучит 1 куплет песни «Священная война», сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова
Ученик:
24 июня 1941 года нa первой полосе газеты «Известия» были опубликованы стихи «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача. Они поразили руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александрова. И уже на другой день появилась песня.
Учитель музыки:
Кто знает, когда и где состоялась премьера песни «Священная война»?
Первая встреча с песней состоялась на Белорусском вокзале 27 июня 1941 года. Из воспоминаний одного из исполнителей: «Мы пели «Священную войну» для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках..., вдруг встали после первого куплета «Священной войны» и в наступившей тишине, стоя, слушали песню…
Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены».
Так начинался славный и долгий путь песни. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией и всем народом. Её пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
Ученик :
На грозную битву вставайте
Защитники русской земли!
Прощайте, прощайте!
Пожары пылают вдали!
В суровых боях защищайте
Столицу родную свою!
Прощайте, прощайте!
Желаем удачи в бою!
Учитель литературы:
Стихи и песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть всё: горечь потерь, радость победы. Они, как люди, со своей биографией и судьбой. Такие разные и непохожие, близкие и далекие. Каждая дорога по-своему.
Учитель музыки:
Все мы любим милую «Катюшу».
Любим слушать, как она поет,
Из врага выматывает душу,
И друзьям отваги придает!
Учитель литературы:
«Катюшами» солдаты называли многоствольные реактивные минометы. Мирная и ласковая песня звучала в подмосковных лесах суровой зимой 1941 года, став одной из самых любимых песен времён Великой Отечественной войны.
Кто может назвать авторов известной песни «Катюша»?
Учитель музыки:
Композитором М. Блантером и поэтом М. Исаковским написано много прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, как простодушная, улыбчивая, певучая «Катюша».
Учитель музыки:
Ребята, давайте почувствуем боевой дух того времени и все вместе исполним песню.
Звучит песня «Катюша», сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера
Страница 3. «Строки, опалённые войной»
Учитель литературы:
Как много замечательных строк родилось во время Великой Отечественной войны. Кто может назвать самых известных писателей и поэтов того времени?
Как точно передали чувства русского народа в годы войны писатели и поэты: А.Твардовский, А. Ахматова, А.Фатьянов, А. Сурков, К. Симонов, Соловьёв-Седой, Ю.Друнина..
(Вы можете посмотреть выставку художественной литературы «К штыку приравняли перо»)
На фоне музыки военных лет, звучит стихотворение К.Симонова «Жди меня, и я вернусь»
Ученик 1:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Ученик 2:
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Ученик 1:
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Страница 4. Жизнь песни на войне.
Учитель литературы:
Как созвучна тема любви и верности в стихотворении К. Симонова «Жди меня, и я вернусь» и песне «Синий платочек», написанной на слова Я. Галицкого и М. Максимова, композитором Е. Петербургским.
Учитель музыки:
Знаете ли вы, кто был первым исполнителем песни «Синий платочек»?
Первая исполнительница – Клавдия Ивановна Шульженко писала: «Мне понравился: легкий, мелодичный вальс, очень простой и запоминающейся песни «Синий платочек». Я пела для тех, кто днём и ночью дежурил на «дороге жизни», ремонтировал её после вражеских бомбардировок, прокладывал новые объездные пути, вел машины, прорывая блокадное кольцо».
Звучит песня «Синий платочек»
Ученик 1
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне.
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Учитель литературы:
Между кровопролитными боями, в минуты тишины, солдаты писали письма, читали стихи, пели песни, отдыхали.
25 марта 1942 года «Комсомолка» впервые опубликовала стихотворение Алексея Суркова «В землянке». Это были стихи не о войне, это были стихи - с войны. Любимой женщине. Жене. Возможно, «Землянке» так и суждено было остаться просто хорошей военной лирикой. Но композитору Константину Листову, который оказался в одной фронтовой редакции с Сурковым, вдруг позарез потребовалось «что-нибудь, чтобы написать песню». Через неделю Листов спел под гитару свою песню. Свежую, грустную, «абсолютно лирическую»
Звучит песня «В землянке».
Ещё шла война, ещё лилась кровь, и наши солдаты гибли на полях сражений. Победа была уже близка, она была неотвратимой, и тем ужаснее в своей жестокости были человеческие жертвы. Полыхало грозное зарево войны, а в стихах Фатьянова пели соловьи. «Но я уже знал, что в самые трудные часы, в самые тяжёлые дни, в самое суровое время солдатам нужна разрядка. Нужны, конечно рассказы о мужестве, героизме, но нужна и лирика», - пишет автор музыки к этой песне Соловьёв - Седой. Мелодия звучит привольно и широко, с затаённым чувством нежности.
Звучит песня»Соловьи»
Страница 5. Песни из фильмом «о наших отцах»
Учитель литературы:
О войне написаныне только стихи и сложены песни,но и снято много кинофильмов.
- Ребята, кто из вас может назвать известные песни из кинофильмов о войне, фронтовом братстве, беззаветной любви и преданности?
Учитель музыки:
Песня «Мы за ценой не постоим» была написана Б. Окуджавой специально для кинофильма А. Смирнова «Белорусский вокзал».
По словам режиссёра: «Этот фильм о наших отцах, сделанный их сыновьями». Нина Ургант сыграла в «Белорусском вокзале» свою первую и последнюю большую роль, запомнившись зрителям как исполнительница известной песни «Мы за ценой не постоим».
Учитель литературы:
Из воспоминаний Б.Окуджавы: «Ко мне обратился режиссер Андрей Смирнов и попросил написать песню для его фильма. Далеко не сразу, но у меня появилась первая строчка:
Ребята, кто может вспомнить первые строки песни?
Верно. «Здесь птицы не поют, деревья не растут…» Вместе со стихами родилась и замечательная мелодия».
Звучит песня «Мы за ценой не постоим», музыка и слова Б.Окуджавы.
Страница 6. Песням и стихам военных лет поверьте.
Учитель литературы:
На защиту Отечества встал весь народ: и стар и млад, семнадцатилетние юноши и девушки со школьной скамьи добровольцами уходили на фронт защищать Родину.
С 1941 года юная поэтесса Ю. Друнина окунулась в кровавый ужас войны. Она добровольно ушла в санитарный взвод медицинской сестрой, вынося на своих хрупких плечах с поля боя раненых солдат.
Ученик :
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне!
Учитель литературы:
В воздухе пахло Победой!
Ученик:
Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.
И вот дорогою обратной,
Не покоряемый вовек,
Идёт, свершивши подвиг ратный,
Великий русский человек.
Он сделал всё. Он тих и скромен.
Он мир от чёрной смерти спас.
И мир прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.
Звучит песня «День Победы!»
Учитель музыки:
Стихи и песни военных лет!.. От самых первых выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну, прошагали они в боевом солдатском строю. Стоит им только прозвучать – распрямляются плечи, наполняются глубоким раздумьем глаза фронтовиков.
Учитель литературы:
Поэт-ветеран Великой Отечественной войны А. Аркадьев посвятил своё стихотворение песням о войне.
Ученик:
Песням тех военных лет поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырёх шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели –
Как он был нелёгок и нескор.
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор.
Учитель литературы:
Час мужества пробил! Песни и стихи суровых военных лет… Мы слышаем их по радио и с киноэкрана, в концертных залах, в записи на дисках… И всегда ощущаем их своими родными, близкими. Им верим, они правдивы и искренны.
Страница 7. Итог.
Учитель литературы:
Выразите своё отношение к песням и стихам военных лет и о войне
С делаем это при помощи сиквейна.
Учитель литературы:
Память – это раны: зажившие, но всегда открытые. Как осколок или пуля, которые живут с тобой, дышат с тобой и душат тебя.
Учитель музыки:
В рамках нашего журнала звучали нестареющие стихи и песни военных лет, сумевшие перенести нас в военные годы. Точно найденные слова и музыкальные интонации помогли поэтам и композиторам правдиво рассказать о подвиге смелых солдат и правдиво передать наше отношение к подвигу и его героям. Давайте почтим минутой молчания память тех, кто отдал свои жизни за мирное небо, яркое солнце, русскую землю.
Минута молчания.
Ученик 1:
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило.
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....
Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) по теме «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Методической целью данного урока является показ методики проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин....
План – конспект интегрированного урока/ Литература и музыка 7класс «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благ...
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...
Презентация к уроку «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красо...
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...
Сценарный план урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
Сценарный план урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"...