Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Мы слышим музыку в стихах».
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
На уроке используются современные образовательные технологии:
«Педагогика искусства» (ПИ).
· Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте
· Технология педагогики сотрудничества, обозначено
Технология диалогического обучения (ТПС). применение
· Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). технологий
· Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ). аббревиатурами
· Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).·
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shevtsova_t.p._my_slyshim_muzyku_v_stihah.docx | 36.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Шевцова Т.П. «Мы слышим музыку в стихах»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин
Конспект урока по музыке
в 5 классе (не по ФГОС)
«Мы слышим музыку в стихах»
подготовила
учитель музыки
Шевцова Татьяна Петровна.
г. Кропоткин
2014
5 класс. Урок № 6 из раздела «Музыка и литература».
Тема: «Мы слышим музыку в стихах».
Тип урока: расширение, углубление темы.
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок-размышление
Цель урока: разобраться в интонациях стихотворения С.Есенина «Поёт зима – аукает», почувствовать его музыкальность.
Задачи:
- показать связь музыки и литературы; размышлять о музыкальном и художественном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и литературе.
- развивать интонационный слух в процессе постижения музыки, обогащать музыкально-слуховой опыт, способность слышать музыку и размышлять о ней, развивать музыкальные и творческие способности, формировать вокально-хоровые навыки; формировать родственное внимание к родной культуре; тренировать чувственную сферу; развивать способность диалогического общения с автором; развивать образное и интонационное мышление.
Формы работы учащихся: коллективные, групповые (пение, слушание, анализ, рассуждение).
Технологии:
- «Педагогика искусства» (ПИ).
- Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте
- Технология педагогики сотрудничества, обозначено
технология диалогического обучения (ТПС). применение
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). технологий
- Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ). аббревиатурами
- Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).
Оборудование урока:
- ноутбук, экран, ролики для цветореласации;
- раздаточный материал (тексты стихотворения);
- портреты С.Есенина и Г.Свиридова;
- музыкальные фонограммы;
- ноты и тексты песни.
Музыкальный материал:
- «Рождественская песенка» А.Ермолова.
- «Поёт зима – аукает» Г.Свиридова.
Ход урока:
I.Организация урока.
1.Введение в атмосферу урока музыки.
Задачи: ввести в атмосферу урока, закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.
- Попевка-приветствие.
- Физиологическое воздействие музыкального звука. Пропевание звука «ля». ЗДСТ
- Дыхательная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой.
- Разучивание песни А.Ермолова «Рождественская песенка». Освоение мелодии и текста.
II. Основная часть урока.
Задачи: вывести школьников на проблему урока и обозначить в словесной формулировке, подготовить к восприятию нового материала, сконцентрировать их внимание на изучаемом вопросе.
- Беседа, подводящая к теме урока.
У.: Мы уже много говорили о том, что, если бы музыка «не дружила» с литературой, то исчезли бы все вокальные жанры, которые так радуют человека. Даже если человек не любит музыку, без песен его жизнь была бы унылой и мрачной.
- Ну, а как же литература? Много ли она теряет, если не взаимодействует с музыкой? (ТПС).
Ответы учащихся.
У.: Правильно. Вспомните, М.Ю.Лермонтов сетовал, что в стихах ноты нельзя писать. Без нот не все понимают правильную интонацию.
У.: Музыка может обогатить стихи смыслом, оттенками чувств и красотой тембров. Запоёт певец своим красивым голосом – и вспыхивает душа от восторга! Мы это чувствовали, когда слушали, как В.Высоцкий пел свои стихи. Надо только, чтобы стихи были мелодичными и ритмичными, а слова могли петься.
2.Погружение в тему урока.
У.: Мы сегодня попробуем разобраться: можно ли стихи С.Есенина «Поёт зима - аукает» «положить на музыку».
а). Работа с текстами.
У.: Для начала прочитайте стихотворение (чтение про себя). Тексты лежат перед вами.
- У.: Определите:
- Мелодичны ли строки стихотворения?
- Есть ли ритмичность, пульсация?
- Будут ли петься слова?
1. Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. | 2. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. |
Ответы учащихся.
б). Интонационное прочувствование стихотворения. (ПИ).
У. Предлагаю выразительно прочитать вслух (по желанию любым уч-ся) первые три строчки.
У. (после чтения 2-3-мя уч-ся):
- Как бы в лесу кричали «Ау», мягко и тихо или решительно и громко? (ИОТ).
- А «мохнатый лес» – это лес, в который страшновато входить или это радостный лес?
Ответы учащихся.
У.: Как понимаете «стозвоном сосняка»?
Ответы учащихся.
У.: Когда вам придётся побывать в сосновом бору, вы увидите прямоствольных великанов, которые тянутся к солнцу. Человеку с воображением они кажутся струнами огромного инструмента. Ветер касается этих струн, и в лесу раздаётся звон, много звонов – стозвон. Человек музыкальный сразу услышит музыку, может быть такую: (открываю деку пианино и на педали проигрываю подходящую мелодию).
в). «Улавливание» авторских ассоциаций.
С ребятами пробуем воспроизвести стозвон, крича в открытую деку пианино (и используя правую педаль) слова: «зима!», «вьюга!», «ау!».
г). Прочувствование и осознание авторской позиции.
У.: Теперь попробуем себя в роли композиторов.
- Чтобы слушатели поняли, что это «Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка, в каком бы жанре вы – композитор – сочиняли музыку? Это будет у вас песня, романс или хоровое произведение?
Ответы учащихся.
У.: Конечно, хор. Только ему подвластно передать это пространство и мощь.
г). Партитура вопросов для диалога:
- А для какого хора было б написано вами это произведение?
- Это было бы аккапельное произведение или с сопровождением?
- Композиторы вставляют оркестровые проигрыши, для того чтобы подчеркнуть кульминацию. Вы предполагаете это сделать? В каком месте?
У.: Вы хорошо потрудились, теперь надо отдохнуть.
3. Динамическая пауза. Цветорелаксация. (ИКТ).
Задача: снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. ЗДСТ
Демонстрирую ролик, который выбрали дети. К просмотру добавляются несложные движения: хлопки, щёлканье пальцами и т.д.
5. Продолжение погружения в тему урока.
У.: Настало время узнать, какую музыку услышал в этих стихах Г.Свиридов (демонстрирую портрет). Будете ли вы с ним согласны?
а). Слушание музыки.
Звучит «Поёт зима – аукает» Г.Свиридова.
Ответы учащихся. (ТПС).
б). Партитура вопросов для краткого анализа произведения.
- Для какого хора написано произведение?
- Какие интонации подчеркнул Свиридов, поручив солировать мужской и женской группе хора?
Правильным было его решение?
- Каким приёмом Свиридов выделил кульминацию?
III. Итог урока.
Задачи: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; обсудить домашнее задание.
У.: Мы знаем, чтобы понять сложное музыкальное произведение (и вследствие этого полюбить!), его надо прослушать много раз. Поэтому дома вы можете его послушать и даже просмотреть видео в исполнении различных хоровых коллективов (раздаю заготовленные записки с адресом сайтов). (ИКТ).
- Тому, у кого дома нет компьютера (интернета), нарисовать обложку для стихотворения, отобразив в пейзажах разное состояние чувств, присутствовавшее в начале и в конце произведения. (ИОТ).
Оценки за работу на уроке.
Интернет-ресурсы:
http://www.youtube.com/watch?v=7cSTrw5v-70 – видео Г.Свиридов «Поёт зима - аукает»
http://muzofon.com/ - аудио Г.Свиридов «Поёт зима - аукает»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока математики в 5 классе по требованиям ФГОС-2
Тема урока "Среднее арифметическое нескольких чисел", урок составлен в соответствии с новыми стандартами образования.является зачетной работой при прохождении курсов....
Конспект урока математики в 5 классе в рамках ФГОС
Конспект урока математики в 5 классе по теме:"Сложение и вычитание смешанных чисел" в рамках ФГОС....
Конспект урока по геометрии 8 класс (Технологическая карта ФГОС)
Предмет: геометрияУровень образования: общеобразовательный классТема: «Площадь треугольника.» Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Форма проведения урока: фронтальная, индиви...
Конспект урока математики в 5 классе в рамках ФГОС
Конспект урока математики в 5 классе по теме:"Сложение и вычитание смешанных чисел" в рамках ФГОС....
Конспект урока математики в 6 классе в рамках ФГОС ООО Тема урока: «Сложение, вычитание и умножение чисел с разными знаками»
Тип урока: урок отработки приобретенных знаний и умений в процессе выполнения упражнений.Формы работы: самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.Методы: системно-деятельностный, пробле...
План-конспект урока истории в 5 классе "Древнегреческий театр" ФГОС
Конспект урока...
Методическая разработка: План-конспект урока №19 «Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата». Предмет: музыка, 8 класс
Анализ литературного текста, средств музыкальной выразительности, определение формы музыкальных произведений патриотической направленности....