Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Мы слышим музыку в стихах».
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Шевцова Татьяна Петровна

На уроке используются современные образовательные технологии:    

           «Педагогика искусства» (ПИ).

·         Технология развивающего обучения (ТРО).                                           В конспекте

·         Технология педагогики сотрудничества,                                                 обозначено

          Технология диалогического обучения (ТПС).                                        применение

·         Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).                   технологий              

·         Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).                                            аббревиатурами

·         Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).·         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevtsova_t.p._my_slyshim_muzyku_v_stihah.docx36.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шевцова Т.П. «Мы слышим музыку в стихах»                

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин

Конспект урока по музыке
в 5 классе (не по ФГОС)
«Мы слышим музыку в стихах»

 

подготовила

учитель музыки

Шевцова Татьяна Петровна.

г. Кропоткин
2014

5 класс. Урок № 6 из раздела «Музыка и литература».

Тема: «Мы слышим музыку в стихах».

Тип урока:  расширение, углубление темы.

Жанр урока: тематический.

Вид урока:   урок-размышление

Цель урока: разобраться в интонациях стихотворения  С.Есенина «Поёт зима – аукает», почувствовать его музыкальность.

Задачи:  

- показать связь музыки и литературы; размышлять о музыкальном и художественном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и литературе.

- развивать интонационный слух в процессе постижения музыки, обогащать музыкально-слуховой опыт, способность слышать музыку и размышлять о ней, развивать музыкальные и творческие способности, формировать вокально-хоровые навыки;  формировать родственное внимание к родной культуре; тренировать чувственную сферу; развивать способность диалогического общения с автором; развивать образное и интонационное мышление.

Формы работы учащихся: коллективные, групповые (пение, слушание, анализ, рассуждение).

Технологии:

  • «Педагогика искусства» (ПИ).
  • Технология развивающего обучения (ТРО).                                В конспекте
  • Технология педагогики сотрудничества,                                         обозначено

технология диалогического обучения (ТПС).                                применение

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).                технологий                
  • Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).                                аббревиатурами
  • Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).

Оборудование урока:

  • ноутбук, экран, ролики для цветореласации;
  • раздаточный материал (тексты стихотворения);
  • портреты С.Есенина и Г.Свиридова;
  • музыкальные фонограммы;
  • ноты и тексты песни.

Музыкальный материал:

  • «Рождественская песенка» А.Ермолова.
  • «Поёт зима – аукает» Г.Свиридова.

Ход урока:

I.Организация урока.                                                                                                                                                      

1.Введение в атмосферу урока музыки.

Задачи: ввести в атмосферу урока, закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.

  • Попевка-приветствие.
  • Физиологическое воздействие  музыкального звука. Пропевание звука «ля».         ЗДСТ
  • Дыхательная  гимнастика  по методике А.Н.Стрельниковой.                        
  • Разучивание  песни А.Ермолова «Рождественская песенка». Освоение мелодии и текста.

II. Основная часть урока.

Задачи: вывести школьников на проблему урока и обозначить в словесной формулировке, подготовить к восприятию нового материала, сконцентрировать их  внимание на изучаемом вопросе.

  1. Беседа, подводящая к  теме урока.        

                                                                                                   

У.: Мы уже много говорили о том, что, если бы музыка «не дружила» с литературой, то исчезли бы все вокальные жанры, которые так радуют человека. Даже если человек не любит музыку, без песен его жизнь была бы унылой и мрачной.

- Ну, а как же литература? Много ли она теряет, если не взаимодействует с музыкой?        (ТПС).  

Ответы учащихся.

У.: Правильно. Вспомните, М.Ю.Лермонтов сетовал, что в стихах ноты нельзя писать. Без нот не все понимают правильную интонацию.

У.: Музыка может обогатить стихи смыслом, оттенками чувств и красотой тембров. Запоёт певец своим красивым голосом – и вспыхивает душа от восторга! Мы это чувствовали, когда слушали, как В.Высоцкий пел свои стихи. Надо только, чтобы стихи были мелодичными и ритмичными, а слова могли петься.

2.Погружение в тему урока.

У.: Мы сегодня попробуем разобраться: можно ли  стихи С.Есенина «Поёт зима - аукает» «положить на музыку».

а). Работа с текстами.

У.: Для начала прочитайте стихотворение (чтение про себя). Тексты лежат перед вами.        

- У.: Определите:

  • Мелодичны ли строки стихотворения?
  • Есть ли ритмичность, пульсация?
  • Будут ли петься слова?

1.

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

                 Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

                 Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

                 Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

                 Прижались у окна.

2.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

                 И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

                 И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

                У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

                Красавица весна.

Ответы учащихся.

б). Интонационное прочувствование стихотворения.                                              (ПИ).

У. Предлагаю выразительно прочитать вслух (по желанию любым уч-ся) первые три строчки.

У. (после чтения 2-3-мя уч-ся):

- Как бы в лесу кричали «Ау», мягко и тихо или решительно и громко?                          (ИОТ).

- А «мохнатый лес» – это лес, в который страшновато входить или это радостный лес?

Ответы учащихся.

У.: Как понимаете «стозвоном сосняка»?

Ответы учащихся.

У.: Когда вам придётся побывать в сосновом бору, вы увидите прямоствольных великанов, которые тянутся к солнцу. Человеку с воображением они кажутся струнами огромного инструмента. Ветер касается этих струн, и в лесу раздаётся звон, много звонов – стозвон. Человек музыкальный сразу услышит музыку, может быть такую: (открываю деку пианино и на педали проигрываю подходящую мелодию).

в). «Улавливание» авторских ассоциаций.

С ребятами пробуем воспроизвести стозвон, крича в открытую деку пианино (и используя правую педаль) слова: «зима!», «вьюга!», «ау!».

г). Прочувствование и осознание авторской позиции.

У.: Теперь попробуем себя в роли композиторов.

- Чтобы слушатели поняли, что это «Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает  стозвоном сосняка, в каком бы жанре вы – композитор – сочиняли музыку? Это будет у вас песня,  романс или хоровое произведение?

Ответы учащихся.

У.: Конечно, хор. Только ему подвластно передать это пространство и мощь.

г). Партитура вопросов для диалога:

- А для какого хора было б написано вами это произведение?

- Это было бы аккапельное произведение или с сопровождением?

- Композиторы вставляют оркестровые проигрыши, для того чтобы подчеркнуть кульминацию. Вы предполагаете это сделать? В каком месте?

У.: Вы хорошо потрудились, теперь надо отдохнуть.

3. Динамическая пауза. Цветорелаксация.                                                       (ИКТ).  

Задача: снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.                                                                        ЗДСТ         

 Демонстрирую ролик, который выбрали дети. К просмотру  добавляются несложные движения: хлопки, щёлканье пальцами и т.д.                

5. Продолжение погружения в тему урока.

У.: Настало время узнать, какую музыку услышал в этих стихах Г.Свиридов (демонстрирую портрет). Будете ли вы с ним согласны?

а). Слушание музыки.

Звучит «Поёт зима – аукает» Г.Свиридова.

Ответы учащихся.                                                                                        (ТПС).

б). Партитура вопросов для краткого анализа произведения.

- Для какого хора написано произведение?

- Какие интонации подчеркнул Свиридов, поручив солировать мужской и женской группе хора?

Правильным было его решение?

- Каким приёмом Свиридов выделил кульминацию?

III. Итог урока.

Задачи: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;  оценить собственную деятельность на уроке;  обсудить  домашнее задание.

У.: Мы знаем, чтобы понять сложное музыкальное произведение (и вследствие этого полюбить!), его надо прослушать много раз. Поэтому дома вы можете его послушать и даже просмотреть видео в исполнении различных хоровых коллективов (раздаю заготовленные записки с адресом сайтов).                                                                        (ИКТ).

- Тому, у кого дома нет компьютера (интернета), нарисовать обложку для стихотворения, отобразив в пейзажах разное состояние чувств, присутствовавшее в начале и в конце произведения.                                                                                             (ИОТ).

Оценки за работу на уроке.            

Интернет-ресурсы:

http://www.youtube.com/watch?v=7cSTrw5v-70 – видео Г.Свиридов «Поёт зима - аукает»

http://muzofon.com/ - аудио Г.Свиридов «Поёт зима - аукает»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 5 классе по требованиям ФГОС-2

Тема урока "Среднее арифметическое нескольких чисел", урок составлен в соответствии с новыми стандартами образования.является зачетной работой при прохождении курсов....

Конспект урока математики в 5 классе в рамках ФГОС

Конспект урока математики в 5 классе по теме:"Сложение и вычитание смешанных чисел" в рамках ФГОС....

Конспект урока по геометрии 8 класс (Технологическая карта ФГОС)

Предмет: геометрияУровень образования: общеобразовательный классТема: «Площадь треугольника.» Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Форма проведения урока: фронтальная, индиви...

Конспект урока математики в 5 классе в рамках ФГОС

Конспект урока математики в 5 классе по теме:"Сложение и вычитание смешанных чисел" в рамках ФГОС....

Конспект урока математики в 6 классе в рамках ФГОС ООО Тема урока: «Сложение, вычитание и умножение чисел с разными знаками»

Тип урока: урок отработки приобретенных знаний и умений в процессе выполнения упражнений.Формы работы: самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.Методы:  системно-деятельностный, пробле...

Методическая разработка: План-конспект урока №19 «Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата». Предмет: музыка, 8 класс

Анализ литературного текста, средств музыкальной выразительности, определение формы музыкальных произведений патриотической направленности....