Сценарий урока музыки в 5 классе "Мы слышим музыку в стихах".
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий урока музыки в 5 классе.
Тема полугодия: Музыка и литература.
Тема урока: Мы слышим музыку в стихах.
На примере хора «Поёт зима, аукает» из кантаты «Поэма памяти Сергея Есенина»
Г. В. Свиридова.
Цель урока: Научить обучающихся выявлять общее и особенное в поэзии и музыке.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с новыми гранями творчества Г. В. Свиридова;
- расширить познания о вокально-инструментальных жанрах (кантата);
Развивающие:
- актуализировать музыкально - слуховой опыт обучающихся;
- развивать интегрированное восприятие музыки в содружестве с другими видами искусства;
- развивать творческую фантазию, воображение и потребность проявлять себя в творчестве;
Воспитательные:
- пробудить интерес к творчеству Г. В. Свиридова;
- воспитать у обучающихся потребность в познании русского искусства (литературы, музыки…);
- воспитать у обучающихся трепетное отношение к Родине через лучшие образцы русской музыки.
Универсальные учебные действия:
-личностные
Самоопределение: научить слушать, сопоставлять и понимать поэзию музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;
Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;
Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.
-метапредметные
Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации;
Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию;
Познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке.
-предметные
- учить воспринимать поэзию и музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности;
- развивать умение соотносить эмоциональный строй поэзии и музыки;
- воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,
желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.
Тип урока - урок - исследование
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Методы:
Общенаучные: обобщения, сравнительный анализ, сопоставление, моделирование;
Педагогические: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия.
Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный инструмент ( фортепиано).
Музыкальный материал:
Г. В. Свиридов. Хор «Поёт зима – аукает» из кантаты «Памяти Сергея Есенина». «Снег идёт» из одноименной кантаты. Слова Е. Никоновой, М. Сутягиной, музыка М. Сутягиной «Песня о России».
Наглядный материал:
- Слайды;
- Видеофрагменты исполнения кантаты;
- Таблицы средств музыкальной выразительности;
- Листы со стихотворением «Поёт зима – аукает» С.Есенина;
- Иллюстрации на зимнюю тематику;
- Листы для рефлексии, стикеры.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка цели и задачи. 4. Усвоение новых знаний и способов действия.
4. 5. 7. 5.Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действия. 8. 9
6.Котроль и самооценка знаний и способов действия. 7. Коррекция знаний и способов действия. 8. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. 9. Рефлексия.
С М П 6
| Музыкальное приветствие. - Вы знаете, ребята, несколько дней назад со мной произошло нечто удивительное. Ко мне подошла ученица нашей школы и протянула вот эту тетрадь. Как вы думаете, что в ней оказалось? Правильно, стихи (учитель записывает слово «стихи» на доске. Но девочка сказала, что это непросто стихи, а её музыка. ( учитель записывает слово «музыка» на доске) Я подумала тогда, что этой девочке дан талант не только слушать, но и слышать ( учитель записывает слово « слышать» на доске. ЭВРИКА! вот прекрасная тема для нашего занятия ведь мы вторую четверть занимаемся разделом?.. 1. Давайте, ребята мы попробуем сформулировать тему урока опираясь, на эти ключевые слова. 2. Используйте вопросительную интонацию Раз у нас появился вопрос, значит цель нашего урока? Не просто ответить а исследовать этот вопрос. Поэтому сегодня вы не класс, а три творческие группы. В центре нашего внимания два мастера. Слайд 1 Как их имена? На стихи Сергея Есенина «Поёт зима – аукает» композитор Георгий Свиридов сочинил музыку. Но мы же исследователи и попробуем вначале сами себя в роли композиторов. С чего же мы начнём? «Давайте познакомимся» ( Учитель обращает внимание детей на папки, просит высказать предположение что в них находится…) 1.Учитель читает стихи с интонацией. «Давайте вслушаемся». 2.Учитель подводит детей к необходимости выбрать интонацию к каждому образу и характер исполнения. (Пластическое интонирование). «Представьте себе!» 3.Учитель предлагает каждой группе выбрать средства музыкальной выразительности: - 1лад; -2темп; -3динамика; Вы славно поработали, но пришло время немного перевести дыхание: «Динамическая пауза» ВИДИО 4.«Давайте выбирать». 5.Слушание и сопоставление музыки и исследований обучающихся. Г. В. Свиридов «Поёт зима - аукает» из поэмы памяти Сергея Есенина». ВИДИОФРАГМЕНТ Подводим итоги работы творческих групп. СЛАЙД 2 О чем же написал свои стихи С. Есенин и Г. Свиридов музыку? СЛАЙД 3 «Поёт зима» - это одна из граней кантаты «Поэма памяти Сергея Есенина» в которой сколько частей? Молодцы! Ребята. Пора услышать музыку в вашем исполнении. РАСПЕВАНИЕ На мелодию «Снег идёт» из одноименной кантаты. Разучивание песни. Слова Е. Никоновой, М. Сутягиной, музыка М. Сутягиной «Песня о России». Что больше всего запомнилось, понравилось сегодня на занятии? (скрипка) Домашнее задание: - Конверты с ребусом: Угадай, какое произведение Свиридова зашифровано? - раскрасить стихотворение Есенина в соответствии с характером музыки; - нарисуй иллюстрацию к оркестровому эпизоду. Учитель предлагает обучающимся ответить на вопрос и прикрепить свой листочек к соответствующему рисунку. ФИНАЛ: учитель читает стихи из тетради…Сегодня мы делали ещё один шаг вперёд к прекрасному, учились видеть красоту в окружающем нас мире… Что ж возможно со временем в моих руках или даже на полках книжных магазинов мы увидим ваши стихи и услышим в них??? Дети хором А мне только остаётся стереть вопросительный знак в теме урока. И давайте прочтем её хором в утвердительной интонации: - «Мы слышим музыку в стихах». ПОПЕВКА: Урок окончен. | - рассуждают, высказывают свои мнения.
- мозговой штурм: дети высказывают свои варианты, формулируют тему занятия. Ответ : Музыка и литература Версии обучающихся Тема: Мы слышим музыку в стихах? Дети высказывают свои мнения ( ответить на этот вопрос ….) Ответы обучающихся Дети высказывают предположения, намечают план исследования. - дети отмечают в тексте сколько характеров и подбирают иллюстрации к содержанию; - вывешивают на доску иллюстрации, обьясняют свой выбор… 2. -дети подбирают карточки с изображением интонации к каждому образу через содержание поэтических строчек и пластическое интонирование;
3. - дети по группам выполняют задание и результаты выносят на доску. 4. - выбирают исполнителей и сопровождение. 5. - слушают сопоставляют анализируют, высказывают свои впечатления. - обучающиеся оценивают работу друг друга (взаимоанализ) - дети находят информацию в папках и озвучивают её. - дети узнают знакомую интонацию и произведение. - обучающиеся разучивают песню; - продумывают исполнительский план; - исполняют по группам 3 куплета; - дети передают друг другу скрипку коротко высказываются - «кофемолка» ( поученные знания требуется перемолоть, проработать) - чемодан ( знания пригодятся в будущем) - корзина для мусора ( знания, полученные на занятии не нужны) - Музыку |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оцените работу друг друга Выбери утверждение: Всё удалось Справились, но были недочёты Большая часть заданий выполнена неверно
Эпиграфом к музыке стали слова С.Есенина …Более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
Сценарий урока (предмет "Музыка") в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд"
Вниманию пользователей предлагается сценарий урока в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд". Урок создан на основе педагогической технологии Л.П.Масловой и включает элементы риторизации ...
Сценарий урока по предмету "Музыка" для учащихся 2 класса на тему "Музыкальная форма – вариации", подготовила учитель музыки Попова Наталия Николаевна
Урок представлени в форме урока-сказки, рассматривается тема "Вариации" , учащиеся активно включены в творческий и учебный процесс благодаря использованию различных форм и методов учебной и творческой...
Сценарий урока "Что значит "современность" в музыке?"
Данная разработка была создана для проведения открытого урока. Любой кто хочет может провести данный урок. Скачивайте и пользуйтесь....
Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Мы слышим музыку в стихах».
На уроке используются современные образовательные технологии: «Педагогика искусства» (ПИ).· Технол...
Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»
- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...
Сценарий урока для 9 класса по музыке по теме "Искусство - это твой собственный голос".
Разработка сценария урока для 9 класса, 3 четверть, 3 урок. Содержание урока с материалом для презентации....