«Судьба и стихи Марины Цветаевой».
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Методическая разработка открытого урока по теме "Судьба и стихи Марины Цветаевой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_m._cvetaeva.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока литературы (11 класс) на тему:
«Судьба и стихи Марины Цветаевой».
Подготовила учитель русского языка и
литературы
МОУ СОШ №10 г.о. Тольятти
Хрипунова София Темировна
Тема урока: Судьба и стихи Марины Цветаевой.
Цели урока:
1. Постижение истоков формирования поэтического дара Цветаевой, основных мотивов творчества в соотношении с драматическими страницами судьбы поэта.
2. Обучение выразительному чтению стихотворений.
3. Привитие любви к творчеству Цветаевой.
Оборудование: портрет М. Цветаевой, выставка сборников ее произведений, рефераты учащихся, музыкальная запись вальса Иоганса Брамса, ваза с кистью красной рябины.
Ход урока:
Эпиграф урока записан на доске:
Буду брать – труднейшую ноту,
Буду петь – последнюю жизнь.
- Объявление темы и цели урока.
- Рассказ учителя о жизни и творчестве М. Цветаевой.
План рассказа записан на доске.
- Детство и юность.
- Годы революции.
- Эмиграция.
- Возвращение на родину.
5. Последние годы жизни.
Чтение наизусть преподавателем:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Так рассказывала о своем рождении Марина Цветаева – поэт, которого не спутаешь ни с кем другим. Её стихи можно безошибочно узнать по особому распеву, особой цветаевской хватке в обращении со стихотворным словом, по афористической четкости и завершенности.
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Она принадлежала к трудовой научно- художественной интеллигенции. Отец её – сын бедного сельского попа – трудом и талантом пробил себе дорогу в жизни и стал известным филологом, искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея и Музея изящных искусств.
Мать – из обрусевшей польско-немецкой семьи, музыкантша, ученица Рубинштейна. Именно она оказала «главенствующее влияние» на дочь.
Детство, юность и молодость Марины прошли в Москве и тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей (Италия, Швейцария, Германия, Франция). Училась она много, но по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно.
Стихи Марина Цветаева начала писать с 6-ти лет и не только по-русски, но и по-немецки, и по-французски, печататься - с 16-ти, а два года спустя, тайком от семьи, выпустила довольно объемный сборник «Вечерний альбом». Его заметили и одобрили, Н. Гумилев сказал: « Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов».
Вслед за первым сборником выходят второй и третий («Волшебный фонарь» и «Из двух книг») под маркой издательства «Оле-Лукойе» Сергея Эфрона, друга юности Марины, за которого она вышла замуж в 1912 году.
Стихотворение читает учащийся (опережающее задание):
С. Э.
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза прекрасно-бесполезны!-
Под крыльями раскинутых бровей-
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху!-
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы - и идут на плаху.
В это время Марина Цветаева, «великолепная и победоносная», жила очень напряженной душевной жизнью. Характер у неё был трудный, неровный, неустойчивый. Она не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что «чувство собственности у неё ограничивается детьми и тетрадями». И при всем при этом она жадно любила жизнь.
Жизнелюбие проявилось, прежде всего, в любви к России, к русской речи, к Москве, в которой она родилась.
Стихотворение читает учащийся (опережающее задание):
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и Вам, о, царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы –
Неоспоримо первенство Москвы.
- И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Октябрьскую революцию Марина не поняла и не приняла. В литературном мире Цветаева по-прежнему держалась особняком. Советская власть великодушно уделила ей из своих скудных запасов паек, печатала её книжки.
Стихотворение читает учащийся (опережающее задание):
Мракобесие. – Смерч. – Содом.
Берегите Гнездо и Дом.
Долг и Верность спустив с цепи.
Человек молодой – не спи!
В воротах, как Благая Весть,
Белым стражем да встанет – Честь.
Обведите свой дом – межой,
Да не внидет в него – Чужой.
Берегите от злобы волн
Садик сына и дедов холм.
Под ударами злой судьбы –
Выше – прадедовы дубы!
В мае 1922 года ей с дочерью разрешили выехать за границу к мужу, который был белым офицером, пережил разгром Деникина и Врангеля, а к тому времени стал пражским студентом.
Берлин, Прага, Париж…Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. В столицах жить было не по средствам, приходилось снимать жильё в пригородах или в ближайших деревнях.
Стихотворение читает учащийся (опережающее задание):
(«Ручьи»).
Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву как свою. Её печатали, хвалили, но вскоре картина переменилась. Наступило жестокое отрезвление, прежде всего, для Марины Цветаевой. Она пыталась и здесь сохранить независимость. Постепенно связь с белой эмиграцией ослабевает и, наконец, почти рвется. Её печатают все меньше и меньше. Она пишет много, но это или не попадает в печать, или вообще остается в столе. Если в 1922-23 годах ей удалось напечатать пять книжек («Царь-девица», «Стихи к Блоку», «Разлука», «Психея», «Ремесло»), то в 1924 году – только одну («Молодец»), а потом наступает перерыв до 1928 года, когда вышел последний прижизненный сборник Цветаевой «После России», куда вошли произведения 1922-1925 годов.
Важно отметить, что это обстоятельство не слишком волновало и огорчало поэтессу, ибо она была твердо убеждена, что её читатель остался в России. В 1931 году она писала: «пишу не для здесь (здесь не поймут – из-за голоса), а именно для там – языком равных».
Поэзия Цветаевой была монументальной, мужественной и трагической. Она думала и писала только о большом – о жизни и смерти, о любви и искусстве, о Пушкине и Гете…Независимость её раздражала и восстанавливала против неё большинство эмигрантских литераторов. Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась стена одиночества.
Воспоминание читает учащийся (опережающее задание):
«Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии». А нужда была действительно велика. «Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете, у меня же никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером (у меня сын 8-лет, Георгий) живем, т. е. просто медленно подыхаем с голоду».
В таких лишениях, в такой изоляции Цветаева героически работала как поэт. В 1931 году она писала: «Не знаю, сколько мне ещё осталось жить, не знаю, буду ли когда-нибудь в России, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов - не дам».
Стихотворение читает учащийся (опережающее задание):
Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет - мелкой,
Миска – плоской.
Через край – и мимо –
В землю черную. Питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
Личная драма Цветаевой переплелась с трагедией века. Она увидела звериный оскал фашизма – и успела проклясть его. Победа гитлеризма вызвала в душе Цветаевой страстный протест. Близкие ей люди – муж и дочь – уехали в Советский Союз. Она с сыном готовилась к отъезду.
Последнее, что написала она в эмиграции, - цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Эти стихи ей уже негде было напечатать. Дальше оставалось просто человеческое существование, и того – в обрез.
В 1939 году Цветаева восстанавливает советское гражданство и возвращается на родину. Тяжело дались ей 17 лет на чужбине.
Цветаева долго мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем», но так не получилось. Личные обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подверглись необоснованным репрессиям.
Справка. Читает учащийся (опережающее задание):
Сергей Яковлевич Эфрон в годы первой мировой войны работал братом милосердия в санитарном поезде, во время гражданской войны оказался в рядах белогвардейцев и затем эвакуировался. Живя за границей, проникся вместе с женой Мариной Цветаевой большим сочувствием к Советской России, гордился её достижениями, организовал Союз возвращения на родину во Франции. В октябре 1937 года вернулся вслед за дочерью в СССР, где в 1939 году был незаконно репрессирован. Погиб в заключении в 1941 году.
Ариадна Сергеевна Эфрон была талантливой переводчицей французской поэзии и драматургии. В марте 1937 года вернулась на родину, в1939 г. была арестована и провела 16 лет в заключении. Освобождена 28 марта 1955 г.и все годы после ссылки посвятила собиранию и систематизации архива матери. Умерла в 1975 году.
Цветаева поселилась в Москве, занялась переводами, готовила сборник избранных стихов. Грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, затем в Елабугу. Тут-то и настиг ее тот «одиночества верховный час», о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах. Измученная, потерявшая волю, 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой. Могила её затерялась.
Марина Цветаева – большой поэт, и её вклад в культуру значителен. Не приходиться, конечно, ожидать, что сильная, но сложная поэзия Цветаевой станет всеобщим достоянием. Но лучшему из того, что она написала, «настал черед» - потому что настоящее в искусстве не умирает.
Стихотворение читает учащийся (опережающее задание):
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – великая пена –
Высокая пена морская!
4. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.
5. Домашнее задание: подготовить рассказ о жизни Марины Цветаевой; принести сборник её стихотворений; прочитать стихотворения «Душа» и «Жизни» и разбор их в учебнике, сделать сравнительный анализ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Судьба и стихи М.Цветаевой"
Данная презентация-материал в помощь учителю....
Поэзия. Судьба. Эпоха. О жизни и творчестве Марины Цветаевой
11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция...
Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»
Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»...
Судьба и стихи Марины Цветаевой
Материалы интегрированного урока по иностранному языку и литературе....
Марина Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества
Цель урока: выявить основные темы и мотивы цветаевской лирики, проиллюстрировав их; сформировать навыки элементов анализа лирического произведения; развить эстетический вкус учащихся, внимание к детал...
Урок по литературе в 11кл. Марина Цветаева. Судьба и творчество
Цели урока: Образовательные: • познакомить с основными этапами жизни и творчества М.И. Цветаевой, дать полный очерк творчества поэта; • закрепить умение работать с художественной и критическ...
Открытый урок по литературе в 11 классе "Личность и судьба Марины Цветаевой в её стихотворениях"
Планируемые результаты:Предметные: Расширить и систематизировать свои знания о жизни Марины Цветаевой, познакомиться с некоторыми ее произведениями.Познавательные: извлекать информацию и структурирова...