Открытый урок по музыке в 3 классе ПНШ.
план-конспект урока по музыке на тему
Открытый урок в третьем классе.Тема четверти "Развитие музыки". Тема урока «Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк»?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_muzyke_v_3_klasse.doc | 71.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Урок: № 23
Проведён: 5.03
Тема четверти: «Развитие музыки»
Художественно-педагогический замысел темы четверти: осознание движения как постоянное состояние музыки, которая развивается во времени.
Подтема: «Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк»?»
Цель уроков: наблюдение за музыкальным развитием в симфонической сказке С.Прокофьева «Петя и волк».
Задачи уроков:
- мотивировать школьников на самостоятельную работу с тестом на с. 104 (сведения о композиторе С.Прокофьеве, размышления Д.Б.Кабалевского о симфонической сказке «Петя и волк»);
- напомнить учащимся содержание симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк», музыкальные темы её главных героев и музыкальные инструменты, которые исполняют их;
- побудить школьников к самостоятельному обращению к тестовому содержанию симфонической сказки на с.105-113;
- помочь детям выявить особенности развития тем героев симфонической сказки;
- установить вместе с учащимися соответствие текстового и музыкального содержания симфонической сказки;
- ориентировать школьников на использование нотной записи мелодий этих тем;
- обратить внимание третьеклассников на жизненную основу этого соответствия;
- учить детей целостно воспринимать сюжетное развитие симфонической сказки;
- подвести совместно со школьниками итог работы с музыкальными характеристиками симфонической сказки «Петя и волк», используя авторский и учебные тексты на с.114 учебника.
Тип урока: комбинированный
Методы: репродуктивный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, наглядно – практический, частично-поисковый, контрольно-практический, словесно-практический
Форма деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная
Наглядность: дидактический материал, компьютерная презентация.
Оборудование: фонограммы песен: «Почему медведь зимой спит» Сл. А. Коваленкова, муз. Л.Книппера, «Глупые снежинки» музыка и слова С. Кузнецова; аудиозапись фрагментов симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева: темы Пети, темы птички, Петя с птичкой разговаривает; темы утки, утка и птичка спорят; темы кошки, темы дедушки, темы волка, кошка полезла на дерево, утка бросилась из лужи, волк в бешенстве; Петя с птичкой поймали волка, темы охотников, Петя-герой;
Основные понятия, изучаемые на уроке: Развитие музыки, виды развития, композиторское развитие.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер учителя, флешкарта, мультимедийный проектор, проигрыватель.
Методическое назначение средств ИКТ: Слушание музыки, зрительное представление образов – героев произведений, вокальное исполнение, организации деятельности обучающихся.
Программное обеспечение: Учебник «Музыка» 3 класс. Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова;
Задачи урока | УУД | Структура урока | Ход урока. Примерные ответы детей на проблемные вопросы. Микрообобщения - связки. Обобщение. | Примечания. Самоанализ. | ||
Драматур- гический Этап. Хрономет раж | Произведения. Авторы | Виды му- зыкально- Творческой деятельности | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Развивать способность школьников разбираться в том, как взаимосвязаны средства музыкальной выразительности виды музыкального развития заложенного в самой музыке. | Личностные: -проявлять эмоциональный отклик на собственные суждения о роли средств музыкальной выразительности в развитии музыки. Регулятивные: - решать учебную задачу, опираясь на полученные ранее знания о видах развития и СМВ, влияющих на него Познавательные: - делать самостоя - тельные выводы о муз. развитии. Коммуникативные: - принимать участие в коллективном решении проблемы | Завязка 7 мин. | «Почему медведь зимой спит» Сл. А. Коваленков Муз. Л.Книппер | Вход под музыку. Коллективное размышление. «Мозговой штурм» По пройденному материалу | Вход в класс под музыку из песни «Почему медведь спит». Музыкальное приветствие. Вспомните, что за музыка звучала на входе? (Песня «Почему медведь зимой спит») А с каким понятием, разучивая песню, мы познакомились? (Исполнительское развитие) А когда мы говорим, что в этой музыке есть исполнительское развитие? (Когда музыка исполняется, и каждый исполнитель добавляет что- то своё.) Давайте вспомним первый куплет песни и исполним его. (Исполняют) А что это такое мы сделали в конце первого куплета в своём исполнении? (Остановку в музыке) А как называется остановка в музыке? (Фермата) А для чего она нужна? (Чтобы лучше передать характер.) А разве только фермата передаёт характер? (Нет, изменение динамики и темпа) И к чему же в музыкальном мире относятся динамика, темп? (К средствам муз. выразительности) А зачем музыке нужны эти средства? (Чтобы музыка была интересней. Чтобы в музыке прослеживалось развитие. Чтобы нам было интересней её слушать и исполнять.) Вспомните, какие мы знаем СМВ и какие развития в музыке они рождают? А помогут нам разноцветные лепестки и карточки с название развитий. Что можно сделать из них? (Цветок). (Собирают цветок, объясняя значение терминов различных средств муз. выразительности) Красивый получился цветок? (Да!) Вот и музыка, когда в ней дружат СМВ становится яркой и очень красивой. | |
Развивать вокально-хоровые навыки школьников на основе приобретённых знаний и умений, на основе осознанного восприятии образного строя предлагаемой песни | Личностные: - выражать своё мнение об исполнительском развитии - эмоционально окрашивать собственное исполнение песни. Регулятивные: – осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; Познавательные: - знакомство с новым текстом. Коммуникативные: - взаимодействовать с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности. - участвовать в хоровом исполнении. | Развитие 10 мин | «Глупые снежинки» Сл. и муз. С.Кузнецов | Слушание музыки. Коллективное размышление. Исполнение песни. | Посмотрите в окно, что вы видите? (Солнышко светит и припекает. Тает снег. Весна наступила, а снег всё равно падает и холодно.) Правильно, но ведь это только первый месяц весны, поэтому снежинки и падают. А как вы думаете, почему я об этом сейчас заговорила, ведь тема урока, какая? (Развитие музыки) А я о весне! (На прошлом уроке мы начали разучивать песню «Глупые снежинки», в которой как раз и говорилось месяце марте.) Кто поможет вспомнить слова первого куплета? (Проговаривают) Но перед тем как исполнять песню, мы должны, что сделать? (Подготовить свой инструмент - голос) И для этого мы должны? (Сделать дыхательную гимнастику и распеться специальными упражнениями) Вокально-хоровая работа: дыхательная гимнастика Стрельниковой (насос, ладошки); распевание закрытым ртом по полутонам; ми – я – ми; по звукоряду «Горошина» в разных тональностях. Ну а сейчас, когда наши голосовые связки разогреты мы можем исполнить первый куплет. (Исполняют од аккомпанемент ф-но.) Предложите мне приём быстрого разучивания песни. (Эхо.) Тогда мне очень бы хотелось, чтобы «эхо» совпадало с моим пением. (Разучиваем, повторяем.) Молодцы! Скажите, а в вашем исполнении было развитие? (А как же, динамическое, ритмическое. Исполнительское.) Хорошо. А давайте попробуем показать своё исполнительское развитие, используя фонограмму песни, под которую вы не пели. (А как мы узнаем: где вступать, где молчать, где закончить?) Вам нужно внимательно слушать музыку и считать такты. А я вам буду помогать. (Исполняем) Вам понравилось исполнять эту песню? (Да, она очень красивая и радостная, хотя написана в миноре.) Тогда почему же она воспринимается весёлой, если написана в миноре? (У неё интересный ритмический рисунок, больше похожий на танцевальный. Хочется танцевать, а значит радоваться.) И какое же было развитие в песне? (Исполнительское, ритмическое, динамическое, ладовое…) Молодцы! | Обращать внимание на чистоту интонирования. Попробовать разные формы исполнения песни. |
Развивать способность школьников разбираться в том, какие виды музыкального развития заложены в самой музыке. | Личностные: - выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам и развитию сюжета симфонической сказки «Петя и волк» Регулятивные: - устанавливать ассоциативные связи между видами развития, заключён - ными в самой музыке, и её интонационно-осмысленными образами Познавательные: - обнаруживать мотивированную потребность в изучении текста на с.104 - ориентироваться в нотной записи как графическом изображении главных интонации тем героев симфонической сказки. Коммуникативные: - участвовать в коллективном размышлении о музыкальном развитии на примере симфонической сказки «Петя и волк». | Кульминация 15 мин. | Фрагменты Из симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьев | Слушание музыки. Коллективное размышление. Работа с учебником. | Вы так уже много знаете примеров, каким может быть развитие в музыке. Но ведь на каждом уроке мы узнаём что-то новое. И сегодня новое познание будет, а поможет нам сказка… (на экране показ фрагмента из мультфильма на тему симфонической сказки «Петя и волк» объединения фото и видео-творчества «Удачный кадр» - стихотворение о сказке) И что же эта за сказка (Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева.) Слайд1, 2. А как вы понимаете, что такое симфоническая сказка? (Это когда всех героев сказки изображают инструменты симфонического оркестра с подходящим тембром.) Откройте учебник на стр. 104 -113 , вспомните какие инструменты играют роль героев сказки. (Ответы) Слайд 3 Прослушивание темы Пети. (Тема Пети – весёлого мальчишки, тема в шествие – Петя - герой.) Как вы думаете, что-нибудь в музыке изменилось (Да, музыка развивалась.) Выберете таблички с написанными развитиями, которые подходят. Слайд 4 – А теперь посмотрим развитие ещё двух тем – темы Утки и Птички. (Прослушивание темы Птички и темы Утки по отдельности. Затем тему Птичка разговаривает с уткой. Дети сравнивают и выбирают карточки с подходящими развитиями.) Слайд 5 (По той же схеме: Тема Кошки, затем Кошка залезла на дерево.) Скажите, ребята, а если бы в сказке не было развития, получилась бы она? (Нет! Развитие – это как живёшь: ходишь, ешь, бегаешь, спишь… Это постоянное движение. Изменение. А если бы не было развития, то и сказки бы не было симфонической.) Я с вами, совершенно, согласна. А кто же нам рассказал про каждого героя и их действия в сказке? (С.Прокофьев) А кто такой С.С.Прокофьев? (Композитор) А можем мы сказать, что в симфонической сказке композиторское развитие? (Почему бы и нет, ведь музыку придумал он – композитор!) Слайд 6 | Чаще использовать самостоятельную работу школьников с учебником. |
Создать условия для самостоятельного «проживания» детьми характеров музыкальных героев с реальными характерами людей. Мотивировать обращение школьников к графической записи для прослеживания развития музыки. Организовать самостоятельную работу школьников с использованием муз.словаря, песенника. | Личностные: - выражать мотивированную готовность к выполнению творческого задания Регулятивные: решать учебную задачу, опираясь на полученные ранее знания о видах муз. развития и СМВ влияющих на него. Познавательные: делать самостоятельные выводы о музыкальном развитии, ориентируясь на авторский и учебный тексты с.114 учебника. Коммуникативные: участвовать в коллективном обобщении темы урока. | Логическое завершение 10 мин. | Обобщение темы урока. Самоанализ работы на уроке. | Обобщение: Итак, скажите, что же мы выяснили сегодня на уроке? (Что СМВ влияют на развитие музыки. Познакомились с понятием - композиторское развитие. Научились целостно воспринимать сюжетное развитие симфонической сказки. Закрепили понятие симфоническая сказка, фермата, …. На нотных примерах увидели, как графически композитор написал развитие музыки. Доучили слова и исполнили песню «Глупые снежинки») Откройте учебник на стр. 104 и сделайте самостоятельно выводы о музыкальном развитии. Оцените себя: - Я всё понял на уроке - Я понял не всё на уроке - Я ничего не понял на уроке Вот и подошёл к концу наш урок. Вы сделали выводы. Какие? (Что развитие в музыке необходимо, как и в жизни. Всё должно развиваться, а иначе, будет не интересно жить.) И в этом нам помогла симфоническая сказка … (Петя и волк) | Фиксировать внимание детей на словах в учебнике, выделенных в красную рамочку, чаще отсылать их к Словарю эстетических эмоций, Музыкальному словарю. | |
Личностные: - проявлять эмоциональный отклик на интонационно-образное содержание песни. Регулятивные: - фиксировать внимание детей на словах в учебнике, выделенные в красную рамочку, чаще отсылать их к Словарю эстетических эмоций, Музыкальному словарю. Познавательные: - соотносить темы героев с простейшими жанрами, выявлять их песенный, танцевальный, маршевый или смешанный характер. Коммуникативные: - участвовать в коллективном размышлении о музыкальном развитии на примере симфонической сказки «Петя и волк». - взаимодействовать с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности. | После действие 3 мин. | «Три кита» | Домашнее задание. Внеурочная деятельность. Выход из класса под музыку. | Дома нарисуйте героев сказки и инструменты, которые их изображают для нашей выставки «Я вижу музыку» - Вы сегодня поработали очень хорошо, спасибо за урок! - А выйдем мы из класса под песню «Три кита». Ведь царство трёх китов помогает нам лучше разобраться в мире музыки. (Поют и по жесту учителя со звонком, выходят из класса) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.
Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...
Открытый урок по музыке 5 класс
Тема: "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки"...
Презентация к открытому уроку по музыке 6 класс "Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались.Авторская песня."
История авторской песни от Баяна до наших дней. Фотографии,тексты песен выдающихся российских бардов: Б.Окуджавы, В.Высоцкого, О.Митяева, А.Якушевой, Ю Визбора , А.Дольского, Ю.Кима и др. Репрод...
Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.
Урок поможет учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...
Открытый урок по музыке 2 класс ФГОС
челышева...
открытый урок по музыке 4 класс ФГОС
открытый урок по музыке 4 класс ФГОС...
открытый урок по музыке 4 класс ФГОС
открытый урок по музыке 4 класс ФГОС...