Открытый урок по музыке 5 класс
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Тема: "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_stalo_by_s_literaturoy.doc | 40 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«ЧТО СТАЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ,
ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ»
- Слайд: «Добрый день…»( №1)
- Слайд с темой урока (№2)
Цель:
Показать, что музыка звучит не только в сказках, рассказах, повестях, стихах, но и в баснях; дать понятие «квартет».
Ход урока:
На уроках первой четверти мы говорили, как много бы потеряла музыка, если бы не было литературы. В этой четверти начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Давай те вспомним тему четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».
- Музыка и литература неразрывно связаны друг с другом и вместе они – большая сила. Вспомните, пожалуйста, музыкальное произведение, в котором рассказывается о такой силе?
- Исполнение песни «ВОЛШЕБНЫЙ СМЫЧОК»
Музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песню, писателями и поэтами написано много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка становится главным действующим лицом. А.С.Пушкин начинает свою поэму «Руслан и Людмила» следующими словами:
- Портрет А.С.Пушкина (Слайд №3)
- Слайд «У лукоморья дуб зелёный…»(Слайд №4)
Вот так подчеркнул А. С. Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.
Давайте вспомним, какие литературные жанры мы знаем и нам предстоит ещё узнать, где музыка - главное действующее лицо.
1 – стих, 2 – сказка, 3 –рассказ,4 - повесть, 5 –роман,
6 –миф,7 - легенда, 8 –басня.
Музыка звучит не только в стихах, сказках, рассказах, повестях, но и в баснях.
- Великий русский баснописец И. А. Крылова написал много басен, где звучит музыка.
- Портрет И.А. Крылов (Слайд №6)
( «Осёл и соловей», «Скворец», «Кукушка и петух», «Квартет»…)
- Сейчас мы послушаем басню «Квартет». А что означает это слово – квартет.
- Слайд с квартетом животных (№7)
- Какие инструменты входят в квартет?
- Слайд с инструментами (№8)
-Сколько горе – музыкантов участвовало в «Квартете» Крылова? (4 исполнителя: проказница мартышка, осёл, козёл, да косолапый мишка).
-На каких инструментах пытались играть герои Крылова?
В квартете Крылова – 2 скрипки, альт и виолончель. Только Крылов назвал виолончель «басом», потому что виолончель – самый низкий басовый инструмент в квартете.
- Слайд со струнными инструментами (№ 9)
- Итак, что же означает слово КВАРТЕТ?
-Слайд с определением (№ 10)
- Посмотрите, пожалуйста, какие ещё бывают квартеты
-Слайды № 11 и № 12 (4 струнных инструмента)
Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато и в прежние времена и в наши дни композиторы часто сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.
- Слайд №13
-Почему же у этих горе – музыкантов ничего не получилось? Ведь у них были самые настоящие инструменты и ноты?
(Звучат ответы детей)
- «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, и уши ваших понежней..» Что означают эти слова?
Чтобы красиво играть на инструменте, прежде нужно долго учиться этому, а так же для этого необходим слух, талант.
И. Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминают, что он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить.
Таким же замечательным музыкантом был и А. П. Бородин (1833 -1887г.),
-Слайд с портретом А.П.Бородина (№ 14)
Хотя музыка и не была его основной профессией. Выдающийся русский композитор А. П. Бородин прославил и русскую музыку, и русскую науку. Он был также талантливым учёным – химиком. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе.
Неутомимый труженик, он не знал чётко отмеренного времени для работы или отдыха. Его можно было встретить в лаборатории как утром, так и глубокой ночью. Но музыка не покидала учёного – она звучала в его душе даже во время лекций. И тогда на доске вместе с формулами, он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки музыки.
- Послушайте фрагмент 3 части квартета №2 А. П. Бородина
- Похоже ли это произведение на игру горе – музыкантов?
- Сколько инструментов примут участие в этом произведении?
- О чём вам расскажет музыка квартета?
(слушание)
Это произведение совсем не похоже на исполнение горе – музыкантов из басни Крылова.
Здесь прозвучали те же самые инструменты, что и в басне Крылова – 2 скрипки, альт и виолончель. Это произведение камерное.
Мы прослушали фрагмент 3 части квартета – ноктюрн.
- О чём рассказывает музыка этой части, что вы представили? Какая это музыка по характеру?
Музыка красивая, нежная, мелодичная, выразительная – создаёт образы ночи.
Медленно плывёт мелодия, полная какой–то особой ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всём. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой.
-Понравилась музыка?
- Почему же музыканты из басни Крылова, имея те же самые инструменты, не смогли исполнить также красиво и выразительно?
А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.
- Какая главная мысль басни «Квартет»? А только ли музыке надо учиться? Можно ли браться за то, чему не учился? Сейчас к нам в класс придет волшебник и расскажет, что же у него получилось?
-Слушание песни «Волшебник – недоучка» - 3.21
- Ответы на вопросы
- Эту песню написала известная певица Алла Пугачёва (Слайд № 15)
-Разучивание песни
- Исполнение песни – 5.19
Тысячи лет существует музыка на земле и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос:
- Почему музыка волнует и трогает?
- Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения. Послушайте стихотворение и скажите о чём оно, что почувствовали и услышали вы?
«Музыка»
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне, она вокруг меня
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав, и в радуге цветов
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить
Заставит полюбить и разлюбить
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных
Без мелочей смешных и не смешных?
Мы ей за все «спасибо» говорим
И, веря в торжество ее, - творим!
Музыка берет своё начало из окружающей нас жизни: шелест листьев, шум дождя, раскаты грома, вой ветра, пенье птиц, журчанье ручейка – всё это музыка. И вновь музыка является основой сюжета этого стихотворения. Мы убедились, что существуют и много песен, где музыка является главным действующим лицом.
Итог урока: Музыка и литература тесно взаимосвязаны между собой. Музыка обогащает литературу, превращая стихи в песню.
Музыка становится основой сюжета многих литературных произведений, например басня «Квартет». Смогли бы появиться эти произведения, если главным действующим лицом не была музыка? Конечно, нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.
Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...
Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки
Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «В чём сила музыки В.А.Моцарта?»
Урок №7 по теме 3 четверти «В чём сила музыки?»...
Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.
Урок поможет учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...
Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс
Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс, разработанный в социо-игровой методике....
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему:" Восток в русской музыке."
Восточная тема у русских композиторов 19 века....