Открытый урок по музыке 5 класс
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Севастьянова Ирина Алексеевна

Тема: "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_stalo_by_s_literaturoy.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ЧТО СТАЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ,

ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ»

- Слайд: «Добрый день…»( №1)

- Слайд с темой урока (№2)

Цель:

Показать, что музыка звучит не только в сказках, рассказах, повестях, стихах, но и в баснях; дать понятие «квартет».

Ход урока:

      На уроках первой четверти мы говорили, как много бы потеряла музыка, если бы не было литературы. В этой четверти начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Давай те вспомним тему четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

- Музыка и литература неразрывно связаны друг с другом и вместе они – большая сила. Вспомните, пожалуйста, музыкальное произведение, в котором рассказывается о такой силе?

- Исполнение песни «ВОЛШЕБНЫЙ СМЫЧОК»

     Музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песню, писателями и поэтами написано много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка становится главным действующим лицом. А.С.Пушкин начинает свою поэму «Руслан и Людмила» следующими словами:

- Портрет А.С.Пушкина (Слайд №3)

- Слайд «У лукоморья дуб зелёный…»(Слайд №4)

   Вот так подчеркнул А. С. Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.

 Давайте вспомним, какие литературные жанры мы знаем и нам предстоит ещё узнать, где музыка - главное действующее лицо.

1 – стих, 2 – сказка, 3 –рассказ,4 - повесть, 5 –роман,

 6 –миф,7 - легенда, 8 –басня.

     Музыка звучит не только в стихах, сказках, рассказах, повестях, но и в баснях.

 - Великий русский баснописец И. А. Крылова написал много басен, где звучит музыка.

- Портрет И.А. Крылов (Слайд №6)

( «Осёл и соловей», «Скворец», «Кукушка и петух», «Квартет»…)

 - Сейчас мы послушаем басню «Квартет». А что означает это слово – квартет.

- Слайд с квартетом животных (№7)

 - Какие инструменты входят в квартет?

- Слайд с инструментами (№8)

-Сколько горе – музыкантов участвовало в «Квартете» Крылова? (4 исполнителя: проказница мартышка, осёл, козёл, да косолапый мишка).

 -На каких инструментах пытались играть герои Крылова?

В квартете Крылова – 2 скрипки, альт и виолончель. Только Крылов назвал виолончель «басом», потому что виолончель – самый низкий басовый инструмент в квартете.

- Слайд со струнными инструментами (№ 9)

- Итак, что же означает слово КВАРТЕТ?

-Слайд с определением (№ 10)

- Посмотрите, пожалуйста, какие ещё бывают квартеты

-Слайды № 11 и № 12 (4 струнных инструмента)

    Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато и в прежние времена и в наши дни композиторы часто сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.

- Слайд №13

-Почему же у этих горе – музыкантов ничего не получилось? Ведь у них были самые настоящие инструменты и ноты?

 (Звучат ответы детей)

- «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, и уши ваших понежней..»  Что означают эти слова?

     Чтобы красиво играть на инструменте, прежде нужно долго учиться этому, а так же для этого необходим слух, талант.

  И. Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминают, что он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить.

Таким же замечательным музыкантом был и А. П. Бородин (1833 -1887г.),

-Слайд с портретом А.П.Бородина (№ 14)

Хотя музыка и не была его основной профессией. Выдающийся русский композитор А. П. Бородин прославил и русскую музыку, и русскую науку. Он был также талантливым учёным – химиком. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе.

     Неутомимый труженик, он не знал чётко отмеренного времени для работы или отдыха. Его можно было встретить в лаборатории как утром, так и глубокой ночью. Но музыка не покидала учёного – она звучала в его душе даже во время лекций. И тогда на доске вместе с формулами, он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки музыки.

 - Послушайте фрагмент 3 части квартета №2 А. П. Бородина

 - Похоже ли это произведение на игру горе – музыкантов?

 - Сколько инструментов примут участие в этом произведении?

 - О чём вам расскажет музыка квартета?

 (слушание)

     Это произведение совсем не похоже на исполнение горе – музыкантов из басни Крылова.

Здесь прозвучали те же самые инструменты, что и в басне Крылова – 2 скрипки, альт и виолончель. Это произведение камерное.

Мы прослушали фрагмент 3 части квартета – ноктюрн.

 - О чём рассказывает музыка этой части, что вы представили? Какая это музыка по характеру?

     Музыка красивая, нежная, мелодичная, выразительная – создаёт образы ночи.

 Медленно плывёт мелодия, полная какой–то особой ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всём. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой.

-Понравилась музыка?

 - Почему же музыканты из басни Крылова, имея те же самые инструменты, не смогли исполнить также красиво и выразительно?

     А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

- Какая главная мысль басни «Квартет»? А только ли музыке надо учиться? Можно ли браться за то, чему не учился? Сейчас к нам в класс придет волшебник и расскажет, что же у него получилось?

-Слушание песни «Волшебник – недоучка» - 3.21

- Ответы на вопросы

- Эту песню написала известная певица Алла Пугачёва (Слайд № 15)

-Разучивание песни

- Исполнение песни – 5.19

Тысячи лет существует музыка на земле и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос:

 - Почему музыка волнует и трогает?

 - Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения. Послушайте стихотворение и скажите о чём оно, что почувствовали и услышали вы?

«Музыка»

 Без музыки не проживу и дня!

 Она во мне, она вокруг меня

 И в пенье птиц, и в шуме городов,

 В молчанье трав, и в радуге цветов

 И в зареве рассвета над землей…

 Она везде и вечно спутник мой.

 Ей все подвластно: радость и тоска,

 В ней – просто миг и долгие века.

 И воскресить умеет и убить

 Заставит полюбить и разлюбить

 Но разве может жить она без нас

 Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!

 Без наших дум и радостей земных

 Без мелочей смешных и не смешных?

 Мы ей за все «спасибо» говорим

 И, веря в торжество ее, - творим!

     Музыка берет своё начало из окружающей нас жизни: шелест листьев, шум дождя, раскаты грома, вой ветра, пенье птиц, журчанье ручейка – всё это музыка. И вновь музыка является основой сюжета этого стихотворения. Мы убедились, что существуют и много песен, где музыка является главным действующим лицом.

     Итог урока: Музыка и литература тесно взаимосвязаны между собой.  Музыка обогащает литературу, превращая стихи в песню.

Музыка становится основой сюжета многих литературных произведений, например басня «Квартет». Смогли бы появиться эти произведения, если главным действующим лицом не была музыка? Конечно, нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.

Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...

Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс

Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс, разработанный в социо-игровой методике....

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему:" Восток в русской музыке."

Восточная тема у русских композиторов 19 века....