Статья на тему: "Связь времён - о музыкальном наследии родного края".
статья по музыке на тему
В статье описано поэтапное становление музыкальной культуры Кузбасса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_-_svyaz_vremyon_-_o_muzykalnom_nasledii_rodnogo_kraya.docx | 21.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Связь времён – о музыкальном наследии родного края».
Административно-территориальные границы Кемеровской области установились в 1943 году (до этого территория Кузбасса различными частями входила в соседние области); образование ее в качестве самостоятельной географической и административной единицы было определено задачами индустриального освоения: разработками угольных месторождений, строительством металлургических предприятий. Развиваясь, Кузбасс имел ряд особенностей. Они были обусловлены тем, что его территория ранее мало обжитая, осваивалась и заселялась выходцами из различных районов европейской и азиатской частей СССР. Переселенцы с Северного Кавказа, Украины, Поволжья, Урала, являясь представителями разных национальностей и различных социальных сословий (сельские жители, казаки, интеллигенция),имели свой жизненный уклад, свои культурные традиции и нормы. Изменение привычного для этих людей образа жизни ,быта порождало естественное стремление к сохранению традиций художественной, в том числе музыкальной, культуры, форм музыкальной жизни, свойственной каждой национальности или социальной группе. Разнообразие культурных традиций и поныне остается специфическим свойством и одной из ценностей культуры Кузбасса и Сибири в целом. Но так же большую роль в процессе ассимиляции культур играет взаимодействие Кузбасса с соседними территориями. Население Кузбасса перенимает традиции областей, в которых музыкальная культура находится на более развитом уровне Томская, Новосибирская области.
Государство широко продекларировало свои намерения сделать высокое академическое искусство достоянием всех слоев населения. В соответствии с данной установкой всем желающим открылся путь к общему музыкальному образованию отныне оно доступно для всех социальных возрастных групп и отсталых в культурном отношении национальностей. Стремление реализовать положение государственной политики в области музыкальной культуры в сфере образования нередко приводили к стихийному возникновению множества разноликих музыкальных учебных заведений. Деятельность этих заведений имела преимущественно музыкально-просветительскую направленность, что соответствовало запросам наличной культуры. Их основная задача – приобщение широких масс к ценностям мирового музыкального искусства с параллельным изучением музыкальной грамоте. Это музыкальные школы, курсы общего музыкального образования, студии, техникумы, народные консерватории, институты, академии и т.д. структурное многообразие образовательных учреждений сочеталось с содержательной пестротой, поскольку концепция музыкального образования была не определена. В 1920-е годы на фоне интенсивного становления музыкального образования в Сибири Кузбасс – белое пятно. В этот период на его территории начинают появляться первые учреждения музыкального образования: музыкальная студия в г. Анжеро-Судженске, народная музыкальная школа в г. Щегловке (ныне Кемерово), музыкальная школа при Мариинском отделе народного образования. Основной функцией народных музыкальных школ, музыкальных студий было создание возможностей обучающимся для понимания музыки и изучения музыкальной грамоты независимо от наличия у них музыкальных данных. Следовательно, речь шла лишь о приобщении к музыке, об обучении музыкальной грамоте. В это время в каждом городке, поселке Кузбасс, на каждой железнодорожной станции создавались клубы, наряду с ними в большом количестве возникали клубы при промышленных предприятиях. Статистические данные свидетельствуют о том, что к 1928году из 187 клубов Сибири 44 приходились на города и рабочие поселки Кузбасса. Именно они становились организующими центрами в системе культурно - политического просвещения и в большинстве случаев единственными точками культурной, в том числе музыкальной жизни.
В результате развития сферы любительского творчества внутри и вокруг коллективов складывалась музыкальная среда, в которой формировались не только исполнители, но и контингент музыкально компетентных слушателей, подготовленных к восприятию различных жанров музыкального искусства, в том числе академического .Чаще всего во главе такого коллектива стояла интеллигентная личность из числа спецпереселенцев или репрессированных, как правило, не имея специального музыкального образования, вырванная из привычной культурной среды, испытывающая потребность в ее восстановлении, в обретении характерных для ее прежнего быта форм музыкальной жизни и творческом самовыражении. Этим объясняется появление в Кузбассе в 1920-е годы не только традиционных жанров музицирования, но и симфонических любительских оркестров, камерного инструментального и вокального исполнительства, балета, оперетты.
Вырос качественный уровень любительского творчества ,нередко приближаясь к профессиональному. Почти в каждом клубе или Доме культуры существовали ансамбли, и даже оркестры русских народных инструментов, хоровые коллективы.
Частично трансформировался характер профессиональной концертно-гастрольной практики. В соответствии с государственной установкой приобщились к высокому искусству самые широкие массы, приобрела относительную стабильность. Гастролеры – выдающиеся отечественные композиторы (А.Хачатурян, Р.Глиэр, Д. Кабалевский ), музыканты-исполнители, профессиональные коллективы (оркестры, ансамбли) – дали серии концертов по всей территории Кузбасса. При недостатке в регионе собственных форм профессионального музыкального творчества этот вид музыкальной практики предоставлял слушателям возможность знакомства с шедеврами мирового музыкального искусства.
В 1940-годы определяющее влияние на развитие музыкальной культуры региона, в частности на рождение профессиональных форм его музыкальной жизни, продолжали оказывать внешние факторы, в особенности те, которые связаны с ВОВ. В эти годы важнейшим фактором развития музыкального образования в Сибири стала деятельность высококвалифицированных преподавателей, эвакуированных из городов Ленинграда, Москвы и других культурных центров России. Многие из них начали работать в музыкально-образовательных учреждениях Сибири. Кузбасс почти не имел такого опыта наполнения учреждений столичными кадрами, как соседние области.
В 1944 году осознание необходимости обеспечения как ДМШ, так и любительских творческих музыкальных коллективов профессиональными кадрами обусловило открытие первого профессионального учебного заведения – музыкального училища г. Кемерово, в результате в музыкальном образовании региона произошел качественный скачок, характеризующийся формированием двухступенчатой структуры (ДМШ – училище), переходом от просветительства, «окультуривания» населения к целенаправленной подготовке профессиональных музыкантов. Включение в музыкальную жизнь Кузбасса двухступенчатую структуру институционального музыкального образования стало динамичным механизмом трансляции традиции, норм, художественно- эстетических ценностей российской музыкальной культуры, адекватных возросшему уровню культуры региона.
На протяжении ТРЕТЬЕГО ЭТАПА становления музыкальной культуры Кузбасса (середина 1940 – середина 1950-х годов) складывались новые формы музыкальной жизни, все более трансформирующие музыкальную среду, приводящие к дальнейшему расширению структуры музыкальной культуры. Одним из важнейших стимулов развития музыкальной культуры этого периода явилось стремление к сохранению и поддержанию того высокого тонуса музыкальной жизни, которым характеризовались военные годы.
Знаменательной приметой музыкального искусства Сибири 1945-1955 годов стала активизация развития его профессионального направления. Деятельность большей части профессиональных коллективов являла собой продолжение традиций,заложенных эвакуированными театрами и оркестрами. В г. Новосибирске стабильно работал театр оперы и балета, в те годы единственный и ведущий коллектив Сибири. В других городах Сибири продолжали работать театры музыкальной комедии. Конец 1940-х-1950 –е годы были отмечены появлением симфонических оркестров в городах Красноярске, Барнауле, Омске, Томске. Деятельность этих оркестров стала возможной и благодаря наличию в Сибири музыкальных училищ.
Качественный скачок произошел и в сфере профессионального музыкального искусства Кузбасса. В областном центре начали функционировать театр музыкальной комедии – 1945 год и государственная филармония, включающая несколько творческих коллективов 1954год. Филармония теперь не только инициирует гастроли ведущих коллективов и исполнителей страны, обеспечивает проведение в городах области отдельных концертов, но и организует циклы тематических концертов. Навой формой музыкально-просветительской практики становится музыкальный лекторий, созданный при филармонии Кузбасса. Это были преимущественно выпускники Кемеровского музыкального училища. За сезон 1952-1953 годов они провели более 500 лекций-концертов в городах и поселках области. Планомерная и систематическая работа лектория охватывала индустриальные предприятия и образовательные учреждения на всей территории области. Основная цель деятельности музыкального лектория «приобщение всех социальных и возрастных слоев слушателей к музыкальному искусству, распространения знаний о музыке, повышения уровня компетентности.
Одним из уникальны явлений музыкальной жизни региона, феноменом любительского творчества, получившим известность не только в нашей стране, но и за рубежом, стал оркестр русских народных инструментов, созданный в 1947 году в глубокой периферии Кузбасса – а поселке Мундыбаш. Основоположником оркестра стал учитель Николай Капишников. Участники оркестра получают навыки владения народными музыкальными инструментами ,становятся творцами музыкальных ценностей, создателями музыкально-эстетической среды в школе, носителями и творцами культуры. Деятельность этого оркестра – яркий пример реализации культуротворческих функций и организующую направленность.
Количество музыкальных школ растет. Наиболее активным этот процесс был в Новосибирской и Кемеровской областях. К середине 1950-х годов в Кузбассе работало уже 12 школ. Кузбасс начинает конкурировать с соседними областями, музыкальное образование развивается в нем более динамично. Образование стало органичной частью музыкальной жизни и музыкальной среды региона, стимулирующей ее развитие. Профессиональная концертная практика музыкантов-гастролеров дополнялась музыкально-исполнительской деятельностью учащихся и преподавателей училища.
В 1980-1990-е годы укрепляет свои позиции Государственная филармония Кузбасса, которая из организатора гастрольно-концертной практики превращается в центр деятельности региональных профессиональных музыкально-исполнительских коллективов. Пройдя стадию становления, к концу 1980-х годов в филармонии начинает стабильно функционировать созданный в 1982 году симфонический оркестр, на базе которого работают камерный и духовой оркестры, струнный квартет. Рождение симфонического оркестра - событие, соединившее имманентный эволюционный процесс развития музыкальной культуры региона с оформившимися общественными потребностями. За годы существования оркестра с ним работало множество интересных дирижёров: народный артист России В. Барсов, в течение двенадцати лет являвшийся главным дирижёром и художественным руководителем оркестра; Д. Лисе, ныне главный дирижёр Екатеринбургского академического симфонического оркестра, один из самых ярких представителей дирижёрского искусства России; К. Царёв, с име-нем которого связана идея организация абонемента для взрослых «Шедевры симфонической музыки». Свою роль в становлении оркестра сыграли дирижёры А. Дашунин и Л. Яновицкий. С оркестром в рамках гастролей постоянно работают известные дирижёры России Ю. Николаевский, народный артист СССР Р. Матсов, дирижёры симфонических оркестров и оперных театров сибирского региона. Ныне за дирижёрским пультом оркестра стоит выпускник Московской консерватории, лауреат международных конкурсов Линь Тар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая агитбригада на тему "Сохраним наследие родного края"
Выступление агитбригады рассказывает об экологической обстановке нашего района. К выступлению прилагается презентация с фотографиями родного края. Сценарий выступления был разработан совместно с руков...
Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся на традициях народной культуры, языковом и литературном наследии родного края
Использование проектной технологии как средство развития духовно - нравственных качеств. Учащиеся создают собственные проекты, используя краеведческий материал....
Историко-культурное наследие родного края:Есть такой народ – кряшены
Историко-культурное наследие родного края:Есть такой народ – кряшены...
Час общения «Природное наследие родного края» 10 класс.
Час общения, проведенный в 10 классе, посвящен подробному знакомству детей с памятниками природы нашего села и его окрестностей районного и областного значений, с легендами родного края. П...
Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...
Родительское собрание в средней группе «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с культурным наследием родного края»
laquo;Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной», &nda...
Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей студентов при изучении темы «Литературное наследие родного края»
Очень хочется, чтобы ребята не останавливались на достигнутом, творили, развивали талант и радовали нас своими стихами.Но многое зависит не только от них. Деликатное отношение педагога немаловажно. Ве...