Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
статья на тему
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях и стандартах. Особое внимание к данному вопросу вызвано ухудшением морально-нравственной обстановки в обществе, подменой ценностей. Такие понятия, как долг, честность, уважение уже утратили свое былое значение, а их место заняли эгоизм, безразличие, бездуховность, завышенная ориентация на материальные блага, что особенно проявляется в подростковой и молодежной среде. Задача педагогов - не стоять в стороне от всего происходящего, а помочь детям постигнуть суть нравственности, показать возможности совершенствования своего духовного начала, сформировать культурные и общечеловеческие ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kugaevskaya_t.v.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Кугаевская Татьяна Владиленовна,
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
с. Перегребное,
педагог дополнительного образования,
с. Перегребное, Октябрьский район
«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях и стандартах. Особое внимание к данному вопросу вызвано ухудшением морально-нравственной обстановки в обществе, подменой ценностей. Такие понятия, как долг, честность, уважение уже утратили свое былое значение, а их место заняли эгоизм, безразличие, бездуховность, завышенная ориентация на материальные блага, что особенно проявляется в подростковой и молодежной среде. Задача педагогов - не стоять в стороне от всего происходящего, а помочь детям постигнуть суть нравственности, показать возможности совершенствования своего духовного начала, сформировать культурные и общечеловеческие ценности.
Воспитание — это организованный и направленный процесс оформления личности. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, так как его назначение в широком социальном смысле — передача накопленного опыта от старшего поколения младшему. Задача формирования духовного опыта может осуществляться посредством приобщения детей к культуре, быту, традициям своего народа. Как известно, издавна детей в семье приучали к почитанию старших, прививали такие качества, как честность, забота о ближнем, любовь к труду. Обращение к своим истокам сегодня является залогом развития и укрепления будущего, так как именно современные дети в большей степени подвержены негативным социальным влияниям, происходящим в нашем обществе. Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли.[1, с. 145]
Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.
Одним из важных условий духовно-нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности.
На формирование нравственной личности воздействуют многие социальные условия и биологические факторы, но решающими являются педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. В связи с этим главную роль в нравственном воспитании учащихся отводят педагогу, в частности педагогу дополнительного образования. [2, с. 21]
Дополнительное образование создает условия для творческой самореализации детей, обеспечивая ребенку дополнительную возможность для духовного, интеллектуального и физического развития. На мой взгляд, в дополнительном образовании более ярко выступает возможность разрабатываемых сегодня новых подходов в воспитании детей. Это гибкость образовательной системы, меньшая наполняемость групп, по сравнению с классом, вариативность, выполнение социального заказа самих детей и родителей.
Содействие развитию ребенка в приемлемом для него темпе позволяет индивидуализировать воспитательный процесс, создать неформальные отношения ребенка и педагога, при желании обеспечить участие родителей в учебно-воспитательном процессе. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах общества. Предпочтение в поиске новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные ситстемы. [3, с.10]
Образовательная программа объединения «Юный краевед», разработанная мною, совмещает изучение истории родного края с преподаванием навыков и умений в области популяризации и доступной пропаганды полученных краеведческих знаний. В своей работе мы используем технологию проектного обучения, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и всегда ориентирована на самостоятельную деятельность воспитанников. Участники объединения изучают историю края, проводят краеведческое исследование. Выбор методик и методов исследования определяется характером объекта изучения, предметом, целью и задачами. Интересен сбор материала, в ходе которого проводятся, непосредственно, личные наблюдения, например, встречи со знаменитыми земляками, ветеранами ВОВ. Когда краеведческий материал собран, он подлежит систематизации и обработке. Неоднократно учащиеся объединения участвовали со своими исследовательскими работами в районных и Всероссийских конференциях и конкурсах. Темы докладов выбирались разнообразные: от исследования происхождения своего имени до проекта «Дети войны», посвященного юбилею Великой Победы.
С целью комплексного изучения учащимися природы, истории и культуры своего края, в Доме детского творчества с.Перегребное был разработан творческий проект «Наш дом - Югра». Данный проект реализует следующие задачи:
- побуждение интереса и любви к родному краю;
- ознакомление с укладом жизни коренных народов Севера;
- развитие мышления и познавательной активности учащихся;
- воспитание духовной нравственности подрастающего поколения: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам;
Проект «Наш дом - Югра» включает в себя цикл культурно-просветительских мероприятий, посвященных юбилейным датам и праздникам, например, литературная гостиная ко Дню Матери, «Югорская легенда» ко Дню рождения Округа, а также традиционно мы отмечаем национальный праздник «Вороний день» и устраиваем «Северные посиделки».
Для организации работы с учащимися используем следующие формы:
- Беседы
- Подвижные игры коренных народов Севера
- Дидактические и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным поселком
- Изучение музыкальных и литературных произведений.
- Презентации связанные с природой родного края;
- Организация и участие в конкурсах рисунков «Мой край – Югра»;
- Оформление стендов;
- Выставки творческих работ к знаменательным датам.
Решение задач воспитания у учащихся любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего родного края творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи. [4, с.41]
Основные направления взаимодействия с семьей:
- повышение педагогических знаний родителей (в том числе информированность родителей о ходе образовательного процесса);
- организация взаимодействия ДДТ и семьи.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса (повышение педагогических знаний) осуществляется посредством организации дней открытых дверей, индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний, оформления информационных стендов, создания памяток, буклетов, интернет-журналов, организации выставок детского творчества, приглашения родителей на детские праздники.
Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс осуществляется посредством организации конкурсов, праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Взаимодействие педагогов в рамках проекта
Развитие представлений у учащихся о родной стране, родном крае, воспитание интереса к нему происходит под влиянием близкого окружения. В контексте осуществления данного проекта педагог является носителем, как общечеловеческих ценностей, так и местных культурных традиций.
И поэтому для участия в реализации проекта были выбраны педагоги, которые имеют знания о природных, культурных, социальных и экономических особенностях региона проживания. В рамках проекта также налажено большое сетевое взаимодействие с образовательными, культурными и общественными организациями сельского поселения.
Таким образом, приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Югры, желающего внести свой вклад в ее развитие. [5, с.78]
Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство Югры, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры.
Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, но и духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения в целом [6, с.48]
Список литературы
- Дополнительное образование и воспитание, 2013, №10, с. 78.
- Дополнительное образование и воспитание, 2015, №2, с. 97.
- Дополнительное образование и воспитание, 2015, №5, с. 95.
- Нравственное воспитание в средней школе. Учитель,2007.-156с.
- Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 г.» /М.:АРКТИ, 2004.-208с.
- Сотрудничество в нравственном воспитании детей и молодежи. Новосибирск, 2005, с. 215.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся на традициях народной культуры, языковом и литературном наследии родного края
Использование проектной технологии как средство развития духовно - нравственных качеств. Учащиеся создают собственные проекты, используя краеведческий материал....
Духовно-нравственное воспитание учащихся через наследие К.Насыри.
Статья посвящена духовному наследию К.Насыйри....
Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к исскуству
Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к исскуству...