Конспект урока на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
В данном материале представлен конспект урока музыки для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок музыки "Жанры инструментальной и вокальной музыки" | 43.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 5 классе
Раздел: «Музыка и литература»
Тема: «Жанры инструментальной и вокальной музыки» .
ХПИ: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей» А.Фет.
Цель: Раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.
Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературы.
Задачи:
Обучающая уметь определять жанры вокальной музыки; познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.
Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-путешествие.
Проблема урока: Нужна ли музыке литература?
Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения.
Оборудование: фортепиано, компьютер, диапроектор, экран, портреты композиторов, презентация, видео фрагменты выступлений.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ и видео.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Музыкальный материал:
1. С В.Рахманинов «Вокализ»
2. Г. Свиридов «Романс»
3. Ф.Мендельсон «Песня_венецианского_гондольера»
4. М. Глинка «Венецианская ночь»
5. Сл. Т. Рузавиной, муз. С. Таюшева «Школьный романс».
Ход урока
1. Организация учащихся на урок. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, учитель!
Разрешаю тихо сесть.
Тсссс, секреты мира здесь.
Прозвенел уже ... (звонок),
Начинается ... (урок) –
Интересная наука
О чудесном мире звуков.
К нотам тянется рука,
Ведь урок наш - ... музыка.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о музыке и её разных жанрах.
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, я буду задавать вам вопросы по пройденному материалу, а вы, если не знаете, то говорите слово «дальше» и передаёте право ответа следующему ученику по цепочке. За правильный ответ вы получаете карточку с правом на получение оценки.
Игра «Дальше».
-Одно из главных выразительных средств музыки? (Мелодия).
-Самый простой жанр вокальной музыки, в котором соединяются вместе музыка и литература? (Песня).
-К какому жанру музыки она относится? (К вокальной).
-Как назвать песни, написанные народом? (Народные).
-Как можно назвать песню лирического характера? (Романсом).
-Какой романс вы знаете на слова М.Ю. Лермонтова? («Горные вершины»).
- Кто является автором музыки? ( А.Варламов и А.Рубинштейн).
- Назовите фамилию известного исполнителя романсов (бас). (Ф.Шаляпин).
-Как называется торжественная песня, символ государства? (Гимн).
-Как называют по- другому устное народное творчество? (Фольклор).
-Назовите музыкальное произведение и композитора, написанное на основе русского фольклора? (Ан. Конст. Лядов. «Кикимора»).
-К какой музыке по способу исполнения оно относится? (К инструментальной).
-Назовите фамилию композитора- сказочника, на писавшего инстр. произв. на сюжет восточной сказки? (Н.А. Римский-Корсаков).
- Как называется это произведение? («Шахеразада»).
-К какому жанру оно относится? (К инструментальному).
-Молодцы. В основном сейчас речь шла о каких жанрах музыки по способу исполнения?
3. Сообщение темы урока.
Какова же тема нашего урока ?... «Жанры инструментальной и вокальной музыки». - Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок- путешествие. Мы отправимся с вами в Испанию и Италию. Эти страны стали родиной баркаролы и романса.
Мы продолжим знакомство с творчеством выдающихся композиторов и их произведениями, научимся различать жанры вокальной и инструментальной музыки, анализировать её.
4. Вокально-хоровая работа.
-Мы уже вспомнили, что музыку для пения называют вокальной. Давайте с вами исполним романс, но не простой, а школьный. Как можно назвать пение без слов на слог или гласный звук? (Вокализ).
- Правильно. Сейчас мы будем петь песню без слов на слог «лё».
Вокализация песни «Школьный романс» на слог.
Пение эхом. Работа над текстом (паузы).
1.Ресницы грустно опуская,
Глядишь ты в школьную тетрадь.
С косичкой девочка смешная
Тебя заставила страдать.
2.А ты сидишь на задней парте,
Не понимая что к чему...
Смешались все моря на карте,
И летом выпал снег в Крыму!
3.Молчишь, задумавшись о чём-то,
А твой учитель не поймёт,
Что с белым бантиком девчонка
Тебя не любит и не ждёт.
4.В окно стучатся ветки клёна,
И барабанит звонкий дождь.
Ты помнишь номер телефона,
Но на свиданье не зовёшь.
- Скажите, что нужно, чтобы получился романс? (Слова и музыка)
- А какая страна стала родиной романса? (Испания).
- Да, действительно. Петь на «романском» языке - петь на испанском. Романсы исполняли под аккомпанемент гитары, кастаньет, а в дальнейшем композиторы стали сочинять их для концертного исполнения в сопровождении фо-но и оркестра.
- А сейчас мы с вами послушаем «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом?
Слушание «Романс» Г.Свиридова.
- Какое настроение создаёт это произведение у слушателей, к какому жанру мы можем отнести этот романс? (К инструментальной).
- Есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.
- Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку?
- Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему звучанию напоминающую переборы гитары.
Давайте сравним «Романс» Г. Свиридова и «Школьный романс».
- Что общего у этих произведений?
(Эти произведения звучат как выразительная речь человека, как исповедь его души).
Вывод: выразительные возможности музыкального языка чрезвычайно широки, многообразны и охватывают сферу чувств человека.
Ритмическая пауза.
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И глазками поводим, поводим, поводим,
Туда-сюда походим, походим, походим,
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И все начнем с начала, с начала, сначала.
- Следующее наше путешествие мы продолжи по Италии. Перенесёмся в страну возникновения баркаролы. Какой город в Италии вместо дорог имеет водные каналы? (Венеция).
- Правильно. По этим каналам, как настоящие автобусы плавают лодки-гондолы. Они особенной конструкции.
- Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка. А итальянский глагол rollar означает испытывать бортовую качку.
-В мире музыки существуют вокальные и инструментальные баркаролы.
Слушание «Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсона.
- К какому жанру относится эта баркарола? (Инструментальная).
- Похожа она на песню? Можем ли мы сказать, что это песня без слов?
Именно Ф. Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.
- Слушаем ещё одно произведение.
Слушание «Венецианская ночь» М. Глинки (вокал)
- К какому жанру относится эта баркарола? (Вокальная).
- Вы прослушали баркаролы Ф. Мендельсона и М. Глинки. Что общего заметили?
(Есть мерность ритма, мягкое качающееся движение меланхоличных мелодий).
- Что напоминают мелодии этих произведений? (Они напоминают монотонный ритм гребли и монотонность покачивания лодки).
5. Творческое задание.
- А сейчас мы выполним творческое задание. Нужно сложить слоги в слова и назвать жанры вокальной музыки.
ма нс ро
ли во з ка
с пе ня с без в ло
ро ка бар ла
6. Итог урока.
- Давайте заглянем в наш музыкальный словарик. О каких вокальных жанрах шла речь на нашем уроке?
- Какие чувства, настроения и впечатления они оставили после прослушивания?
-Как вы думаете, нужны ли музыка и литература друг другу ? (Да).
- Конечно же! Ведь без них не существовало бы почти всех вокальных произведений, остались бы вокализы и инструментальная музыка.
Оценивание.
7. Рефлексия. Звучит «Вокализ» С.В. Рахманинова.
- Давайте послушаем стихотворение Екатерины Растопчиной.
Какая власть сравниться с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся …Блаженство,
радость, муки,
Любовь, вражду - все облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
- Наш урок закончился на яркой ноте. Под звуки «Вокализа» С.В. Рахманинова и словах о вокальной музыке – песни. Кто повторит последнюю строчку из стихотворения?
9. Домашнее задание.
- Послушать самостоятельно произведение П.И.Чайковский «Баркарола».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по ФГОС "Инструментальная и вокальная музыка"
Урок по музыке для 5 класса соответствует ФГОС....
Урок в 5 классе по ФГОС "Инструментальная и вокальная музыка"
Урок соответствует ФГОС...
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Конспект урока музыки в 5 классе...
Технологическая карта "Новые жанры инструментальной и вокальной музыки"
Технологическая карта урока Предмет: МузыкаКласс: 5Тема урока: «Новые жанры инструментальной и вокальной музыки»...
Разработка урока в 5 классе по теме "Жанры инструментальной и вокальной музыки"
Урок в 5 классе "Жанры инструментальной и вокальной музыки"....
Конспект урока на тему «Мир Образов вокальной и инструментальной музыки»
Конспект урока на тему «Мир Образов вокальной и инструментальной музыки»...
Технологическая карта урока музыки "Жанры инструментальной и вокальной музыки"
Технологическая карта урока музыки " Жанры инструментальной и вокальной музыки" 5 класс...