Мелодика Италии в произведениях П.И. Чайковского
план-конспект урока по музыке на тему

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века". Тема урока "Мелодика Италии в произведениях П.И. Чайковского".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА

Класс: 4а, 4б

Дата: 23.11.17г.

Предмет: музыка

Тема урока 11: «Мелодика Италии в произведениях П.И. Чайковского»

Цель урока: познакомиться с произведением П.И Чайковского «Итальянское каприччио» и определить в нём итальянские мелодии.

Задачи:

образовательная:

- сформировать знания о характерных особенностях музыкальных произведений на итальянскую тематику П.И Чайковского;

развивающая:

-  в процессе исполнения и слушания музыки способствовать развитию творческих способностей, развивать в соответствии с музыкальным образом, умение слышать, понимать и чувствовать музыку;

воспитательная:

-  приобщать детей к музыке других народов, воспитывать на лучших образцах классической и мировой музыки.

Планируемые результаты

Предметные:

- наблюдение за использованием  музыки в жизни человека;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- развитие художественного вкуса и интереса к музыке разных народов мира;

- умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

- умение оценивать произведения разных видов искусства.

Метапредметные:

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

- проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости.

Тип урока:комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная

Дидактическое обеспечение урока:мультимедийная презентация

Оборудование, материально-техническое оснащение: компьютер, магнитофон, проектор, экран, учебник, тетрадь, карточки со средствами выразительности.

Виды деятельности учащихся: слушание музыки, пение, музыкально-пластическое движение.

Методы обучения: словесные, наглядные, мозговой штурм

Музыкальный материал:

П.И. Чайковский «Итальянская песенка» из цикла «Детский альбом»

«Санта Лючия» итальянская народная песня

П.И. Чайковский «Итальянское каприччио»

Тарантелла, итальянский народный танец

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1этап

Организационный  момент (1 минута)

Музыкальное приветствие.

Музыкальное  приветствие.

Коммуникативные:

приветствияс одноклассниками и учителем

2 этап

Мотивации к учебной деятельности. Проверка д/з

(5 минут)

- Дети, кто напомнит нам, что мы изучаем на уроках музыки в 4 классе?

- А как мы изучаем музыкальную культуру других народов во 2 четверти?

- С музыкой какого народа мы знакомились на прошлом уроке? Кто написал эту музыку?

- Вы узнали историю создания этого произведения? Расскажите.

- Назовите произведения А.Пушкина, в которых он описывал Кавказ, удивительную природу этого края?

- В чьём исполнении вы слушали романс «Не пой, красавица, при мне» С.Рахманинова?

- Как в музыке выражены восточные мотивы?

Вступают в диалог с учителем - дают ответы на поставленные вопросы.

Музыкальную культуру других народов.

Мы изучаем музыку мира через призму русских классиков.

На прошлом уроке мы знакомились с восточной музыкой, с музыкой Кавказа. Это было произведение русского поэта А.С. Пушкина и С.В. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне».

Вначале русский писатель Грибоедов, наиграл М.Глинке грузинскую мелодию. Композитору она очень понравилась, он к мелодии добавил скромный аккомпанемент. Наигрывая своё произведение, его услышал А.Пушкин и сочинил стихотворение. Это были воспоминания поэта о его пребывании на Северном Кавказе в 1820 году. Так появился романс на музыку М.Глинки и стихи А. Пушкина. На эти же стихи есть романс Н.А. Римского-Корсакова. Но самым оригинальным был романс С.Рахманинова.

«Путешествие в Арзрум», стихотворения, «Кавказская пленница», в рисунках.

Дмитрий Хворостовский, Галина Вишневская, Николай Гедда, Юрий Гуляев, Анна Нетребко.

Восточные мотивы выражены во вступлении и, в основном, в партии фортепиано. Это узорчатый орнаментальный мелодический оборот. Музыка романса схожа с восточной тем, что она звучит также мягко, нежно, тихо, утончённо.

Личностные:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

3 этап

Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока

(4 минуты)

- Спасибо за ответы. Ребята, если бы вы были композиторами и попали в другую страну, чем бы вы заинтересовались в первую очередь?

- Сейчас попробуйте, воспользовавшись подсказками, отгадать, в какую страну мы сегодня отправимся и с каким русским композитором.

- Как может звучать тема нашего урока?

Музыкальной культурой той страны, куда прибыл.

Дети читаю подсказки, развешенные на подвесках «Венеция», «Микеланджело»,

«Неаполитанская песенка», «Детский альбом», портрет П.Чайковского.

Называют страну – Италия и композитора. (Слайд 2)

Дети формулируют тему урока и цель (Слайд 2)

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, находить

выход из спорных ситуаций.Регулятивные:

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи, выдвигать версии решения проблемы.

4 этап

Открытие нового знания

(10 минут)

Вокально-хоровая работа

- Итак, тема сегодняшнего урока связана музыкой Италии и с творчеством русского композитора, который смог воплотить в свой музыке образы иной музыкальной культуры - итальянской.

-Маршрут нашего путешествия – Италия.

Эта удивительная страна расположена на юге Западной Европы. Италия всегда привлекала внимание многих людей, в том числе художников, композиторов, писателей. Почему? Потому что Италия стала колыбелью многих видов искусства – живопись, скульптура, архитектура.

Что касается музыки, то в средние века в Италии создавались первые певческие школы. Итальянский монах, музыкальный теоретик Гвидо де Ареццо в начале XIвека создает нотную запись, которой мы пользуемся до сих пор.

В эпоху Возрождения - XIII-XIV вв. в Италии собирается талантливейшие композиторы и музыканты-исполнители, возникают новые жанры музыки, предназначенные для домашнего исполнения: мадригал, качча, баллата. Это были песни, которые отличались ритмической подвижностью, обилием пассажей.

Широкое развитие в Италии получила инструментальная музыка. Основными инструментами были лютня, арфа, фидель, флейта, гобой, труба, органы различного типа.

В XVII веке в Италии появились такие музыкальные жанры как опера, балет.

В Италии возникло искусство прекрасного пения – belcanto.

А вот как увидели Италию русские художники. Откройте учебник на с. 58-59.

- И это не случайно. Венеция – город на воде. Чтобы добраться на противоположную сторону города или прибыть куда-либо, венецианцы перемещаются на лодках – гондолах. Гондольеры поют свои песни – баркароллы.

Одну из них я предлагаю вашему вниманию. Представьте, что вы сидите в гондоле, лодка бесшумно скользит по воде, а лодочник, управляя гондолой, услаждает ваш слух песней.

Послушаем итальянскую народную песню «Санта Лючия» в исполнении знаменитого итальянского певца Лобертино Лоретти и определим характер этой песни.

- Какие средства музыкальной выразительности создают такой характер?

- Давайте попробуем спеть эту мелодию на русском языке.

- В первой четверти мы уже знакомились с музыкой стран Западной Европы, в том числе и Италии. Ребята, помните, я вам говорила, что характер музыки очень тесно связан с особенностями географического положения страны? Чем южнее страна, тем зажигательнее музыка.

Вашему вниманию я предлагаю послушать итальянский народный танец «Тарантелла» и определить характер этого произведения?

- Какие средства музыкальной выразительности создают такой характер?

- Правильно. Таким образом, у нас появились особенности музыкального языка Италии.

Слушают рассказ учителя

(Слайд 3). Работа с учебником с. 58-60.

Дети рассматривают итальянские пейзажи и делают вывод, что Италия – это стран с живописными видами и архитектурой. На полотнах И.К. Айвазовского изображена водная гладь.

(Слайд 4). Дети записывают в тетрадь, что будут слушать. Затем слушают песню «Санта Лючия». По окончанию прослушивания определяют характер – мелодичный, ласковый, протяжный, покачивающийся

Умеренный темп, мажорный лад, трёхдольный размер

(Слайд 5-6). Разучивание и исполнение итальянской народной песни «Санта Лючия»

(Слайд 7). Дети записывают в тетрадь, что будут слушать. Слушают «Тарантелла» - ит. нар. танец и определяют характер.

Характер этого танца танцевальный, бодрый, зажигательный, яркий.

Быстрый темп, мажорный лад, чёткий ритм, трёхдольность.

(Слайд 8).Запись в тетрадь особенности музыки Италии:

- песенность

- танцевальность (трёхдольность, мажор)

- ритмичность

Регулятивные:

умение самостоятельно выдвигать версии решения проблемы.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций.

Познавательные:

умение  определять понятия, строить логическое умозаключение.

5 этап

Применение нового знания

(15 минут)

- Сегодня мы познакомимся с произведением П.И. Чайковского «Итальянское каприччио». Сам композитор был в Италии много раз, побывал в разных городах – Рим, Венеция, Неаполь, Генуя, Милан, Пиза, Турин, Сан-Ремо. Наслаждаясь красотами природы, знакомясь с великими творениями итальянских художников и зодчих, Чайковский обрёл душевное равновесие, столь необходимое для творческой работы.

- Работаем с учебником с. 61-63

- Итак, вашему вниманию представляется «Итальянское каприччио» П.И. Чайковского. Ваша задача в процессе слушания музыки услышать итальянские мелодии.

- По каким признакам мы определили, что это звучали итальянские мелодии?

- Какие инструменты помогли Чайковскому изобразить военный сигнал, плавную покачивающуюся мелодию и тему тарантеллы?

Работа с учебником с. 60, 62-63

Дети читают текст учебника на с. 61-63

(Слайд 9). Слушают  «Итальянское каприччио»  П. И. Чайковского (вступление и 2 темы).

За ярким фанфарным вступлением, которое имитировало военно-кавалерийский сигнал, зазвучала мягкая, плавная, чуть покачивающаяся мелодия. За ней появляется новая быстрая, темпераментная мелодия, танцевальная, задорная. Рождается образ бурного народного веселья, карнавальной праздничности.

Дети определяют инструменты симфонического оркестра.

Регулятивные:

выбирать  из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для достижения цели.

6 этап

Рефлексия

(5 минут)

Продолжить ответ по схеме:

Я сегодня узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Мне захотелось…

(Слайд 10)

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную  деятельность с учителем и сверстниками, формировать и отстаивать свое мнение.

7 этап

Итог урока

(5 минут)

Д/з 1 уровень: проработать материал урока по учебнику с. 58-63 и конспекту; 2 ур. – послушать в сети Интернет «Итальянское каприччио» П. Чайковского; 3 ур. – прочитать на сайте Belcanto.ru об истории создания «Итальянского каприччио» П. Чайковского.

Оценки.

(Слайд 11).

Дети записывают в дневники оценки.

Самооценка и оценка учителя за выполненное д/з, работу на уроке.


3. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Верно, сегодня на нашем уроке пойдёт разговор о музыке Италии. А что бы вам хотелось узнать об этой стране? Какие цели и задачи мы перед собой поставим?

Дети: Послушать итальянскую музыку, узнать, какая она бывает, чем отличается от музыки других народов.

Учитель: Запишите тему урока в тетрадь «Музыка Италии».

(Слайд 3)

4. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, рассмотрите репродукции итальянских пейзажей, что их объединяет?

Дети: На всех картинах изображена вода.

Учитель: Апенинский полуостров, на котором располагается Италия, омывается водами Средиземного моря. Много портовых городов, много рек и даже есть город, который построен на воде - это Венеция. В нем нет улиц, их заменяют многочисленные каналы. Вместо автомобилей – Длинные черные лодки – гондолы. Управляют ими гондольеры. Прямо в каналы открываются двери домов, к ступенькам которых привязаны лодки. Вот в таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов и рождались песни лодочников-гондольеров – баркаролы.

Запишем это понятие в тетрадь.

(Слайд 4 )

Барка-лодка; баркарола- песнь лодочника, песнь на воде.

Одну из них я предлагаю вашему вниманию. Представьте, что вы сидите в гондоле, лодка бесшумно скользит по воде, а лодочник, управляя гондолой, услаждает ваш слух песней.

(Звучит итальянская народная песня «Санта Лючия»).

Учитель: понравилась?

Дети: очень

Учитель: Прозвучала итальянская народная песня «Санта Лючия». Запишите её название у себя в тетради.

Мы с вами говорили, что в народных песнях, как в зеркале отражается человек. Его жизнь, его настроение, характер. Какие черты итальянского характера почувствовали в песне?

Дети: спокойствие, лиричность, мягкость и т. д.

Учитель: Какими линиями изобразили бы мелодию песни?

Дети: плавные, волнистые.

(Слайд 5)

Учитель: Посмотрите, даже мелодия этой баркаролы похожа на волны.

Учитель: Песню исполнил РобертиноЛоретти. Голос этого итальянского мальчика покорил слушателей всего мира в 50-е годы 20 века. В итальянском языке есть слово бельканто (Слайд 6), что означает прекрасное пение. Голос Р. Лоретти является ярким примером тому.

Мы сегодня на уроке разучим куплет этой замечательной песни на русском языке. Послушайте.

(Работа над разучиванием песни «Санта Лючия»)

Учитель: Давайте продолжим наше путешествие по Италии, послушайте музыку, чем же сейчас занимаются итальянцы? Какой жанр прозвучит? Какое настроение передаст?

(Слушание, танец «Тарантелла»)

Дети: Итальянцы танцуют весёлый танец, задорный, зажигательный, ритмичный.

Учитель: Правильно. Называется этот танец тарантелла. Запишите это новое слово в тетрадь.

(Слайд 7)

Кокой бы линией изобразили этот танец?

Дети: точки, яркие круги.

Учитель: Нарисуйте в тетради.

Какие движения исполняются в этом танце?

Дети: Быстрые, прыжками, красивые, изящные.

Учитель: давайте исполним этот танец:

Мальчики – руки за спину, движения ногами поочерёдно в лево в право,

Девочки – имитируют руками удары в бубен, выполняют прыжки.

(Исполнение танца под музыку)

Учитель: Молодцы! Теперь я вам предлагаю посмотреть, как исполняют этот танец профессионалы.

(Просмотр видеофрагмента, танец «Тарантелла»)

Учитель: Что увидели? Как был исполнен танец?

Дети: Очень красиво, все движения чёткие, одинаковые.

5.Обобщение и систематизация знаний и умений, связь их с новыми, ранее полученными и сформированными. 

Учитель: Итак, ребята, с какими жанрами итальянской музыки мы познакомились?

Дети: с баркаролой и тарантеллой.

(Слайд 8)

Учитель: Эти 2 жанра итальянской музыки очень точно передают сущность итальянского характера. Очень энергичные, горячие и стремительные, на первый взгляд, итальянцы в душе очень мягкие, романтичные и нежные.

Композиторы разных стран обращались и обращаются в своем творчестве к итальянской теме. Не являются исключением и русские композиторы. Михаил Иванович Глинка во время путешествия по Италии с интересом впитывал впечатления, связанные с музыкой, природой, бытом итальянцев; и не только записывал итальянские народные мелодии, но и сам пел и учился танцевать итальянские песни и танцы.

Сейчас в классе прозвучит одно из самых красивых «итальянских» сочинений Глинки. Полюбуйтесь музыкой и постарайтесь услышать: в жанре баркаролы или тарантеллы звучит сочинение. Что выражает?

( Звучит романс « Венецианская ночь»). (Слайд 9-10)

Дети: Эта музыка похожа на баркаролу. Она выражает нежное, спокойное, мечтательное настроение, нет стремительности, огня.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Мы прощаемся с Италией, но я надеюсь, что воспоминания об этой стране вы сохраните в памяти надолго.

Подведение итогов.

Что вы узнали об Италии? Что вам больше понравилось в нашем путешествии?

(Дети делятся впечатлениями). (Слайд 11)

У.- Нам надо было знать итальянский язык?

Д.- Нет. Нам помогла музыка, так как музыкальный язык не требует перевода.

У.- музыка только итальянская звучала на уроке?

Д.- Мы слушали музыку русских композиторов, которая рассказывала об Италии.

У.- Значит, в чём мы, ещё раз убедились? Есть границы у музыки?

Д.- Нет между музыкой разных народов, нет непереходимых границ.

У.- Мы прощаемся с Италией.

Домашнее задание: найти информацию, как появилось название танца «тарантелла».

Я благодарю вас за работу.

Рефлексия. Под какую музыку хотелось бы уйти с урока?

(Выходят под понравившуюся музыку)



Предварительный просмотр:

http://www.belcanto.ru/media/images/uploaded/tchaikovsky55.jpg

Pasta



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок музыки в 4 классе Программа: Начальная школа XXI века 2 четверть, урок 11 Учитель: Скоренок Татьяна Владимировна

Слайд 2

Моя цель: определить особенности звучания итальянской музыки и услышать их в произведении П. Чайковского «Итальянское каприччио». Мелодика Италии в произведениях П.И. Чайковского

Слайд 3

Географическое положение Италии

Слайд 4

Робертино Лоретти (1946 г.р.) Итальянский певец, стал «звездным ребенком» благодаря своему уникальному голосу.

Слайд 5

Лунным сиянием Море блистает. Попутный ветер Парус вздымает. Лодка моя легка, Вёсла большие, Санта Лючия, Санта Лючия. «Санта Лючия» Умеренный темп (Moderato ) Лунным сиянием Море блистает. Попутный ветер Парус вздымает. Лодка моя легка, Вёсла большие, Санта Лючия, Санта Лючия.

Слайд 6

Лунным сиянием Лодка моя легка, Море блистает. Вёсла большие, Попутный ветер Санта Лючия, Парус вздымает. Санта Лючия.

Слайд 7

итальянский народный танец в быстром темпе (размеры 3/8, 6/8, 12/8), живой и страстный по характеру. Тарантелла –

Слайд 8

- песенность, - танцевальность (трёхдольность, мажорный лад), - ритмичность. Особенности музыки Италии:

Слайд 9

Пётр Ильич Чайковский 1840-1893 г.г. «Итальянское каприччио», 1880 г. Каприччио – инструментальная пьеса, близкая к фантазии, нередко более виртуозная.

Слайд 10

Рефлексия Я сегодня узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Мне захотелось…

Слайд 11

Выполнить: 1 уровень - проработать материал урока по учебнику с. 58-63 и конспекту; 2 уровень – послушать в сети Интернет «Итальянское каприччио» П. Чайковского, прочитать на сайте Belcanto.ru об истории создания «Итальянского каприччио» П. Чайковского; 3 уровень – найти в творчестве П. Чайковского произведения, в которых он использовал итальянские мелодии. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы над произведениями П.И.Чайковского

Анализ методов фортепианного изложения произведений П.И.Чайковского на примере  пьес из  Детского альбома....

Художественные произведения «времена года» у русских художников пейзажистов и композитора Петра Ильича Чайковского

ЦЕЛИ познакомиться с творчеством художников – пейзажистов и  музыкальными произведениями «Времена года» П.И.ЧайковскогоЗадачиВнимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ...

конспект интегрированного занятия "Рисуем музыку" - "Образ Бабы-Яги в произведении П.И.Чайковского

Задачи деятельности:               1.     Познакомить детей с произведением П.И. Чайковского «Баба - Яга».2.    Обратить внимание детей...

Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом в произведении П.И.Чайковского «Старинная французская песня»

Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом  в произведении П.И.Чайковского  «Старинная французская песня»...

Конспект интегрированное НОД по произведению П.И. Чайковского «Баба Яга» для детей дошкольного возраста старшей группы

Предлагаю конспект занятия в старшей группе по произведению П.И. Чайковского "Баба-Яга" Материал предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей детского сада....

Романтизм в фортепианных произведениях П. И. Чайковского

Произведения романтического склада, как и произведения классического стиля, прочно входят в репертуар учащихся ДМШ. Исполнение романтической музыки имеет свои особенности, а следовательно, музыкантам ...