Особенности работы над произведениями П.И.Чайковского
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Анализ методов фортепианного изложения произведений П.И.Чайковского на примере  пьес из  Детского альбома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lena_otkrytyy_urok.doc243.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по специальности по классу фортепиано преподавателя Кузьмичёвой Е.В.

Тема урока: «Особенности работы над произведениями П.И.Чайковского»

Задача урока: Анализ методов фортепианного изложения произведений П.И.Чайковского на примере  пьес из  Детского альбома.

Программа урока:        

1.Болезнь куклы.

2.Полька.

3.Старинная французская песенка.

4.Итальянская песенка.

5.Немецкая песенка.

План урока:

 История создания Детского альбома.

1 .Болезнь куклы.

2.Форма пьесы.

а) Образное содержание.

б) Характер изложения.

в) Особенности мелодического рисунка.

г) Задачи и способы работы над фактурой.

2.Полька.

а) Форма пьесы.

б) Настроение.

в) Исполнительские приёмы.

г) Обозначение опорных звуков, фразировка.

д) Динамическое выстраивание.

3.Старинная французская песенка.

а) Форма пьесы

б) Характер

в) Особенность фразировки, кульминаций в мелодии.

г) Полифоническое изложение сопровождения.

д) Способы работы над полной фактурой.

4.Итальянская песенка.

а) Форма.

б) Образное восприятие.

в) Особенность акцентирования, фразирования мелодии.

г) Характерность вальсового аккомпанемента.

д) Правильность исполнительских приёмов как способ выражения настроения данной пьесы.

5.Немецкая песенка.

а) Форма пьесы.

б) Характер музыки.

в) Работа над  определением мотивов и фраз.

г) Расстановка опорных точек.

д) Характерная трудность аккомпанемента с отдалённым басом.

е) Объединение технических и звуковых задач в полной фактуре.

Ход урока:

1.Детский альбом был написан П.И.Чайковским в 1878г. и посвящён своему любимому племяннику Володе Давыдову. Живя в гостях у своей сестры в Каменке и часто, слушая игру любимца Володи, Пётр Ильич  поражался бедности репертуара для начинающих. Тогда-то и задумал  он создать альбом пьес для ребят. В детском альбоме есть о кукле – маленькая трилогия-«Болезнь куклы» «Похороны куклы» и «Новая кукла».

2. «Болезнь куклы»- медленная, с грустными интонациями музыка передаёт печальное настроение. Буд-то композитор рассказывает о больной девочке, которую очень жалко.

Форма пьесы двухчастная со своеобразной кодой. Фактура данной пьесы выражена в виде разложенных четырёх звучных аккордов. Но это  не мешает ребёнку услышать выразительную мелодию, имеющую всегда нисходящее движение. Это и множество секундовых интонаций придаёт мелодии ещё больший печальный колорит, привносит чувство тревоги и неопределённости. Трудность исполнения, например, отдельно мелодических ноток в том, чтобы суметь продолжить мелодическую линию через паузы, то есть заставить слух ребёнка играть мелодию так, как  будто пауз нет. При соединении правой руки  с левой обратить внимание ученика на частую ошибку в практике - игра по такту. Этого не  должно произойти. Как способ работы над этой трудностью, можно предложить поиграть отдельно басовую линию, выписанную половинками, хорошим глубоким звуком на легато, а затем и в сочетании с мелодическими нотками. Чтобы ребёнок услышал своеобразный диалог двух голосов.

Как в любой речи, так и в музыкальной, нужно  правильно определить наиболее яркие, а также время дыхания. С этим будет связана и динамическая речь.

Если учащийся владеет всей фактурой, то уже можно присоединить педаль. Было бы целесообразно применять  прямую педаль на первую долю каждого такта . Применение педали можно начать  играя только сопровождение.

В «Детском альбоме» представлены любимые танцы молодёжи того времени.

3. «Полька»- беззаботно весёлый танец.

Форма этой пьесы трёхчастная, с расширенной средней частью и сокращённой до первого предложения третьей части.

В связи с характером этого танца основной приём игры здесь лёгкое, изящное, но цепкое стаккато . Такого стаккато нужно неустанно добиваться. Иначе полька приобретёт грузный тяжеловесный оттенок.

Особенность фразировки заключается  в том,  что фраза делится на четыре по тактовых мотива, в каждой из которых есть своя маленькая опорная точка на второй доле, как бы четыре звена. Их нужно так сложить, чтобы получилась длинная линия-«цепочка» на к третьему такту, в четвёртом такте.

В этом  поможет хроматический ход басовой линии, как бы усилить тяготение к кульминации первой и других фраз. Есть смысл поиграть мелодию с басовой линией без аккордов, т.е. объединить в этой задаче усилия двух голосов. В средней части голоса поменялись местами. Мелодия переместилась в более низкий регистр, поэтому указанное необходимо точно выполнять. Смена регистра, динамика придаёт музыке средней части шуточно-серьёзные, «ворчливый» характер. Также уделить внимание интересной, необычной и гибкой динамике.

В альбоме звучат мелодии и других стран, которые Чайковский записал во время своих поездок за границу.

4.Песня, которую Чайковский записал во Флоренции от мальчика, игравшего на гитаре, вошла в «Детский альбом» под  названием «Итальянская песенка». Образное восприятие этой песенки связано с солнечной, тёплой Италией, атмосферой весёлого праздничного карнавала.

Приступая к изучению, целесообразно начать с мелодии. Здесь очень сложная расстановка лиг, переменчивость сильных долей, синхронирование - особенно в  первой части песенки, или в первом периоде. Всё это придаёт мелодии воздушный, неуловимый и очень изящный колорит.

Во 2 партии пьесы представляют трудность такты, выписанные                           Их нужно сыграть легко, беззаботно - весело, как «солнечные зайчики». Добиваться не точечного «постукивания», а музыкально-гибкого исполнения. Представить - как, т.е. мысленно объединить.

Сопровождение мелодии решено в виде вальсового аккомпанемента, а для такого сопровождения характерна сильная доля и лёгкие-2 и 3 доли. Так и слышатся струны гитары.

5.Старинная французская песенка.

Звучит задумчивая, нежно-печальная мелодия. Таковой характер подсказывает, вернее, указывает на  глубокий, с хорошей опорой, певучий звук и на умение слушать и слышать длинный и витиеватый «узор» мелодической линии. Очень важно обратить внимание ученика на то, чтобы в мелодии не означали остановки «для отдыха», а являлись почвой для рождения нового звука, как появление нового листочка на стебле.

Мелодия как бы кружит на одном месте, опевая звук «ре». Желательно, исключить монотонность и однообразие этого опевания, придавая ему направленность движения к кульминационному звуку «ля» в 7м и аналогичном 14м тактах.

О сопровождении тоже стоит поговорить отдельно. Здесь Чайковским применены полифонические приёмы, а именно, двухголосие. Поэтому будет оправданным такой способ работы - разделение голосов на два самостоятельных: нижний- тонический органный пункт, средний - более гибкий и выразительный. Также очень полезен способ варьирования сочетания голосов - бас с мелодией, мелодия со средним голосом. Ребёнку на первоначальном этапе изучения будет проще услышать переплетение сначала двух «собеседников» и не составит труда, затем присоединить и третьего.

Средняя часть несколько иного характера. Хотя мелодия не меняет своей сути, но другой характер сопровождения окрашивает её в тревожные оттенки. Это стаккато в левой руке и настойчивое восхождение мелодии должно привести

всё развитие к яркой кульминации всей пьесы в 22 такте, после которой наступает успокоение, возвращение к прежнему состоянию - это нисходящее движение мелодии, стройные и строгие гармонии в левой руке, вместо стаккатированных восьмых.

Заключительное предложение ставит перед учеником те же звуковые и исполнительские задачи, что и в начальном.

6. «Немецкая песенка» - озорная, с подпрыгивающей мелодией, похожая на старинный и популярный  в Германии и Австрии танец - лендлер. Форма песенки трёхчастная, с сокращённой до одного предложения третьей части. Работая над мелодией песенки нужно с учеником оговорить мотивное строение фраз. Каждая фраза состоит из мотивов и в каждом из них есть довольно яркая, выпуклая сильная доля, которая совпадает с сильным временем в аккомпанементе. Поэтому в мелодии ярко выраженная сильная доля на «раз», а «два, три» - намного мягче. Внутри мотива происходит своё динамическое развитие, как бы маленькие динамические волны. Это показано на примере.

Аккомпанемент, сам по себе, не заключает в себе каких-то сложных технических задач, кроме одной точного попадания в аккорд от отдаленного баса. При охвате всей фактуры учащемуся нужно постараться объединить в исполнении и сохранить задорность мелодии и яркость, пышность аккомпонимента.

Познакомившись с пьесами «Детского альбома» можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время.

П.И.Чайковский достиг своей цели в обогащении репертуара для начинающих. Мелодичные, запоминающиеся пьесы близки и понятны каждому ребенку. Нет такого человека, который бы не слышал или не исполнял этих милых пьес из знаменитого «Детского альбома».  

           

Открытый урок по специальности в классе фортепиано Кузьмичёвой Е.В.

Тема: « Навыки исполнения пунктирного ритма в произведениях младших классов».

Задача урока: развить и углубить навыки ритма на примере работы над пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Цель урока: чтобы учащаяся в исполнении ориентировалась в сложных метрических группах.

Программа урока:

1.Гамма Ре мажор

2. «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского

3. «Мазурка» П.И.Чайковского

4. Муз. В.Соловьёва-Седого «Стой, кто идет»

 План урока:

1.а) Беседа о музыке.

б) о трёх китах в музыке: песня, танец, марш.

2.О « Детском альбоме» П.И. Чайковского в фортепианном классе ДШИ.

3.Понятие пунктирный ритм.

4.Значение слов в ритмическом материале в работе с учащейся.

5.Что такое а) песня; б) марш; в) мазурка.

6.Цели, поставленные перед изучением произведений.

7.Примерный план работы над пьесой.

8. «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.

9. «Мазурка» П.И.Чайковского.

10. Муз. Соловьёва - Седого, сл. Погореловского «Стой, кто идёт?».

11.Вывод.

Ход урока:

1.а) Как и все другие виды искусства, музыка выражает то, чем живут люди. Это - часть самой жизни, могущественное средство общения людей. Музыка воссоздаёт действительность в чувствах человека. Печаль и радость, веселье и мечтательность, грусть и тревогу, гнев и счастье - всё это выражают звуки музыки.

б) Музыка построена на трёх китах: это песня, танец, марш.

2. «Детский альбом» был написан Петром Ильичом Чайковским в 1878 году и посвящён любимому племяннику Володе Давыдову: живя в гостях у своей любимой сестры в Каменке и часто слушая игру любимца Володи, Пётр Ильич поражался бедности репертуара для начинающих. Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для ребят.

«Детский альбом» занимает особое место в фортепианном творчестве композитора, как по своей тематике, так и по особенностям фортепианного изложения.

Здесь 24 маленькие пьесы, они не связаны единой тематикой. Но, по ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. Мелодично, легко запоминающиеся пьесы близки и понятны каждому ребёнку.

3.Сочетание длительностей - восьмая с точкой и шестнадцатая называется пунктирным ритмом. Ритмическая фигура пунктирного ритма:                      

 Ритм - это пульс музыки, одно из её основных выразительных средств. Выразительность ритма связана с движением различного характера. Именно по ритму мы легко отмечаем, например, мазурку от вальса. Для ритма мазурки характерно дробление первой доли, в вальсе же на тяжёлую долю приходится обычно долгий звук. Пунктирный ритм обычно характеризует жанр марша. а) по спокойному мерному  «ритму качания» можно узнать баркаролу;                                        

б) Метр неразрывен с ритмом. Двухдольный метр связан с движением шага, с чётким размеренным членением, трёхдольный - с большей плавностью, закруглённостью движений.

Пунктирный ритм - чередование относительно долгого звука и в 3 раза более короткого, что обозначается следующим образом: или и.т.д. Это название происходит от латинского - точка, т.к. более долгий звук изображается нотой с точкой, увеличивающей его длительность наполовину. Пунктирный ритм с его напористым характером воспринимается как воплощение настойчивости, устремлённости, он часто применяется в революционных песнях, маршах. Например, «Смело, товарищи в ногу».

4.Послушав любую песню, беседу можно начать с вопроса: что получилось бы с песней, если бы не было слов, на которые она поётся. И могла бы тогда эта песня  вообще появиться на свет. Останется ли песня. Если у неё отнять слова. Можно ли будет её после этого петь. Как она будет звучать. Мелодия, которая поётся голосом без слов называется вокализами. Связь музыки  со словом (литературой) не только обогащает и музыку, и литературу, но даёт более полное представление о жизни. Например, «Гайдар шагает впереди», «По долинам и по взгорьям».

5. а) Песня – жанр вокальной музыки, широко распространён в народном музыкальном творчестве. Песни бывают авторские, массовые , народные, революционные.

б) Марш- пьеса в чётком ритме для сопровождения военных походов, демонстраций, различных шествий. Слово «марш» происходит от французского               - ходьба. Волевая, энергичная ритмика маршей воодушевляет, организует массы. Марши пишутся в размере     . Например: «Марсельеза», «Варшавянка», «Интернационал».

в) Танец - это музыка, предназначенная для сопровождения танцев. Это лёгкая музыка, которая сопровождает бытовые или бальные танцы. Она тесно связана с бытом, поэтому чутко реагирует на веяния времени и моды.

Мазурка - польский народный танец (название происходит от слова «мазуры»- так называют жителей Мазовии). Темп мазурки бывает различным – от умеренного до очень быстрого; размер      , ритм острый и чёткий, характерные фигуры:                  или                  .

В мазурке сочетаются лёгкое изящество.Характерны эффектные пристукивания каблуками в пунктирных ритмических фигурах.

6.Работая над каждой пьесой с учеником, следует тщательно объяснить ему цель данного задания, рассказать, как построена пьеса по форме, каков общий характер звуковых образов. Цели могут быть такими: уделять внимание живому и в то же время строго ритмическому движению музыки; допевать мысленно длительности; ритмически соотносить длительности между собой; формировать ритмические представления для того, чтобы они сливались с характером звучания.

В процессе работы учащаяся постепенно запоминает строение пьесы, детали текста, аппликатуру, штрихи, динамические оттенки.

а) разнообразный текст пьесы лучше учить по небольшим фразам, запоминая их попутно на память.

б) полезно проигрывать текст отдельно каждой рукой, особое внимание, уделяя наиболее трудным местам.

в) важно добиваться нужного качества звучания, развивая у ученика умение, вслушиваться в отдельные голоса, составляющие музыкальную ткань произведения.

г) выученную пьесу следует в дальнейшем играть в характере.

7.А.Предварительная работа.

1.Ритм.

1.Темп.

2.По размеру определить метр, представить себе его мерную пульсацию в указанном темпе.

3.Следя по нотам, определить опорные метрические точки, т.е. основные доли каждого такта.

4.Представить себе ритм пьесы, уметь его прохлопать.

2.Фактура.

1.Мелодияи и  аккомпанемент (бас, аккорды).

3.Тональность.

1.Определить по ключевым знакам пару возможных тональностей (хотя бы одной рукой в одну или две октавы).

2.Постараться точно определить тональность в последнем созвучии, нижняя нота - обычно тоника.

а)Проинтонировать мелодию, помогая себе игрой (аппликатура произвольная). Допустимо играть двумя руками ноты, написанные для одной.

б)Динамический план, выразительность, фразировка, возможные отступления от темпа. Эту работу делать не играя, а просматривая ноты.

8.Отчеканивает шаг в  забавном марше игрушечное войско - «марш деревянных солдатиков». Марш написан в умеренном темпе, в двухдольном размере. Пьеса изложена по фактуре гармонического склада. Много аккордов в левой руке. Тональность Ре мажор, написана в простой трёхчастной форме. Много альтерированных звуков: это5 диезов, 5бекаров. Средняя часть написана в одноимённом ре миноре. Это7 повышенная - соль диез и си бемоль. Много пауз ( в каждом такте) -              , которые придают чёткость ритму.

9.Мазурка. При изучении пьесы м для  овладения ритмической структурой можно поставить ноты на пюпитр и продирижировать вещь от начала до конца.

Эта работа даёт умение ученику слышать музыку внутренним слухом. Если ритмическая фигура              трудна в подвижном темпе, можно прибегнуть к методу преувеличения, остановиться побольше на 1ой доле, как бы сделать на ней маленькую фермату                    а, также по нескольку раз проигрывать ровно, чтобы осознать лучше трёхдольность фигуры:              . Например, большую пользу для овладения ритмом учащиеся могут извлечь из слов, названий мест, городов: Амстердам, Дзин-тари, Бол-дури, Ду-бултыб; доблестный, чёрненький, маленький и.т.д.

Дождь, отстань, перестань

Не стучи, замолчи.

Кокетливая мазурка была любимым танцем молодёжи того времени. Народная мазурка- с весёлой, задорной, резко акцентированной мелодией в трёхдольном размере - это парный танец, в котором нет заранее придуманных движений. Её импровизируют партнёры. В шляхетской, дворянской мазурке больше блеска, её «па» как бы символизирует военную удаль.  

В XIX в. Мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев. Написана в простой 3х частной форме.

10. Вывод. Итак, ритм - распределение звуков во времени. Для каждой эпохи, исторического периода характерен определённый музыкальный ритм. Элементами, образующими, чувство ритма являются 1) темп; 2) акцент; 3) соотношение длительностей во времени. Ученик осознаёт характер движения музыки лишь с той поры, как он расслышит биение ритмического пульса произведения, поймёт ритмическую фразу, период. Полезны простукивания- похлопывания метроритмических структур, например, рукой можно отбивать счёт, а мелодию напевать.

Таким образом, изучение пьес с различным сложным ритмом, ритмической гармонией необходимы, для того чтобы ощущать строгость, согласованность,  дисциплину, гармонию, уверенность и властность.

Музыкальные примеры:

1.Муз. Л.Бетховена, сл.М. Павловой Менуэт

2.Революционная песня «Варшавянка»

3.И. Дунаевский «Весёлый ветер».

4.Муз. Соловьёва - Седого, сл. С.Погореловского «

Стой, кто идёт?»

5.П.И.Чайковский Мазурка.

6.П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

7.Р.Шуман Солдатский марш.

Начальный период обучения.

1.Определение музыкальных способностей.

2.Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия вначале развития обучения.

Для того,  чтобы успешно развивались музыкальные способности, надо составить о них достаточно  полное суждение. Особенно это трудно сделать в отношении не играющих детей. Чаще всего не с такой подготовкой с детьми приходится сталкиваться во время приёма в школу. В каких же случаях приходится сталкиваться? Было бы ошибочно ограничиться тем, чтобы заставить ребёнка повторить несколько нот. Взятых на инструменте или ритмический рисунок, оторванный от музыки, т.е. звуковысокого значения. Правильное и выразительное пение песен служит достаточным свидетельством того, что у ребёнка есть музыкальные данные. Пение обнаруживает слух и ритм чувства, а главное- это исполнительский процесс, в котором уже проявляются все способности поющего в действии. Для уточнения представления о слухе и ритме. Можно предложить дополнительное задание на воспроизведение голосом отдельных интервалов. Небольших мелодических отрезков. Музыкальные отрезки нужно брать из знакомых ребёнку песенок, которые были бы яркие по музыкальности и непременно исполнять их, а не выстукивать.

Если ребёнок старается исполнить те же оттенки, что и педагог - это подчёркивает его точное восприятие слухом выразительности музыки. Не все дети одинаково владеют своим голосом и если ребёнок фальшивит, очень важно выяснить слышит ли он, что поёт неверно. Полезно мысленно пропеть тот отрезок, отстукивая при этом ритмический рисунок. Если ему это не удаётся, то пусть он поёт, а вы отстукиваете. О способности играющих детей можно судить по их исполнению пьес, по подбору музыкальных отрезков и транспонированию. 2.Начальное обучение - едва ли не самый ответственный и трудный этап в работе педагога. Это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. Педагог должен обладать не только чуткостью, выдержкой, но и глубокими методическими знаниями. На первых уроках нельзя сразу обучать «ремеслу». Маленький ученик пришёл в класс, для него музыка- это любимая песня, музыкальная сказка и с первого же урока: ноты, длительности, аппликатура, упражнения, необходимые для постановки руки - так много нового и непонятного ученику, а главное ему неясно, где же музыка? Занятия становятся мучительными, и в этот период может возникнуть страх и просто нежелание заниматься музыкой.

Огромное место в процессе обучения имеет организация урока. Урок не должен быть нагромождённым. Давая задание, педагог должен усвоить насколько ученик сможет укрепить материал. Важно добиваться точного исполнения, всех рекомендаций педагога. В начальный период обучения важно чередовать порядок, виды заданий, их количество и время на проведение количества из них. Задания по мере усвоения исключаются и добавляются новые.

Задания эти таковы:

1) слушание музыки, определение её характера, жанра: марш, песня; содержание придумать какую-нибудь подтекстовку. На первом этапе обучения слово  приближает ученика к музыке, поясняя, раскрывая его содержание. Проиграв пьесу, важно спросить у ученика, что в ней происходит, каков характер пьесы, может  он придумает текст к каким-нибудь темам. Но не надо подсказывать ученику, навязав ему своё мнение, важно, чтобы он сам рассказал своё впечатление.

Педагогу нужно незаметно направлять мысли ребёнка, т. е. это может быть какое-нибудь слово, штрих. Иногда бывает застенчивость. Важно «раскрепостить» ученика, выражать словами музыку- это очень полезно. Это полезно  сказывается на исполнении. Оно становится живым. Словами не выразишь музыку, но тот кто ярко её чувствует, всегда найдёт и словесное выражение тому, что слышит.

2) Проверка запоминания слышна в ранней музыке. Что же даёт нам этот вид задания? Он позволяет проверить музыкальную память ученика.

3) Воспитание чувства ритма. Этот процесс неотделим от общего музыкального развития. Ученик должен учиться маршировать, улавливая игру темпа, приравниваясь к нему. Полезны образные ассоциации: целая нота- шаг медленный - «так ходят старики»; половинная - несколько живее-«ходят важно по мнению ученика»; четвертная- бодрый шаг- «так маршируют пионеры»; восьмая- ускоренное движение - «бегут октябрята»;

4) Воспроизведение голосом звуков мотива. Практика показывает, что ученики воспризводят звуки лучше, чем мотивы. Иногда ученик не может петь не потому, что не может, а потому, что регистр, диапозон не удобен, т.е. надо попробовать несколько нот по высоте.

5) О сознании понятия относительной высоты звука: «выше - ниже».

6) Знакомство с интервалами. Чистая кварта используется в маршах. Терции, сексты - в пьесах спокойного характера, малые секунды в конце произведения, мягкое окончание.

7) Знакомство с ладом: мажор, минор.

8) Умение найти услышанный звук на клавиатуре. Здесь надо запомнить существенное дополнение. Важно, чтобы он пропел эту ноту на слух, а затем, чтобы нашёл на указанном отрезке клавиатуры.

9) Определение количества звуков, взятых одновременно – хороший приём, который говорит о слухе ученика. Постепенно увеличивая количество звуков. Например, прима - большая септима, один звук - три звука.

10) Подбор по слуху и транспонирование чаще всего применяется  к ученикам, которые хоть немного играют. Надо выбирать короткие песни, учитывая при этом, что интервалы малая секунда, большая секунда труднее воспроизводятся, чем более широкие:  ч 4. Сначала ученик должен спеть то, что он должен подбирать. Подбор- это на первом этапе, на втором - транпонирование более сложный этап.

11) Подбор окончания мелодии. Ученику играется музыкальный отрезок и предлагаться присочинить несколько заключительных звуков. На следующем этапе задание усложняется. Педагог играет несколько звуков – «вопрос», ученик ему – «отвечает».

12) Освоение музыкальной грамоты. Если, объясняя ноты на клавиатуре ограничиться их перечислением подряд нельзя. Ученики привыкнут отсчитывать их. Чаще всего от ноты «до». Все ноты сразу объяснять не надо. Сначала ученик должен усвоить их по их местоположению, т. е. «на линейках и между линейками». При переходе пользуются системой 11 линеек. Нота «до» является связующим звуком от скрипичного ключа к нотам басовым.

13) О постановке руки. Согласно современной методике, постановка руки начинается с извлечения одного звука и последующей игры на нон легато. Работая  над извлечением звука, следует заставлять ученика «погрузить палец в клавишу, слушать звук до его полного исчезновения.

14) Знакомство со штрихами. Надо подвести ученика  к пониманию важности, без них как и без динамических оттенков невозможно раскрыть содержание пьесы.

15) Игра в ансамбле повышает интерес ребёнка к занятиям.

16) Воспитание навыков самостоятельной работы с первых же уроков. В первую очередь иногда педагог не замечает, что даёт ученику готовые рецепты.

17) Самостоятельный подбор новой пьесы. Правильно выполненное задание нужно поощрять.

18) Выбор программы. Нередко педагоги музыкальных школ завышают программу всем учащимся, не беря во внимание тот факт, что многие из учеников получают лишь общее музыкальное развитие. Есть немало одарённых учеников, которым можно в отдельных случаях  включать в программу более сложные произведения. Но это должно достигаться не «дрессировкой», а планомерным и умело музыкальным и техническим воспитанием ученика.

Систематическое завышение программы приводит к неряшливости исполнения, к снижению требовательности. Фактическое обучение такого ученика сводится к тому, что он лишь вызубривает программу и, оканчивая школу, ученик оказывается совершенно беспомощным. Он не умеет, не читать с листа, не разобрать  правильно новую пьесу. Поэтому, ориентируясь на реальные данные ученика, человек должен проявлять большую гибкость в выборе программы.      

2.Начальное обучение.

1.Музыкальное развитие ученика.

2.Знакомство с инструментом.

3.Основные принципы звукоизвлечения.

4.Обучение нотной грамоте.

5. Подбирание песен.

6. «Разбор» и «чтение с листа».

1) Наша методика развивает лучшие традиции передовых мастеров пианизма. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на материале доступном и интересном для ребёнка. Сначала следует выбирать песенки самые простые: «На зелёном лугу», «Жили у бабуси» и.т.д. Разучивать песни надо со словами. Благодаря этому у ребёнка повышается интерес к занятиям. А главное ему станет более ясным музыкальный смысл песен (естественно, что текст должен быть подходящим для детей). В процессе разучивания песен надо постепенно приучать детей к осмысливанию исполняемой музыки, обращая на их внимание, на направление движущейся мелодии, на её характер, (движение мелодии плавное или скачкообразное на повторении одного и того же материала).

2) Знакомство с инструментом и посадка. Наряду с разучиванием песенок, знакомство с инструментом и посадкой на самом раннем этапе обучения является основой воспитания ученика. Надо в общих чертах рассказать об устройстве фортепиано, что всегда интересует детей, показать клавиатуру и характер звучания низкого, среднего и высокого регистров, играя на инструменте подходящие пьески и предлагая ученику самому попробовать и послушать звуки различной высоты. При этом следует разъяснить, что означает понятие «выше и ниже». На первых же уроках ученик выучивает названия звуков:  до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ориентиром для нахождения их служат чёрные клавиши, группирующиеся по 2, 3. Желательно, чтобы при помощи последних черных клавиш ученик научился находить белые клавиши сразу без предварительного отсчитывания от ноты «до» как это бывает.

Перед тем, как учить детей игре, их надо правильно посадить за инструмент - удобно, свободно. Важно обратить внимание на то, чтобы ребёнок не суетился и не сидел напряжённым, чтобы во время игры он не приподнимал плечи. Локти не следует прижимать к туловищу, невыворачивать в стороны. Посадка должна находиться в поле внимания педагога.

3) Основные принципы звукоизвлечения. В первые же дни занятий, педагог должен вести подготовку к игровым движениям. Играющий на фортепиано должен быть собран и в то же время свободен. Даже незначительное напряжение пальцев действует на психику играющего. Педагог должен внимательно следить за посадкой, мимикой и предупреждать  малейшие зажатия ученика.

Стул у ученика должен быть устойчивым, логти на уровне клавиатуры, под ногами у маленьких детей- скамеечка. Одним из основных требований игры на фортепиано является выработка хорошего туше. Певучесть звучания достигается на фортепиано особым способом удара, вернее нажима клавиши.

Так Тальберг утверждал, что певучий звук извлекается не путём жесткого удара по клавишам, а посредством близкого нажатия и, главное, вдавливания их.

Антон Рубинштейн: «нужно как бы месить клавиатуру, обжимать её рукой, состоящей словно из одного «мяса» и «бархатных» пальцев, клавиш, в этом случае должен быть скорее ощупываемыми, чем ударяемыми».

Иосиф Левин: «… удар - толчок губителен для хорошего звука».

Рука должна быть освобождена от всякой скованности, в особенности это относится к запястью.

Ладонь должна находиться под нажимаемой клавишей (или на линии к этому положению), а не сбоку от неё. Этим в значительной мере определяется и характер движения руки при переходе с клавиши на клавишу.

Пальцы нужно держать по возможности собранными вместе, а не растопыренными, в частности не следует допускать чрезмерного отведения большого пальца. Закруглённость пальцев должна быть минимальной, их «дуги» - возможны более пологими, чтобы точка соприкосновения с клавишей и весь упор приходились не на кончик пальца, а на «подушечку».

Мартенсон: «…подушечка пальца обладает решающей важностью для настоящей игры, подушечка пальца - гортань пианиста». Однако в концах пальцев необходима крепость, цепкость, «длинные» пальцы не пригодны не только для пассажей, но и для кантилен, не только для форте, но и для пиано.

Организация руки начинается со способа игры на нон легато 3-им пальцем:

1)ученик сидит за фортепиано собранно, плечи свободны, пальцы находятся в естественном положении свободные, рука свободно и медленно поднимается до клавиатуры и выше;

2)рука свободно опускается, пальцы принимают более округлую форму. Чтобы объяснить зажатость руки педагог играет тремя способами: 1) напряжённой рукой и жёсткими пальцами - (звук получается резким);

2)тяжёлой рукой, расслабленными пальцами -( звук слабый);

3)опираясь на кончик пальца.

Опора руки - играющие пальцы, не играющие пальцы должны быть свободны, находиться на соседних клавишах, естественно закруглены. Ученик берёт звук, вслушивается в него, затем поднимает запястье и всю руку опускает на колени. Упражнение на нон легато начинается с 3го пальца, затем на 2ом и 4ом. Для освобождения руки применяются упражнения на полётность руки, т. е. взятие одного звука и перенос его на октаву вверх и вниз. Нужно включать в занятия игру двойных нот - 1ый и 5ый палец.

Когда усвоен прием на non legato вводится прием legato. Один из требований русской классической школы является выработка певучего звука, при этом рука свободная, собранная при активных пальцах. После взятия звука. Рука находится в состоянии эластичной опорности, т. е. повисает на пальце, кончики при этом ощущают энергию всей руки. Какое бы ни было «р» надо всегда ощущать дно клавиатуры и, что очень важно играть без толчка. Концы пальцев при игре legato мягкие плавные и с большой устойчивостью переступают по дну клавиши.

С первых же уроков надо приучать ученика слышать музыку мотивами, фразами и находить кульминационную точку. Упражнение на legato начинаются с игры по секундам с 3-го на 2-ой; 3-ий на 4-ый, а потом 2-ой и 3-ий пальцы.

Усвоив приемы игры на non legato, legato,можно приучать играть на staccato. Дети легко понимают этот прием, если привести пример игры в мяч. Надо объяснить при этом, что играть надо не ладонью, а пальцами. При игре staccato  следует обратить внимание на единую линию звучания.

Алексеев: … способы воспитания звука:  сначала самим извлечь несколько звуков (в частности 3им пальцем в 3ем регистре) и предложить ребёнку внимательно их послушать до затухания. После этого попросить его сыграть те же звуки певучим, не говоря пока не о каких приёмах игры.

Конечно, ученик с этой задачей не справится. Важно, однако, чтобы он услышал, чем отличаются извлечённые им звуки от звуков  ему показанных и постарался достичь требуемого результата. Педагог подскажет  необходимые двигательные приёмы, которые необходимы для извлечения хорошего звука.

4)О нотной грамоте. Направляющий период занимает около 2х недель. Затем приступают к изучению нотной грамоты. Надо объяснить детям, что каждый мотив состоит из звуков, а звуки обозначаются нотами. Слушая самые простые песенки,  дети узнают основные свойства звука. Его высоту и длительность. Педагог играет песенку: «Жили у бабуси», затем повторяет её и  предлагает сказать слово «долгий», если ученик слышит долгий звук.

Метр и размер дети воспринимают через слуховое восприятие. Педагог объясняет, что есть сильные и слабые доли, играет на две четверти и три четверти как контрастные между собой, делая ударение, на сильные доли.

При знакомстве с паузами важно, чтобы ученик слушал её.

5)Подбор песен. Когда ребёнок начнёт овладевать извлечением отдельных звуков, полученный навык надо применять к разучиванию по слуху песенок. Для детей с неразвитым слухом эта задача подбирания будет нелёгкой. Чтобы её облегчить, полезно приучать ребёнка брать искомый звук и вслушиваться, лежит ли он ниже или выше исходного. На первых уроках педагог может в трудных местах помочь ученику найти нужные звуки на фортепиано. Каковы бы ни были затруднения при подбирании,  отказываться от него нецелесообразно, т.к. оно является отличным средством для развития внутреннего звука, свободной ориентировки на клавиатуре. Подборы песенки полезно транспонировать в одной, двух тональностях. Подбирание песен, так же как и извлечение отдельных звуков надо производить поочерёдно левой, правой рукой, с тем, чтобы обе руки развивались равномерно. Полезно так же чередовать руки во время одной и той же попевки, либо передавая нижние звуки левой руке, а верхние - правой.

6) «Разбор и чтение нот с листа». При чтении с листа исполнитель стремится, прежде всего, охватить сочинение в целом,  поэтому обращает внимание на самое существенное. Некоторые детали, второстепенные голоса, некоторые звуки в аккордах - могут оставаться в не поле внимания. При «чтении с листа» надо стремится сыграть произведение до конца в темпе, близком настоящему. Уже в конце первого года обучения необходимо включать произведения для чтения с листа на уроке.  

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.

ПЛАН.

1.ВВЕДЕНИЕ.

2.ТРИ ПРИЗНАКА МУЗЫКАЛЬНОСТИ.

3.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

5.ЛИТЕРАТУРА.

Значение музыки как вида искусства.

Музыка с огромной силой воздействует на духовный мир человека. Она  имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ - это выливается в торжественные и радостные звуки музыки, поёт солдат в походе- песне придаёт особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.

 Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей школьников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать прекрасное и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную роль, надо развивать у ребёнка общую музыкальность. Каковы же признаки общей музыкальности?

 Первый признак музыкальности - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъём, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить.

  Второй признак музыкальности- способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарно-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т. д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т. д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов ( ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный-припев. Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

 С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

  Музыка - средство формирования морального облика ребёнка. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас сильным, чем уговоры и указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально- образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.

  Песни о Родине пробуждают чувство любви к нашей Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения школьника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на фортепиано, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её.

 Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы, обшей культуры будущего человека.

 Музыка - средство активизации умственных способностей. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как прозвучало произведение, ребёнок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.

Важным разделом эстетического воспитания является музыкальное образование, которому в нашей стране уделяется большое внимание.

Дать учащимся общее музыкальное развитие, приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки, а также произведений советских композиторов; воспитать активных участников художественной самодеятельности - пропагандистов музыкально- эстетических знаний.

Школа обязана выявить и развить творческие задатки детей, обучить игре на музыкальных инструментах и привить им комплекс важнейших практических навыков (игра по слуху, транспонирование, чтение с листа, игра в ансамблях, умение аккомпанировать лёгкие партии).

 Одновременно с этим школа призвана подготавливать наиболее одарённых учащихся для поступления в музыкальное или культурно-просветительное училище.

 Урок в классе по специальности является основной формой учебной и воспитательной работы.

 Форма индивидуальных занятий в специальном классе создаёт педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребёнка. Школа обязана дать учащимся соответствующую подготовку и профессиональную ориентацию. Музыкальные способности и  в особенности профессиональные данные выявляются постепенно, в процессе обучения.

  Главная цель начального образования - воспитание любви к музыке, любознательности, стремления к самостоятельному изучению музыкального наследия.

  Освоение элементов музыкальной грамоты, развитие слуха и пианистического аппарата, навыков самостоятельной и творческой работы с первых же занятий музыкой - основа воспитания как музыканта-профессионала, так и любителя.

  Учебно-воспитательная работа фортепианного класса включает в себя: тщательное изучение основной программы учащимися с целью публичного исполнения её;

- воспитание эстетического вкуса учащихся на основе осознанного восприятия музыки;

- ознакомление под руководством педагога с разнообразными музыкальными произведениями;

- развитие основных технических навыков на материале упражнений и этюдов;

- повышение музыкальной грамотности, расширение и закрепление теоретических и исторических познаний.

               Методические разработки обучения игре на фортепиано.

Знакомство с инструментом, его строением и звучанием.

        Фортепиано было изобретено на Западе в начале XVIII века. В России фортепиано появилось во второй половине XVIII века. Фортепиано отличается звуковым богатством красок, значительной мощностью, певучим и красивым тоном. Фортепиано является как сольной и как аккомпанирующий инструмент.

          Устройство инструмента. Термин «фортепиано» объединяет два вида клавишных инструментов: рояль и пианино. Основные принципы конструкции и способ игры (извлечения звуков) являются общими для обоих типов инструментов.

            Открыв крышку корпуса рояля или пианино, мы увидим многочисленные струны, натянутые на массивной чугунной раме. В левой части инструмента струны толстые и длинные - они могут издавать низкие, сильные звуки; в середине инструмента и в правой его части струны становятся тоньше и короче - звук их постепенно повышается. Под струнами находится доска из ели, называемая резонансной декой. Важная часть инструмента- механика и клавиатура, приводящая в действие механику. Клавиатура состоит из ряда белых, чёрных клавиш. Опуская палец на клавишу, сложная система рычагов передаёт энергию движения деревянным молоточком, головки которых обиты особым войлоком. Молоточки, ударяя по струнам, приводят их в состояние колебания, вследствие чего возникает звук.

              Как рояли, так и пианино имеют педальный механизм- это два рычага, которые нажимаются ногами пианиста. При нажатии правой педали, все демпферы приподнимаются и этим самым дают возможность струнам звучать до полного прекращения их колебания. При нажатии левой педали молоточковый механизм перемещается, и звучность приобретает глуховатый оттенок.

             Рояль отличается от пианино формой и величиной; струны рояля натянуты горизонтально; они длиннее, чем струны пианино, расположенные в вертикальной плоскости.

Пианино и рояль

С виду спутаешь едва ль,

Ведь нельзя же со слоном

Спутать трёхэтажный дом!

Пой под музыку пляши –

Инструменты хороши!

Их нетрудно различать,

Но попробуй-ка сыграть,-

Сразу скажешь: «До чего же

Меж собой они похожи!»

Лишь дотронешься до клавиш-

Сразу их звенеть заставишь.

А педаль нажмёшь ногой-

Станет звук совсем другой.

Все и взрослые и дети-

Инструменты любят эти.

Только знай: у них давно

Есть название одно,

Не забудь: фортепиано

Произносится оно.

Форте-это значит громко,-

Заучи не будь лентяй!

А пиано- значит тихо,-

Ты, дружок, запоминай!

Если руки мыл под краном-

Подходи к фортепиано!

Ну-ка, кто там стал опять

Громко крышкою стучать?

Если крышка упадёт,

Больно пальчики прибьёт.

Эти правила просты,

Выполнять их должен ты!

Посадка за инструментом. Стул следует ставить против середины клавиатуры. Сидеть на стуле надо непринуждённо, сохраняя стройную осанку. Опираться на спинку стула ни в коем случае не следует. Ноги (на первоначальной стадии обучения) должны плотно стоять на полу около педалей. Плечи пианиста сохраняют естественное положение; необходимо следить, чтобы они не поднимались во время игры. Локти не следует прижимать к корпусу, а также отводить слишком далеко в сторону. Локоть, предплечье и кисть должны находиться на уровне клавиатуры ( или несколько выше).

              Кисть пианиста всегда должна быть гибкой и живой. Положение пальцев на клавиатуре может быть разнообразным:

1)форма пальцев должна быть несколько закруглённая;

2)прикасаться к клавишам следует мягкой частью - «подушечкой» пальца;

3)ни один сустав пальца не должен прогибаться.

Надо стремиться к тому, чтобы пальцы во время игры находились ближе к чёрным клавишам, а не у края клавиатуры.

Понятие «октава».

Чтобы ученик усвоил понятие «октава», надо познакомить его с расположением звука «до» на клавиатуре, предложить сыграть все звуки «до» и сосчитать их (играть любыми пальцами и обеими руками). Ученику необходимо запомнить нумерацию пальцев.

Пять маленьких братьев.

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец - боковой-

Называется – Большой.

Палец  Второй -

Указчик старательный,-

Не зря называют его

Указательный.

Третий твой палец-

Как раз посредине,

Поэтому Средний дано ему имя.

Палец четвёртый

Зовут Безымянный,

Неповоротливый он

И упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший - любимец,

По счёту он.  Пятый,

Зовётся - Мизинец.

Упражнение «Посылаю приказы пальцам».

Положи руки на стол или крышку фортепиано и слегка согни пальцы. Закрой глаза и отдавай пальцам команды. Например:

- Приказываю приподняться 3-му пальцу правой руки!

-Приказываю приподняться 3-му пальцу левой руки!

- Приказываю приподняться 2-му пальцу правой руки 3-му левой!

После каждого приказа приоткрой глаза и проверь, выполнили ли твоё повеление пальцы.

Звуки « до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си».

Нота  До находится чуть левее двух чёрных клавиш.

Между двумя чёрными- Ре.

Та, что справа от них - Ми.

Положи теперь пальцы по-другому. Погладь и эти клавиши подушечками пальцев. Послушай, как звучат белые клавиши слева и справа от 3-х чёрных. Та, что слева, -Фа; та, что справа,- Си. Найди эти клавиши, путешествуя по клавиатуре снизу вверх, то есть слева направо. Поглаживая их, извлеки звук. Сравни, как звучат одинаковые по названию клавиши в разных частях фортепиано, в разных регистрах. Остались две незнакомые клавиши внутри группы из трёх клавиш. Это Соль и Ля.

Звуки бывают высокие и низкие, короткие и длинные.

Ноты - это имена звуков. Звук мы поём, а ноту - пишем. Ученик должен выучить песенки «с рук» педагога и играть их одним пальцем -2, -3,-4ым в первой октаве поочерёдно правой и левой руками (сначала со словами, потом с названиями звуков) и повторять песенки в других октавах.

          Василёк, василёк,                              фа-фа-ми-ре-ре-до,

Мой любимый цветок                                  фа-фа-ми-ре-ре-до.

Ходит зайка по саду,                           до-до-до-ре-ми-ре-до

По саду.                                                  Ми-ре-до.

Щиплет травку-лебеду                        до-до-до-ре-ми-ре-до

Лебеду.                                                   Ми-ре-до.

Следует предложить ученику играть песенки указанными пальцами: Правой рукой 4-2-4-2-        Тик –

так -тик –так , часы всегда –стучат вот так!

Левой рукой 2-4-2-4-           Ку –  ку - ку- ку -

Поёт кукушка на суку.

Для выработки у ученика навыка свободной ориентации на клавиатуре предлагается упражнение «Перелёты» (через октавы на белых клавишах). Упражнение выполняется 3им пальцем левой руки от любой изученной ноты Большой октавы, затем продолжается правой рукой 3им пальцем от Первой октавы вверх через октавы, и аналогично-вниз.

           Для того, чтобы ученик хорошо усвоил названия звуков и умел находить их во всех октавах, рекомендуются следующие задания. Предлагаемую ниже песенку  ученик должен играть (прохлопав предварительно ритм).  

           Понятие «ритмический рисунок». Все четверти будем называть Та:     . Все восьмые: Ти - ти:      .Песенку играть одним пальцем- поочерёдно 2-,3-,4-ым-правой руки в первой октаве, левой- в малой октаве. Повторить её в других октавах.                    

До-до-до-си-си-си-ля-соль

Весело звуки играйте,

До-до-до-си-си-си-ля-соль

Песенку нам сочиняйте.

Ученик должен выразительно исполнить на фортепиано указанными пальцами предложенную подтекстовку к графическим обозначениям:

Правой рукой 4-3-3-4-2-2-

                         До-си-си-до-соль-соль

                         Солнышко, солнышко,

                         Глянь к нам в окошечко.

Левой рукой 2-4-4-3-4

                      До-соль-соль-ля-соль

                       Зайчик ты, зайчик,

                       Коротеньки ножки.

Расположение нот на нотоносце. Басовый и скрипичный ключи.

Ещё в давние времена условились записывать музыку не на двух, а на пяти линейках, которые называются нотным станом.                          

Счёт линий нотоносца ведётся от нижней линии к верхней. На верхних линиях нотоносца записывают более высокие звуки, на нижних- более низкие. Ноты пишутся на линиях:

и между линиями, (а также под первой и над пятой линией):

Добавочные линии. Для записи остальных звуков применяются короткие линии, называемые добавочными. Добавочные линии пишутся над и под нотоносцем:

Счёт добавочных линий под нотоносцем ведётся в нисходящем порядке. Пример: данная нота находится на третьей добавочной линии сверху:

Пример: данная нота находится под второй добавочной линией снизу:

Скрипичный ключ своим завитком окружает вторую линию нотного стана, указывая этим, что на данной линии находится нота соль первой октавы.

Басовый ключ, ключ фа потому, что его завиток начинается с четвёртой линейки.                  

Рекомендуется показать ученику на рисунке деление длительностей звуков и познакомить со счётом: размер 4 четверти.

Длительности. Нота целая 0. Она держится четыре счёта.

В целой ноте четыре четверти:

В целой ноте две половинки:  

Следует объяснить ученику, что такое «размер» : в нотной записи музыкальное произведение делится на равные части, которые называются тактами. Они отделяются друг от друга тактовыми чертами.

Начальный период может строиться на музыкальных примерах, подобранных педагогом, с целью закрепления пройденного материала или изучения нового.

Упражнение «Про звуки» Э. Тургенева.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В этой пьесе: в каждом такте четыре четверти:

-в работе 2-,3-,4-й пальцы;

-игра обеими руками поочерёдно в указанных диапозоне и ключах;

-закрепление понятий «размер», «такт», «длительность»;

-знакомство с фразировкой (передача мелодии из одной руки в руку»).

Понятие «пауза». Спой любую песенку и прохлопай в ладоши шаги, которые слышны в музыке. Одни только шаги! Не ритмический рисунок! Музыка идёт своими шагами вперёд, а мелодия прерывается. Сколько раз? Эти перерывы между звуками называются паузами. Как передать паузу, чтобы шаги музыки продолжались, а хлопок в ладоши не нарушал тишины, не нарушал паузы?

           Можно сделать бесшумное движение- шаг руками в стороны. Пауза видна (ты покажешь её руками), но не слышна, а ты прослушал тишину. Записывается пауза-шаг, пауза четверть так:

        Например:

В пьесе Э. Тургенева впервые вводятся паузы. «Пауза»- знак молчания.

                                               

«Часы»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Важной задачей начального периода обучения является развитие у ученика образного восприятия музыки. Поэтому изучение исполнительских штрихов должно проводиться на материале упражнений, способствующих возникновению у ребёнка образно-ассоциативных связей.

Например, для освоения штриха «нон легато» предлагается упражнение «Капельки» Э. Тургенева:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ученик должен предположить исполнительский образ и играть это упражнение в различных октавах, сохраняя аппликатуру. Несложные песенки ученик должен подобрать от разных звуков в

первой октаве правой рукой, в малой октаве - левой, и повторять их в других октавах.

Например: «Рад весёлый зайка…»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рад весёлый зайка, дали балалайку! ( Э. Тургенева)

Постепенно необходимо расширять диапозон изучаемых нот в обеих ключах

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Следует показать графические обозначения половинной паузы:                

,и знака альтерации диез:                .

Слово диез, прибавляемое к основному названию звука, обозначает повышение этого звука на полутон. Например, ближайшая чёрная клавиша в правую сторону от ноты ля будет называться ля - диез.

На конкретных примерах дать понятия «размер три четверти и реприза». Такт объединяет определённое количество долей. Размер такта выставляется в начале нотной строки после ключа и ключевых знаков:                  .Размер такта обозначается посредством дроби, числитель которой указывает, сколько долей заключается в такте ( какой счёт в данном произведении), а знаменатель- какая длительность принята за единицу счёта. Так, например, если размер равен две четверти, то это означает: во- первых, что в такте заключены две доли- сильная (первая) и слабая (вторая); во-вторых, что единицей счёта здесь является четверть.

Поэтому счёт здесь должен идти: раз, и , два, и; раз, и, два, и.

Упражнение: «Листья осенние» Э. Тургенева

Сл.М. Долинова                «Качели»                      Муз. Е. Тиличеевой

Есть качели на лугу, вверх- вниз, вверх-вниз,

Я качаться побегу, вверх-вниз, вверх-вниз!

Две точки около двойной тактовой черты указывают, что вся пьеса или её часть исполняется два раза:

         Для освоения учеником приёма «нон легато» в пятипальцевой позиции с различными фигурациями рекомендуется упражнение:

Правая рука:

Левая рука:

Упражнения можно вводить только после закрепления навыка игры  в трёхпальцевой позиции. В случае неустойчивости кисти рекомендуются упражнения «Перелёты» в интервальном соотношении с использованием 1-го и 5-го пальцев.

Эти созвучия- белые квинты. Белые- потому, что на белых клавишах. А квинты- потому, что от нижнего и до верхнего звуков этого созвучия пять клавиш: До-(ре, ми, фа) – Соль - (ля, си, до) - Ре.

          Далее следует расширять диапозон изучаемых нот в обоих ключах:

       Понятие «легато, лига». Если лига соединяет две одинаковые ноты, то вторая не поётся и не играется, а первая становится долгой.

        Если же лига  поставлена над разными нотами, их надо спеть или сыграть связно, легато - плавно                 .

              Играя легато, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим. Очень важно при игре легато развивать слуховые представления у детей, умение вслушиваться в переход одного звука в другой. Необходимо направлять внимание учащегося на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев. При использовании двух звуков легато (как в упражнении) первый из них извлекается при плавном опускании руки и «погружении» пальца в клавишу, а второй- при подъёме руки. В момент смены звуков рука как бы переступает с пальца на палец. Такого же плавного движения надо добиваться и при игре большого количества слигованных звуков.

В этой пьесе: нота половинная с точкой в размере три четверти

Нота                -считается так: раз, два, три. Это половинная с точкой. Она длиннее половинной на целую четверть

Понятие о бемоле. Бемоль        - Знак понижения звука на полутон. Например: подобрать «Ладушки» от Фа первой октавы. Ми не ладит с песенкой, и вместо Ми пришлось взять более низкую клавишу, опуститься от Ми к соседней чёрной клавише, к клавише Ми-бемоль. Его ставят, как и диез, слева от ноты. Вот так будет выглядеть нотная запись песенки с Ми:

Бемоль, не выписанный при ключе, но встречающийся в тексте (сохраняется только на один такт).

             Для освоения навыка игры «легато» и закрепления приёма «нон легато» предлагаются следующие упражнения:

«Поющие пальцы»:

Освоив предлагаемые формы работы с детьми на начальном этапе обучения, можно использовать их в дальнейшем при занятиях с учениками  средних классов с привлечением более сложного музыкального материала.

      Понятие о легато, лиге, паузе целой, ноте с точкой справа.

Понятие о мажоре, миноре.

Для более успешного усвоения ладов мажор- минор предлагаются мелодии с контрастными сопоставлениями.

Например: «Про слона» Э. Тургенева.

Это слон, грустный слон.

«Лес шумел» Э. Тургенева.  

Лес тихонько шумел, соловей вдруг запел.

Понятие о динамических обозначениях (Форте, пиано), размере две четверти, длительностях и паузах восьмых.

Далее необходимо расширить диапозон изучаемых нот в обоих ключах.

Примерный репертуар по теме:

                                    « Дождик» Э. Тургенева

В этой пьесе:

-размер две четверти;

-динамические обозначения: форте, пиано;

-длительности восьмые;

-паузы восьмые.

                                    «Игра в мяч» К. Лонгшамп - Друшкевичова.

В этой пьесе:

-знаки альтерации-диезы или бемоли, стоящие при ключе (их действие распространяется на всю пьесу).

                     Упражнение на «двойные звуки».

Играть упражнение левой рукой и повторять в октавах низкого регистра.

Играть это же упражнение правой рукой в октавах высокого регистра, начиная с аппликатуры 3 1.

О протяжных звуках. Если лига соединяет две одинаковые ноты, то вторая не поётся и не играется, а первая становится более долгой.

        Расширить диапозон изучаемых нот в обоих ключах, повторить названия октав:

 Примерный репертуар по теме: «Кузнец» Е. Тетцель

В этой пьесе:

-залигованные звуки (играется только первый звук, а остальные продолжают звучать).

                           Упражнение «Терции».

Повторять упражнение на перенесение рук через октавы «Перелёты» и играть разновидность такого упражнения: «Разлёты».

Понятие о фермате, вольте.

Знак                ФЕРМАТА указывает: протяни ноту, над которой он стоит. Как долго? По своему усмотрению, как тебе подскажет музыка. Фермата- знак продления звука.

                           - вольта, означает, что в первый раз пьесу надо исполнить с теми тактами, над которыми стоит                , а при повторении- с тем окончанием, над которым поставлено                   .

Расширить диапозон изучаемых нот в большой октаве:

Примерный репертуар по теме: «Эстонский танец».

В этой пьесе:

- знак фермата;

- обозначение различных окончаний при повторении («первая» и «вторая» вольта.

Далее следует продолжать игру упражнений на приём «легато» в пятипальцевой позиции.

                   Упражнение «Поющие пальцы».

ПОНЯТИЕ О ЗАТАКТЕ, ДИНАМИЧЕСКИХ ОБОЗНАЧЕНИЯХ (МЕЦЦО ФОРТЕ, МЕЦЦО ПИАНО)

Следует закрепить знание нот во второй октаве:                                      

Примерный репертуар по теме: «Коровушка» Русская народная песня.

                   (МЕЦЦО ПИАНО) –НЕ ОЧЕНЬ ТИХО.

                    (МЕЦЦО ФОРТЕ)-ДОВОЛЬНО ГРОМКО.

                ЗАТАКТ- НЕПОЛНЫЙ ТАКТ.

Упражнение для развития гибкости кисти.

Далее целесообразно начинать изучение тональностей и игру гамм с усвоением аппликатурного принципа и нумерации ступеней лада. Для лучшего усвоения учеником аппликатурного принципа исполнения гамм рекомендуется на первом году обучения изучать четыре мажорные гаммы (До мажор, Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор и их параллельные  минорные- ля минор, ми минор, си минор, ре минор).

Правая рука

Левая рука

Примерный репертуар по теме «Арирак» Корейская народная песня.

В этой пьесе: четверть с точкой;

-пьеса записана в тональности До мажор.

        Упражнение на пунктирный ритм с затактом.

Левая рука

ТОНАЛЬНОСТЬ ЛЯ МИНОР. СТУПЕНИ ЛАДА. ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ (БЕКАР).ПОДКЛАДЫВАНИЕ ПЕРВОГО ПАЛЬЦА.

Познакомить ученика с тональностью ля минор  в трёх видах и со ступенями лада.

Ученик должен  играть гамму ля минор, усвоив аппликатуру.

        БЕКАР, знак отмены  диеза и бемоля.

                        «Грузинская народная песня».

В этой пьесе: пьеса записана в тональности ля минор,

-знак альтерации «бекар»;

-подкладывание первого пальца.

        Упражнение на подкладывание первого пальца ( играть в октавах высокого регистра)

Играть это упражнение в октавах низкого регистра левой рукой, сохраняя аппликатуру.

ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ (МАЖОРНОЕ И МИНОРНОЕ)

До мажор

Ля минор

Начиная с этой темы, ученик должен уметь определить тональный план пьесы  и устойчивые  звуки.

        Примерный репертуар по теме

До мажор                « Ходила младёшенька» Русская народная песня.

В этой пьесе: смена тональности;

-использованы трезвучия мажорное и минорное.

        Упражнение на мажорные и минорные аккорды.

Правая рука

Левая рука

        ТОНАЛЬНОСТЬ СОЛЬ МАЖОР. СТУПЕНИ ЛАДА. РАЗМЕР ТРИ ВОСЬМЫХ.ТРАНСПОНИРОВАНИЕ (ДО МАЖОР,СОЛЬ МАЖОР.) ИНТЕРВАЛ «КВИНТА»

Следует объяснить строение тональности Соль мажор (принцип появления знаков альтерации).

Примерный репертуар по теме «Где мой щенок?»

Умеренно                                Американская детская песня.

В этой пьесе: пьеса записана в тональности Соль мажор;

-знак альтерации «диез», стоящий при ключе, определяет тональность;

-размер три восьмых.

        Упражнение для развития четвёртого, пятого пальцев.

Повторять фигурацию от каждой следующей ступени:

Правая рука

Левая рука

ПОНЯТИЕ О ТРАНСПОНИРОВАНИИ.

После освоения тональностей До мажор и Соль мажор можно переходить к транспонированию. Объяснение этого принципа должно основываться на знании учеником тональностей и интервалов, на которые происходит транспонирование.

        К примеру, следует объяснить ученику, что расстояние от первой ступени гаммы до пятой называется КВИНТА, она обозначается цифрой 5. Транспонируя пьесу из До мажора в Соль мажор, мы переносим её на квинту вверх, потому что расстояние от До до Соль – квинта. Квинта- 5.

На данном этапе обучения происходит усложнение задач в слуховом развитии ученика-«Подбор по слуху» заменяется «Транспонированием».

Предложить ученику транспонировать пьесу в Соль мажор.

Подвижно                «На катке» К.Лонгшамп-Друшкевичова.

ПОНЯТИЕ О ДИНАМИЧЕСКИХ ОБОЗНАЧЕНИЯХ.

ОБ АККОРДЕ, ИНТЕРВАЛЕ «КВАРТА».

Необходимо познакомить ученика с динамическими обозначениями:                - постепенное усиление звучания;

                -постепенное ослабление звучания.

Примерный репертуар по теме: Н. Мясковский «Беззаботная песенка».

Умеренно

Упражнение на аккорды.

Упражнение на подкладывание первого пальца.

Транспонирование. Следует объяснить ученику, что расстояние между 5 и 1 ступенями называется КВАРТА, и обозначается цифрой 4. Транспонируя пьесу из Соль мажора в До мажор, мы переносим её на кварту вверх, так как расстояние от Соль до До- кварта (4).

Ученик должен транспонировать в До мажор: Л. Шитте Этюд.

Умеренно

Для активизации слухового восприятия и образного мышления необходимо вводить в репертуар полифонические пьесы. Необходимо познакомить ученика с тональностью ми минор, со ступенями лада. В тональностях ля минор, ми минор, при их изучении, следует использовать принцип аппликатуры гаммы До мажор.

Примерный репертуар по теме: Русская народная песня «Как по морю».

Упражнение для подготовки к исполнению полифонических пьес.

Правая рука

Левая рука

Для объяснения обращений трезвучия необходимо выполнять упражнение на освоение аккордов. Размер шесть восьмых.

Правая рука

Левая рука

Первое обращение трезвучия - секстаккорд;

Второе обращение - квартсекстаакорд.

Примерный репертуар по теме: Д. Львов-Компанеец «Маленький джигит».

Живо

                                Заключение.

Освоив данные формы работы с детьми на начальном этапе обучения, в дальнейшем можно использовать их при занятиях с учениками средних и старших классов на примерах более сложного музыкального материала.

                                Литература.

1.Артоболевская А. первая встреча с музыкой.- М. сов. Композитор, 1985.;

2.Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию; Школа игры на фортепиано.- Вып. 1-Л.: Сов. Композитор, 1981.;

3.Гнесина Е. Фортепианная азбука.-М.- Сов. Композитор, 1976.;

4.Кончаловская Н. Нотная азбука. – Киев: Музична Украина, 1984,;

5.Ляховицкая С. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре в младших классах ДМШ.- Музыка, 1970, -2-е изд.

6.Фортепианная игра: 1-2 классы ДМШ Сост. А. Николаев, В. Натансон, В. Малинников,- М.: Музыка, 1979.

БИЛЕТЫ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАЧЁТА.

ТРЕТИЙ КЛАСС.

                        Билет № 1.

1.До мажор: в прямом движении на две октавы, короткие арпеджио отдельными руками.

2.Ля минор: гармонический вид двумя руками  в две октавы, хроматическая гамма отдельными руками в две октавы.

3.Термины.

Билет № 2.

1.Фа мажор: в прямом движении на две октавы двумя руками, аккорды.

2.Ля минор: мелодический вид, короткие арпеджио отдельными руками в две октавы.

3.Термины.

Билет № 3.

1.Фа мажор: короткие арпеджио отдельными руками в две октавы ; хроматическая гамма двумя руками в две октавы.

2.Ре минор: гармонический и мелодический виды двумя руками в две октавы.

3.Термины.

Билет № 4.

1.До мажор: короткие арпеджио, хроматическая гамма отдельными руками в две октавы.

2.Ля минор: гармонический вид, аккорды отдельными руками в две октавы.

3.Термины.

Билет № 5.

1.Фа мажор: короткие арпеджио отдельными руками в две октавы.

2.Ре минор: мелодический вид, короткие арпеджио отдельными руками в две октавы.

3.Термины.

Билет №6.

1.Фа мажор : в прямом движении двумя руками в две октавы, короткие арпеджио отдельными руками в две октавы.

2.Ре минор: гармонический вид двумя руками в две октавы.

3.Термины.

Билеты 4класса.

Билет № 1.

Ре минор: в прямом и противоположном движении; хроматическая гамма в 4

октавы 2-мя руками.

  1. Си минор: гармонический вид, аккорды 2-мя руками в 4 октавы.
  2. Термины.

 

Билет №2.

  1. Си бемоль мажор: арпеджио короткие 2-мя руками в 4 октавы; длинные - отдельными руками в 4 октавы.
  2. Соль минор: гармонический вид, аккорды 2-мя руками в 4 октавы.

Термины.

Билет №3.

  1. Ре мажор: в прямом движении, аккорды 2-мя руками в 4 октавы.
  2. Си минор: мелодический вид, короткие арпеджио 2-мя руками в 4 октавы.
  3. Термины.

Билет №4.

1.Си бемоль мажор: короткие арпеджио, хроматическая гамма 2-мя руками в 4 октавы.

2. Соль минор: гармонический , мелодический вид 2-мя руками в 4 октавы.

3. Термины.

Билет № 5.

1.Ре мажор: в прямом и противоположном движении, аккорды 2-мя руками в 4 октавы.

2.Си минор: короткие арпеджио, хроматическая гамма 2-мя руками в 4 октавы.

3. термины.

Билет №6.

  1. си бемоль мажор: длинные арпеджио отдельными руками  в 4 октавы, хроматическая гамма 2-мя руками в 4 октавы.
  2. Соль минор: гармонический и мелодический вид 2-мя руками в 4 октавы.
  3. Термины.

Билет № 7.

  1. Ре мажор: хроматическая гамма, арпеджио короткие 2-мя руками в 4 октавы.
  2. Си минор: длинные арпеждио отдельными руками, аккорды 2-мя руками в 4 октавы.
  3. Термины.

Билеты для 5-го класса.

Билет №1.

  1. Ля мажор в прямом и противоположном движении, ломанные арпеждио отдельными руками в 4 октавы.
  2. Фа  диез минор: гармонический вид, Д7 построить и разрешить одной рукой.
  3. Термины.

Билет №2.

1.Ми бемоль мажор в прямом и противоположном движении 2-мя руками в 4 октавы.

2.До минор: гармонический, мелодический виды, хроматическая гамма 2-мя руками в 4 октавы.

3.Термины.

 Билет №3.

1.Ля мажор в терцию, дециму 2-мя руками в прямом  движении в 2 октавы.

2.Фа диез минор: мелодический вид, ломанные арпеджио отдельными руками в 4 октавы.

3.Термины.

Билет №4.

1.Ми бемоль мажор: Д7 построить и разрешить одной рукой, короткие арпеджио 2-мя руками в 4 октавы.

2.До минор: гармонический вид, хроматическая гамма 2-мя руками в 4 октавы.

3.Термины.

 

Билет №5.

  1. Ля мажор: в прямом и противоположном движении, короткие арпеджио.
  2. Фа диез минор: гармонический вид 2-мя руками в 4 октавы, Д7 построить и разрешить.
  3. Термины.

Билет №6.

1.Ми бемоль мажор: в прямом и противоположном движении, длинные арпеджио 2-мя руками в 4 октавы.

2. До минор: мелодический вид, короткие арпеджио.

3. термины.

Билет №7.

  1. Ля мажор: хроматическая гамма, в терцию 2-мя руками в 4 октавы, Д7 построить и разрешить.
  2. Фа диез минор: гармонический и мелодический виды, ломанные арпеджио отдельными руками в 4 октавы.
  3. Термины.

Билет №8.

1.Ми бемоль мажор: ломанные отдельно и длинные арпеджио 2-мя руками, хроматическая гамма.

2. До минор: короткие арпеджио 2-мя руками  в 4 октавы, аккорды, Д 7 построить и разрешить.

3. Термины.

Билеты для 6-го класса.

Билет № 1.

  1. Ми мажор: в терцию и дециму, хроматическая гамма.
  2. До диез минор: гармонический и мелодический виды, короткие арпеджио 2-мя руками в 4 октавы.
  3. Термины.

Билет № 2.

  1. Ля бемоль мажор: аккорды по 3 звука, ломанные арпеджио 2-     мя руками в 4 октавы.
  2. Фа минор: мелодический вид, аккорды, длинные арпеджио 2-мя руками в 4 октавы.
  3. Термины.

         

Билет №3.

1.Си мажор в прямом и противоположном движении, длинные арпеджио Д7 отдельными руками.

2. До диез минор: гармонический вид, аккорды, хроматическая гамма.

3. Термины.

Билет №4.

  1. Си мажор: аккорды, хроматическая гамма, ломаные арпеджио 2-мя руками.
  2. Фа минор: гармонический вид, короткие и длинные арпеджио2-мя руками в 4-ре октавы.
  3. Термины.

Билет №5.

  1. Ми мажор: ломаные арпеджио ,длинные арпеджио,Д7.
  2. До диез минор: гармонический и мелодический вид, короткие арпеджио.
  3. Термины.

Билет №6.  

1.Ля бемоль мажор в прямом и противоположном движении, ломаные арпеджио 2-мя руками в 4-ре октавы.

2.Фа минор:  гармонический вид, короткие и длинные арпеджио.

3.Термины.

Билет №7.

  1. Си мажор в  прямом и противоположном движении, аккорды.
  2. До диез минор: хроматическая гамма,Д7,аккорды.
  3. Термины.

Билет №8.

1.Ля бемоль мажор: короткие арпеджио,Д7, в дециму.

2.Фа минор: мелодический вид, длинные арпеджио, ломаные.

3.Термины.

№ 9.

  1. Ми мажор: в терцию, ломаные арпеджио.
  2. Билет. До диез  минор: хроматическая гамма, Д7 аккорды.
  3. Термины.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия "Рисуем музыку" - "Образ Бабы-Яги в произведении П.И.Чайковского

Задачи деятельности:               1.     Познакомить детей с произведением П.И. Чайковского «Баба - Яга».2.    Обратить внимание детей...

Мелодика Италии в произведениях П.И. Чайковского

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века". Тема урока "Мелодика Италии в произведениях П.И. Чайковского"....

Особенности работы над произведениями крупной формы в младших классах

План-конспект излагает последовательность форм работы над произведениями крупной формы на примере сонатины М. Клементи, ор.36, №2, соль мажор. Анализ произведения включает в себя передачу со...

Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом в произведении П.И.Чайковского «Старинная французская песня»

Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом  в произведении П.И.Чайковского  «Старинная французская песня»...

2019 г. - ОТКРЫТЫЙ УРОК «Особенности работы над произведениями разного характера в младших классах ДМШ»

Цель: с помощью разных методов и приемов звукоизвлечения создать образы двух разнохарактерных музыкальных произведений.Задача: продолжить работу с учеником над особым прикосновением при игре штрихами ...

Методическое сообщение "Особенности работы над произведениями А. Вивальди в скрипичном классе"

Описание историчекой эпохи Барокко.Стиль письма композитора.Особенности работы над его произведениями в классе.Работа ученика и преподавателя  в умении донести до слушателей все выразительные при...