Календарно- ттематическое планирование уроков музыки в 5,6,7 классах по программе Г. Сергеевой. Е. Критской.
календарно-тематическое планирование по музыке (5, 6, 7 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №20»
УТВЕРЖДАЮ | СОГЛАСОВАНО | РАССМОТРЕНО |
Директор МБОУ ЦО№20 А.А. Матвиевский | Зам.директора по УВР | Руководитель ШММО |
___________________ | ____________________ | |
___________________ | ____________________ | |
Приказ №_1__________ 29 августа 2017 г. | Протокол № 1 29 августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по_______музыке____________
(предмет, курс по выбору, элективный курс)
Срок реализации: 2017-2018 учебный год
Автор составитель:
Шейнина Т.Ю., учитель музыки, высшая категория.
Класс(ы) ____5-7 класс
Протокол педагогического совета №1 от 29 августа 2017 г.
г. Тула-2017
Пояснительная записка.
Программа курса «Музыка» предназначена для учащихся 5,6,7 классов образовательных учреждений и разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной основной образовательной программой основного общего образования.
Учебно-методический комплекс
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,- М., Просвещение, 2013
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс: пособие для учителя/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,- М., Просвещение, 2013
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3): пособие для учителя/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,- М., Просвещение, 2013
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,- М., Просвещение, 2014
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс (МР3): пособие для учителя/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,- М., Просвещение, 2014
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,- М., Просвещение, 2013
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс: пособие для учителя/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,- М., Просвещение, 2013
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 7 класс (МР3): пособие для учителя/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,- М., Просвещение, 2013
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Уроки музыки. 5-7 классы: пособие для учителя/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,- М., Просвещение, 2014
Общая характеристика учебного предмета
Цель общего музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Задачи курса:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане ЦО
на 2017-2018 учебный год.
Предмет «Музыка» изучается в 5-м, 6-м и 7-м классах в объеме 34 часов в год (1 час в неделю).
Основное содержание предмета
5 класс-34 часа
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.
Симфония-действо. Кантата. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития в музыке. Контраст интонаций.
Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы).
Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие. Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры.
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение а capella. Солист. Орган.
Исторические события, картины природы, характеры, портреты людей в различных видах искусства.
Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано).
Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок.
Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов (арфа). Оркестр.
Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация.
Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижеры.
Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.
Органная музыка. Хор а capella. Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Музыкальная живопись. Живописная музыка. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства.
6 класс-34 часа
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки(песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня – прошлое и настоящее. Джаз – искусство ХХ века (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Жизнь- единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и её жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра – фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ – портрет, образ – пейзаж и др. Непрограммная музыка и её жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония- действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок- опера,киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
7 класс-34 часа
Особенности драматургии сценических образов. Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия_ Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов, (историко - эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально- драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально- хореографические сцены и др. приёмы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно- симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Учебно-тематический план
5 класс
Тема | Федеральная авторская программа Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской | Рабочая программа |
Музыка и литература | 17 | 17 |
Музыка и изобразительное искусство | 17 | 17 |
ИТОГО | 34 | 34 |
6 класс
Тема | Федеральная авторская программа Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской | Рабочая программа |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | 17 |
Мир образов камерной и симфонической музыки | 17 | 17 |
ИТОГО | 34 | 34 |
7 класс
Тема | Федеральная авторская программа Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской | Рабочая программа |
Особенности драматургии сценической музыки | 17 | 17 |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 17 | 17 |
ИТОГО | 34 | 34 |
Количество часов на изучение темы «Сюжеты и образы духовной музыки» в 7 классе изменено с 1 на 2; количество часов на изучение темы «Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда»» изменено с 2 на 1.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории культуре других народов; готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследи народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному образованию.
Предметные:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слух),а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-образного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально – творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и музыке других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально- учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся
5 класс
Учащийся научится:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров, стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе, связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
6 класс
Учащийся научится:
- понимать жизненно- образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная);
- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов),напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
- совершенствовать умения и навыки самообразования.
7 класс
Учащийся научится:
- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор- исполнитель-слушатель);
- знать основные жанры, народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров ( опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);
- эмоционально – образно воспринимать оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средство фиксации музыкальной речи;
- осуществлять сравнительные интерпретации музыкальной сочинений;
- выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- совершенствовать приёмы и навыки самообразования.
Критерии оценки.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Оценка «5»:
дан правильный и полный ответ ,включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
ответ правильный, но неполный дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «3»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «2»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны- учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни ,предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Оценка «5»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
Оценка «4»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
Оценка «3»:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
Оценка «2»:
-исполнение неуверенное, фальшивое.
Наглядные пособия
Портреты русских композиторов
Портреты зарубежных композиторов
Музыкальные инструменты (таблица)
Репродукции картин
Информационно-коммуникационные средства:
CD/ Шедевры музыки.Электронная энциклопедия.2007. «Кирилл и Мефодий».
CD/ Энциклопедия классической музыки. 2007. «Коминфо». Москва
CD/Музыкальные инструменты. Электронная библиотека. 2002. Studio Multimedia KorAx
CD/ Соната. Не только классика. Электронное пособие. 2008. Институт новых технологий.
CD/ Обучающе - развивающая программа « М.П.Мусоргский. Картинки с выставки». 2007. Alisa Grouр
CD/Обучающе - развивающая программа « К.Сен-Санс. Карнавал животных». 2008. Alisa Group.
Видеофильмы
«Князь Игорь»
«Руслан и Людмила»
«Сказка о царе Салтане»
«Щелкунчик»
«Садко»
«Кошки»
«Звуки музыки»
Аудиозаписи музыки разных стилей и жанров.
Технические средства обучения
Фортепиано, музыкальный центр, компьютер, телевизор с DVD.
Календарно-тематическое планирование.5 класс.
№ | № урока в теме, разделе | Тема урока | Музыкальный материал | Сроки |
Раздел 1: Музыка и литература (17 часов). | ||||
1 | 1 | Что роднит музыку с литературой? | Слушание, анализ: -симфония №4 (финал) П.И. Чайковского; -сюита «Пер Гюнт» Э. Грига; -романс (песня) «Жаворонок» для ф-но с голосом М.И. Глинки, Н.Кукольника. Пение (вокально-хоровая работа): песня «Родина» Н. Хрисаниди, В.Катанова. | 04.09-10.09 |
2 | 2 | Вокальная музыка. «Россия, Россия нет слова красивей…» | Пение (вокально-хоровая работа):- песня «Родина» Н. Хрисаниди, В.Катанова; -песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И. Шаферана. | 11.09-15.09 |
3 | 3 | Вокальная музыка. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…» | Пение (вокально-хоровая работа): -русские народные песни: «Заплетися плетень», «Я на камушке сижу», «Ах, ты, ноченька», «Уж, ты поле моё»; -песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И. Шаферана. | 18.09-22.09 |
4 | 4 | Вокальная музыка. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» | Слушание, анализ: романс «Горные вершины» А. Рубинштейна, М.Ю. Лермонтова. Пение (вокально-хоровая работа):-песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И. Шаферана. | 25.09-29.09 |
5 | 5 | Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…» | Слушание, анализ: сказание для симфонического оркестра «Кикимора» А. Лядова (фрагменты). Пение (вокально-хоровая работа):-песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И. Шаферана. | 02.10-06.10 |
6 | 6 | Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки…» | Слушание, анализ:-симфоническая сюита «Шехерезада» Н.А. Римского – Корсакова, тема Шахриара и Шехерезады; -опера «Снегурочка»Н.А. Римского-Корсакова, сцена «Проводы Масленицы». Пение (вокально-хоровая работа):-песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И. Шаферана. | 09.10-13.10 |
7 | 7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…»; «Песнь моя летит с мольбою…» | Слушание, анализ:- «Вокализ » С. В. Рахманинова; -«Романс» Г. В. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»; -«Баркарола» Ф. Шуберта; - «Песнь венецианского гондольера » Ф. Мендельсона. Пение (вокально-хоровая работа): песня «Родная земля» Я. Дубравина,Е. Руженцева | 16.10-20.10 |
8 | 8 | Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. | Слушание, анализ: -«Фортепианный концерт №1» П.И. Чайковского; -фортепианная сюита «Песня Сольвейг» Э. Грига; -романс «Осенней песенки слова» В.Серебренникова, В.Степанова. Пение (вокально-хоровая работа):): песня «Родная земля» Я. Дубравина,Е. Руженцева | 23.10-27.10 |
9 | 9 | «Всю жизнь мою несу родину в душе…». Хоровая симфония «Перезвоны» В.А. Гаврилина. Звучащие картины. | Слушание, анализ:- симфония «Перезвоны» В.А. Гаврилина: номера «Весело на душе», «Молитва»; И.И. Левитан «Над вечным покоем»; -«Песнь венецианского гондольера » Ф. Мендельсона. Пение (вокально-хоровая работа):): песня «Родная земля» Я. Дубравина,Е. Руженцева | 07.11-10.11 |
10 | 10 | «Всю жизнь мою несу родину в душе…». «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» | Слушание, анализ: кантата «Снег идёт» Г.В. Свиридова, Б. Пастернака. Пение (вокально-хоровая работа): песня «Родная земля» Я. Дубравина,Е. Руженцева | 13.11-17.11 |
11 | 11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Слово о мастере». «Гармонии задумчивый поэт» | Слушание, анализ: кантата «Снег идёт» Г.В. Свиридова, Б. Пастернака; -«Вальс си минор» Ф. Шопена. Пение (вокально-хоровая работа): песня «Запевка» Г.В. Свиридова, И. Северянина. | 20.11-24.11 |
12 | 12 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!..» | Слушание, анализ: реквием «Dies irae» («День гнева»), «Lacrimosa» («День, исполненный слёз») В.А. Моцарта. Пение (вокально-хоровая работа): песня «Запевка» Г.В. Свиридова, И. Северянина. | 27.11-01.12 |
13 | 13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | Слушание, анализ: -опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, увертюра; - опера-былина «Садко» Н. А. Римского–Корсакова (фрагменты). Пение (вокально-хоровая работа): песня «Родная земля» Я. Дубравина,Е. Руженцева | 04.12-08.12 |
14 | 14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Слушание, анализ: -балет «Щелкунчик», «Вальс цветов» П. И. Чайковского; -балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского; -балет «Золушка»С.С. Прокофьева, фрагменты. Пение (вокально-хоровая работа): песня «Песенка о словах» С. Старобинского, С. Вайнина. | 11.12-15.12 |
15 | 15 | Музыка в театре, кино, на телевидении. | Слушание, анализ: -музыкальная сказка «Бременские музыканты» Г. Гладкова (по сказке братьев Гримм); -музыка к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт» Э.Грига. Пение (вокально-хоровая работа): песня «Песенка о словах» С. Старобинского, С. Вайнина. | 18.12-22.12 |
16 | 16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | Слушание, анализ: -мюзикл «Кошки»Э.Л. Уэббера (фрагменты); -«Песенка о прекрасных вещах» Р.Роджерса из мюзикла «Звуки музыки»; -Дж. Гершвин, классический джаз «Хлопай в такт»(фортепианная транскрипция). | 25.12-27.12 |
17 | 17 | Мир композитора | Слушание, анализ: -«Dignare» Г.Генделя; -«Реквием» В.А. Моцарта (фрагмент); -Дж. Гершвин, классический джаз «Хлопай в такт». Пение (вокально-хоровая работа): песня «Птица -музыка» В. Синенко, М. Пляцковского. | 11.01-12.01 |
Раздел 2: Музыка и изобразительное искусство(18 часов). | ||||
18 | 1 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? | Слушание, анализ: -симфоническая сюита «Шехерезада»Н.А. Римского-Корсакова; -картина «Книги и часы» неизвестного художника. Пение (вокально-хоровая работа): песня «Птица -музыка» В. Синенко, М. Пляцковского. | 15.01-19.01 |
19 | 2 | «Небесное и земное » в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» | Слушание, анализ: -концерт №3 для ф-но с оркестром С.В.Рахманинова; -«Аве Мария» И.С.Баха, Ш.Гуно; -«Богородице Дево, радуйся» П.И.Чайковского; -«Аве Мария»» Ф.Шуберта. | 22.0-26.01 |
20 | 3 | Звать через прошлое к настоящему. Кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева. «За отчий дом, за русский край» | Слушание, анализ: -кантата «Александр Невский»( «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские!») С.С. Прокофьева; -картина «Александр Невский» М. Нестерова. Пение (вокально-хоровая работа): песня «Баллада о солдате» В. Соловьева-Седого,М.Матусовского | 29.01-02.02 |
21 | 4 | Звать через прошлое к настоящему. Кантата «Александр Невский»; «Ледовое побоище», «После побоища» С.С. Прокофьева | Слушание, анализ: С.С. Прокофьев «Александр Невский» («Ледовое побоище», «Мертвое поле»). Пение (вокально-хоровая работа): песня «Баллада о солдате» В. Соловьева-Седого,М.Матусовского | 05.02-09.02 |
22 | 5 | Музыкальная живопись и живописная музыка. «Мои помыслы - краски, мои краски- напевы…» | Слушание, анализ: -романс «Весенние воды» С.Рахманинова, Ф. Тютчева; -романс «Островок» С. Рахманинова, К. Бальмонта. Пение (вокально-хоровая работа): песня «Музыка» Г. Струве, И. Исаковой. | 12.02-16.02 |
23 | 6 | Музыкальная живопись и живописная музыка. «Фореллен - квинтет» Ф. Шуберта. Дыхание русской песенности. | Слушание, анализ: -баркарола «Форель» Ф.Шуберта, Л. Шубарта Пение (вокально-хоровая работа): песня «Музыка» Г. Струве, И. Исаковой. | 19.02-23.02 |
24 | 7 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. | Слушание, анализ: «Фрески Софии Киевской», концертная симфония для арфы с оркестром В. Кикты (фрагменты). Пение (вокально-хоровая работа): песня «Музыка» Г. Струве, И. Исаковой. | 26.02-02.03 |
25 | 8 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…» | Слушание, анализ: - «Чакона», соло для скрипки (ре минор) И.С. Баха; -каприс №24, соло для скрипки Н. Паганини (классические и современные интерпретации); -рапсодия на тему Паганини С. Рахманинова (фрагменты); -вариации на тему Паганини В. Лютославского (фрагменты) Пение (вокально-хоровая работа):песня «Музыка» Г. Струве, И. Исаковой. | 05.03-09.03 |
26 | 9 | Волшебная палочка дирижёра. Дирижёры мира. | Слушание, анализ: -симфония №5 Л. ван Бетховена (фрагменты); --кантата «Александр Невский» ( «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские!») С.С. Прокофьева; Пение (вокально-хоровая работа): песня «Парус алый» А. Пахмутовой, Н. Добронравова. | 12.03-16.03 |
27 | 10 | Образы борьбы и победы в искусстве. «О, душа моя, ныне Бетховен с тобой!» | Слушание, анализ: -симфония №5 Л. ван Бетховена (фрагменты); -симфония №3 Л. ван Бетховена (фрагменты). Пение (вокально-хоровая работа): песня «Парус алый» А. Пахмутовой, Н. Добронравова. | 19.03-22.03 |
28 | 11 | Застывшая музыка. «Храм, как корабль огромный, несется в пучине веков…» | Слушание, анализ: -«Фрески Софии Киевской», концертная симфония для арфы с оркестром В. Кикты (фрагменты); -фрески собора Святой Софии в Киеве. Пение (вокально-хоровая работа): песня «Парус алый» А. Пахмутовой, Н. Добронравова. | 02.04-06.04 |
29 | 12 | Полифония в музыке и живописи. «В музыке Баха слышатся мелодии космоса…» | Слушание, анализ: -Маленькая прелюдия и фуга для органа И.С. Баха; -«Богородице Дево, радуйся» П.И.Чайковского. | 09.04-13.04 |
30 | 13 | Музыка на мольберте. | Слушание, анализ: -Прелюдии для ф-но М. Чюрлёниса; -«Море», симфоническая поэма М.Чюрлёниса (фр-ты). Пение (вокально-хоровая работа): песня «Тишина» Е. Адлер, Е. Руженцева. | 16.04-20.04 |
31 | 14 | Импрессионизм в музыке и живописи. | Слушание, анализ: -«Лунный свет» из «Бергамской сюиты» К. Дебюсси; -прелюдии («Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна»); -картина «Впечатление. Восход солнца» К. Моне Пение (вокально-хоровая работа): песня «Тишина» Е. Адлер, Е. Руженцева. | 23.04-27.04 |
32 | 15 | О подвигах, о доблести, о славе. «О тех, кто уже не придет никогда, помните!» | Слушание, анализ: -«Реквием» (хор «Наши дети») Д.Кабалевского, Р.Рождественского. Пение (вокально-хоровая работа): песня «Тишина» Е. Адлер, Е. Руженцева. | 30.04-04.05; 07.05-11.05 |
33 | 16 | «В каждой мимолетности вижу я миры». «Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…» | Слушание, анализ: -«Мимолетности» №1,7,10 (для ф-но) С.С. Прокофьева; -«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского; -сюита «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского(классические и современные интерпретации). Пение (вокально-хоровая работа): песня «Семь моих цветных карандашей» В. Серебренникова, В. Степанова. | 14.05-18.05 |
34 | 17 | Мир композитора. «С веком наравне» | Пение (вокально-хоровая работа): песня «Семь моих цветных карандашей» В. Серебренникова, В. Степанова. | 21.05-25.05 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс.
№ | № урока в теме, разделе | Тема урока | Музыкальный материал | Сроки |
Раздел 1: Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 часов) | ||||
1 | 1 | Удивительный мир музыкальных образов. | -«Гори, гори, моя звезда» П. Булахова, В. Чуевского; -«Красный сарафан»А. Варламова, Н. Цыганова; -«Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля»В. Гаврилина, В.Шульгина | 04.09-10.09 |
2 | 2 | Образы романсов и песен русских композиторов | -романс «Жаворонок» М. Глинки, Н, Кукольника; -«Горные вершины»А.Варламова, А. Рубинштейна; -«Колокольчик»А. Гурилева, И Макарова; -«Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля»В. Гаврилина, В.Шульгина | 11.09-15.09 |
3 | 3 | Два музыкальных посвящения. | -Романс «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки, А Пушкина; -«Вальс-фантазия» М. Глинки; -песня «В горнице» И. Морозова, Н. Рубцова | 18.09-22.09 |
4 | 4 | Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея | -«Вальс-фантазия» М. Глинки; -песня «В горнице» И. Морозова, Н. Рубцова | 25.09-29.09 |
5 | 5 | «Уноси моё сердце в звенящую даль…» | -Романс «Здесь хорошо» С. Рахманинова; -песня «В горнице» И. Морозова, Н. Рубцова | 02.10-06.10 |
6 | 6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | -песни в исполнении Ф. Шаляпина: «Песня Галицкого» А.Бородина, «Песня Варлаама» М.П. Мусоргского, «Два Гренадёра» Р. Шумана, «Блоха», «Вдоль по Питерской», «Дубинушка», русские народные песни; -песня «В горнице» И. Морозова, Н. Рубцова | 09.10-13.10 |
7 | 7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | -Русские народные песни: «Матушка, матушка, что во поле пыльно» обр. И. Матвеева, «Весна»; -«Плывёт лебёдушка», хор из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского; -«На море утушкакупалася» р.н.свадебная песня | 16.10-20.10 |
8 | 8 | Образцы песен зарубежных композиторов «Старинной песни мир». | -«Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсона (для ф-но) -«Серенада» Ф. Шуберта; -Баллада «Лесной царь» Ф. Шуберта, И, Гёте; -песня «Огромное небо» О. Фельцмана, Р.Рождественского | |
9 | 9 | Народное искусство Древней Руси | -Концерт для ф-но с оркестром № 1 П. И. Чайковского; -«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. Римского –Корсакова; - русский народный инструментальный наигрыш «Во кузнице»; -«Комара женить мы будем» р.н.п. | 07.11-10.11 |
10 | 10 | Русская духовная музыка Духовный концерт | -«Не отвержи мене во время старости», духовный концерт М. Березовского (фрагмент); -Шестопсалмие (знаменный распев); -«Да исправится молитва моя» П. Чеснокова | 13.11-17.11 |
11 | 11 | «Фрески Софии Киевской» В. Кикта | -« Фрески Софии Киевской» концертная симфония для арфы с оркестром В. Кикты (фрагменты); -песня «Будь со мною» Е.Крылатова, ЮЭнтина | 20.11-24.11 |
12 | 12 | Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва. | -«Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина), симфония – действо В. Гаврилина; -«Молитва Франсуа Виньона» Б. Окуджавы | 27.11-01.12 |
13 | 13 | Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С. Баха. Полифо-ния. Фуга. Хорал. | -Органная токката и фуга ре минор И. С. Баха; -«Молитва Франсуа Виньона» Б. Окуджавы | 04.12-08.12 |
14 | 14 | Образы скорби и печали. Реквием. | -«Реквием» В. А. Моцарта; -песня «Из вагантов» Д. Тухманова, Л. Гинзбурга | 11.12-15.12 |
15 | 15 | «Фортуна правит миром…» | -«Кармина Бурана» К. Орфа; -песня «Из вагантов» Д. Тухманова, Л. Гинзбурга | 18.12-22.12 |
16 | 16 | Авторская песня: прошлое и настоящее | -Гимн «Гаудеамус»; -песня «Из вагантов» Д. Тухманова, Л. Гинзбурга; -песни современных бардов: «Я не люблю» В. Высоцкого, «Пока горит свеча»А. Макаревича, «Милая моя» Ю. Визбора | 25.12-27.12 |
17 | 17 | Джаз – искусство ХХ века | -«Колыбельная Клары», «Любимый мой» Дж. Гершвина; -«Старый рояль» М. Минкова, Д. Иванова | 11.01-12.01 |
Раздел 2: Мир образов камерной и симфонической музыки (17 часов). | ||||
18 | 1 | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Ф.Шопена. | Музыка Ф. Шопена: -Этюд№12; -Прелюдия №24; - Прелюдия №7 ре минор; -Полонез ля мажор; -песня «Баллада о гитаре и трубе» Я. Френкеля, Ю. Левитанского | 15.01-19.01 |
19 | 2 | Инструментальная баллада | -Баллада №1 соль минор; Этюд№12 Ф. Шопена; -песня «Баллада о гитаре и трубе» Я. Френкеля, Ю. Левитанского | 22.0-26.01 |
20 | 3 | Ночной пейзаж | -Ноктюрн из «Квартета №2» А. Бородина; -песня «Баллада о гитаре и трубе» Я. Френкеля, Ю. Левитанского | 29.01-02.02 |
21 | 4 | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» И. С. Баха | -«Весна», «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди; -«Весна», 1 часть из цикла «Времена года» А. Вивальди в аранжировке джаз – оркестра Р. Фола; -«Зима», 2 часть из цикла «Времена года» А. Вивальди в аранжировке джаз – оркестра Р. Фола -«Итальянский концерт» И. С. Баха; -песня «Как здорово» О. Митяева | 05.02-09.02 |
22 | 5 | «Космический пейзаж». Картинная галерея | -«Космический пейзаж» Ч. Айвза; -композиция «Мозаика» Э. Артемьева; - песня «Как здорово» О. Митяева | 12.02-16.02 |
23 | 6 | Образы симфонической музыки. Г. Свиридов «Метель» | -Фрагменты музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль»; -песня «Не уходи» Н. Зубова; - песня «Как здорово» О. Митяева | 19.02-23.02 |
24 | 7 | Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» | -Фрагменты музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»: «Тройка», «Военный марш», «Венчание» - песня «Как здорово» О. Митяева | 26.02-02.03 |
25 | 8 | Симфоническое развитие музыкальных образов | -Симфония №40 В.А.Моцарта; -«Авэверум» В.А.Моцарта; -«Моцартиана», оркестровая сюита №4 П.И. Чайковского; -песня «Ольховая серёжка» Е. Крылатова, Е.Евтушенко | 05.03-09.03 |
26 | 9 | «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. | -«Скорбь и радость» Л. Ван Бетховена (канон); -песня «Ольховая серёжка» Е. Крылатова, Е.Евтушенко | 12.03-16.03 |
27 | 10 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» Л. Ван Бетховен | -Увертюра «Эгмонт» Л. Ван Бетховена; -песня «Ольховая сережка» Е. Крылатова, Е. Евтушенко | 19.03-22.03 |
28 | 11 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского | -Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского; -песня «Слова любви» Н.Рота, Л. Дербенёва из к/ф «Ромео и Джульетта» | 02.04-06.04 |
29 | 12 | Мир музыкального театра | -Фрагменты балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева: «Вступление», «Улица просыпается», «Патер Лоренцо», «Монтекки и Капулетти (танец рыцарей)», «Гибель Тибальда», «Приказ Герцога», «Похороны смерть Джульетты»; -песня «Слова любви» Н.Рота, Л. Дербенёва из к/ф «Ромео и Джульетта»; -фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка: «Хор пастухов и пастушек», ария Орфея «Потерял я Эвридику» | 09.04-13.04 |
30 | 13 | Мюзикл «Вестсайдская история» Л.Бернстайна | -«Вестсайдская история», мюзикл Л.Бернстайна(фрагменты); -песня «Слова любви» Н.Рота, Л. Дербенёва из к/ф «Ромео и Джульетта» | 16.04-20.04 |
31 | 14 | Опера «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка. Опера. Рок- опера. | -Фрагменты оперы «Орфей и Эвридика»К.В, Глюка; -Фрагменты рок- оперы оперы «Орфей и Эвридика» А. Журбина; -песня «Слова любви» Н.Рота, Л. Дербенёва из к/ф «Ромео и Джульетта» | 23.04-27.04 |
32 | 15 | Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино ХХ века | -Тема любви в музыке Н. Рота из к/ф «Ромео и Джульетта»; -музыка Л.Армстронга из к/ф «Ромео и Джульетта»: « Пеня Джульетты», хор, дкэт Ромео и Джульетты, сцена на балконе; -Вальс Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» | 30.04-04.05; 07.05-11.05 |
33 | 16 | Музыка в отечественном кино | -Музыка И. Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта»: «Увертюра», «Песенка о капитане», «Песенка о веселом ветре»; -песня «Мгновения» М, Таривердиева, Р. Рождественского из к/ф «Семнадцать мгновений весны»; -«Песенка о веселом ветре И. Дунаевского, В. Лебедева-Кумача из к/ф «Дети капитана Гранта» | 14.05-18.05 |
34 | 17 | Обобщение темы «Мир образов камерной и симфонической музыки». Исследовательский проект | Фрагменты музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»; -«Времена года» А. Вивальди; -«Вестсайдская история», мюзикл Л.Бернстайна(фрагменты); -Музыка И. Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта»; -«Песенка о веселом ветре И. Дунаевского, В. Лебедева-Кумача из к/ф «Дети капитана Гранта» | 21.05-25.05 |
Календарно-тематическое планирование. 7 класс.
№ | № урока в теме, разделе | Тема урока | Содержание образования
| Сроки |
Раздел 1: Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (17 часов) | ||||
1 | 1 | Классика и современность. | Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Может ли современная музыка считаться классической? | 04.09-10.09 |
2-3 | 2-3 | В музыкальном театре. Опера. Опера М.И. Глнки « Иван Сусанин» | Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей классической музыки. | 11.09-15.09; 18.09-22.09 |
4-5 | 4-5 | Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» | Стилевые особенности в творчестве русских композиторов | 25.09-29.09; 02.10-06.10 |
6-7 | 6-7 | В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна» | Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. | 09.10-13.10; 16.10-20.10 |
8 | 8 | Героическая тема в русской музыке. | Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. | 23.10-27.10 |
9-10 | 9-10 | В музыкальном театре. «Мой народ-американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. | 07.11-10.11; 13.11-17.11 |
11-12 | 11-12 | В музыкальном театре. Опера Ж. Бизе «Кармен» | Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе). | 20.11-24.11; 27.11-01.12 |
13 | 13 | Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита» | Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов Р. Щедрин | 04.12-08.12 |
14-15 | 14-15 | Сюжеты и образы религиозной музыки | Бах –выдающийся музыкант эпохи Барокко.Высокая месса И.С. Баха. От страдания к радости. Духовная музыка русских композиторов.«Всенощное бдение» С. Рахманинов | 11.12-15.12; 18.12-22.12 |
16 | 16 | Рок-опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда» | Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера) | 25.12-27.12 |
17 | 17 | Музыка к драматическому спектаклю | Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. Д.Б. Кабалевский «Ромео и Джульетта»; «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» | 11.01-12.01 |
Раздел 2: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 часов). | ||||
18-19 | 1-2 | Музыкальная драматургия-развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. (Религиозная музыка. Светская музыка.) | Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. | 15.01-19.01; 22.0-26.01 |
20-21 | 3-4 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипия. | Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. | 29.01-02.02; 05.02-09.02 |
22-23 | 5-6 | Циклические формы инструментальной музыки | Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). | 12.02-16.02; 19.02-23.02 |
24-25 | 7-8 | Соната. Соната №8 (Патетическая)Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта. | Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. | 26.02-02.03; 05.03-09.03 |
26 | 9 | Симфоническая музыка. Симфония№103(«С тремоло литавр») Й. Гайдна. | Различные формы построения музыки. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). | 12.03-16.03 |
27 | 10 | Симфония №40 В.А.Моцарта | Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). | 19.03-22.03 |
28 | 11 | Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева | Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. | 02.04-06.04 |
29 | 12 | Симфония №5 Бетховена | Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). | 09.04-13.04 |
30 | 13 | Д.Шостакович Симфония №7 Ленинградская. | Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. | 16.04-20.04 |
31 | 14 | Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси | Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). | 23.04-27.04 |
32 | 15 | Инструментальный концерт. | Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Основные жанры светской музыки. | 30.04-04.05; 07.05-11.05 |
33 | 16 | Рапсодия в стиле блюз. Дж.Гершвина | Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. | 14.05-18.05 |
34 | 17 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер | Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. | 21.05-25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков музыки Брянского края
Тема урока, содержание, типу рока, виды контроля, требования к уровню подготовки учащихся...
Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 5-7 классах по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской
Календарно-тематическое планирование соответствует программе "Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы" Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э. Кашековой. Может быть использовано учителями музыки общеобр...
Урок музыки по ФГОС во 2 классе по программе Е.Д.Критской, тема урока "Масленица. Проводы зимы"
Урок музыки во 2 классе по программе Е.Критской, раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло" знакомит учащихся с историей и традициями народного календарного праздника Масленица, с жанром русско...
Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 3 классе
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов...
календарно - тематическое планирование уроков музыки 1 класс
календарно - тематическое планирование уроков музыки 1 класс по Кабалевскому ФГОС...
Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 5-8 классах
Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 5-8 классах по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой...
Открытый урок Музыка "Порги и Бесс" 8 класс по программе Е.С.Критской
Тема урока: Опера «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.Цель урока: - расширить представление об оперном искусстве зарубежного композитора Дж. Гершвина....