Открытый урок Музыка "Порги и Бесс" 8 класс по программе Е.С.Критской
план-конспект по музыке

Блохина Татьяна Сергеевна

Тема урока: Опера «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

Цель урока: - расширить представление об оперном искусстве зарубежного композитора Дж. Гершвина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок Музыка 8 класс33.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 26.02.2020                                                                         Класс: 8 класс

Тема урока: Опера «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

Цель урока: - расширить представление об оперном искусстве зарубежного композитора Дж. Гершвина.

Задачи:

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке.

Метапредметные: Ориентированность в культурном многообразии.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Результаты освоения учебного предмета:   

Личностные: знакомство с американскими произведениями.

Метапредметные: умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

Предметные: формирования навыка анализа музыкального произведения, расширение опыта, активного слушания.

Тип урока: смешанный

Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Методы: словесный (рассказ, беседа); наглядно – зрительный, практический.

Оборудование: компьютер, проектор, аккордеон, колонки.

Ход урока.

Этапы

Ход урока

Хронометраж

I.Организационный Момент

II. Активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся

III.Собственно углубление темы.

1.Слушание «Колыбельная Клары»

2. Слушание песни Порги  «Богатство бедняка»

3. Слушание песни Спортинг Лайфа

4. Слушание Финальной арии Порги и хора

IV. Закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений

V. Рефлексия.  

VI. Домашнее задание

Добрый день, ребята! Добрый день!

Hello, my children. Good day.

Дети: Добрый день, учитель!  Добрый день.

- Ребята, обратите внимание на слайд № 1. В какую страну мы сегодня отправимся? (Америка)

- С именем какого композитора связана эта страна? (Джордж Гершвин) 

Скажите, кто такой Джордж Гершвин? Создатель американской национальной классики XX века. Он первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз. 

Ребята, посмотрите внимательно на слова. С каким музыкальным произведением Джорджа Гершвина они связаны?

1) Спиричуэл

2) Блюз

3) Регтайм

4) Симфоджаз

Попробуйте сформулировать тему урока из полученных данных.

Тема урока: Опера «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

 Мы уже знакомы с историей создания оперы из 7 класса. Давайте попробуем определить задачи сегодняшнего урока. Что мы хотим узнать по данной теме?

Итак, ребята. Задачи поставлены, пора отправляться в путь. Запишите тему сегодняшнего урока в тетради.

Давайте вспомним и назовем главных героев оперы? Историю либретто оперы – сюжета.

Откройте учебники на стр.69.

Вспомните, что является главным принципом драматургии оперы?

Контраст - два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического конфликта.

Какие два образа олицетворяют конфликт?

Сегодня мы более подробно познакомимся и проанализируем основные темы главных героев.

Опера начинается небольшим коротким оркестровым вступлением, которое перерастает в «Колыбельную Клары».

Давайте прослушаем ее.

Перевод песни "Колыбельная Клары" ("Summertime")

Летняя пора, и жизнь стала легче, 
Плещется рыба и вырос хлопок, 
Твой папа богат, а мама отлично выглядит, 
Так тише, малютка, не плачь. 
Однажды утром ты поднимешься с песней 
Ты расправишь крылья и полетишь в небо. 
А до того утра, ничто не сможет навредить тебе, 
Когда папа и мама рядом с тобой. 
Так не плачь.

- Знакома ли вам эта мелодия?

- На что она похожа? На танцевальную, свадебную, колыбельную или же похоронную?  (ответы обучающихся).

- Эта прекрасная мелодия стала частью оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Называется она «Колыбельная Клары». Она встречается в опере 4 раза. Сначала ее поет негритянка по имени Клара, которая укачивает спать малыша, поэтому эту арию называют «Колыбельная Клары». Потом тема колыбельной появляется в инструментальном варианте, во время сцены грозы, там она звучит громче.

 -  Схожа ли она с другими колыбельными? (Необычность джазовым мелодиям придает острый ритм, часто используемые синкопы, где акцент идет с сильной на слабую долю).

- эту колыбельную исполняли и исполняют уже как отдельный концертный номер лучшие мастера джаза всего мира

 - Послушайте ее в исполнении великого маэстро джаза – Луи Армстронга и певицы Элла Фитцжеральд.

На экране портрет Армстронга и Эллы Фитцжеральд.

Звучит колыбельная в его исполнении.(2 мин)

- Это чисто негритянская джазовая манера исполнения.

Слушание песни Порги «Богатство бедняка»

Порги- главный герой, калека, влюбленный в красавицу Бесс, отзывчивый и добрый человек.

Прослушаем его песню «Богатство бедняка»

Какие черты характера Порги выражаются в музыке? Какой музыкальный инструмент ввел Гершвин? (Банджо)

Персонажи оперы отличаются удивительной жизненностью и правдивостью характеров. Безногий калека Порги – за безобразным внешним обликом таит чуткую, легко ранимую душу. (Приложение песни перевод)

Белый торговец наркотиками Спортинг – Лайф, обрисованный легкими танцевальными ритмами. Во время слушания прочтите страницу 72 и охарактеризуйте его.

Слушание песни Спортинг Лайфа

Какой музыкой он обрисован? Почему хор подхватывает мотив его песни? Какими музыкальными средствами композитор подчеркивает отрицательные черты героя?

Бесс уезжает, но Порги не может смириться с мыслью потерять Бесс. 

Слушание Финальной арии Порги и хора

Почему этот фрагмент наполнен духом мужественных и полных веры мелодий? Какими особенностями музыкального языка композитор подчеркивает свое отношение к этому персонажу? Какую выразительную функцию выполняет хор?

Опера "Порги и Бесс" стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.

Разучивание песни «Черный кот».

песня Юрия Саульского на стихи Михаила Танича. Написана в конце 1963 года.

Юрий Саульский рассказывал:

Всё получилось как бы само собой. В конце 1963 года Миша Танич принёс мне листочек со своим текстом. Я сел к инструменту и быстро придумал запев и припев. В редакции самой популярной радиопередачи тех лет «С добрым утром!» нам сказали сразу: это потенциальный шлягер. После того как песню исполнила Тамара Миансарова, так и произошло. «Кот» был одним из первых советских твистов.

Вскоре эта песня зазвучала на польском, немецком и чешском языках.

Надо заметить, что припев песни очень напоминает джазовую композицию.

Прослушайте песню, какое в ней настроение? Понравилась ли она вам?

Сегодня мы говорили о первой американской национальной опере.

- Назовите оперу и автора? («Порги и Бесс» Дж. Гершвина)

- Назовите музыкальный жанр, первооткрывателем которого по праву считается Дж. Гершвин? (Симфоджаз)

- Вспомните понятие симфоджаз? (Симфоджаз – стиль музыки, сочетающий в себе элементы коммерческого джаза и лёгкой симфонической музыки)

Давайте оценим свою работу на уроке.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Ребята, д/з будет выполнить задания по карточкам.

1 мин

7 мин

7 мин

7 мин

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки в четвёртом классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Урок из блока "Гори, гори ясно...".Обобщает накопленные знания по оркестру русских народных инструментов....

Презентация к уроку музыки в четвёртом классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Тема урока: "В музыкальном театре".В презентации представляется второй акт оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин".Знакомство с музыкой Ф. Шопена....

Презентация к уроку музыки в четвёртом классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Презентация сопровождает урок по теме: "В музыкальном театре. Балет" Здесь дан тест по проверке знаний инструментов русского народного оркества....

Разработка «Открытого» урока географии в 6 классе (по программе, не реализующей ФГОС) Тема: «Закрепление изученного материала по теме «Путешественники 13-16 в.в.., продолжение изучения путешествий в период 17-18 в.в. »

Аннотация: урок – путешествие.  Заранее класс делится на 5 групп, выбирается капитан. В игровой форме учащиеся закрепляют знания по теме в ходе работы с документальным текстом, изображениям...

Учебно-методический материал: «ФГОС. Технологические карты-схемы уроков музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой» 1 четверть.

Учитывая актуальность и отсутствие такого материала в печати готова поделиться методическими разработками для 5класса. Электронная версия позволяет копировать разработку, необходимую на каждый урок с...

Учебно-методический материал: «ФГОС. Технологические карты-схемы уроков музыки в 6 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой» 1 четверть

Учитывая актуальность и отсутствие такого материала в печати готова поделиться методическими разработками для 6 класса. Электронная версия позволяет копировать разработку, необходимую на каждый урок ...

Открытый урок по теме: « В детском музыкальном театре. Опера» Музыка 2 класс по программе Е.С.Критской

Открытый урок во 2 классе по теме: "В детском музыкальном театре. Опера". На данном уроке учащиеся познакомятся с понятием "музыкальный театр, послушают оперу М.Коваля "Волк и семе...