Музыкально-логопедическое занятие во 2 классе "Весна в словах и звуках"
план-конспект по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект интегрированного музыкально-логопедического занятия
Класс: 2 класс (ОНР 3 уровня)
Тема: «Весна в словах и звуках»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схемы, картинки-символы, фрагменты из музыкальных произведений заданной тематики.
Задачи логопедические:
- продолжить работу по обогащению словарного запаса в рамках лексической темы «Весна» прилагательными, глаголами; совершенствовать слоговой анализ слов, лексико-грамматическую сторону речи; закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать доброжелательное отношение к природе.
Задачи музыкальные:
- познакомить обучающихся с образами весны на примере произведений А. Вивальди и Г. Фрида; научить эмоционально и осознанно воспринимать музыку, размышлять о ней, давать собственную личностную оценку музыкальным произведениям;
- развивать музыкальный слух, память, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, ассоциативное и образное мышление во время слушания и исполнениия музыки;
- посредством восприятия высокохудожественных музыкальных произведений воспитывать эстетические чувства: любовь к природе, любование природой, её созерцание и воспевание.
Дидактические средства:
- слова на доске (работа, сон, внимание, лень, активность, капризы, хорошее настроение);
- настольные зеркала;
- набор слов по теме «Весна»;
- коробочки с песком;
- карандаши для рисования на теле;
- раздаточный материал (для выполнения самостоятельной работы);
- искусственные подснежники, выполненные из цветной бумаги, корзинка (для рефлексии).
Оборудование:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- синтезатор;
- музыкальный центр.
Музыкальный материал:
- звуки природы (голоса птиц, журчание ручья, капель);
- инструментальный концерт «Весна» из цикла «Времена года», А. Вивальди;
- «Весенняя песенка», Г. Фрид.
Ход занятия
I. Представление учителей. Этап самоопределения к учебной деятельности:
1) психологический настрой обучающихся:
(учитель музыки исполняет попевку с инструментальным сопровождением)
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
(Слайд 1)
- А сейчас, чтобы было настроение хорошим, нарисуйте на ладошке улыбку и подарите её любому, кому захотите;
- При этом нужно обязательно улыбнуться друг другу и пожать руку;
- Это будет означать, что своё хорошее настроение вы подарили другу, а я прикреплю это хорошее настроение на доску
(на доску прикрепляется весёлое солнышко с улыбкой);
- Молодцы! Садитесь на свои места. Чтобы занятие принесло каждому новые знания, давайте подумаем, что мы возьмём с собой, а что спрячем подальше.
(на доске слова: работа, сон, внимание, лень, активность, капризы, хорошее настроение; ответы детей);
2) артикуляционная гимнастика:
- А теперь разомнем наши язычки, чтобы красиво и правильно разговаривать и отвечать на вопросы:
Раз – скорее улыбнись. Шесть – по нёбу постучать.
Два – язык опустим вниз. Семь – лошадка скачет звонко.
Три – язык наверх потянем. Восемь – гриб на ножке тонкой.
На четыре – позеваем. Девять – можно поболтать.
Пять – варенье облизать. Десять – нужно отдыхать.
III. Актуализация пробного учебного действия:
- зачитывание стихотворения учителем:
О чём-то скрипит половица, |
2) диалог учителя и обучающихся:
- Много лет назад в нашей стране жил замечательный детский писатель, который сочинял для детей стихи и волшебные сказки. Сказочный свет и тепло его сказок согревали души и сердца маленьких читателей. Вы все прекрасно знаете этого писателя и его произведения. А имя его – Самуил Яковлевич Маршак. Угадайте по опорным словам, о какой сказке С.Я. Маршака идёт речь: мачеха, падчерица, зима, корзина, подснежники, поляна, костёр, 12 братьев (о сказке «12 месяцев»);
- Знаете ли вы эту сказку?
(Слайд 2)
- Посмотрите на иллюстрацию к сказке и скажите, кто здесь изображён? (12 братьев);
- А кто эти 12 братьев? Давайте их назовём по именам (декабрь, январь, февраль…);
(Слайд 3)
- Но сегодня на нашем занятии только три ещё совсем юных брата. Прислушайтесь к звукам природы;
(Слайд 4 на фоне звуков природы)
- Повнимательнее приглядитесь к иллюстрации и попробуйте догадаться, как их зовут (март, апрель, май);
- Почему пришли только они? (ответы обучающихся);
- Предположите, о чём на занятии мы с вами будем разговаривать
(О времени года – весне);
- А ещё посмотрите на улыбку, которую нарисовали на ладошке: на какую букву она похожа?
(на букву «с»);
2) сообщение темы и цели занятия:
- Сегодня на занятии мы поговорим о признаках весны, будем учиться составлять описательный рассказ о весне, а также будем работать со словами, в которых есть звук «с».
IV. Работа по теме занятия:
(Слайд 4)
- Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какое время года изображено?
- Какие признаки весны вы увидели на иллюстрации?
- А сейчас перечислите весенние слова, в которых есть звук «с»
(по мере перечисления слов детьми на доске появляются слова: весна, сосульки, снег, скворец, солнце, подснежник);
1) закрепление звукослогового анализа слов:
- Задание: подвиньте к себе коробки с песком, порисуйте на песке пальчиком прямые дорожки, волнистые дорожки, нарисуйте солнышко, букву «с»;
- А сейчас нужно построить схемы слов со звуком «с», а для этого разделить слова на слоги и определить, в каком слоге находится звук «с»
(дети рисуют схемы слов на песке, один ученик работает у доски);
2) соотнесение слов с условными обозначениями; подбор прилагательных, глаголов к «весенним словам»:
(Слайд 5)
- Давайте ещё раз прочтём слова;
- Что обозначают эти слова? (обозначают предметы);
- Мы их будем обозначать так (схемы);
- Назовите слово, обозначающее живой предмет (скворец);
- К этому слову зададим вопрос «КТО?» Все остальные слова отвечают на вопрос «ЧТО?»;
- На какие вопросы отвечают слова-действия? Слова-признаки?;
(работа по слайду)
(Слайд 6)
- А сейчас поработаем со схемой и попробуем подобрать слова-признаки и слова-действия к нашим словам
(отрабатываются модели построения словосочетаний)
Слова-предметы | Слова-действия | Слова-признаки |
весна | Пришла, наступила | Долгожданная,ранняя |
солнце | греет, припекает, ласкает, светит | Весеннее, яркое, лучистое |
снег | Тает, оседает, темнеет | Тёмный, рыхлый, липкий |
подснежники | Появляются, пробиваются, расцветают | Голубые, нежные |
скворцы | Поют,щебечут, радуются, прилетают, возвращаются | Голосистые, радостные |
сосульки | Капают, тают | Прозрачные, длинные |
ручьи | бегут, журчат, звенят | Звонкие, звенящие,журчащие |
3) игра «Скажи наоборот»:
Зимой снег белый, а весной… (серый).
Зимой снег чистый, а весной… (грязный).
Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)
Зимой дни короткие, а весной… ( длинные).
Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).
Зимой небо серое, а весной … (голубое).
Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).
Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).
Зимой похолодало, а весной… (потеплело).
(Слайд 7, 8);
- заполнение таблицы;
- слово учителя:
- Весенние звуки можно встретить не только в словах, они звучат в прекрасной музыке о весне. И теперь я передаю слово учителю музыки…
V. Разучивание «Песни о весне», Г. Фрид:
(Слайд 9)
1) диалог учителя и обучающихся:
- Какие вы знаете весенние звуки в природе? (пение птиц, шум дождя и ветра, журчание ручья, шорох травы, шелест листвы, жужжание насекомых и т. д.)
- В музыке существует большое количество песен, посвященных весне. Одну из них мы с вами разучим на нашем занятии. Сейчас я для вас ее спою, вы внимательно послушаете, а затем скажете, о чем рассказывает эта песенка;
2) показ учителем:
- О чем эта песенка? (о весне, птицах, капели и т.д.)
- А теперь мы с вами ее разучим. Обратите внимание на экран, где расположен текст песни;
3) инструкция о положении тела во время пения, о работе по дирижерскому жесту;
(Слайд 10)
4) разучивание песни по тексту на экране.
VI. Динамическая пауза
- разучивание движений, сопровождающих «Песню о весне»;
- исполнение песни под аккомпанемент с движениями.
VII. Слушание произведения «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди:
- слово учителя:
(Слайд 11)
- Почти 300 лет назад итальянский композитор Антонио Вивальди написал замечательное произведение, которое назвал «Весна». В этом произведении нет слов, под эту музыку никто никогда не танцевал, зато всем людям приятно ее просто слушать.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик, который покажет и расскажет, какие впечатления о весне хотел передать нам Вивальди. А вы, ребята, после прослушивания поделитесь со всеми, какие весенние фантазии посетили вас по время звучания этой прекрасной музыки;
- просмотр видеоролика, слушание музыкального произведения;
- характеристика музыки:
- что вы представляете себе, слушая эту музыку?
(Слайд 12)
4) повторное слушание произведения на фоне рассказа учителя:
- Сейчас мы послушаем это произведения еще раз, но уже без фоторяда. Я хочу поделиться с вами о своих впечатлениях и рассказать короткую историю о весне, а вы будете мне помогать – в конце каждого предложения будете добавлять слова-признаки. Итак, слушайте:
1 часть
- Наступила весна (какая?)
- Стало ярче светить солнышко (какое?)
- В лесу весной можно часто встретить проталины (какие?)
- Начали таять сугробы снега (какие?)
- Из-под снега появились подснежники (какие?)
- На деревьях из почек стали пробиваться листочки (какие?)
- Рядом с первыми зелеными листочками стали вить свои гнезда птицы (какие?)
- Птицы вили гнезда и пели песенки (какие?)
2 часть
- Из-под снега, извиваясь тонкой струйкой, показался ручеек (какой?)
- Он побежал из леса между деревьями (какими?)
- Вскоре ручеек добежал до речки (какой?)
- В реке он встретился со своими братьями-ручейками (какими?)
- Вода в реке стала … (какой?)
3 часть
- Вдруг на небе сгустились тучки (какие?)
- Налетел ветер (какой?)
- Блеснула молния (какая?)
- Грянул гром (какой?)
- С неба на землю пошел дождик (какой?)
- Дождик закончился, солнышко выглянуло из-за тучек. И вновь на улице установилась погода (какая?)
- Ребята, вы – большие молодцы! В будущем из вас могут получиться замечательные поэты или писатели, а, может быть, даже и музыканты!
IX. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа – составление рассказа о весне по картинному плану на фоне музыкального произведения «Весна» А. Вивальди.
(Слайд 13)
Задание: вставить нужные слова так, чтобы получился рассказ
(работа с раздаточным материалом)
Наступила (какая?) ……………..весна. Солнце (что делает?) ……. ….. все ярче. Снег стал …(какой?). (Что делают?)………… веселые ручейки. (Что делают ?)……….первые подснежники . Из теплых стран возвращаются (какие ?)..………..скворцы. Они всё время (что делают?)… . Мы рады весне! |
X. Итог занятия
- Прочитайте, какой рассказ у вас получился.
(3-4 обучающихся зачитывают составленные рассказы)
- Молодцы! Вы справились с заданием. Наше занятие подходит к концу.
XI. Рефлексия – составление букета из подснежников:
- Ребята, посмотрите, перед вами – корзинка для подснежников, только в ней еще нет ни одного цветочка. Подснежники разных цветов находятся на ваших партах. Давайте сейчас все вместе соберем красивый букет из подснежников так, как это было в сказке «12 месяцев»!
- если вы считаете, что сегодня вам всё удалось, вы справились с заданиями легко, то поставьте в корзинку голубой цветочек;
- если думаете, что удалось многое, но не всё, то желтый;
- а если вы считаете, что у вас ничего не получилось, тогда в букете окажется красный цветочек.
(составление букета)
(Слайд 14)
- Посмотрите, какой у нас получился букет из подснежников! Это означает, что многие из вас справились с заданием на «отлично»!
Наше занятие закончилось. Спасибо всем за работу! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-171763-1357203851.jpg)
Занятие интегрированного элективного курса "Словом, цветом, звуком..." ("Обед довольно прихотливый" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")
Занятие интегрированного элективного курса посвящено анализу "кулинарных" глав романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/25/picture-252708-1593108960.png)
Использование интегрированных музыкально-логопедических занятий в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР
Этот материал разработан для студентов музыкального отделения. Он с успехом используется ими на практике пробных уроков. В занимательной форме ученики актуализируют свои природоведческие знания, разви...
Конспект занятия с детьми с ОНР "Автоматизация звука "С" в словах"
Цель: закрепить произношение звука С в словах Задачи:- Развитие фонематического анализа- Обогащение и уто...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/26/picture-741239-1711438954.jpg)
Конспект открытого логопедического занятия с обучающимися 1 класса. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях.
Конспект подгруппового логопедического занятия с обучающимися 1 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/14/picture-802195-1468490706.jpg)
Открытое логопедическое занятие для 2-го класса "Дифференциация звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова".
Групповое логопедическое занятие для 2 класса. Дифференциация Ц-Ч. Родственные слова...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-348585-1423340657.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «В ЦИРКЕ. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОГАХ, СЛОВАХ»
Конспект логопедического занятия является образцом составления плана занятия по ФГОС второго поколения и составлен для проведения группового логопедического занятия, рассчитанный для двух детей-логопа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/30/picture-529916-1454149347.jpg)
Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)
Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...