Открытый урок по теме: "Формирование хорового ансамбля в среднем хоре"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Киселева Наталья Владимировна

Улучшение качества звука путем работы над слаженным звучанием коллектива. Познакомить учащихся с разными видами ансамбля в музыке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravleno.docx20.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Формирование навыков хорового ансамбля в среднем хоре». 

Цель урока: Улучшение качества звука путем работы над слаженным звучанием коллектива. Познакомить учащихся с разными видами ансамбля в музыке. 

Задачи урока: 

  1. Обучающие 

- обеспечить формирование у учеников знаний об особенностях работы хорового ансамбля. 

- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме. 

2. Развивающие – создать условия для развития  у ученика способности 

к хоровому ансамблю. 

- элементы хорового ансамбля: ритмический, интонационный, динамический, интонационный, гармонический. 

- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями; 

3. Воспитательные - создать условия для: 

- воспитания сознательного подхода к обучению; 

- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации; 

- стимулирования творческого поиска ученика в создании интерпретации произведений. 

Тип урока: комбинированный. 

 

Методы работы: 

по источнику знаний

словесные – показ, комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа; 

практические – упражнения, практические задания; 

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода. 

Методы вокальной педагогики

- вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа. 

- формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления. 

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент. 

Оборудование: фортепиано, компьютер, презентация по теме урока, зеркало. 

 

 

Используемые произведения: 

1.Ю.Шатунов, С.Кузнецов «Детство». 

2. А. Пахмутова, Н.Добронравов «Пока не поздно». 

3. Я.Френкель, Р.Гамзатов «Журавли». 

  

Ход урока. 

1.Организационный момент. 

2. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. 

3. Правила при пении стоя и сидя: 

-При пении поза должна быть неподвижной 

-правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (3 позиция) 

-тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и с права на лево 

-вредным является излишнее поднимание плеч 

-нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины расслаблены 

-свободная нижняя челюсть, без напряжения. 

Вам всем нравится петь песни, поэтому давайте улыбнемся и с настроением поработаем на уроке! 

4. Подготовка голосового аппарата к работе - распевание хора (пение распевок, скороговорок). 

5.Хоровой ансамбль - это художественное единство совместного исполнения, уравновешенность, согласованность всех технических и художественных средств выразительности в хоровом исполнении. 

Понятие ансамбль происходит от французского слова ensemble – вместе, означает единство, созвучие, согласованность. «Умение певца подчинять свою индивидуальность задачам коллектива – основное правило настоящего ансамбля. Так в навыке ансамблевого пения и проявляется главная суть хорового исполнения – коллективность» (Школа хорового пения./ сост.В.Соколов, В.Попов, Л. Абелян. Выпуск 2 – М. 1978г. – стр.9) Работа в классе ансамбля ведется под руководством педагога. При формировании коллектива, отбираются и прослушиваются тембровые возможности каждого голоса, чтобы они «сливались», диапазон, возраст учащихся. Состав ансамбля может быть самым разнообразным, в зависимости от количества учеников. Для успешной деятельности коллектива руководитель должен заранее планировать занятия, грамотно подбирать репертуар.  

Элементы ансамбля: ритмический, динамический, вокальный, унисонный, гармонический, полифонический, хора и солистов. 

Ритмический ансамбль включает в себя все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом хорового исполнения. Умение петь вместе. Ритмически четко, вступать и прекращать петь, четко выявляя метрическую структуру произведения. Ритмическое воспитание хора является главной задачей, ибо исполнительский ритм всегда имеет музыкально-выразительное значение и работа над ним является также над музыкальной фразой, интонационным строем и главное над содержанием произведения. 

Динамический -(с греческого «сила») уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованной громкости звучания хоровой партии в общем ансамбле. 

6. Применим эти знания в работе над произведением   Ю.Шатунов, С.Кузнецов «Детство». 

    Ю́рий Васильевич Шатуно́в (род. 6 сентября1973 года, Кумертау, Башкирская АССР) — советский и российскийпевец, солист группы «Ласковый май» (1986—1991).  Характер произведения - веселый, живой, легкий, подвижный, игровой. Размер 4/4.Тональность ля-минор, с отклонением в си-мажор. Темп - аллегро. Форма: простая куплетная. 

Ансамблевые трудности: унисонное исполнение хоровой партии. Необходимо добиваться легкости в исполнении, отразить игровое настроение, гибкость динамического развития, а так же особенности темпового движения. Штрих нон легато. 

7.Работа над произведением А. Пахмутова, Н. Добронравов «Пока не поздно». 

Эту песню А. Пахмутова - Н. Добронравов всегда исполнял с особым воодушевлением, вкладывая всю свою душу в каждое слово песни «Пока не поздно», пытаясь донести до слушателя все эмоции, которые он переживал в момент исполнения песни. И такое отношение исполнителя, по мнению почитателей его таланта, демонстрируется и тогда, когда он поет другие свои композиции. Это произведение известного композитора песенника в репертуаре знаменитого певца И. Кобзона.  А также современная интерпретация песни Мария Шерер. (Показ произведения). 

 8. Работа над произведением Я.Френкель, Р.Гамзатов «Журавли». 

«Журавли́» — песня на стихи Расула Гамзатовав переводе на русский язык Наума Гребнева. Композитор Ян Френкель. Песня посвящена солдатам, погибшим во время военных действий. Конкретное посвящение — Марку Бернесу («Марку Бернесу, для которого эта песня стала последней») 

Через несколько лет после появления песни «Журавли» в СССР, в местах боёв 1941—1945 годов, стали возводить стеллы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли. Так, журавли из песни стали символом памяти о погибших в Великую Отечественную войну, например, Памятник«Журавли» в Саратове или мемориал «Журавли» в Санкт-Петербурге. Был выпущен значок с изображением вечного огня, в пламени которого летят журавли, и надписью "А превратились в белых журавлей". 

В 2016 году в Словении на мемориальном кладбище Жале в центре Любляны был открыт памятник «Сынам России и Советского Союза, погибшим в Словении». Журавлиный клин поднимают в небо восемь стелл — по числу лет Первой и Второй мировых войн. 

С 1986 года 22 октября в Дагестане, на родине автора текста песни, Расула Гамзатова, ежегодно проводится «Праздник белых журавлей» — день памяти погибших солдат, в последнее время приобретающий всероссийский масштаб. 

Песня упоминается в «Журавлиной песне» Г. Полонского и К. Молчанова из фильма «Доживём до понедельника»: 

-работа над интонированием. 

-работа над общим ансамблем. 

Гармонический ансамбль - полное равновесие хоровых партий. Мелодия должна звучать отчетливо. 

9. В заключении: Творческая спаянность, дружеские отношения между участниками хора оказывают огромное влияние на всю работу хора в целом и в частности на достижение хорошего ансамбля. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".

Урок подготовлен для проведения на отделе "Инструментальное исполнение" нашей школы, по плану работы отдела 2013 - 201ё4 учебного года.Цель урока:Совершенствование исполнительского мастерства уч...

Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".

Конспект урока в классе аккордеона по поддерживанию интереса у учащихся к занятиям музыкой , через игру в ансамбле....

План проведения открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре" 2012 г.

Тема открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре"....

Открытый урок на тему: "Работа над ансамблем"

Комбинированный тип открытого урока, где на примере разнообразного ансамблевого репертуара учащиеся ДШИ учатся находить пути решения музыкально - исполнительских задач....

курсовая работа на тему ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Хоровое пение - один из видов коллективной исполни­тельской деятельности. Оно способствует развитию певче­ской культуры школьников, их общему и музыкальному развитию. Национальная культура несет в себ...

Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...