Открытый урок по теме: "Формирование хорового ансамбля в среднем хоре"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Улучшение качества звука путем работы над слаженным звучанием коллектива. Познакомить учащихся с разными видами ансамбля в музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravleno.docx | 20.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Формирование навыков хорового ансамбля в среднем хоре».
Цель урока: Улучшение качества звука путем работы над слаженным звучанием коллектива. Познакомить учащихся с разными видами ансамбля в музыке.
Задачи урока:
- Обучающие
- обеспечить формирование у учеников знаний об особенностях работы хорового ансамбля.
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме.
2. Развивающие – создать условия для развития у ученика способности
к хоровому ансамблю.
- элементы хорового ансамбля: ритмический, интонационный, динамический, интонационный, гармонический.
- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
3. Воспитательные - создать условия для:
- воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
- стимулирования творческого поиска ученика в создании интерпретации произведений.
Тип урока: комбинированный.
Методы работы:
по источнику знаний:
словесные – показ, комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.
Методы вокальной педагогики:
- вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
- формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.
Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент.
Оборудование: фортепиано, компьютер, презентация по теме урока, зеркало.
Используемые произведения:
1.Ю.Шатунов, С.Кузнецов «Детство».
2. А. Пахмутова, Н.Добронравов «Пока не поздно».
3. Я.Френкель, Р.Гамзатов «Журавли».
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
3. Правила при пении стоя и сидя:
-При пении поза должна быть неподвижной
-правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (3 позиция)
-тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и с права на лево
-вредным является излишнее поднимание плеч
-нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины расслаблены
-свободная нижняя челюсть, без напряжения.
Вам всем нравится петь песни, поэтому давайте улыбнемся и с настроением поработаем на уроке!
4. Подготовка голосового аппарата к работе - распевание хора (пение распевок, скороговорок).
5.Хоровой ансамбль - это художественное единство совместного исполнения, уравновешенность, согласованность всех технических и художественных средств выразительности в хоровом исполнении.
Понятие ансамбль происходит от французского слова ensemble – вместе, означает единство, созвучие, согласованность. «Умение певца подчинять свою индивидуальность задачам коллектива – основное правило настоящего ансамбля. Так в навыке ансамблевого пения и проявляется главная суть хорового исполнения – коллективность» (Школа хорового пения./ сост.В.Соколов, В.Попов, Л. Абелян. Выпуск 2 – М. 1978г. – стр.9) Работа в классе ансамбля ведется под руководством педагога. При формировании коллектива, отбираются и прослушиваются тембровые возможности каждого голоса, чтобы они «сливались», диапазон, возраст учащихся. Состав ансамбля может быть самым разнообразным, в зависимости от количества учеников. Для успешной деятельности коллектива руководитель должен заранее планировать занятия, грамотно подбирать репертуар.
Элементы ансамбля: ритмический, динамический, вокальный, унисонный, гармонический, полифонический, хора и солистов.
Ритмический ансамбль включает в себя все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом хорового исполнения. Умение петь вместе. Ритмически четко, вступать и прекращать петь, четко выявляя метрическую структуру произведения. Ритмическое воспитание хора является главной задачей, ибо исполнительский ритм всегда имеет музыкально-выразительное значение и работа над ним является также над музыкальной фразой, интонационным строем и главное над содержанием произведения.
Динамический -(с греческого «сила») уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованной громкости звучания хоровой партии в общем ансамбле.
6. Применим эти знания в работе над произведением Ю.Шатунов, С.Кузнецов «Детство».
Ю́рий Васильевич Шатуно́в (род. 6 сентября 1973 года, Кумертау, Башкирская АССР) — советский и российский певец, солист группы «Ласковый май» (1986—1991). Характер произведения - веселый, живой, легкий, подвижный, игровой. Размер 4/4.Тональность ля-минор, с отклонением в си-мажор. Темп - аллегро. Форма: простая куплетная.
Ансамблевые трудности: унисонное исполнение хоровой партии. Необходимо добиваться легкости в исполнении, отразить игровое настроение, гибкость динамического развития, а так же особенности темпового движения. Штрих нон легато.
7.Работа над произведением А. Пахмутова, Н. Добронравов «Пока не поздно».
Эту песню А. Пахмутова - Н. Добронравов всегда исполнял с особым воодушевлением, вкладывая всю свою душу в каждое слово песни «Пока не поздно», пытаясь донести до слушателя все эмоции, которые он переживал в момент исполнения песни. И такое отношение исполнителя, по мнению почитателей его таланта, демонстрируется и тогда, когда он поет другие свои композиции. Это произведение известного композитора песенника в репертуаре знаменитого певца И. Кобзона. А также современная интерпретация песни Мария Шерер. (Показ произведения).
8. Работа над произведением Я.Френкель, Р.Гамзатов «Журавли».
«Журавли́» — песня на стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева. Композитор Ян Френкель. Песня посвящена солдатам, погибшим во время военных действий. Конкретное посвящение — Марку Бернесу («Марку Бернесу, для которого эта песня стала последней»)
Через несколько лет после появления песни «Журавли» в СССР, в местах боёв 1941—1945 годов, стали возводить стеллы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли. Так, журавли из песни стали символом памяти о погибших в Великую Отечественную войну, например, Памятник«Журавли» в Саратове или мемориал «Журавли» в Санкт-Петербурге. Был выпущен значок с изображением вечного огня, в пламени которого летят журавли, и надписью "А превратились в белых журавлей".
В 2016 году в Словении на мемориальном кладбище Жале в центре Любляны был открыт памятник «Сынам России и Советского Союза, погибшим в Словении». Журавлиный клин поднимают в небо восемь стелл — по числу лет Первой и Второй мировых войн.
С 1986 года 22 октября в Дагестане, на родине автора текста песни, Расула Гамзатова, ежегодно проводится «Праздник белых журавлей» — день памяти погибших солдат, в последнее время приобретающий всероссийский масштаб.
Песня упоминается в «Журавлиной песне» Г. Полонского и К. Молчанова из фильма «Доживём до понедельника»:
-работа над интонированием.
-работа над общим ансамблем.
Гармонический ансамбль - полное равновесие хоровых партий. Мелодия должна звучать отчетливо.
9. В заключении: Творческая спаянность, дружеские отношения между участниками хора оказывают огромное влияние на всю работу хора в целом и в частности на достижение хорошего ансамбля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
Урок подготовлен для проведения на отделе "Инструментальное исполнение" нашей школы, по плану работы отдела 2013 - 201ё4 учебного года.Цель урока:Совершенствование исполнительского мастерства уч...
Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
Конспект урока в классе аккордеона по поддерживанию интереса у учащихся к занятиям музыкой , через игру в ансамбле....
План проведения открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре" 2012 г.
Тема открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре"....
Открытый урок на тему: "Работа над ансамблем"
Комбинированный тип открытого урока, где на примере разнообразного ансамблевого репертуара учащиеся ДШИ учатся находить пути решения музыкально - исполнительских задач....
Открытый урок на тему: «Формирование мотиваций к самостоятельному получению знаний в условиях общеобразовательного пространства школы на уроках русского языка»
Открытый урок по русскому языку, 5 класс "Времена глаголов"...
курсовая работа на тему ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию. Национальная культура несет в себ...
Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...