Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения учебной мотивации и уровня читательской грамотности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 760 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка в 6 «В» классе.
Учитель: Дюкова О.В.
Тип урока: Изучение нового материала.
Тема урока «Функциональные типы речи»
Цель урока: создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться
повышения учебной мотивации и уровня читательской грамотности обучающихся.
Задачи урока:
Образовательная: совершенствовать знания детей о типах речи, определять тему и главную мысль текста, развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Развивающая: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
Воспитательная: воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока 1 этап урока- Организационный
- этап урока- Самоопределение к предстоящей учебно-познавательной деятельности. Работа с иллюстрацией.
Учащиеся должны выстроить алгоритм мыслей, чтобы описать иллюстрацию (фотографию с изображением ежика). Каждый из них представляет себя фотографом. У всех получилось три фотографии: действие (убегающий ежик от человека), изображение ежа (его описание), жизнь ежа в доме человека(рассуждение). Все рассуждения учащихся привели к теме урока, всем стало понятно, что речь пойдет о типах речи (повествование, описание, рассуждение).
Учащиеся делают вывод.
Повествование-это такой тип речи, где события следуют одно за другим. И каждое предложение несёт в себе что-то новое. Несколько фотографий или рисунков.
Рассуждение – это такой тип речи, где нет никаких картин, рисунков, образов. Выдвигается тезис, затем идут доказательства, размышления.
Описание - это такой тип речи, когда мы подробно рассказываем о предмете, его внешнем виде, свойствах, которые воспринимаются одновременно. Один рисунок
этап урока- Открытие и построение новых знаний нового материала. Работа с тестом.
Учащиеся знакомятся с текстом М.Пришвина «Еж»
Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
– А, ты так со мной! – сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал – ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажёг лампу, и – здравствуйте! – ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.
И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.
Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.
Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.
Сплю я всегда очень чутко. Слышу – какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая:
„Зачем это ёжику газета понадобилась?" Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.
Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу-луну.
Я подпустил облака и спрашиваю:
- Что тебе ещё надо? Ёжик не испугался.
- Пить хочешь?
Я встал. Ёжик не бежит.
Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.
- Ну иди, иди. – говорю. – Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода...
Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется, и я двину, да так и сошлись.
- Пей, – говорю окончательно. Он и залакал.
А я так легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и всё приговариваю:
- Хороший ты малый, хороший! Напился ёж, я говорю:
- Давай спать. Лёг и задул свечу.
Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.
Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочки дам – съест.
Учитель: Прочитайте текст, предложения которого объединены одной темой. Назовите тему текста.
Учащиеся: Предложения связаны между собой по смыслу, их объединяет одна тема «Еж»
Учитель: Обратите внимание на выделенные слова, как они раскрывают содержание текстов?
Учащиеся: В тексте говорится о том, что сделал еж.
Помогают в этом глаголы затукал, фыркнул, развернулся, поплыл, развернулся, огляделся, попробовал идти, выбрал, затих .
Учащиеся: В тексте также говорится о том, как выглядит еж. Здесь использованы прилагательные маленькая(свинья), колючий (комок).
Учащиеся: В тексте говорится о том, зачем ежик надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её.
этап урока- Физминутка
- этап урока- Подведение итогов
Учитель: посмотрите на алгоритм и попробуйте соотнести текст с данными вопросами.
Учитель: Следовательно, какой вывод мы можем сделать?
Учащиеся: В тексте присутствуют три типа речи: повествование, описание и рассуждение.
Учитель: домашнее задание-подобрать три отрывка из текста, где присутствуют три типа речи.
этап урока-Рефлексия
Учащиеся дают оценку собственной деятельности на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....
Рабочий лист урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Материал содержит задания разного уровня сложности...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...