Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
план-конспект урока по музыке по теме
Урок подготовлен для проведения на отделе "Инструментальное исполнение" нашей школы, по плану работы отдела 2013 - 201ё4 учебного года.
Цель урока:
Совершенствование исполнительского мастерства учащихся, через привлечение их к совместному музицированию
Задачи урока:
1. Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
2. Формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
3. Решение коммуникативных задач;
4. Развитие чувства ансамбля;
5. Обучение навыкам чтения с листа в ансамбле.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_vjq.doc | 64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок
на тему:
"Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
Подготовила преподаватель по классу аккордеона
Бидяк Марина Владимировна
Школа искусств "Ч. Порумбеску" город Бельцы, Молдова.
Дидактический проект урока
Учебное заведение: Школа искусств «Ч. Порумбеску».
Предмет: музыкальный инструмент (аккордеон).
Учитель: Бидяк Марина Владимировна, 2 дидактическая категория.
Ученики: Челан А. 1/7, Райляну В. 1/7, Букатарь В. 2/5, Войнова А. 3/7, Вакарчук А. 3/7, Горячев С. 4/7, Мереуцэ А.4/5, Кутейников А. 4/5.
Продолжительность урока: 45 минут
Общая тема: "Работа над ансамблем, как одна их форм общего музыкального развития ребенка".
Тема урока: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
Тип урока: Урок повторения и закрепления пройденного материала.
Компетенция: Совершенствование исполнительского мастерства учащихся, через привлечение их к совместному музицированию.
Целепологания:
- Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
- Формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
- Решение коммуникативных задач;
- Развитие чувства ансамбля;
- Обучение навыкам чтения с листа в ансамбле.
Операциональные цели:
Знания:
01-Знать виды ансамблей (смешанный, однородный, дуэт, трио и т.д.);
02-Знать роль ведущей и сопровождающей партии в ансамбле;
03-Знать главные особенности ансамблевого музицирования: синхронность, единство темпа, метро - ритма, штрихов, динамики;
Умения:
04-Уметь слушать партнера или партнеров по ансамблю и помогать им в воплощении исполнительских намерений;
05-Уметь контролировать и оценивать собственные и коллективные игровые действия;
Отношения:
06-Формировать навыки общения в коллективе;
07-Повышать мотивацию к обучению через ансамблевое музицирование;
08-Проявлять активный интерес к занятиям;
Дидактические технологии:
а) Виды деятельности учащихся:
- Просмотр презентации к уроку;
- Исполнение на музыкальных инструментах;
- Применение музыкальных знаний и знаний о музыке;
- Анализ и характеристика музыкальных произведений.
б) Методы обучения:
- словесный – рассказ, объяснение, беседа;
- метод показа на инструменте;
- метод показа презентации;
- метод тренировки;
в) Оборудование: ноутбук, аккордеоны, детские музыкальные инструменты, раздаточный материал.
г ) Музыкальное содержание: детская песенка «Василек», русск.нар. песня «Савка и Гришка», Е. Гнесина «Этюд» С-Dur, А. Панайотов «На лодочке», А. Красев «Елочка», р.н.п. «Веселые гуси», дет. песенка «Утенок», р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я», укр.н.п. «Черные брови», А. Доренский «Веселое настроение», А. Зацепин «Песенка о медведях».
Библиография:
- Гажим И. Dimensiunea psihologicâ a muzicii- Timpul, Iaşi, 2003
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
- Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 288 с.
- Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: Кн. для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с: ноты.
Ход урока:
- Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок - у нас присутствуют гости, и на уроке сразу несколько учеников. Это ученики разных возрастов и разных лет обучения: ученики 1 класса - Челан Андриан и Райляну Виктор, ученик 2 класса - Букатарь Валентин, ученицы 3 класса - Войнова Аня и Вакарчук Амина, ученики 4 класса - Кутейников Александр, Мереуцэ Андриан, Горячев Серафим.
Тема нашего сегодняшнего урока: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
- Восстановление полученных ранее знаний
Давайте, для начала, вспомним, что такое ансамбль? Кто может дать определение этому термину? (Учащиеся дают свои ответы).
А теперь посмотрите презентацию. (В презентации даю развернутую характеристику ансамблю, его видам; Определяем названия ансамблей, в зависимости от деятельности и количества его участников; Уточняем преимущества и сложности игры в ансамбле.)
Игре в ансамбле можно и нужно учиться. И сейчас, мы покажем как вы учились играть в ансамбле с самых первых занятий в музыкальной школе. И я прошу подойти к инструменту ученика 1 класса - Челан Андриана. Пока Андриан готовится , каждому из вас я раздам письменное задание, вопросы написаны на листах .Ответы на них вы найдете в той информации, которую вы получили в презентации. А в конце урока наши гости проверят, как вы справились со своими заданиями.
- Раскрытие темы урока, через повторение пройденного материала
Андриан, первую пьесу, которую мы стали играть с тобой в ансамбле, была пьеса "Василек". И играть мы ее начали тогда, когда ты еще не умел извлекать звуки на аккордеоне. Для этого мы использовали детские музыкальные инструменты. Возьми дудочку и вместе со мной проиграй ритмический рисунок этой пьесы. (Играем вдвоем, я – на аккордеоне). А теперь возьми бубен, простучи в него ритм пьесы "Василек" и пропой мелодию со словами. Мы должны очень внимательно слушать друг друга, чтобы игра у нас была слаженной, одновременной, т.е. синхронной – это одно из важных условий ансамблевой игры. ( Исполняем; Также прорабатываем пьеску "Савка и Гришка").
После того, как ты овладел правой клавиатуры аккордеона и научился извлекать первые звуки – мы стали играть эти пьесы вдвоем на аккордеонах. Как называется ансамбль из двух участников? – Дуэт. Правильно. Ты уже знаешь, что важным условием ансамбля является одновременная, синхронная игра. Для того, чтобы игра была одновременной - надо вместе начать играть. И для этого надо дать определенный сигнал к вступлению. У аккордеонистов таким сигналом является небольшой кивок головы, который состоит из двух моментов: взмах головы вверх – что означает "приготовиться" и четкое движение вниз – "начали". Кто у нас дает сигнал к вступлению? - Тот, кто играет 1 партию. А в этой пьесе 1 партию играешь ты, поэтому дай сигнал. (Играем). В следующей пьесе – "Савка и Гришка" мы поменяемся, я буду исполнять 1, а ты 2 партию, поэтому сигнал дам я. (Играем).
Также мы с тобой играли в вопросы и ответы. В каких пьесах? – В "Этюде" и "На лодочке". Как ты можешь охарактеризовать наши партии?- Я задаю вам вопросы, а вы мне отвечаете в "Этюде", а во второй пьесе мы меняемся, и на вопросы отвечаете вы. Правильно. (Исполняем два произведения).
Давай перейдем к следующему произведению, и для начала скажи, как называется в нем твоя партия?- Мелодия. А я играю аккомпанемент. В ансамбле мелодия имеет лидирующее значение, поэтому требует от тебя полного звука и уверенности исполнения. (Играем).
В пьесе "Веселые гуси" ты учился аккомпанировать мне. Давай вспомним, что такое аккомпанемент? Это сопровождающая партия, которая помогает мелодии звучать ярче, интересней, поддерживает ее. Так, но и при всем этом аккомпанемент должен звучать несколько тише, чтоб не заглушать основную музыкальную тему. (Играем).
Для исполнения следующего ансамбля я приглашаю подойти еще одного первоклассника – Райляну Виктора. Дайте характеристику своим партиям. Андриан – у меня 1 партия, основная мелодия, Виктор - у меня 2 партия - сопровождение. (Играют вдвоем).
- Углубление темы урока
Для исполнения следующего ансамбля я приглашаю подойти к инструменту ученика 2 класса Букатарь Валентина. Дай характеристику пьесе. "Пойду ль я, выйду ль я" – русская народная песня. Размер – 4\4, тональность фа мажор, характер веселый, поэтому пьесу надо играть в подвижном темпе. Андриан играет 1 партию, а я 2- ю – сопровождение. Твоя партия имеет функцию фонового сопровождения, т. е. на фоне твоей партии получает развитие основная музыкальная тема. (Играют, и при этом 2 партия несколько заглушает первую). Валентин, помнишь, когда мы говорили о роли партий в ансамбле, мы делали сравнение с живописью. И говорили о том, что в живописи есть понятие переднего и заднего плана. То, что видит человек вблизи на картине – это передний план, то, что дальше от себя - это задний план. Так же можно сказать и о партиях ансамбля. Та партия, которая исполняет мелодию – это передний план произведения, а твоя сопровождающая партия – это задний план. Не забывай об этом и играй свою партию немного тише.
Следующую пьесу я приглашаю помочь мне сыграть ученицу 3 класса Войнову Аню. Аня, что ты можешь сказать об этом произведении? "Черные брови" – это украинская народная песня, размер 3\4, тональность ми минор, это произведение относится к лирическим произведениям. А что такое лирика? Это выражение чувств и переживаний человека. Это произведение относится к жанру песни, поэтому ты должна стремиться к мягкому, полному, певучему звуку, свойственному человеческому голосу. Чтобы у слушающих тебя людей создавалось впечатление, что играет не музыкальный инструмент, а поет человек. С помощью чего мы можем на инструменте передать свои чувства и переживания в лирических произведениях? С помощью динамических оттенков и соблюдения музыкальных фраз. С чем мы можем сравнить музыкальную фразу? С морской волной, которая накатывает на берег, ударяется об него, и откатывает от берега. (Играем).
Работая над ансамблем с начинающими учениками, я не ставлю цель отшлифовать каждое произведение, а использую метод ознакомительного прохождения произведений или чтение их с листа, что способствует накоплению музыкально – слухового опыта ребенка и пополняет его музыкальный "багаж".
Другие цели ставлю перед ансамблем для выноса его на концертную эстраду. Во - первых в такие ансамбли я объединяю учеников, которые имеют уже определенный "багаж" знаний, навыков и умений ансамблевой игры. Кроме этого, для яркости звучания такого ансамбля я использую расширение состава путем добавления дополнительных инструментов. В сегодняшнем случае это фортепиано и синтезатор. И я прошу приготовиться квинтет аккордеонистов. Использование синтезатора помогает в решении такой проблемы. Как отклонения от темпа. Задаваемый им единый темп, метр и ритм помогает лучше организовать выступления такого ансамбля. И сейчас мы покажем вам промежуточный результат работы над "Песенкой о медведях" композитора А. Зацепина. (Играют, делаю поправочные остановки, во время которых уточняем значение каждой партии в каждой цифре произведения).
- Конечное оценивание
Наш урок подходит к концу. Я хочу всех поблагодарить за добросовестную работу на уроке. Сдайте свои письменные задания нашим гостям на проверку. А пока, мы подведем итог урока. Скажите, в чем заключаются трудности и в чем преимущества ансамблевого исполнения? Дети говорят о синхронности исполнения в ансамбле, как об одном из технических требований ансамбля, в этом и заключается трудность. А положительным моментом назвали радость от совместной работы, возможность чаще выходить на концертную площадку в составе ансамбля.
Ваше домашнее задание следующее – продолжать работать над своими партиями и слушать исполнение самых разных видов ансамблей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного, игрового и соревновательного методов.
Статья содержит рекомендации и возможные варианты использования предложенных методов....
Методический материал на тему: «Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению математики через систему «Учись играя, играя - учи»
По каждому предмету, изучаемому в школе, накоплен ассортимент различных игр, которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение применять на практике полученные на уроках знания, помогают выявить...
Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
Конспект урока в классе аккордеона по поддерживанию интереса у учащихся к занятиям музыкой , через игру в ансамбле....
Конспект открытого урока к конкурсу "Учитель года -2015" школьный этап Тема: "Совершенствование элементов баскетбола (передач) через игровые задания, игры. "
На уроке использованы игровые методы, закрепление правил игры баскетбола в игре ""упрощенный баскетбол"основана на передачах , без ведения мяча (в игре используются следующие правила...
Открытый урок на тему: «Формирование мотиваций к самостоятельному получению знаний в условиях общеобразовательного пространства школы на уроках русского языка»
Открытый урок по русскому языку, 5 класс "Времена глаголов"...
Открытый урок по теме: "Формирование хорового ансамбля в среднем хоре"
Улучшение качества звука путем работы над слаженным звучанием коллектива. Познакомить учащихся с разными видами ансамбля в музыке....
Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...