Рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ 3 - 8 класс
рабочая программа по музыке на тему
Рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ 3-8 класс (легкая степень умственной отсталости)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_3_-_8_klass.docx | 62.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальное деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитательные:
- помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность нения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанров учатся воспринимать музыку.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты».
Раздел «Пение»
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, пение влияет на звукопроизношение обучающихся с ОВЗ, развитие слухового, мышечного внимания.
Для обучающихся с ОВЗ очень важна точность передачи музыкальной интонации, так как многим из них музыкальная интонация или музыкальная речь является средством общения между собой.
Песня - яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речевого аппарата, углублению дыхания, укрепления осанки и собственно голосового аппарата.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений, учащихся в зависимости от уровни певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамблевого чувства, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
Основные задачи пения:
1. Формировать у обучающихся певческие умения и навыки, способствующие выразительному исполнению.
2. Учить детей исполнять песни, как с помощью учителя, так и самостоятельно.
3. Развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное интонирование высоты звука, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время исполнения песни.
4.Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное гудение у низко поющих детей.
5. Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному исследованию песен в играх, хороводах, сценках.
Певческие умения и навыки
1. Певческая установка - это позиция, при которой голос ребенка подается без особого труда при наличии правильно сформированного дыхания и прямой осанки.
2. Вокальные навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть глубоким и быстрым, а выдох медленным. Слова произносятся четко, ясно, при этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюстью.
3. Хоровое пение - это взаимодействие ансамбля и строя, то есть правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, слитность звучания, выработка унисона, тембра и строя как точной чистой певческой интонации.
4. Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие обучающиеся специальной коррекционной школы имеют стойкие речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится работать в течение всего процесса обучения. Отсутствие дикции делает пение вялым и слабым.
Детям очень трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него или стараются перекричать других.
На выбор репертуара для пения оказывают влияния определенные ограничения, возникающие при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Это небольшой диапазон голоса, затрудненность воспроизведения обучающимися даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. В связи с этим репертуар для пения должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь удобный для воспроизведения диапазон мелодии, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако, если песни, трудные для воспроизведения, отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, то они вполне могут быть усвоены детьми.
Раздел «Слушание музыки»
Важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Слушание музыки» имеет конкретные задачи:
- знакомить обучающихся с художественными, доступными образцами классической и народной музыки;
- развивать музыкальную восприимчивость обучающихся, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
- дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств музыкальной выразительности;
- развивать умение передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.
Содержание программы «Слушание музыки» включает в себя три основных элемента:
1.Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.
2. Развитие навыков культуры слушания.
3.Формирование музыкального вкуса в процессе накопления музыкальных впечатлений, первоначальных сведений о музыке.
Музыка имеет свою речь, свой язык, мелодию, регистр, темповые изменения. В процессе слушания музыкальных произведений, обучающиеся постепенно приобщаются к музыкальной речи, учатся различать виды музыкальных произведений (песня, танец, марш), у них формируются первоначальные представления о содержании песен, пьес и их форм (вступлении, запев, припев).
Музыка, рекомендуемая для пения и слушания, большей частью создана для детей. Однако, музыкальный репертуар может быть значительно расширен. Ознакомление обучающихся с музыкой, написанной не только для детей, значительно обогатит их общее развитие, окажет положительное воздействие на познавательные способности.
Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей обучающихся, может быть изменен в зависимости от местных условий, исторических изменений в стране.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты»
Объем материала этого раздела сводится к минимуму. Это связано с ограниченностью усвоения обучающимися с ОВЗ отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др, опирающихся на абстрактно-логическое мышление, отсутствующее у обучающихся с ОВЗ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у обучающихся представлений о художественной картине мира;
-овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с обучающимися, с учителем;
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обучающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Класс | Минимальный уровень | Достаточный |
3 | - знать музыкальную форму (одночастную, двухчастную, трехчастную, четырехчастную); - знать музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка). - уметь выделять мелодию в песне и инструментальном произведении; - сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре; - распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками; - сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог; - воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента. | - знать наизусть 6-8 песен для самостоятельного исполнения; - уметь использовать в исполнении песен средства музыкальной выразительности (динамические оттенки (форте, пиано), темп, ритм) для большей выразительности исполнения; - самостоятельно определять музыкальную форму произведений (одночастную, двухчастную, трехчастную, четырехчастную); - самостоятельно определять звучание музыкальных инструментов (виолончель, саксофон, балалайка). |
4 | - знать наизусть 6 – 8 песен; - понимать значение динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо); - знать народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка); - определять особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); - знать особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание; - петь хором, выполняя требования художественного исполнения; - ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера; - исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно; - различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы. | - знать наизусть 8 – 10 современных песен для самостоятельного исполнения; - определять в составе и звучании оркестра народные инструменты (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка); - анализировать особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание; - исполнять песни самостоятельно, дуэтом хором с соблюдением требований художественного исполнения; - реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении, игре на детских элементарных музыкальных инструментах); - организовывать самостоятельную музыкальнотворческую деятельность; музицировать. |
5 | - роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей; - размеры музыкальных произведений 2\4, 3\4, 4\4, паузы долгие и короткие; - народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, балалайка, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотки, деревянные ложки, бас- балалайка) | - находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных на уроках, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков; - определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров; - исполнять одноголосные произведения, правильно распределять дыхание в длинной фразе; - самостоятельно начинать пение после вступления; - осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне; - контролировать слухом пение окружающих; - применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений. |
6 | - несколько песен и самостоятельно исполнять их; - музыкальные профессии, специальности; - музыкальные инструменты симфонического оркестра и их звучание (духовые медные: туба, тромбон, валторна; ударные: литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты; духовые: гобой, кларнет, фагот; струнные инструменты); - правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности. | - самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью; - сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений; - определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства; - отражать свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке. |
7 | - наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания; - самостоятельно определять и называть их, указывая автора; - жанры музыкальных произведений: опера, балет, симфония, соната, романс, концерт; - музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка; - современные электронные музыкальные инструменты и их звучание. | - исполнять вокально- хоровые упражнения; - контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фонограммы |
8 | - средства музыкальной выразительности; - основные жанры музыкальных произведений; - музыкальные инструменты; - музыкальные профессии и специальности; - особенности творчества изученных композиторов; - особенности народного музыкального творчества. | - самостоятельно исполнять несколько песен; - отвечать на вопросы о прослушанном произведении; - называть произведения, композиторов; - называть исполнителя, инструмент, оркестр, ансамбль; - определять характер, содержание произведения; - определять ведущие средства выразительности; - давать адекватную оценку качеству исполнения произведения |
Содержание тем по музыке
для учащихся 3 класса для детей с ОВЗ
Раздел «Пение»
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами.
Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).
Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.
Развитие умения контролировать слухом качество пения.
Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.
Работа над чистотой интонирования и устойчивостью унисона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.
Раздел «Слушание музыки»
Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.
Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка.
Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.
Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах).
Содержание тем по музыке
для учащихся 4 класса для детей с ОВЗ
Раздел «Пение»
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.
Работа над кантиленой.
Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.
Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).
Развитие умения определять сильную долю на слух.
Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.
Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).
Раздел «Слушание музыки»
Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.
Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).
Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации).
Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.)
Игра на музыкальных инструментах.
Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.
Обучение детей игре на фортепиано.
Содержание тем по музыке
для учащихся 5 класса для детей с ОВЗ
Пение
Исполнение песенного материала в диапазоне: си — ре.
Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.
Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания.
Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.
Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.
Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.
Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.
Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.
Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.
Повторение песен, разученных в 4-м классе.
Слушание музыки
Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.
Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.
Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.
Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса.
Элементы музыкальной грамоты
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.
Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4.
Содержание тем по музыке
для учащихся 6 класса для детей с ОВЗ
Пение
Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.
Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.
В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.
В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.
Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.).
Повторение песен, изученных в 5-м классе.
Слушание музыки
Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.
Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий.
Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.
Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ.
Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.
Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными инструментами.
Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.
Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию».
Элементы музыкальной грамоты
Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).
Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, солист, артист, певец.
Содержание тем по музыке
для учащихся 7 класса для детей с ОВЗ
Пение
Исполнение песенного материала в диапазоне си — ми 2, однако крайние звуки используются довольно редко.
Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого учений (особенно мальчиков).
Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной.
Вокально-хоровые упражнения, подпевки, прибаутки.
Повторение песен, разученных в 6-м классе.
Слушание музыки
Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов; произведения современных композиторов, лирические песни, танцевальные мелодии. Использование народных песен, мелодий из классических сочинений в произведениях легкой музыки.
Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Программная музыка — инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в литературной и музыкальной драматургии, в оперном искусстве.
Особенности творчества композиторов: М. Глинка, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков.
Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада.
Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты.
Повторное прослушивание произведений из программы 6-го класса.
Элементы музыкальной грамоты
Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонации в разговорной речи и в музыке. Явление переноса речевых интонаций в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного характера.
Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка и т. д.
Содержание тем по музыке
для учащихся 8 класса для детей с ОВЗ
Пение
Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений: совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль); эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений; выразительное «концертное» исполнение разученных произведения; пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности; точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей; достижение дикционной ясности и четкости.
Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги; пение мажорных и минорных трезвучий, звукорядов на слоги; пение подпевок с полутоновыми интонациями; пение с закрытым ртом; совершенствование певческого дыхания; упражнения на чистое округленное интонирование; вокально-хоровые распевания на песнях; пение без сопровождения.
Повторение песен, разученных в 5—7-х классах.
Слушание музыки
Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.
Народная музыка в творчестве композиторов.
Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Г. Свиридов.
Повторение прослушанных произведений из программы 5— 7 классов,
Элементы музыкальной грамоты
Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности — темп, динамика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр.
Анализ музыкальных средств выразительности различных произведений.
Тематическое планирование по музыке во 3 классе
I четверть
Повторение правил поведения на уроке музыки. Песни о лете. | 1 |
Как рассказывает музыка. Какая бывает музыка. | 1 |
О чём говорит музыка. Музыкальный образ. | 1 |
Музыка и природа. Осень. | 1 |
Какое настроение передаёт музыка. | 1 |
Что выражает музыка. | 1 |
Как музыка передаёт чувства человека. | 1 |
Что изображает музыка. | 1 |
Музыкальное путешествие в осенний лес. | 1 |
II четверть | |
Мелодия и её движение. | 1 |
Динамические оттенки. Звуки громкие и тихие. | 1 |
Динамические оттенки. Усиление и ослабление звучания. | 1 |
Длительность нот. Звуки длинные и короткие. | 1 |
Темп в музыке. Музыка быстрая, медленная, спокойная. | 1 |
Песни о зиме. | 1 |
Новогодние песни. | 1 |
III четверть | |
Музыкальные инструменты: балалайка. | 1 |
Музыкальные инструменты: гитара. | 1 |
Музыкальные инструменты: арфа. | 1 |
Музыкальные инструменты: виолончель. | 1 |
Музыкальные инструменты: труба. | 1 |
Музыкальные инструменты: флейта. | 1 |
Музыкальные инструменты: саксофон. | 1 |
Музыкальные инструменты: орган и баян. | 1 |
Ударно-шумовые инструменты. | 1 |
Поиграем в музыкантов. | 1 |
IV четверть | |
Шутка в музыке. | 1 |
Песни из мультфильмов. | 1 |
Песни В.Шаинского. | 1 |
Музыкальная форма: одночастная. | 1 |
Музыкальная форма: двухчастная. | 1 |
Музыкальная форма: трёхчастная. | 1 |
Музыкальная форма: четырёхчастная. | 1 |
Песни о дружбе. | 1 |
Концерт: «Мои любимые песни». | 1 |
Тематическое планирование по музыке во 4 классе
I четверть
Повторение правил поведения на уроке музыки. Песни о лете. | 1 |
Многофункциональность музыки. Музыка развлекательная. | 1 |
Многофункциональность музыки. Музыка спортивная. | 1 |
Многофункциональность музыки. Музыка для отдыха. | 1 |
Многофункциональность музыки. Музыка для релаксации. | 1 |
Многофункциональность музыки. Музыка о детях и для детей. | 2 |
Значение динамических оттенков. | 1 |
Музыкальное путешествие в осенний лес. | 1 |
II четверть | |
Особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно). | 1 |
Сказочные сюжеты в музыке. | 4 |
Песни о зиме. | 1 |
Новогодние песни. | 1 |
III четверть | |
Оркестр русских народных инструментов. Балалайка, балалайка-бас. | 1 |
Оркестр русских народных инструментов. Домра. | 1 |
Оркестр русских народных инструментов. Гусли. | 1 |
Оркестр русских народных инструментов. Гармонь. | 1 |
Оркестр русских народных инструментов. Баян. | 1 |
Оркестр русских народных инструментов. Свирель. | 1 |
Оркестр русских народных инструментов. Трещотка. | 1 |
Оркестр русских народных инструментов. Дер. ложки. | 1 |
Мандолина. | 1 |
Поиграем в музыкантов. | 1 |
IV четверть | |
Шутка в музыке. | 1 |
Марш (военный и спортивный). | 1 |
Марш (праздничный и шуточный). | 1 |
Танец. Полонез. | 1 |
Танец. Танго. | 1 |
Танец. Вальс. | 1 |
Танец. Полька. | 1 |
Танец. Хоровод. | 1 |
Концерт: «Моя любимая песня». | 1 |
Тематическое планирование по музыке в 5 классе
I четверть
Правила поведения на уроке музыки. Песни о лете. | 1 |
Песня народная и композиторская. | 1 |
Особенности национального фольклора. | 1 |
Многожанровость русской народной песни. | 1 |
Песни плясовые и хороводные. | 1 |
Песни шуточные и игровые. | 1 |
Частушки. | 1 |
Колыбельная. | 1 |
Определение жанра, характерных особенностей песен. | 1 |
II четверть
Роль музыки в жизни, труде и отдыхе людей. Песни о труде. | 1 |
Роль музыки в жизни, труде и отдыхе людей. Песни бардов. | 1 |
Роль музыки в жизни, труде и отдыхе людей. Шутка в музыке. | 1 |
Роль музыки в жизни, труде и отдыхе людей. Песни Победы. | 1 |
Роль музыки в жизни, труде и отдыхе людей. Песни о дружбе. | 1 |
Роль музыки в жизни, труде и отдыхе людей. Музыка для отдыха. | 1 |
Роль музыки в жизни, труде и отдыхе людей. Новогодние песни. | 1 |
III четверть
Музыкальная грамота. Понятие о нотной записи: нота. | 1 |
Понятие о нотной записи: нотный стан | 1 |
Понятие о нотной записи: название нот. | 2 |
Музыкальная грамота. Понятие о нотной записи: пауза. | 1 |
Понятие о нотной записи: размер, такт. | 1 |
Понятие о нотной записи: размер 2/4 | 1 |
Понятие о нотной записи: ¾ | 1 |
Понятие о нотной записи: 4/4 | 1 |
IV четверть
Народные музыкальные инструменты: домра. | 1 |
Народные музыкальные инструменты: баян. | 1 |
Народные музыкальные инструменты: гармонь. | 1 |
Народные музыкальные инструменты: свирель. | 1 |
Народные музыкальные инструменты: дер. ложки. | 1 |
Народные музыкальные инструменты: балалайка. | 1 |
Народные музыкальные инструменты: гусли. | 1 |
Оркестр русских народных инструментов. | 1 |
Тематическое планирование по музыке в 6 классе
I четверть
Правила поведения на уроке музыки. Песни о лете. | 1 |
Музыкальные профессии и специальности. Композитор. | 1 |
Музыкальные профессии и специальности. Дирижёр. | 1 |
Музыкальные профессии и специальности. Музыкант. | 1 |
Музыкальные профессии и специальности. Солист. | 1 |
Музыкальные профессии и специальности. Артист. | 1 |
Музыкальные профессии и специальности. Вокалист. | 1 |
Картины природы в музыке и живописи. Осень. | 1 |
Музыкальная викторина. | 1 |
II четверть
Средства музыкальной выразительности. Лад. | 1 |
Средства музыкальной выразительности. Динамические оттенки. | 1 |
Средства музыкальной выразительности. Регистр. | 1 |
Музыка и изобразительное искусство. | 1 |
Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство. | 1 |
Картины природы в музыке и живописи. Зима. | 1 |
Песни о зиме. | 1 |
III четверть
Симфонический оркестр: деревянные духовые инструменты, медные духовые инструменты | 1 |
Симфонический оркестр: медные духовые инструменты | 1 |
Симфонический оркестр: ударные инструменты (треугольник, тарелки, бубен, барабан). | 1 |
Симфонический оркестр: ударные инструменты (ксилофон, литавры). | 1 |
Симфонический оркестр: струнные инструменты. | 1 |
Особенности творчества В. Моцарта. | 1 |
Особенности творчества Л. Бетховена. | 1 |
Особенности творчества Э. Грига. | 1 |
Музыкальная викторина. |
IV четверть
Музыка и киноискусство | 1 |
Музыка и анимация. | 1 |
Музыка и театр. | 1 |
Музыкальный театр: опера. | 1 |
Музыкальный театр: балет. | 1 |
Музыкальный театр: оперетта. | 1 |
Картины природы в музыке и живописи. Весна. | 1 |
Музыкальная викторина «Угадай мелодию». | 1 |
Тематическое планирование по музыке в 7 классе
I четверть
Повторение правил поведения на уроке музыки. Беседа о бережном отношении к голосу. | 1 |
Жанры музыкальных произведений. Опера - музыкальный спектакль. | 1 |
Интонация как совокупность выразительных средств музыки. Увертюра – вступление к опере. | 1 |
Интонация в разговорной речи и музыке. | 1 |
Перенос речевых интонаций в музыке. Лейтмотив, его значение в опере. | 1 |
Мелодия как основное выразительное средство. Ария, её значение в опере. | 1 |
Мелодия декламационного характера. Речитатив. | 1 |
Музыкальные термины: лад, ритм, тембр | 1 |
Певческие голоса. Хор в опере. | 1 |
II четверть
Балет – музыкальный спектакль. | 1 |
Танцы народов мира. | 2 |
Три составные части балета. | 1 |
С.С. Прокофьев. Балет «Золушка». | 1 |
П.И. Чайковский. Балет «Спящая красавица». | 1 |
П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». | 1 |
III четверть
Жанры музыкальных произведений: романс. | 1 |
Жанры музыкальных произведений: серенада. | 1 |
Жанры музыкальных произведений: кантата. | 1 |
Жанры музыкальных произведений: оратория. | 1 |
Жанры музыкальных произведений: симфония. | 1 |
Жанры музыкальных произведений: соната. | 1 |
Жанры музыкальных произведений: концерт. | 1 |
Особенности творчества М.И. Глинка. | 1 |
Особенности творчества П.И. Чайковский. | 1 |
Особенности творчества Н.А. Римского-Корсакова. | 1 |
IV четверть
Лёгкая и серьёзная музыка, их взаимосвязь. | 1 |
Лучшие образцы лёгкой музыки: эстрадные коллективы. | 1 |
Лучшие образцы лёгкой музыки: произведения современных композиторов. | 1 |
Лучшие образцы лёгкой музыки: лирические песни. | 1 |
Лучшие образцы лёгкой музыки: танцевальные мелодии. | 1 |
Использование мелодий из классических сочинений в лёгкой музыке. | 1 |
Использование народных мелодий в произведениях лёгкой музыки. | 1 |
Современные электронные музыкальные инструменты. | 1 |
Музыкальная викторина | 1 |
Тематическое планирование по музыке в 8 классе
I четверть
Повторение правил поведения на уроке музыки. Беседа о бережном отношении к голосу. | 1 |
Средства музыкальной выразительности. Темп. | 1 |
Средства музыкальной выразительности. Динамика. | 1 |
Средства музыкальной выразительности. Лад. | 1 |
Средства музыкальной выразительности. Метроритм. | 1 |
Средства музыкальной выразительности. Мелодия и гармония. | 1 |
Средства музыкальной выразительности. Регистр. Тембр. | 1 |
Средства музыкальной выразительности. Повтор, контраст. | 1 |
Язык музыки. Анализ средств музыкальной выразительности в прослушанных произведениях | 1 |
II четверть
Народная музыка в творчестве композиторов. Х. Родриго. | 1 |
Народная музыка в творчестве композиторов. Ф. Лист. | 1 |
Народная музыка в творчестве композиторов. И. Брамс | 1 |
Народная музыка в творчестве композиторов. Дж. Гершвин | 1 |
Народная музыка в творчестве композиторов. А. Дворжак. | 1 |
Народная музыка в творчестве композиторов. А. Бородин. | 1 |
Народная музыка в творчестве композиторов. Н.А. Римский-Корсаков. | 1 |
III четверть
Особенности творчества А. Хачатуряна. | 1 |
Особенности творчества Д. Шостаковича. | 1 |
Особенности творчества С.С. Прокофьева. Кантата «Александр Невский». | 1 |
Особенности творчества С.С. Прокофьева. Опера «Любовь к трём апельсинам». | 1 |
Особенности творчества С.С. Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». | 1 |
Особенности творчества Г.А. Свиридова. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». | 1 |
Оперное творчество Н.А. Римского-Корсакова. | 1 |
Природа в музыке. П.И. Чайковский «Времена года». | 1 |
Музыка и изобразительное искусство. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». | 1 |
IV четверть
Взаимосвязь видов искусства в отражении мира мыслей и чувств людей. | 1 |
Юмор в музыке. | 1 |
Лирика в музыке. | 1 |
Героика в музыке. | 1 |
Эпос в музыке. | 1 |
Драма в музыке. | 1 |
Рок-музыка и её направления. | 1 |
Музыкальная викторина. | 1 |
Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение курса
- Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. - № 3.
- Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю .Левченко// М – 2001.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика – под редакцией Е.А. Медведевой// Аcadem А - 2002.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.// М – 2004.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии. Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / под ред. Е.А. Медведевой// «Академия» – 2002.
- Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.
- Уроки музыки в школе / Л. Рымарь. – Ростов н /Д: Феникс, - 2015.
- Музыка. 5 – 8 классы: необычные уроки: музыкальные расследования и путешествия, сценки – пьесы, концерты / М.Ю. Лукашевич. – Волгоград: Учитель, - 2014.
- Необычные уроки музыки. 1 -4 класс / Л.В. Масленникова – Золина. – Волгоград: Учитель, - 2014.
Технические средства обучения:
- Аудиозаписи музыки;
- Видеофильмы и мультимедийные презентации.
Электронные образовательные ресурсы
2.http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library
3.http://metodisty.ru/m/gnews/group/korrekcionnoe_obrazovanie
5. http://www.ucheba.com/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 5 класс ФГОС
Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 5 класс...
Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 6 класс
Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 6 класс...
Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 7 класс
Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 7 класс...
Рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ 1-2 класс ФГОС
Рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ 1-2 класс ФГОС (умеренная степень умственной отсталости)...
Рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ 3-6 класс
Рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ 3-6 класс (умеренная степень умственной отсталости)...
Рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ ФГОС 1-2 класс
Рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ ФГОС 1-2 класс (лёгкая степень умственной отсталости...
Методическая разработка - Рабочая программа по музыке для детей с умеренной умственной отсталостью
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСАУчащиеся должны:1-ый и 2-ой годы развития и обучения - петь с помощью педагога и с музыкальным сопровождением наиболее простые песни.3-ий , 4-ый, 5-ый годы развития и обучения - ...