Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме
Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_7_kl.ispravleno.doc | 167.5 КБ |
r.p_7_ispravleno.doc | 126.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Формы контроля | Требования к уровню подготовки | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | Классика и современность. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-беседа | Индивидуальный | Знать: - что такое классическая музыка; -роль музыки в жизни человека, что музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов; - что по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры; - представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель); - что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Уметь: - приводить примеры петь под фонограмму с различным аккомпанементом; -узнавать на слух основную часть музыкальных произведений. | 7а-03.09 7б-07.09 7в-01.09 | 7а- 7б- 7в- |
2 | В музыкальном театре Опера. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный | Знать: - что такое классическая опера; -что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Уметь: -по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная. | 7а-10.09 7б-14.09 7в-08.09 | 7а- 7б- 7в- |
3 | Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать: - биографию композитора: М.Глинка; -драматургию музыкальных произведений. Уметь: -использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; - эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки; - определять характер, настроение, жанровую основу; -распознавать особенности музыкального языка, музыкальной драматургии | 7а-17.09 7б-21.09 7в-15.09 | 7а- 7б- 7в- |
4 | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. | Урок комплексного применения ЗУН | Фронтальный | Знать: - что такое классическая музыка, эпическая опера; - принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы. Уметь: -размышлять о музыкальных образах и способах их развития; -выявлять характерные особенности жанров и стилей классической и современной музыки; -распознавать средства музыкальной выразительности. | 7а-24.09 7б-28.09 7в-22.09 | 7а- 7б- 7в- |
5 | Ария князя Игоря. Портрет половцев.
| Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать: -имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей. Уметь: -узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. | 7а-01.10 7б-05.10 7в-29.10 | 7а- 7б- 7в- |
6 | В музыкальном театре Балет. | Урок закрепления нового материала | Индивидуальный | Знать: -что такое балет; -имена известных исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М. Лиепа, В. Васильев. Уметь: - проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; - ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; - сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; - ценить отечественные народные музыкальные традиции. | 7а-08.10 7б-12.10 7в-06.10 | 7а- 7б- 7в- |
7 | Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный | Знать: -имена русских и композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин, Б.Тищенко; - взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни. Уметь: -выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов (опера А.Бородина « Князь Игорь», балет Б.Тищенко « Ярославна»; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи. | 7а-15.10 7б-19.10 7в-13.10 | 7а- 7б- 7в- |
8 | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. | Урок комплексного применения ЗУН | Фронтальный | Знать: -что такое классическая музыка, опера, балет; -историческое прошлое своей Родины; - что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, которое находит отражение в художественных образах различных искусств; - имена русских: М.Глинка, А.Бородин, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев, Р.Щедрин, Б.Тищенко. Уметь: - размышлять о музыкальных образах и способах их развития; - узнавать изученные произведения; - участвовать в коллективном пении; - ориентироваться в нотном письме, как графическом изображении типичных интонационных оборотов. | 7а-22.10 7б-23.10 7в-20.10 | 7а- 7б- 7в- |
9 | В музыкальном театре. «Мой народ – американцы …». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный | Знать: -биографию зарубежного композитора Дж.Гершвина, его оперное искусство. Уметь: -размышлять о музыкальных образах и способах их развития; -совершенствовать умения и формулировать свое отношение к художественным произведениям; -формулировать свою точку зрения и выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям; - владеть своим голосом; - определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»; - узнавать изученные музыкальные произведения; -создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни. | 7а-29.10 7б-26.10 7в-27.10 | 7а- 7б- 7в- |
10 | «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. | Урок изучения и закрепления новых знаний | Фронтальный | Знать: -понятия: джаз, симфоджаз, жанры джазовых песнопений; - название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид. Уметь: - ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; - находить сходства и различия в инструментах разных народов; - распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов; - исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. | 7а-12.11 7б-09.11 7в-10.11 | 7а- 7б- 7в- |
11 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. | Урок расширения знаний | Фронтальный | Знать: - что такое классическая музыка, опера, балет. Уметь: -проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, - творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений; -совершенствовать навыки самообразования при организации культурного досуга; - внимательно воспринимать информацию; - внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах. | 7а-19.11 7б-16.11 7в-17.11 | 7а- 7б- 7в- |
12 | Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. | Урок-беседа | Фронтальный | Знать: - сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Уметь: - сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия; - узнавать музыкальные инструменты по изображениям, -участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты. | 7а-26.11 7б-23.11 7в-24.11 | 7а- 7б- 7в- |
13 | Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. | Традиционный | Фронтальный | Знать: - биографию Р. К. Щедрина; - драматургию развития балета, понятие «транскрипция». Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - выявлять средства музыкальной выразительности; -выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства; - выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи и сюжета в творчестве различных композиторов: опера Ж.Бизе «Кармен» , балет Р.К.Щедрина - «Кармен-сюита». | 7а-03.12 7б-30.11 7в-01.12 | 7а- 7б- 7в- |
14 | Сюжеты и образы духовной музыки. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный | Знать: - что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений; - драматургию музыкальных произведений духовной музыки; -имена русских и зарубежных композиторов: М.Глинка, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев, В.А. Моцарт и т. д. Уметь: -по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная; - петь под фонограмму с различным аккомпанементом; - владеть своим голосом. | 7а-10.12 7б-07.12 7в-08.12 | 7а- 7б- 7в- |
15 | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». | Урок расширения знаний | Фронтальный | Знать: - что такое рок- опера. Уметь: -актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки; - выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов: И.Бах, Э.-Л. Уэббер. | 7а-17.12 7б-14.12 7в-15.12 | 7а- 7б- 7в- |
16 | Вечные темы. Главные образы. | Традиционный | Фронтальный | Знать: - что сплав традиций и новаторства способствовал возникновению нового жанра – рок-оперы и новых произведений в рок-музыке. Уметь: - планировать свою деятельность; - выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста; - находить нужный характер звучания; -импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. | 7а-24.12 7б-21.12 7в-22.12 | 7а- 7б- 7в- |
17 | Музыка к драматическому спектаклю. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Фронтальный | Знать: - понятие «сюита», термин «полистилистика»; - степень понимания роли музыки в жизни человека; - названия изученных произведений и их авторов; - накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - выявлять средства музыкальной выразительности; - выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов; - узнавать освоенные музыкальные произведения; - давать определения общего характера музыки; - понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; - оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | 7а-14.01 7б-11.01 7в-12.01 | 7а- 7б- 7в- |
18 | Музыкальная драматургия- развитие музыки. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный | Знать: - что термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально – симфонической музыки. Уметь: -высказывать личностное отношение к произведениям; - выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме. | 7а-21.01 7б-18.01 7в-19.01 | 7а- 7б- 7в- |
19 | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | Комбинирован- ный | Фронтальный | Знать: - что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь. Уметь: -сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку (русская - зарубежная, вокальная – инструментальная,светская-духовная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки); - по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения; - выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. | 7а-28.01 7б-25.01 7в-26.01 | 7а- 7б- 7в- |
20 | Камерная инструментальная музыка. | Традиционный | Фронтальный | Знать: -понятие «этюд», «транскрипция»; -особенности претворения вечных тем искусства и жизни различных жанров и стилей классической музыки; -знать имена композиторов Ф. Шопен, Ф.Лист, Ф. Бузони. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - понимать особенности развития музыки в камерных жанрах; - осмысливать некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма. | 7а-04.02 7б-01.02 7в-02.02 | 7а- 7б- 7в- |
21 | Этюд. Транскрипция. | Урок расширения знаний | Фронтальный | Знать: - что интонация – источник элементов музыкальной речи, как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей; -особенности колыбельной музыки, вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение); -обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки. Уметь: - сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; - выявлять различные образы: портреты персонажей можно передать с помощью музыки; -понимать сходства и различия разговорной и музыкальной речи. | 7а-11.02 7б-08.02 7в-09.02 | 7а- 7б- 7в- |
22 | Циклические формы инструментальной музыки. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный | Знать: -углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Уметь: - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные; - воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | 7а-18.02 7б-15.02 7в-16.02 | 7а- 7б- 7в- |
23 | «Кончерто гроссо». «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. | Традиционный урок. | Фронтальный | Знать: -обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта; - освоение характерных черт стиля композиторов; - закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки. Уметь: - применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; - передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. | 7а-25.02 7б-22.02 7в-23.02 | 7а- 7б- 7в- |
24 | Соната. | Сообщение и усвоение новых знаний | Фронтальный | Знать: -углублённое знакомство с музыкальным жанром камерной музыки – соната. Уметь: - определять названия произведений и их авторов. | 7а-05.03 7б-29.02 7в-29.02 | 7а- 7б- 7в- |
25 | Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.А.Моцарта. | Урок-беседа | Фронтальный | Знать: - названия произведений и их авторов. Уметь: - внимательно слушать, определять характер музыки и передавать ее настроение; - описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу | 7а-12.03 7б-07.03 7в-08.03 | 7а- 7б- 7в- |
26 | Симфоническая музыка. | Сообщение и усвоение новых знаний | Фронтальный | Знать: -углублённое знакомство с музыкальным жанром – симфонией; -строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека; -творчество великих композиторов; - мир музыкальных образов симфонической музыки; - понимание сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Уметь: - вслушиваться в звучащую музыку; - определять характер произведения; - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения; -имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. | 7а-19.03 7б-14.03 7в-15.03 | 7а- 7б- 7в- |
27 | Симфония № 103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония № 40 В. Моцарта. | Комбинирован- ный | Групповой | Знать: -знакомство с симфоническим творчеством Й. Гайдна, В.Моцарта. Уметь: - вслушиваться в звучащую музыку; - определять характер произведения; - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения; -имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. | 7а-07.04 7б-04.04 7в-05.04 | 7а- 7б- 7в- |
28 | Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева. Симфония №5 Л.Бетховена. | Комбинирован- ный | Групповой | Знать: -знакомство с симфоническим творчеством С.Прокофьева, Л.Бетховена. Уметь: - вслушиваться в звучащую музыку; - определять характер произведения; - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения; -имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. | 7а-14.04 7б-11.04 7в-12.04 | 7а- 7б- 7в- |
29 | Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В. Калинникова. Картинная галерея. | Комбинирован- ный | Групповой | Знать: - знакомство с симфоническим творчеством Ф.Шуберта, В. Калинникова. Уметь: - вслушиваться в звучащую музыку; - определять характер произведения; - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения; -имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. | 7а-21.04 7б-18.04 7в-19.04 | 7а- 7б- 7в- |
30 | Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. | Комбинирован-ный | Групповой | Знать: -знакомство с симфоническим творчеством П.Чайковского, Д.Шостаковича. Уметь: - вслушиваться в звучащую музыку,определяя характер произведения; - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения; -имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. | 7а-28.04 7б-25.04 7в-26.04 | 7а- 7б- 7в- |
31 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. | Урок-лекция | Групповой | Знать: -знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси; -живописность музыкальных образов симфонической картины. Уметь: - определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш; - узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; - через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей; - передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. | 7а-05.05 7б-02.05 7в-03.05 | 7а- 7б- 7в- |
32 | Инструментальный концерт. | Комбинирован- ный | Фронтальный | Знать: -историю создания жанра- инструментальный концерт; -понятие трехчастная форма. Уметь: - вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения; - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения; -эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике. | 7а-12.05 7б-09.05 7в-10.05 | 7а- 7б- 7в- |
33 | Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина. | Урок обобщения и систематизации знаний | Фронтальный | Знать: - понравившееся произведения, дать его характеристику. Уметь: - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки; - определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой); - участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности; - слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию. | 7а-19.05 7б-16.05 7в-17.05 | 7а- 7б- 7в- |
34 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер. | Урок-викторина | Фронтальный | Знать: -знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции. Уметь: -систематизировать жизненно- музыкальный опыт на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов; - обобщать представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. | 7а-26.05 7б-23.05 7в-24.05 | 7а- 7б- 7в- |
35 | Исследовательский проект. Пусть музыка звучит! | Комбинирован- ный | Индивидуальный | Знать: Уметь: - определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш; - узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей; -передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. | 7а-28.05 7б-30.05 7в-31.05 | 7а- 7б- 7в- |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка:
Данная рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса разработана на основе нормативных документов:
- Авторская программа «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 года в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.
- Приказ МО и Н РТ №4154/12 от 09.07.2012г. «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»
- Учебный план МБОУ «СОШ № 31» НМР РТ на 2015 - 2016 учебный год.
- Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности граждан Российской Федерации;
- Положение о составлении рабочей программы МБОУ «СОШ №31».
Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по музыке, предполагающее реализацию компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов к содержанию образования, ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель общего музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Рабочая программа составлена с учетом национально-регионального компонента. Материалы регионального компонента включены в уроки соответствующих разделов учебной программы по предмету. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние, учитывает профильное направление МБОУ «СОШ №31» (школа МЧС), поэтому особое внимание уделяется достижению таких целей как воспитание патриотизма и гражданской ответственности.
Рабочая программа рассчитана на 35ч., из расчета 1ч. в неделю, что соответствует федеральному базисному учебному плану для основного общего образования на базовом уровне, региональному базисному учебному плану, годовому количеству учебных часов по учебному плану МБОУ «СОШ №31» на текущий учебный год.
Логику последовательного распределения тем диктует учет психолого-педагогических особенностей учащихся. В параллели 7-х классов – высокий уровень мотивации к изучению музыки, поэтому планируется использование дополнительного материала на уроках.
Изучение музыки в 7 – х классах направлено на достижение следующих целей:
- развитие творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия музыкальных произведений;
- освоение знаний о музыке как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира.
Содержание учебной программы:
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки» 16 часов.
Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок 8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Урок 9- 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора ».(1ч)
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 15 - 16. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (2ч)
Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность). Средства драматургического развития музыкальных образов.
или его сюжетных линий.
Тема II полугодия:
Мир образов камерной и симфонической музыки - 19 часов
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…». (1ч)
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля
Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Урок 20-21. «Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция». (2ч)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Урок 24. Соната. Л.В.Бетховен « Соната №8», В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».(2ч)
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Урок 26 - 30. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича» - (5ч)
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей
симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
Урок 31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Урок 34 - 35. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!». (2ч).
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
Распределение часов
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов |
Особенности драматургии сценической музыки. | 16 | |
1 | Классика и современность | 1 |
2 | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. | 2 |
3 | ||
4 | Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. | 2 |
5 | ||
6 | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. | 2 |
7 | ||
8 | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. | 1 |
9 | В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля . | 2 |
10 | ||
11 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. | 2 |
12 | ||
13 | Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора. | 1 |
14 | Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени». | 1 |
15 | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. | 2 |
16 | ||
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. | 19 | |
17 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги». | 2 |
18 | Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | 2 |
19 | ||
20 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция | 2 |
21 | ||
22 | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке. | 2 |
23 | ||
24 | Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2С Прокофьева.Соната №11 В.-А.Моцарта. | 2 |
25 | ||
26 | Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. НРК. Симфонии татарских композиторов-классиков | 5 |
27 | ||
28 | ||
29 | ||
30 | ||
31 | Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. | 1 |
32 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. | 1 |
33 | Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина | 1 |
34 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер. «Пусть музыка звучит!» Проверочная работа по темам года. | 2 |
35 | ||
Итого | 35 |
Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов:
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
• понимать роль музыки в жизни человека;
• совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
• эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
• иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значи¬мые их произведения и интерпретации;
• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
• творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, и импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
• проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
• выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
• иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
• совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
- Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.
- Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2011г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2011г
- Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2011 г.
- учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2011г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 5 класс ФГОС
Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 5 класс...
Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 6 класс
Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 6 класс...
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 3-го класса - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочие программы по музыке 5,6, 8 класс «Школа России», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Рабочие программы учебного предмета «Музыка» разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (далее &nd...
Аннотация к рабочей программе по музыке Критская 5-7 класс
Программа музыки для 5-7 класса направлена на формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры, что наиболее полно отражает заинтересованность соврем...