6 класс - Урок № 1 - Удивительный мир музыкальных образов
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Насонова Людмила Александровна

Цели:

o      Показать на примере музыкальных произведений жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, инструментальная баркарола и родство музыкальной и разговорной речи.

o      Повторить классификацию музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка.

o      Учить слушать классическую музыку и проводить интонационно-образный анализ.

o      Развивать вокально-хоровые навыки.

o      Воспитывать музыкальную культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_muzykalnyh_obrazov.doc69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

                                                                6 класс

Урок №1.

Тема урока: «Удивительный мир музыкальных образов»

Цели:

  • Показать на примере музыкальных произведений жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, инструментальная баркарола и родство музыкальной и разговорной речи.
  • Повторить классификацию музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка.
  • Учить слушать классическую музыку и проводить интонационно-образный анализ.
  • Развивать вокально-хоровые навыки.
  • Воспитывать музыкальную культуру.

Оборудование: компьютер, карточки с терминами 9 шт., 9 магнитов, видеослайд с кроссвордом, муз. материал.

Музыкальное содержание:

  1. Гимн России.
  2. А.Е.Варламов «Горные вершины»
  3. Ф.Мендельсон «Песня венецианского лодочника»
  4. С.Рахманинов «Вокализ»

Примечание:

  1. Всё, что курсивом и подчёркнуто – записать в тетрадь.
  2. На музыкальном материале долго «не сидеть»

Ход урока.

  1. Приветствие.
  2. Проверка по журналу.
  3. Вступительное слово:

Вот и пролетели летние каникулы, и вы уже перешли в 6 класс.

В этом году:

  • Так же продолжаем вести тетрадь по музыке, куда записываем темы уроков и разные понятия,
  • Учим песни на оценку,
  • За каждый правильный ответ получаем смайлик (показываю)

  1. Музыкальное приветствие:

Каждый год у нас разные музыкальные приветствия и этот год не исключение.

Учитель:

Вот звонок вам дал сигнал: 
Поработать час настал. 
Так что время не теряем 
И работать начинаем 
Дети:

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно. 
На урок торопит нас, 
Урок музыки  сейчас. 

  1. Новая тема урока:

Мы с вами продолжаем  работать по учебнику Сергеевой, Критской «Музыка»  6 класс

Тема первого полугодия:  «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

  • Как вы понимаете словосочетание «Мир образов»?  то что мы представляем, когда слушаем музыку, или то что хотел нам рассказать композитор свои музыкальным произведением
  • Что значит вокальная музыка?
  • Что значит инструментальная музыка?

В первом полугодии 6 класса вы будете учиться понимать музыкальные образы вокальной и инструментальной музыки.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Удивительный мир музыкальных образов»

«Искусство есть средство беседы с людьми», - говорил М.Мусоргский, а Н.А. Римский-Корсаков называл музыку искусством поэтической мысли, которое сродни нашей речи. Слушая музыкальное произведение, человек испытывает ощущения, подобные тем, которые возникают у него от умной, интересной, эмоциональной беседы.

  • Что роднит музыкальную и разговорную речь? Интонация.
  • А из музыкальных интонаций будет складываться что? Мелодия, музыка
  • А что такое мелодия? Душа музыкального произведения, его самая существенная сторона.

Вот от этого, как развиваются мелодии, как они сочетаются друг с другом, взаимодействуют между собой, зависит рождение Музыкального Образа.

Музыкальный образ – это живое, обобщенное  представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. 

Музыкальные образы бывают: (слайд)

Подводя итог вашим словам можно сказать, что музыкальный образ – это творческий замысел, жизненное содержание, которое создает композитор, используя богатые возможности музыкального языка.

Правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация – главное свойство музыки.

В художественных образах раскрываются различные грани духовного мира человека, его отношение к самым разным явлениям окружающей жизни. Погружаясь в образный строй произведения, мы волнуемся, грустим, радуемся…  Не случайно философы говорят об искусстве как реальной силе, просветляющей всю человеческую жизнь.

Я думаю теперь мы расшифровали тему нашего урока.

Давайте перейдем к примерам:

Музыкальные произведения делятся на жанры

  • Что такое жанр? (вид музыки)
  • Какие музыкальные жанры вы знаете? Кантата, опера,  балет……
  • Какой жанр звучит? 

Звучит Гимн РФ

  • Что за жанр в музыке? Гимн
  • Что такое гимн? (Торжественная песня)
  • Какие есть особенности исполнения гимна? Гордо, торжественно, с достоинством, четко….

Давайте с вами исполним Гимн Российской Федерации

Исполнение   гимна России.

  • Если бы мы прочитали, а не спели бы гимн, что было бы схоже в нашем исполнении гимна? (интонация).
  • К какому музыкальному жанру можно отнести следующее муз. произведение?

Звучит А.Варламов «Горные вершины»

  • Что за жанр? Романс
  • Что такое романс? Романс – это небольшое (камерное) вокальное произведение для голоса с инструментом.
  • Если бы мы прочитали, а не спели бы романс, что было бы схоже в нашем исполнении? интонация

Вы прослушали романс Александра Варламова «Горные вершины».

Сейчас послушаем следующие произведения, подумайте, к какому жанру можно его отнести

        «Песня венецианского лодочника» Слушание

  • Определить жанр? Песня

Если быть точнее это? - баркарола

  • Что такое баркарола? Баркарола – переводится как песня на воде.
  • Какой инструмент исполняет? Пианино
  • Что нам помогло понять, почувствовать небольшое покачивание? (интонации)

Вы прослушали «Песню венецианского лодочника» Феликса Мендельсона.

Сейчас послушаем следующие произведения, подумайте, к какому жанру можно его отнести

«Вокализ» Слушание.

  • Определить жанр? Вокализ
  • Что такое вокализ? Вокализ – это пение без слов.

Вы прослушали Вокализ композитора Сергея Рахманинова.

  • В прослушанных произведениях музыкальное произведение исполняет инструмент, но с помощью чего композитору удается передать содержание произведения? (С помощью музыкальной интонации)

Давайте сделаем вывод:

  • Как называется музыка, предназначенная для игры на различных инструментах? (инструментальная)

Инструментальная музыка предназначена для игры на различных инструментах и также делится на сольную, ансамблевую и оркестровую.

  • Перечислите жанры? Марш, соната, симфония……

  • Как называется музыка, предназначенная для исполнения голосом? (вокальная)

К вокальной музыке относятся сольное пение, пение в ансамбле и хоре с инструментальным сопровождением или без. Вокальное искусство отличает мастерством владения голосом.

  • Перечислите жанры вокальной музыки? Песни, романсы, баллады, кантаты, хороводы, оперы.

И все они тесно связанны с поэтическим текстом, кроме вокализа, хотя вокализ считается вокальным жанром, там же поют.

Итальянское слово Vocale означает голосовой. Пение – самый древний вид искусства – было связанно с магическими действиями, с танцами, со словом.

У наших предков, древних славян, существовали песни, с помощью которых они пытались воздействовать на явления природы.

  • Что объединяет вокальную и инструментальную музыку, что в каждом из них присутствует? (Мелодия, интонация)
  • Что же роднит музыкальную и разговорную речь? Интонация

В общении людей большую роль играет интонация. Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова, произнесённые эмоционально, с искренним чувством звучат особенно содержательно для нас, надолго остаются в душе. Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие, горячее участие и равнодушие.

Из устного общения людей выросло и музыкальное искусство – музыкальная речь. И вслушиваясь в музыкальную интонацию, всегда можно понять смысл музыки, почувствовать её выразительность, силу  воздействия. Наиболее ярко проявляется взаимосвязь разговорной и музыкальной интонации в вокальных жанрах.

6. Вывод:

        Из музыкальных интонаций складывается  мелодия. Мелодия - душа музыкального произведения, его самая существенная сторона. От  того, как развиваются мелодии, как они сочетаются друг с другом, взаимодействуют между собой, зависит рождение музыкального образа.

7. Итог:

А сейчас проверим, как вы знаете музыкальные жанры.

Отгадывание кроссворда.

  1. Музыка, предназначенная для игры не различных инструментах и делится на сольную, ансамблевую и оркестровую.  Инструментальная
  2. С итальянского языка переводится как песня на воде. Баркарола.
  3. Торжественная песня. Гимн.
  4. Музыка, предназначенная для исполнения голосом и тесно связана с поэтическим текстом. Вокальная.
  5. Пение без слов. Вокализ.
  6. Вид музыки. Жанр.
  7. Один из жанров вокальной музыки, а также может быть и инструментальной.  Песня.
  8. Небольшое (камерное) вокальное произведение для голоса с инструментом. Романс.
  9. Её называют душой музыки. Мелодия.
  10. Из неё складывается музыкальная и разговорная речь, мелодия. Интонация.
  11. То, о чём мы будем говорить на уроках в этом году.  Это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Музыкальный образ.

Ну, что ж, впереди у нас ещё много встреч с музыкой, которая учит нас быть добрыми, честными.

Я буду рада, если после наших встреч вы будете стараться быть умнее, добрее, внимательнее ко всем людям.

Дом.зад.  выучить новые и повторить все определения.

  1. Распевание.
  2. Разучивание песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме " Разнообразие музыкальных образов. Кантата"

Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме  "Разнообразие музыкальных образов. Кантата"  с использованием электронных образовательных ресурсов....

Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»

На примере незнакомого     ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произвед...

Удивительный мир музыкальных образов Урок музыки в 6 классе урок 1

Данный урок по программе "Музыка" в 6 классе авт Сергеева ГП, Критская ЕД. Конспект дополнен презентацией с интерактивным кроссвордом.Тема урока. Удивительный мир музыкальных образов....

Удивительный мир музыкальных образов

Конспект открытого урока по музыке для 6 класса на тему "Удивительный мир музыкальных образов» по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой...

Удивительный мир музыкальных образов.

1 урок по музыке в 6 классе. Раздел "Мир образов в вокальной и инструментальной музыке"...

Удивительный мир музыкальных образов

laquo;Искусство, есть средство беседы с людьми», — говорил М. Мусоргский, а Н. Римский-Корсаков называл музыку «искусством поэтической мысли, которое сродни нашей речи...» Слу...