Удивительный мир музыкальных образов
методическая разработка по музыке (5 класс)
«Искусство, есть средство беседы с людьми», — говорил М. Мусоргский, а Н. Римский-Корсаков называл музыку «искусством поэтической мысли, которое сродни нашей речи...» Слушая музыкальное произведение, человек испытывает ощущения, подобные тем, которые возникают у него от умной, интересной, эмоциональной беседы.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Удивительный мир музыкальных образов».
Учитель: Кудрявцева О.С.
Цель урока: Ввести обучающихся в мир музыкальных образов, формировать осознанное отношение к музыке, как к части жизни и внутреннего мира каждого человека, к миру образов.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление о музыкальных образах, вспомнить такие понятия как вокальная и инструментальная музыка, интонация;
Развивающие: развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Воспитательные: воспитывать интерес к музыкальному искусству, а также уважение к школе, мотивировать стремление к учебе.
Результаты обучения:
Личностные: развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса; становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
Метапредметные: проявление творческой инициативы и самостоятельности; активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
Предметные: различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа; различать основные жанры народной и профессиональной музыки; применять специальную терминологию для определения различных элементов музыкальной культуры;
Универсально-учебные действия:
Личностные: осмысление взаимодействия искусств, как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов.
Познавательные: применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования.
Регулятивные: прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связи музыки с литературой.
Коммуникативные: передача собственных впечатлений о музыке, других видов искусства в письменной и устной речи.
Тип урока: вводный
Методы: наблюдение и размышление о музыке, опережающие задания и возвращение к пройденному; показать на примере музыкальных произведений жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, инструментальная баркарола и родство музыкальной и разговорной речи; повторить классификацию музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка; учить слушать классическую музыку и проводить интонационно-образный анализ; развивать вокально-хоровые навыки; воспитывать музыкальную культуру.
Оборудование: компьютер, карточки, видео слайды.
Музыкальное содержание:
- М.И.Глинка «Жаворонок»
- А.Е.Варламов «Горные вершины»
- Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»
Ход урока:
У.: «Искусство, есть средство беседы с людьми», — говорил М. Мусоргский, а Н. Римский-Корсаков называл музыку «искусством поэтической мысли, которое сродни нашей речи...» Слушая музыкальное произведение, человек испытывает ощущения, подобные тем, которые возникают у него от умной, интересной, эмоциональной беседы.
Когда вы слушаете музыкальное произведение или песню, что вы чувствуете?
Д.: Мы грустим или радуемся. В зависимости от характера музыкального произведения.
У.: А если мы включим воображение, что мы можем увидеть?
Д.: Картинки внутри себя…
У.: Как, по-другому, можно назвать эти картинки?
Д.: Образы…
У.: Давайте попробуем дать название теме нашего урока!?
Д.: «Музыкальные образы»
У.: Музыкальный образ один или сколько музыкальных произведений в мире столько и образов?
Д.: Сколько произведений, столько и образов.
У.: Тема нашего урока «Удивительный мир музыкальных образов»
Музыка – сама жизнь! Она подвластна законам жизни, воздействует на нас, на людей. Вы научились слушать, научились понимать классическую музыку. Сегодня мы поговорим о музыкальном образе.
Что такое музыкальный образ и кто создаёт музыкальные образы, как вы думаете?
Д.: Композиторы вкладывают чувства в свои музыкальные произведения.
У.: Только лишь свои чувства и мысли вкладывают в произведение композиторы?
Д.: Из литературных произведений
У.: Да, верно. Композиторы отражают в своей музыке литературные произведения, а также произведения художников.
Откуда композиторы, писатели и поэты, художники берут темы для своих произведений?
Д.: Из окружающей нас жизни.
У.: Молодцы! Писатели и поэты передают образы окружающей нас жизни с помощью слова, художники – с помощью красок. Композиторы, пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, создают музыкальный образ, в котором воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание. На протяжении всех этих занятий, начиная с 1 класса, знакомясь с музыкой, исполняя и размышляя о ней, мы знакомились с музыкальными образами.
Какие бывают музыкальные образы? Какие музыкальные образы вы знаете?
Д.: Художественные, исторические, литературные.
У.: Художественный образ - обогащает явление жизни через личное переживание, выражает мысли и чувства, характерные для многих современников. В нашем сознание создается законченный образ – переживаний, состояние характера, образ душевного образа человека.
Исторический образ - это конкретные человеческие судьбы и характера той или иной исторической эпохи.
Что же общего между этими образами?
Д.: Они выражают внутренний мир, частицу жизни.
У.: Музыкальные образы так же могут быть лирические, эпические, лирико-эпические, драматические.
Лирические образы - это романтические чувства, любовь к природе и т.д.
Эпические образы – это грустные воспоминания, разочарование и т.д.
Драматические образы – это образ, где присутствует драма, трагедия и т. д. (записать)
Подводя итог, можно сказать, что музыкальный образ – это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях; это творческий замысел, жизненное содержание, которое создает композитор, используя богатые возможности музыкального языка.
Правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация – главное свойство музыки. Давайте вспомним, что такое интонация?
Д.: Интонация - это то, как мы говорим — тихо или громко, грубо или ласково.
У.: Интонация (от латинского «интоно» — «громко произношу») — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности. Какие вы знаете средства музыкальной выразительности?
Д.: лад, тембр, сила звука (динамика), темп, ритм, мелодия…
У.: Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить и любовь, и гнев, и печаль. Из устного общения людей выросло музыкальное искусство — музыкальная речь. Можно не понимать другого языка, но по интонации мы можем понять смысл сказанного. Вслушиваясь в музыкальную интонацию, мы тоже можем почувствовать ее выразительность.
(Ученики говорят один и тот же стих с разной интонацией)
У.: В первом полугодии 6 класса вы будете учиться понимать музыкальные образы вокальной и инструментальной музыки. Давайте вспомним определения, что такое вокальная, а что такое инструментальная музыка.
Работа в 2-х группах:
1 – что относится к инструментальной музыке. Какие жанры? Ее особенности.
2 – что относится к вокальной музыке. Какие жанры? Ее особенности.
Ответы детей по группам:
1 гр.: Вокальная музыка – музыка, предназначенная для исполнения голосом в сопровождении какого-либо инструмента или без него. Выражает чувства и образы с помощью слова под инструментальное сопровождение. Существуют такие жанры как, вокализ, песня, романс, серенада. Вокализ исполняется голосом без слов, а песня — это стихи и музыка.
Слушание А. Варламов «Горные вершины»
У.: Какой образ передаёт нам этот романс?
Д.: величие гор…
У.: Кто исполняет этот романс?
Д.: ответы
2 гр.: Инструментальная – это музыка, которую исполняют только музыкальные инструменты как сольно, так и в составе оркестра. Инструменты передают музыкальные образы с помощью средств музыкальной выразительности.
Слушание Ф.Мендельсон «Песня Венецианского гондольера»
У.: Это произведение относится к вокальной или инструментальной музыке?
Д.: инструментальной
У.: Что вы услышали? Что передаёт своей музыкой композитор?
Д.: волны, лодку
У.: Гондола – это лодка, а гондольер – человек, который стоя управляет лодкой. Это древняя профессия и существуют песни, которые гондольеры передают из поколения в поколение.
У.: С помощью чего композитор передал движение лодки по волнам?
Д.: С помощью средств музыкальной выразительности
У.: Верно! Серенада - это песня о любви к девушке, она исполняется под окном возлюбленной, а романс - это такое произведение, которое исполняется в небольшом помещении для голоса и инструмента, и выражает чувства человека к природе, любви. Можно ли исполнить романс и серенаду без вокального исполнения?
Д.: ответы
У.: Конечно можно. Только тему (главную мелодию) серенады или романса берёт на себя какой-либо инструмент. Известно, что мелодия – душа музыкального произведения.
Учитель пишет на доске – гитара.
У.: Что можете рассказать об этом инструменте?
Д.: Струнный музыкальный инструмент гитара. Часто в сопровождении гитары поют романсы
У.: Гитара - известный издавна музыкальный инструмент. Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар» - «струна».
У.: Слово «романс» - испанского происхождения. Так называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента — гитары, фортепиано и других инструментов. Старинные русские романсы воспевают любовь, волнение, восторг, горечь разлуки и надежду на счастье.
Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни. В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, ожидание встречи и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье. В России романс стал популярен в 19 веке. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов. Среди них композитор, о котором мы сегодня поговорим, это Михаил Иванович Глинка. Многие из его романсов написаны на стихи близких друзей-поэтов. Среди них, русский поэт начала XIX века, Нестор Васильевич Кукольник. На стихи которого, в 1840 году, композитор Михаил Иванович Глинка сочинил вокальный цикл “Прощание с Петербургом”. Среди романсов Цикла — “Жаворонок”.
Слушание романса «Жаворонок» М.И.Глинки
У.: Какой музыкальный образ предстал пред вашим воображением?
Д.: ответы
У.: Этот романс, М.Глинка написал, когда надолго уезжал из своего любимого города Санкт-Петербурга и передал всю горечь разлуки с любимым городом. Жанр Романса принято относить к КАМЕРНОЙ вокальной музыке. Почему?
Д.: ответы детей
У.: Камерная музыка - музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera – комната).
В книге Б.В.Афанасьева «Путеводитель по концертам» сказано: «Романс - это усложненный вид "комнатой", "домашней", салонной песни, ставшей более отзывчивой в отношении передачи лучших душевных настроений и поэтому тесно связанной с лирической поэзией». Таким образом, романс, как откровение героя, о котором не «кричат на весь мир», а делятся в доверительной беседе с близкими людьми. Если сравнить песню с романсом, то в каждом из них соединяются два обязательных элемента - музыка и слово, но в каждом по-своему. В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.
Прочитать стихотворение Н.Кукольника «Жаворонок»
Между небом и землёй
Песня раздаётся,
Неисходною струей
Громче, громче льётся.
Не видать певца полей,
Где поёт так громко
Над подружкою своей
Жаворонок звонкий.
Ветер песенку несёт,
А кому — не знает.
Та, к кому она, поймёт,
От кого — узнает.
Лейся ж, песенка моя,
Песнь надежды сладкой...
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнёт украдкой.
11 июля 1840
У.: Можем определить музыкальный образ этого произведения? Какой?
Д.: Лирический, затрагивает тему русской природы
У.: Что передаёт композитор в аккомпанементе, во вступлении?
Д.: Пение жаворонка
Вокально-хоровая работа. Анализ мелодии, звуковедения. Разучивание романса «Жаворонок» М.И.Глинки
Подведение итогов урока.
Ребята, сегодня мы с вами поговорили о музыкальных образах, а так же о таком прекрасном жанре вокальной музыки, как романс. И еще раз убедились в тесной связи искусств. В том, что искусства дополняют друг друга, а мы, любуясь картиной или слушая музыкальные и литературные произведения, видим те или иные образы, которые возникают в нашем воображении. Без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, которые оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.
Романса голос узнаю
На самом дальнем расстоянье:
Стою и мысленно пою,
И мне приятно с ним слиянье.
И всех я вспоминаю вас,
Друзей и родственников дальних,
Уже ушедших и печальных:
Напомнил мне о вас — романс
К глазам я подношу платок,
Который мне не помогает,
И только воздуха глоток
Мне умереть не позволяет.
О том, что я отстал от вас
И в этой жизни затерялся,-
Напомнил старый мне романс,
Романс, который оборвался...
Эти стихи принадлежат русскому поэту 20 века Вадиму Семернину, которыми я завершаю наш урок.
Я бы хотела узнать ваше мнение о полученных знаниях на уроке (рефлексия – карточки).
Д/з: Написать небольшое сочинение-размышление «Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в твоем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов? (на примере романса М.Глинки «Жаворонок»).
До свидания. Урок окончен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по музыке "Удивительный мир музыкальных инструментов" 3 класс
Материал предазначен для проведения внеклассных занятий по предмету "Музыка"для обучающихся 3 класса. В доступной игровой форме знакомит с ударными, духовыми и струными инструментами....
Удивительный мир музыкальных образов
1 Урок музыки в 6 классе...
6 класс - Урок № 1 - Удивительный мир музыкальных образов
Цели: o Показать на примере музыкальных произведений жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, инструментальная баркарола и родство музыкальной и разговорной речи.o...
Методическая разработка сценария открытого занятия педагога доп.образования Гончарука В.Е. – литературно-музыкальное путешествие по музыкальным образам «Музыкальный калейдоскоп»
Разработка сценария тематического направления в области театрального искусства....
Удивительный мир музыкальных образов Урок музыки в 6 классе урок 1
Данный урок по программе "Музыка" в 6 классе авт Сергеева ГП, Критская ЕД. Конспект дополнен презентацией с интерактивным кроссвордом.Тема урока. Удивительный мир музыкальных образов....
Удивительный мир музыкальных образов
Конспект открытого урока по музыке для 6 класса на тему "Удивительный мир музыкальных образов» по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой...
Удивительный мир музыкальных образов.
1 урок по музыке в 6 классе. Раздел "Мир образов в вокальной и инструментальной музыке"...