Удивительный мир музыкальных образов
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Конспект открытого урока по музыке для 6 класса на тему "Удивительный мир музыкальных образов» по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 26.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение
Средняя общеобразовательная школа №21
Конспект открытого урока по музыке для 6 класса
на тему "Удивительный мир музыкальных образов»
по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой
Составитель – учитель музыки
высшей категории
Цыганкова Татьяна Геннадьевна
г. Таганрог, Ростовская область
2020 г.
Класс, урок: 6 класс, 1 урок
Раздел: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Тема: «Удивительный мир музыкальных образов»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока:
- знакомство обучающихся с миром музыкальных образов;
- формирование осознанного отношения к музыке как к части жизни в целом и внутреннего мира каждого человека в частности.
Задачи урока:
Образовательные:
- учить осмысленно воспринимать музыкальные произведения (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке);
- формировать вокально-хоровые навыки.
Развивающие:
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- развивать музыкальное восприятие-мышление, музыкальные способности.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;
- воспитывать слушательскую культуру.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование представления о музыкальных образах, повторение понятий вокальная и инструментальная музыка, интонация;
- развитие навыков пения -интонация, дыхание, артикуляция, интонационно и ритмически правильное, выразительное исполнение песни;
- умение воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание произведения.
Метапредметные:
- формирование понимания роли искусства в мире, связи музыки с окружающим миром;
- умение находить ассоциативные связи между музыкой и разными сторонами жизни людей. (анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, синтез.)
Личностные:
- умение в ходе творческой деятельности и нахождения ответов на поставленные обще-эстетические вопросы;
- понимание роли музыки в жизни человека.
Методы: метод художественной драматургии, метод интонационного анализа, метод сравнения, метод эмоционального сопоставления, метод наблюдения за музыкой, пластическое интонирование.
Оборудование: фортепиано, проектор, ноутбук, колонки, микрофоны.
Ход урока.
Слайд: граммофон
Вход обучающихся в кабинет музыки под песню «Нарядные пятерки».
У: Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуйте, учитель!
У: Ребята, когда вы входили в класс, звучала музыка. К какому музыкальному жанру она относится?
Д: Это – песня.
У: О чем была эта песня? Какое название можно придумать к этой песне?
Д: Это песня о школе, школьной жизни, о хороших оценках.
Ребята придумывают названия к песне.
У: Когда вы услышали песню, какое настроение у вас возникло?
Д: Ощущение праздника, радости.
У: О какой оценке шла речь?
Д: О «5».
У.: А как «5» называют в тексте песни? Какая она?
Д.: Нарядная.
У.: Скажите, а вам нравится получать «5»? Говорят, если сильно чего-то пожелать, то желание обязательно исполнится. А если еще и спеть…. Давайте выучим фрагмент этой песни.
Слайд: Текст припева
Разучивание и исполнение припева песни «Нарядные пятерки».
У: Ребята, получилось представить себя в роли отличника? Какие эмоции вы испытали?
Д: Гордость, радость, ответственность.
У: Эта песня называется «Нарядные пятерки». (Сравнить названия песни, что придумали дети) Мысли и чувства, которые вы прочувствовали, помогла испытать нам музыка и ее автор – Елена Обухова, современный детский композитор.
Слайд: портрет
Музыка передала нам те чувства и настроения, которые испытал сам композитор. Е. Обухова как бы общалась с нами, своими слушателями.
Слайд: «Искусство есть средство общения с людьми»
Литература – общение писателя и читателя
ИЗО – общение художника и зрителя
Музыка – общение композитора и слушателя
У М.П. Мусоргский есть такие слова: «Искусство есть средство общения с людьми». Давайте вспомним, какие основные виды искусства вы знаете и как искусство «общается с людьми»? Для чего нужно искусство? (Работа со слайдом)
Слайд: Явления жизни-чувства, переживания людей-музыкальный образ-музыкальный язык- музыкальное произведение.
Таким образом, композитор выражает свои мысли и чувства в звуковой форме и передает их слушателям. Происходит общение между композитором и слушателем через музыкальные образы.
Ребята, что такое музыкальный образ, как вы думаете?
Д: Композитор пишет музыкальное произведение, в котором рассказывает о каких-либо событиях с помощью звуков, музыкальных инструментов, темпа, динамики…
Слайд: музыкальный образ – это творческий замысел, жизненное содержание, которое создает композитор, используя богатые возможности музыкального языка.
Какой музыкальный образ возникает, когда при слушании песни «Нарядные пятерки»?
Д: Образ праздника, школьных будней, образ нашей школьной жизни.
У: Сегодня мы начнем наш большой разговор на тему: «Удивительный мир музыкальных образов». Эпиграф к теме звучит так:
«Музыка, как и любой вид искусства,
передаёт мысли того, кто её создал,
мысли и чувства тех, кого она изображает»
В. А. Сухомлинский.
Слайд: Что хотел сказать композитор?
Правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация.
Торжественная, печальная, тревожная, спокойная, настойчивая, нежная…
Интонация – выразительный мелодический оборот, наполненный смыслом, окрашенный чувством, переживанием.
(Что хотел сказать композитор?) Правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация. Интонация – главное свойство музыки, именно она способствует созданию музыкального образа. (Правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация.) Какие бывают музыкальные интонации?
Д: Веселые, грустные, радостные, печальные… (Торжественная, печальная, тревожная, спокойная, нежная…)
У.: (Интонация – выразительный мелодический оборот, наполненный смыслом, окрашенный чувством, переживанием.) Интонация – выразительный мелодический оборот, наполненный смыслом, окрашенный чувством, переживанием. Оказывается, с помощью различных интонаций композиторы разговаривают со слушателями. Вот и я вам предлагаю такую музыкальный разговор: я вам наиграю несколько музыкальных интонаций, а вы расскажите какую эмоцию, какое чувство вы услышите в этих звуках. (Интонации: кукушка м.3, плач м.2, настойчивость ч.1(ритм из Симфонии №5 III ч. Бетховена), энергия ч.4)
Дети слушают, участвуют в обсуждении, пропевают предложенные интонации.
У: Из интонаций складываются музыкальные образы. Какие бывают музыкальные образы. Для этого предлагаю разделиться на две группы: практики – это наши одноклассники из вокального ансамбля «Акварель», которые исполнят фрагменты любимых песен, и теоретики – ваша задача не просто послушать песни. Вслушайтесь в интонацию и мелодию, и вы сможете дать научное заключение вида музыкального образа. (Виды музыкальных образов)
Слайд: Виды музыкальных образов
Лирические (звучит фрагмент песни «Профессия - мама»)
Эпические («Смуглянка»)
Драматические
Комические (Звуки музыки, «Песня о веселых зонтиках»)
Сказочные, фантастические
(звучит фрагмент песни «Профессия - мама»)
У: Ребята, кто главный герой песни? Расскажите о его характере.
Д.: Главный герой песни – мама. Она добрая, ласковая, нежная… Образ мамы.
У.: Лирический образ (Лирические)
(звучит фрагмент песни «Смуглянка»)
У.: Ребята, о чем эта песня? (Ответы) О каких исторических событиях говорится в песне?
Д.: Здесь говорится о Великой Отечественной Войне. А также поется о любви.
У.: Если в произведении описывают исторические события, героев, подвиги, то это – эпические образы. (Эпические)
Кроме лирических и эпических образов можно выделить драматические, комические, сказочные образы. (Слайд с названиями) Я предлагаю послушать музыку и определить музыкальные образы.
Звуки музыки исполняет дуэт.
О чем эта песня? Какой у нее образ?
Д.: (ответы)
У.: А эта необыкновенная музыкальная загадка от нашего одноклассника. Он спрашивает: «Какой образ в этом музыкальном произведении?»
Звучит видеофрагмент «Веселые жонглеры»
Д.: (ответы)
У.: Еще один фантастический музыкальный образ не оставит вас равнодушными
Звучит видеофрагмент «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова в вокальном исполнении
Д.: (ответы)
Молодцы. В прошлом учебном году мы разучили много песен. Я уверена, что эту песню вы узнаете с 5 нот. (звучит фрагмент песни «Песня о веселых зонтиках», исполнение). С каким настроением звучит эта песня? Как вы думаете, какой здесь музыкальный образ?
Слайд: тест песни «Песня о веселых зонтиках»
Исполнение песни «Песня о веселых зонтиках»
Ребята, я вам предлагаю вспомнить наш урок. О чем шла речь на уроке?
Д.: О музыкальных образах. (Слайд с темой урока)
Скажите, для чего нам нужно разбираться в музыкальных образах, что такого удивительного есть в них?
Д.: Чтобы лучше понять, что хотел сказать композитор. Лучше понять музыкальное произведение. Мы научились понимать, как определять тот или иной музыкальный образ.
Чтобы подвести небольшую черту, я предлагаю вам создать синквейн по теме нашего урока «Удивительный мир музыкальных образов».
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное) - ОБРАЗ
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Читаем синквейны.
Вывод: Удивительный мир музыкального образа как раз и заключается в том многообразии интонаций, мелодий музыкальных произведений, погружаясь в образный строй которых, раскрываются различные грани духовного мира человека: мы волнуемся, грустим, радуемся… На последующих уроках мы с вами будем знакомиться с удивительными образами вокальной и инструментальной музыки.
Домашнее задание - слайд
Наш урок подходит к концу, а в конце урока обычно выставляют оценки. Давайте помечтаем вначале учебного года об отличных оценках и на уроке «Музыки», и на других предметах. Попытайтесь представить, что у вас не просто «5», а самая красивая и нарядная оценка!
Итак, сегодня всем за урок «5». Ловите свои «5» и пойте вместе снами.
Исполнение песни «Нарядные пятерки» анс. «Акварель», припев все вместе. А эти «5» вам в подарок о нашем уроке. («5» - пряник)
- Первая строка. ОБРАЗ______________________________________
- Вторая строка. ________________________________________________
- Третья строка. ________________________________________________
- Четвертая строка. _______________________________________________________________
- Пятая строка. ________________________________________________.
- Первая строка. ОБРАЗ______________________________________
- Вторая строка. ________________________________________________
- Третья строка. ________________________________________________
- Четвертая строка. _______________________________________________________________
- Пятая строка. ________________________________________________.
- Первая строка. ОБРАЗ______________________________________
- Вторая строка. ________________________________________________
- Третья строка. ________________________________________________
- Четвертая строка. _______________________________________________________________
- Пятая строка. ________________________________________________.
- Первая строка. ОБРАЗ______________________________________
- Вторая строка. ________________________________________________
- Третья строка. ________________________________________________
- Четвертая строка. _______________________________________________________________
- Пятая строка. ________________________________________________.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Удивительный мир музыкальных образов
1 Урок музыки в 6 классе...
6 класс - Урок № 1 - Удивительный мир музыкальных образов
Цели: o Показать на примере музыкальных произведений жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, инструментальная баркарола и родство музыкальной и разговорной речи.o...
Методическая разработка сценария открытого занятия педагога доп.образования Гончарука В.Е. – литературно-музыкальное путешествие по музыкальным образам «Музыкальный калейдоскоп»
Разработка сценария тематического направления в области театрального искусства....
Удивительный мир музыкальных образов Урок музыки в 6 классе урок 1
Данный урок по программе "Музыка" в 6 классе авт Сергеева ГП, Критская ЕД. Конспект дополнен презентацией с интерактивным кроссвордом.Тема урока. Удивительный мир музыкальных образов....
Удивительный мир музыкальных образов.
1 урок по музыке в 6 классе. Раздел "Мир образов в вокальной и инструментальной музыке"...
Удивительный мир музыкальных образов
laquo;Искусство, есть средство беседы с людьми», — говорил М. Мусоргский, а Н. Римский-Корсаков называл музыку «искусством поэтической мысли, которое сродни нашей речи...» Слу...
Конспект урока музыки на тему «Удивительный мир музыкальных образов»
Конспект урока музыки в 6 классе на тему «Удивительный мир музыкальных образов»...
- Мне нравится (1)