Урок музыки в 6 классе «Удивительный мир музыкальных образов»
план-конспект урока по музыке

Познакомить учащихся с понятием "Музыкальный образ" и показать его многообразие и способы воплощения в музыке"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки: "Удивительный мир музыкальных образов"

Разработчик: учитель музыки МАОУ СОШ №4 Безрукова Татьяна Фёдоровна

Класс: 6-й
Цель: Познакомить учащихся с понятием "музыкальный образ", показать его многообразие и способы воплощения в музыке.

Задачи:

  1. Научить определять и характеризовать музыкальные образы.
  2. Формировать навыки анализа музыкальных произведений.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость и воображение.
  4. Воспитывать интерес к музыке и искусству.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в увлекательное путешествие в мир музыки и откроем для себя, как через неё можно создавать и передавать образы. Как вы думаете, что такое образ?

Дети: Это что-то, что помогает представить или понять кого-то или что-то.

Учитель: Верно. Сегодня мы узнаем, что такое музыкальный образ и как он раскрывается в произведениях.

2. Вводная часть

Учитель: Давайте начнём с загадки. У меня есть несколько вопросов. Отгадывая их, вы узнаете ключевое слово нашего урока. Готовы?

  1. Клавишно-духовой инструмент.
    Дети: Орган.
  2. Вид городской песни лирического характера.
    Дети: Романс.
  3. Балет С. Прокофьева.
    Дети: "Золушка".
  4. Низкий мужской голос.
    Дети: Бас.
  5. Струнно-смычковый инструмент, немного больше скрипки.
    Дети: Альт.

Учитель: Отлично! Теперь соберите первые буквы этих слов. Какое слово получилось?
Дети: Образ.

Учитель: Верно! Сегодня мы будем говорить о музыкальных образах. А как вы понимаете слово "образ"?

Дети: Это то, как мы представляем что-то; изображение, идея.

Учитель: Замечательно! На уроках литературы и искусства вы уже сталкивались с этим понятием. В музыке тоже есть образы. Давайте прочитаем их определение в учебнике (страница 6):

"Музыкальный образ — это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. В художественных образах раскрывается духовный мир человека, его отношение к миру, жизни".

3. Основная часть

Учитель: А теперь давайте узнаем, как музыкальные образы раскрываются в разных произведениях. Мы будем слушать музыку и анализировать её. Готовы?

  1. А. П. Бородин "Богатырская симфония"
  • Учитель: Давайте послушаем этот отрывок. (Включает запись.) Как звучит музыка?
    Дети: Громко, сильно, тяжело, воинственно.
  • Учитель: Инструментальная или вокальная?
    Дети: Инструментальная.
  • Учитель: Как вам кажется, кого она изображает?
    Дети: Воина, героя.
  • Учитель: Верно. Перед нами героический образ. Эта музыка как будто рассказывает о подвигах богатырей.
  1. С. В. Рахманинов "Островок" (романс)
  • Учитель: Теперь послушаем другое произведение. (Включает запись.) Как звучит эта музыка?
    Дети: Тихо, спокойно, легко.
  • Учитель: Инструментальная или вокальная?
    Дети: Вокальная.
  • Учитель: А что может она изображать, передавать?
    Дети: Покой, тишину, безмятежность.
  • Учитель: Это лирический образ. Он совсем не похож на предыдущий, правда?
  1. В. А. Моцарт "Dies irae" из "Реквиема"
  • Учитель: Теперь послушаем ещё одно произведение. (Включает запись.) Как звучит эта музыка?
    Дети: Стремительно, тревожно, драматично.
  • Учитель: Инструментальная или вокальная?
    Дети: Вокальная.
  • Учитель: Что она передаёт?
    Дети: Тревогу, страх, смятение.
  • Учитель: Верно. Перед нами трагический образ. Эта музыка заставляет задуматься о сложных, драматических событиях.

4. Закрепление материала

Учитель: Теперь давайте попробуем систематизировать наши знания. Мы составим секвейны — короткие поэтические описания музыкальных образов. Вот схема:

  1. Тема — одно существительное.
  2. Описание темы — два прилагательных.
  3. Действие — три глагола.
  4. Фраза из четырёх слов, выражающая отношение.
  5. Синоним — одно слово.

Пример (вместе с классом):
Герой
Сильный, мужественный.
Защищает, борется, вдохновляет.
Это образ силы и воли.
Богатырь.

Учитель: Теперь составьте свои секвейны по каждому из трёх образов. Работаем в парах 5 минут.                                                                                                                                                     (Дети работают, учитель помогает.)                                                                                                   Учитель: Отлично, давайте обсудим ваши секвейны.

5. Рефлексия и подведение итогов

Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня мы познакомились с тремя музыкальными образами: героическим, лирическим и трагическим. Какие чувства вызвала у вас эта музыка?                       Дети: (Ответы: вдохновение, покой, тревога и т.д.)

Учитель: Замечательно! Музыка — это удивительный способ понять мир и выразить свои эмоции. Домашнее задание: найдите музыкальное произведение, которое передаёт определённый образ, и напишите, как оно вас вдохновляет.

Учитель: Спасибо за урок! До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

Презентация урок музыки 1 класс "Русские народные музыкальные инструменты"

Данная презентация помогает учителю в проведении урока музыки в 1 классе по теме : " Русские народные музыкальные инструменты".Слайды помогают учащимся наглядно представить русские народные музыкальны...

Урок музыки 7 класс "Музыкальные образы"

Открытый урок по музыке 7 класс по теме "Музыкальные образы"...

План-конспект урока музыки в 6 классе по теме "Музыкальный образ"

Материал содержит план-конспект урока на материале произведений А. Вивальди и П.И. Чайковского ("Времена года")...

6 класс - Урок № 1 - Удивительный мир музыкальных образов

Цели: o      Показать на примере музыкальных произведений жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, инструментальная баркарола и родство музыкальной и разговорной речи.o...

Удивительный мир музыкальных образов Урок музыки в 6 классе урок 1

Данный урок по программе "Музыка" в 6 классе авт Сергеева ГП, Критская ЕД. Конспект дополнен презентацией с интерактивным кроссвордом.Тема урока. Удивительный мир музыкальных образов....

Конспект урока музыки на тему «Удивительный мир музыкальных образов»

Конспект урока музыки в 6 классе на тему «Удивительный мир музыкальных образов»...