Программа хорового кружка
рабочая программа по музыке на тему

Бородулина Екатерина Александровна

Программа хорового кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_horovogo_kruzhka.docx39.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 15»

Утверждено                                                                                                                                                              Приказом №186  от 30 августа 2017 г.

Согласовано
с зам. директора по ВР

 А.Н. Каляевой     Протокол №  от «29 » августа 2017г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА вокально-хорового кружка

для учащихся 2-4 классов
на 2017/2018 учебный год

Составитель учитель музыки

Чумбоева Екатерина Александровна

2017 г.

Пояснительная записка

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

Днная программа составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в контексте с целевыми установками нормативных документов и рекомендациями по организации внеурочной деятельности учащихся и направлена на достижение следующей цели:

- создание условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность через исполнение детских песен, песен из мультфильмов и музыкальных сказок, русских народных песен и прибауток.

Задачи:

- формировать основы вокальной и сценической культуры;

- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;

- развивать творческую активность и самостоятельность детей;

- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 7до 10 лет. Занятия проводятся по 1 часу 2 раза неделю, 66часов в год.

Формы организации вокально-хоровой деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические ошибки

- методические игры

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

- сольное и хоровое пение;

- слушание различных интерпретаций исполнения;

- пластическое интонирование;

- элементов импровизации;

- движения под музыку;

- элементы театрализации.

Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие

художественно-педагогические принципы обучения:

- духовность;

-личностное ориентирование;

-образность;

-интерес и увлечённость;

-связь с жизнью;

-креативность;

-эмоциональное насыщение;

-вариативность и свобода выбора.

-системность, доступность содержания занятий для всех желающих.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи);

- наглядно – зрительный (мультимедиа);

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);

- практический (показ приемов исполнения, импровизация);

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);

- методические ошибки.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.

Занятия в кружке групповые.

Группа включает в себя 30 человек .

При наборе детей специального отбора не предполагается.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу .

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания.

Оснащение образовательного процесса:

  • кабинет ;
  • компьютер;
  • записи фонограмм в режиме + и -;
  • мультимедиа

Результаты освоения программы вокально-хорового кружка

По итогам 1 – го года обучения воспитанники должны

знать:

- основы вокально – хоровых навыков;

- правила пения;

- виды дыхания;

- музыкальные штрихи;

- средства музыкальной выразительности.

уметь:

применять правила пения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- сценически оформлять концертный номер.

У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.

Способы отслеживания результатов освоения программы

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Содержание программы

Вводное занятие

Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, распевания, знакомство с упражнениями.

Вокально-хоровая работа

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.

Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Понятие «унисон» и упражнения, направленные на его выработку.

Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato.Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой контроль звукообразования.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.

Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Твердая и мягкая атака.

Ансамбль. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

Развитие навыков уверенного пения.

Знакомство с музыкально-выразительными средствами:

  • мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);
  • ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);
  • пауза (долгая, короткая);
  • акцент (лёгкий, сильный);
  • гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);
  • интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);
  • лад (мажорный, минорный, переменный);
  • темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);
  • динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);
  • регистр (высокий, средний, низкий);
  • тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).

Работа над репертуаром

Сценическая культура: сценический образ, сценическое движение

Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Соединение муз. материала с танцевальными движениями.

Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают работу коллектива, требующий большой подготовки участников коллектива. План концертной деятельности составляется на год как с учётом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы, так и с учетом восприятия номеров слушателями. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.

Перед выступлениями в плановом порядке проводятся репетиции - работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблем, исполнительским планом каждого сочинения, работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено, разбор ошибок и поощрение удачных моментов.


Календарно-тематическое планирование на 2017/2018 учебный год

Урок по порядку

Дата урока

№ урока в данной теме

Тема урока

Учебное оборудование и наглядные пособия

Примечание

план

факт

1

01.09 – 09.09

1

Вводное занятие. Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса. Исполнение знакомые песен.

2

11.09 – 15.09

2

Вокальная  музыка.

«Россия, Россия, нет слова красивей»

3

18.09 – 22.09

3

Вокальная  музыка.

«Россия, Россия, нет слова красивей»

4

25.09 – 29.09

4

Вокальная  музыка.

«Россия, Россия, нет слова красивей»

5

02.10 – 06.10

5

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни осени.

6

09.10 – 13.10

6

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни осени.

7

16.10 – 20.10

7

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни осени.

8

23.10 – 27.10

8

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о друзьях.

9

07.11 – 10.11

9

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о друзьях.

10

13.11 – 17.11

10

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о России.

11

20.11 - 24.11

11

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о России.

12

27.11 - 01.12

12

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о маме, доме, семье.

13

04.12 – 08.12

13

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о маме, доме, семье.

14

18.12 – 22.12

14

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Сочиняем песню.

15

25.12 –29.12

15

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Сочиняем песню.

16

10.11 – 12.01

16

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о зиме.

17

26.12 – 30.12

17

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о зиме.

18

15.01 - 19.01

1

Сценический образ, сценическое движение. Народная песня, сказки небылицы. Рождественские игры.

19

22.01 – 26.01

2

Сценический образ, сценическое движение. Народная песня, сказки небылицы. Рождественские игры.

20

29.01 – 02.02

3

Сценический образ, сценическое движение. Шуточные песни.

21

05.02 – 09.02

4

Сценический образ, сценическое движение. Шуточные песни.

22

12.02 – 16.02

5

Сценический образ, сценическое движение. Песни о животных.

23

19.02 – 23.02

6

Сценический образ, сценическое движение. Песни о животных.

24

26.02 – 02.03

7

Сценический образ, сценическое движение. Масленица.

25

05.02 – 09.03

8

Сценический образ, сценическое движение. Песни 8 Марта.

26

12.03 – 16.03

9

Сценический образ, сценическое движение. Играем в оперу.

27

19.03 – 22.03

10

Сценический образ, сценическое движение. Играем в оперу.

28

02.04 – 06.04

11

Сценический образ, сценическое движение. Театр пантомимы и пародий

29

09.04 – 13.04

12

Сценический образ, сценическое движение. Театр пантомимы и пародий

30

23.04 – 27.04

13

Сценический образ, сценическое движение. Литературно-музыкальная композиция. Песни Победы.

31

30.04 – 04.05

14

Сценический образ, сценическое движение. Литературно-музыкальная композиция. Песни Победы.

32

07.05 – 11.05

15

Песни лета

33

14.05 -18.05

16

Песни лета

34

21.05 – 25.05

17

Отчётный концерт.

Примерный репертуар

Песни о школе«Если б не было школ». Муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина; «Песня первоклассника». Муз. Э. Ханка, сл. И. Шаферана; «Вот тогда ты пожалеешь Кулакова». Муз. Г. Струве, сл. Ф.Лаубе; «Игра». Муз. Шаинского, сл.Р.Рождественского.

Песни осени«Осень». Муз. М. Парцхаладзе, сл. Н. Некрасовой, «Осень постучалась к нам». Муз. И. Смирнова, сл. Т. Прописнова.

Песни о друзьях«Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка». Муз. Б.Савельева, сл.М. Пляцковского; «Если с другом вышел путь». Муз.В. Шаинского, сл. М.Танича ; «Ты, да я, да мы с тобой». Муз. В.Иванова, сл. М.Пляцковского из к/ф «Тихие троечники».

Песни о России, о Мире«Ромашковая Русь». Муз. Ю.Чикова, сл. М.Пляцковского; «Солнечная песенка».Сл. и муз. Степана Булдакова.

Песни о маме, доме, семье«Разноцветная семья». Муз. А.Варламова, сл. Р. Паниной; «Папа может».Муз. В.Шаинского, сл. М.Танича; «Золотая свадьба». Муз. Р.Паулса, сл. И.Резника; «Моя мама лучшая на свете» Ассоль; «Мама». Муз. Ю. Чичкова. сл. М.Пляцковского ,

Песни о животных«Про Мурзика». Муз. А.Варламов, сл. Р. Паниной; «Розовый слон», Муз. С.Пожлакова, сл. Г.Горбовского; «33 коровы». Муз. М.Дунаевского, сл. Н.Олева,

Песни о зиме«Если б не было зимы»из м/ф «Зима в Простоквашино». Муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Этина; «Песня о снежинке» из к/ф «Чародеи». Муз. Е.Крылатова. сл. Л.Дербенева.

Шуточные песни«Посиделки» муз. А.Варламова; «Монолог сына» или «Детская воздухоплавательная». Муз. и сл. Е. Егорова

Песни 8 марта«5 февральских роз». Муз. В.Цветкова, сл. В.Цветкова, В.Ильичева; «Наши мама самые красивые»; «Когда моя бабуля приходит в гости к нам»; «Солнечная капель». Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушева.

Песни Победы«Несовместимы дети и война». Муз. О. Хромушина, сл. М. Садовского; «Вальс Победы». Муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной.

Песни лета«Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето»Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова; «Картошка» из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского.

Список литературы для педагога

 

1.      Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.

2.      Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.

3.      Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.

4.      Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

5.      Андрианова  Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

6.      Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

7.      Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.

8.      Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.

9.      Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

10.  Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

11.  Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.

12.  Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.

13.  Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.

14.  Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

15.  Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

16.  Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.

17.  Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.

18.  Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.

19.  Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.

20.  Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.

21.  Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.

22.  Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.

23.  Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.

24.  Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.

25.  Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

26.  Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.

27.  Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.

28.  Риггз С.  Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.

29.  Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.

30.  Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.

31.  Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;

32.  Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959.

33.  Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.

34.  Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.

35.  Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;

36.  Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа хорового кружка "До-ми-солька"

Программа составлена на основе авторских программ "Певческая школа" В.В.Емельянова,"Народное пение" И.А. Ильина,"Сольное пение" Р.А.Жданова...

Рабочая программа вокально-хорового кружка "Весёлые нотки" д/с №9 "теремок"

Здесь раскрыты основные направления работы кружка, учебно-тематический план и условия реализации данной программы....

Рабочая программа хорового кружка "Пою моё Отечество" 1 класс (ФГОС, внеурочная деятельность)

Данная рабочая программа составлена на основе репертуара гжельского композитора Владимира Стрелкова в соответствии с ФГОС НОО. Необходимый музыкальный материал можно найти по ссылке http://yadi....

Рабочая программа Хорового кружка

Рабочая программа хорового кружка для 5-7 классов общеобразовательной школы....

программа вокально-хорового кружка "Улыбка"

Программа разработана для детей специальной - коррекционной школы- интернат 8 вида...

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование по дополнительному образованию вокально – хорового кружка «Домисолька»

Программа разработана  на основе типовых программ, М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса» Белгород, 2006г; Д Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей», Д.Б.Емельянова «Развитие п...

Программа хорового кружка "Аллегро"

Данная дополнительная образовательная программа хорового кружка «Аллегро» является модифицированным вариантом типовой программы для детских хоровых и вокальных коллективов общеобразовательных школ и у...